Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования (10е–11е классы) 2023 – 2024 учебный год

Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана основной
образовательной программы среднего общего образования (10е–11е классы)
2023 – 2024 учебный год
Предмет

Русский язык

Литература

Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО,
Федеральной рабочей программе по предмету. Программа составлена с учетом Федеральной программы
воспитания и Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры
ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения,
навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. В содержаниии программы выделяются
три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная
стилистика. Культура речи».
На изучение русского языка на уровне среднего общего образования отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по литературе на уровне среднего общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей
программе по предмету. Программа разработана с учетом федеральной программы воспитания и Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
Основу содержания литературного образования в 10-11 классах составляют чтение и изучение
выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ - начала ХХI
века с целью формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения его
анализировать и интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их
литературным развитием, жизненным и читательским опытом. В федеральной рабочей программе учебного
предмета «Литература» учтены этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной
литературы.
Учебный предмет «Литература» на уровне среднего общего образования сохраняет преемственность по
отношению к учебному предмету «Литература» на уровне основного общего образования. В 10-11 классах
на изучение учебного предмета «Литература» (базовый уровень) отводится 204 часа:
● 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).

История

Обществознание

Рабочая программа по истории на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований
к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей программе по
предмету. Программа разработана с учетом федеральной программы воспитания.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли
современной России в мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
На изучение истории на уровне среднего общего образования (базовый уровень) отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей
программе по предмету. Программа разработана с учетом федеральной программы воспитания.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны,
правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает
обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической
коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые
сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного предмета «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры
и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию
способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Общее количество учебных часов за два года обучения составляет – 68 часов. Учебным планом на
изучение обществознания отводится в 10 - 11 классах по часу в неделю при 34 учебных неделях.
Рабочая программа углублённого уровня по обществознанию составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования, федеральной рабочей программе,
в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания.
Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня реализует принцип преемственности
рабочих образовательных программ основного общего и среднего общего образования и ориентирована на

Обществознание
(углубленный уровень)

География

расширение и углубление содержания, представленного в рабочей программе по обществознанию базового
уровня.
Содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и методологией познания социума
различными социальными науками. Усилено внимание к характеристике основных социальных институтов.
Разделы курса отражают основы различных социальных наук. Углубление теоретических представлений
сопровождается созданием условий для развития способности самостоятельного получения знаний на основе
освоения различных видов (способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и
неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых коммуникаций.
В соответствии с учебным планом социально-экономического профиля обществознание на углублённом
уровне изучается в 10 и 11 классах. Общее количество времени на два года обучения составляет 272 часа
(136 часов в год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет:
● 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также
на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной программе воспитания.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС СОО
к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Изучение географии направлено на достижение следующих целей: воспитание чувства патриотизма,
взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных
ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, c ролью
России как составной части мирового сообщества; воспитание экологической культуры на основе
приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и
локальном уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека и
общества; формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира,
завершение формирования основ географической культуры; развитие познавательных интересов, навыков
самопознания, интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения комплексом
географических знаний и умений, направленных на использование их в реальной действительности;
приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной
В программе по географии на уровне среднего общего образования соблюдается преемственность с
программой по географии на уровне основного общего образования, в том числе в формировании основных
видов учебной деятельности обучающихся. Общее число часов, рекомендованных для изучения
географии – 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.

Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
(ФРП)

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на
основе требований к результатам освоения программы среднего общего образования, представленных в
ФГОС СОО, федеральной рабочей программе по предмету. Программа составлена с учетом федеральной
программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности».
Программа обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании учебного
предмета ОБЖ, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них
навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования.
Программа предполагает освоение содержания материала в логике последовательного нарастания
факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация – и разумного
построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом
актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение
выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными
потребностями личности, общества и государства.
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего
образования федеральная рабочая программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической
схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«Предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости безопасно действовать».
В программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного
общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
Модуль №1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
Модуль №2 «Безопасность в быту»
Модуль №3 «Безопасность на транспорте»
Модуль №4 «Безопасность в общественных
местах»Модуль №5 «Безопасность в природной
среде»
Модуль №6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»Модуль №7 «Безопасность в социуме»
Модуль №8 «Безопасность в информационном пространстве»
Модуль №9 «Основы противодействия экстремизму и
терроризму»
Модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности
жизни издоровья населения».

Математика

Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования отводится 68 часов (1
час внеделю) в 10—11 классах.
Для формирования практических навыков в области военной службы в соответствии с Приказом Министра
обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134
от 24 02 2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации
начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных
учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» организуются учебные
сборы. На учебные сборы отводятся 5 дней продолжительностью 35 часов.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» базового уровня для обучающихся 10—11
классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию,
и традиций российского образования. Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся.
В рабочей программе учтены идеи и положения «Концепции развития математического образования в
Российской Федерации» В соответствии с названием концепции, математическое образование должно, в
частности, предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний,
необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе. Основные линии содержания курса математики
в 10-11 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и
неравенства»), «Начала математического анализа», «Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства»,
«Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика». Данные линии развиваются
параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна от другой, а в тесном
контакте и взаимодействии.
Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования требование «владение методами доказательств, алгоритмами решения задач; умение
формулировать определения, аксиомы и теоремы, применять их, проводить доказательные рассуждения в
ходе решения задач» относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем
годам обучения на уровнесреднего образования.
Настоящей рабочей программой предусматривается изучение учебного предмета «Математика» в рамках
трёх учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и
статистика». Формирование логических умений осуществляется на протяжении всех лет обучения в старшей
школе, а элементы логики включаются в содержание всех названных выше курсов. В учебном плане на
изучение математики в 10—11 классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение каждого года
обучения, всего 350 учебных часов:
● 10 класс – 170 часов (5 часов в неделю);

Математика
(углубленный
уровень)

Информатика

● 11 класс – 170 часов (5 часов в неделю).
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» углублённого уровня для обучающихся 10—
11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому
образованию, и традиций российского образования. Реализация программы обеспечивает овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования,
целостность общекультуного, личностного и познавательного развития личности обучающихся.
Основные линии содержания курса математики в 10—11 классах углублённого уровня: «Числа и
вычисления», «Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала
математического анализа»,«Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение
геометрических величин»), «Вероятность и статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в
соответствии с собственной логикой, в тесном контакте и взаимодействии. Кроме этого, их объединяет
логическая составляющая, традиционно присущая математике и пронизывающая все математические курсы и
содержательные линии. Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования требование «умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема,
следствие, свойство, признак, доказательство, равносильные формулировки; умение формулировать обратное
и противоположное утверждение, приводить примеры и контрпримеры, использовать метод математической
индукции; проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность
рассуждений» относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам
обучения на уровне среднего общего образования.
В учебном плане технологического и социально-экономического профилей на изучение математики в 10—11
классах на углублённом уровне отводится 6 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на базовом уровне составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего, а также
Федеральной программы воспитания.
Результаты базового уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы в первую очередь
на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего
развития,которые включают в себя:
● понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой
предметнойобласти;
● умение решать типовые практические задачи, характерные для использования методов и
инструментарияданной предметной области;
● осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов,
типичныхсвязей с другими областями знания.
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы. Согласно основной

Информатика
(углубленный
уровень)

Биология

образовательной программе среднего общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 10–
11классах отводится 68 часов учебного времени (1 час в неделю).
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на углублённом уровне составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования,
а также федеральной рабочей программы воспитания.
Результаты углублённого уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы на получение
компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной
области, так и в смежных с ней областях, которые включают в себя:
— овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область,
распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные
подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области;
— умение решать типовые практические и теоретические задачи, характерные для использования методов и
инструментария данной предметной области.
В рамках углублённого уровня изучения информатики обеспечивается целенаправленная подготовка
выпускников средней школы к продолжению образования в высших учебных заведениях по
специальностям, непосредственно связанным с цифровыми технологиями.
Углублённый уровень изучения информатики обеспечивает: подготовку учащихся, ориентированных на
специальности в области информационных технологий и инженерные специальности; участие в проектной и
исследовательской деятельности, связанной с современными направлениями отрасли ИКТ; подготовку к
участию в олимпиадах и сдаче ЕГЭ по информатике. Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс
информатики основной школы. Согласно рабочей программе среднего общего образования на изучение
информатики на углублённом уровне в технологическом профиле 10–11 классов отводится 272 часа
учебного времени (4 часа в неделю):
● 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа среднего общего образования по биологии (базовый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.1 .2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции преподавания
учебногопредмета «Биология» и основных положений федеральной рабочей программы воспитания.
Структурирование содержания учебного материала в программе осуществлено с учётом приоритетного
значения знаний об отличительных особенностях живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В
соответствии с этим в структуре учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные
линии: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм
как биологическая система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы»,
«Экосистемы и присущие им закономерности».

Физика

Физика
(углубленный
уровень)

На её изучение отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах социально- экономического
и технологического профилей.
Рабочая программа по физике на уровне среднего общего образования (базовый уровень изучения
предмета)составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы,представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования (ФГОС СОО), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции
преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы.
Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной картины мира учащихся 10—11
классов при обучении их физике на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода.
Программа соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и
метапредметным результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации межпредметных
связей физики с естественно-научными учебными предметами.
Стержневыми элементами курса физики средней школы являются физические теории (формирование
представлений о структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и принципов в
современных представлениях о природе, границах применимости теорий, для описания естественно-научных
явлений и процессов).
В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательным предметом на уровне среднего общего
образования. Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объёме 136 часов за
два года обучения по 2 часа в неделю в 10 и 11 классов.
Рабочая программа по физике на уровне среднего общего образования (углублённый уровень изучения
предмета) составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной
программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования (ФГОС СОО), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и
Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
Данная программа определяет обязательное предметное содержание, устанавливает примерное
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую последовательность
изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа даёт представление о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Физика» на углублённом уровне.
Изучение курса физики углублённого уровня позволяет реализовать задачи профессиональной ориентации,
направлено на создание условий для проявления своих интеллектуальных и творческих способностей
каждым учащимся, которые необходимы для продолжения образования в высших учебных заведениях по

Химия

различным физико-техническим и инженерным специальностям В программе определяются планируемые
результаты освоения курса физики на уровне среднего общего образования: личностные, метапредметные,
предметные (на углублённом уровне). Научно-методологической основой для разработки требований к
личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу среднего
общего образованияна углублённом уровне, является системно-деятельностный подход.
Учебным планом предусмотрено изучение физики в объёме 340 часов за два года обучения: 5 часов в неделю
на технологическом профиле 10 и 11 классов.
Рабочая программа среднего общего образования по химии (базовый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с учётом
«Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» и основных положений федеральной
рабочей программы воспитания.
Химическое образование в школе является базовым по отношению к системе химического образования,
реализует присущие общему химическому образованию ключевые ценности, которые отражают
государственные, общественные и индивидуальные потребности. Этим определяется сущность общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия». В ходе
изучения предмета учащиеся познакомятся с основами органической химии. Получат базовые представления
о номенклатуре, изомерии, способах получения и химических свойствах органических соединений
различных классов. Также учащиеся познакомятся на базовом уровне с различными областями применения
органических веществ, в том числе полимеров. Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы
— «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых
являются основы базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей
химии) и органической
химии. Формирование данной системы знаний при изучении предмета обеспечивает возможность
рассмотрения всего многообразия веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии. На ступени
среднего общего образования на изучение химии отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю на
социально-экономическом и технологическом профилях 10 и 11 классов
Рабочая программа по физической культуре на уровне среднего общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования,
а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 10—11 классов общеобразовательных

Физическая
культура

организаций представляет собой методически оформленную концепцию требований Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и раскрывает их реализацию
через конкретное содержание.
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» в средней
общеобразовательной школе, составляет 68 часов (2 часа в неделю. Вариативные модули рабочей
программы, включая и модуль «Базовая физическая подготовка», могут быть реализованы за счет часов
внеурочной деятельности, в форме сетевого взаимодействия с организациями системы дополнительного
образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».