РП Математика в играх и задачах 1-4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 2.1
к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
«Математика в играх и задачах»
для учащихся 1- 4 классов
срок реализации 4 года

Составители:
Молодых Н.М., учитель начальных классов
Стецюк Н.В., учитель начальных кл

2023 г

Пояснительная записка
Рабочая программа «Математика в играх и задачах» составлена на
основе
авторской
программы
«Занимательная
математика»
Е.Э.Кочуровой, 2011 г.
Программа предназначена для развития
математических
способностей учащихся, для формирования элементов логической и
алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших
школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание,
память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность
рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
На изучение «Математики в играх и задачах» отводится 135 часов: в
1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в
3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Деятельность учителя с учетом Программы воспитания на уроках
математики в играх и задачах
Рабочая программа воспитания МАОУ «Школа № 10» реализуется в
том числе и через использование воспитательного потенциала уроков
математики. Эта работа осуществляется в следующих формах:
- Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими
работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации.
- Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: обращение
внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на уроке; на представителей ученых,
связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад,
который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные
подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;

- Использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор
соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе
- Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
- Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
- Применение групповой работы или работы в парах, которые
способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию
с другими обучающимися.
- Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий,
оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии
с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
- Инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в форме включения в урок различных исследовательских
заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести
навыки самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения
к
чужим
идеям,
публичного
выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Планируемые результаты освоения программы
Установление уважительных, доверительных, неформальных
отношений между учителем Программа курса «Математика в играх и
задачах» обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
 основы целостного восприятия окружающего мири универсальности
математических способов его познания
 уважительное отношение к иному мнению и культуре;
 навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности
на основе выделенных критерием успешности;
 умения определять наиболее эффективные способы достижения
результата, осваивать начальные формы и познавательной и
личностной рефлексии;
 интерес к познанию, к новому материалу, к овладению новыми
способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в

области математики;
 умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной
ответственности за её результат;
 навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, умения не создавать конфликтом и находить выходы из
спорных ситуаций.
 понимания универсальности математических способов познания
закономерностей
окружающего
мира,
умения
строить
и
преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
 адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе
заданных критериев её успешности;
 устойчивого интереса к продолжению математического образования, к
расширению возможностей использования математических способов
познания и описания зависимостей в явлениях и процессах
окружающего мира к решению прикладных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
 принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и
находить средства их достижении,
 определять наиболее эффективные способы достижения результата,
осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
 планировать,
контролировать и
оценивать
учебные
действия
в соответствии
с
поставленной задачей и условиями её реализации;
 воспринимать
и понимать причины успеха/неуспеха в
учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
 ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
 находить несколько способов действий при решении учебной задачи,
оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
Познавательные
Учащийся научится:
 использовать
знаково-символические
средства
представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
 представлять информацию в знаково-символической или графической
форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий,
отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов
и процессов, схемы решения учебных и практических задач;
выделять существенные характеристики объекта с целью выявления
общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
 владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления























аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
владеть базовыми предметными понятиями (число, величина,
геометрическая
фигура)
и
межпредметными
понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
использовать способы решения проблем творческого и поискового
характера;
владеть навыками смыслового чтения текстов математического
содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для
выполнения учебных и поисково-творческих паданий (в том числе с
помощью компьютерных средств);
читать информацию, представленную в знаково-символической или
графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами:
представлять информацию в таблице, ни столбчатой диаграмме, как
видео- и графические изображения, модели геометрических фигур,
готовить своё им выступление и выступать с аудио- и видео
сопровождением.
понимать универсальность математических способов познания
закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать
модели его отдельных процессов и явлений;
выполнять
логические
операции:
сравнение,
выявление
закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным
основаниями делать на этой основе выводы;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами и
явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
осуществлять расширенный поиск информации в различных
источниках;
составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм),
план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной
форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять
полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении
несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные,
делать выводы и прогнозы).
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, пользовать























математическую терминологию;
признавать возможность существования различим» точек зрения,
согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих
в группе, в паре, корректно и аргументировано, с использованием
математической терм ним логии и математических знаний отстаивать
свою позицию,
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые
средства, в том числе математические терминологию, и средства
информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных
задач, проектной деятельности;
принимать участие в определении общей цели и путей её достижения;
уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
конструктивно
разрешать конфликты посредством
учёта
интересов
сторон
и сотрудничества.
обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной
группе;
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией
одноклассников, работающих в одной группе.
Предметные
образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать;
заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность - правило, по которому составлена
числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на
несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз);
продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу,
время, скорость), используя основные единицы измерения величин
(километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный
километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный
сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм;
сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и
соотношения между ними.
соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять
план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1-5 действия) и
задачи, связанные с повседневной жизнью;
оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления,
оценивать реальность ответа на вопрос задачи.

описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в
пространстве;
 распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка,
отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, в том числе
треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
 выполнять построение геометрических фигур (отрезок, квадрат,
прямоугольник) по указанным данным с помощью линейки, угольника;
 использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
 распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
 соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
 измерять длину отрезка;
 вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
 оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо
(на глаз).
 читать несложные готовые таблицы;
 заполнять несложные готовые таблицы;
 читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
 классифицировать числа по нескольким основаниям (в более
сложных случаях) и объяснять свои действия;
 самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как
площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
 выполнять устно и письменно действия с числами (сложение,
вычитание, умножение и деление им однозначное, двузначное число в
пределах 1000000), опираясь на знание таблиц сложения и умножения
чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе
деления с остатком);
 выполнять устно сложение, вычитание, умножения и деление
однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к
действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
 выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить
его значение;
 вычислять
значение числового выражения, содержащего 2-5
арифметических действия;
 выполнять действия с величинами;
 выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с
помощью прикидки и оценки результата действия, на основе связи
между компонентами и результатом действия);
 использовать свойства арифметических действий для удобства
вычислений;
 решать уравнения на основе знания связей между компонентами и
результатами действий
 «сложение» и «вычитание», «умножение» и «деление»;
 находить значение буквенного выражения при ли данных значениях


входящих в него букв;
 составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
 решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению
её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала,
продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс
одновременного встречного движения двух объектов и движения в
противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными
пропорциональной зависимостью: цена, количество, стоимость; масса
одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов
и др.;
 решать задачи в 3-4 действия;
 находить разные способы решения задачи.
 распознавать,
различать
и
называть
геометрические
тела:
прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
 вычислять периметр многоугольника;
 находить площадь прямоугольного треугольника;
 находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники
(квадраты) и прямоугольные треугольники.
 достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
 сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и
столбцах несложных таблиц и диаграмм;
 понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и
слова («... и ...», «если
 ..., то ...», «верно! неверно, что ...», «каждый», «все», «некоторые»,
«не»).
- и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Содержание обучения
Программа курса «Математика в играх и задачах» включает три
раздела: «Числа. Арифметические действия. Величины», «Мир
занимательных задач», «Геометрическая мозаика».
Числа. Арифметические действия. Величины.
1 класс
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа
точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числовые головоломки:
соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось
заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление
примеров: поиск цифры, которая скрыта. Занимательные задания с
числами.
2 класс
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих
числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения
однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые

головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений.
Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени.
Масса. Единицы массы.
3 класс
Названия и последовательность чисел от 1 до 100. Подсчёт числа
точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение
и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения
однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в
ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление
примеров:
поиск
цифры,
которая
скрыта.
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание
задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
4 класс
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое
читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов,
связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач
1 класс
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с
недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом
условия. Логические задачи.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Нестандартные
задачи.
Использование
знаково-символических
средств
для
моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые
способом перебора. Задачи на смекалку.
2 класс
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Логические задачи. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и
вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой
информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице,
для ответа на заданные вопросы. Нестандартные задачи. Использование
знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных
в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и
задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе
неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных
решений.
3 класс

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с
недостаточными некорректными данными, с избыточным составом
условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи,
имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Старинные
задачи. Логические задачи. Ориентировка в тексте задачи, выделение
условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор
необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или
в таблице, для ответа на заданные вопросы. Решение олимпиадных задач
международного конкурса «Кенгуру».
4 класс
Логические задачи. Задачи на переливание. Составление
аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование
знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных
в задачах.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи
на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной
записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и
выполненных действий.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных
способов решения.
Геометрическая мозаика
1 класс
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,
«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число,
стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии
по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в
клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,
имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей
фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части
фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей.
Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск
нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка
фигур по собственному замыслу.
2 класс
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение
деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички).
Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение
деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения.

Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и
составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади
части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
3 класс
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в
конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с
заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных
вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному
замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по
площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на
орнаменте. Составление и вычерчивание орнамента с использованием
циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
4 класс
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток:
цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус,
четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус,
усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору
учащихся).

Тематическое планирование
1 класс
№ п/п Тема занятия

1

Математика — это
интересно. Решение
нестандартных задач.
Математический КВН

2

Танграм: древняя
китайская головоломка.

3

Путешествие точки.
Построение рисунка в
соответствии с заданной
последовательностью
шагов (по алгоритму).
Игры с кубиками.
Подсчёт числа точек на
верхних гранях
выпавших кубиков.

4

5

Танграм: древняя
китайская головоломка

6

Волшебная
линейкаШкала линейки.

Основные понятия

Деятельность учащихся

Геометрическая мозаика(5 ч)
Нестандартные задачи
Уметь решать нестандартные задачи
Использование свойств арифметических действий при выполнении
вычислений.
Решать задачи арифметическим способом.
Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с
предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев
танграм
Уметь составлять картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Использовать детали танграма для составления заданных фигур и фигур по
собственной задумке.
Анализировать детали конструктора и результат работы.
алгоритм
Уметь строить рисунок (на листе в клетку) в соответствии с заданной
последовательностью шагов (по алгоритму). Оценивать правильность
выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или
на основе различных образцов и критериев
грань

Уметь анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
Уметь выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже
Знать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации
Уметь составлять картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Использовать детали танграма для составления заданных фигур и фигур по
собственной задумке.
Анализировать детали конструктора и результат работы.
Числа. Арифметические действия.
Величины.(2ч)
Линейка, шкала
Знать математические понятия: равенство, неравенство; точка, кривая линия,
прямая линия, отрезок, ломанная, многоугольник, углы вершины и стороны

История возникновения
линейки.
7

Праздник числа 10.

8

Конструирование
многоугольников из
деталей танграма.

9

Игра-соревнование
«Весёлый счёт»
Игры с кубиками.
Составление
многоугольников с
заданным разбиением на
части.

10

11

Конструкторы лего.

12

Сбор модели по схеме.

многоугольника.
Уметь проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
сравнивать предметы по форме: круглый, квадратный, треугольный и др.;
Умение воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом ,
так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место чисел в
натуральном ряду; соотносить цифру и число;
Уметь представлять информацию, связанную со счетом
Геометрическая мозаика(1ч)
многоугольник
Уметь составлять картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Использовать детали танграма для составления заданных фигур и фигур по
собственной задумке.
Анализировать детали конструктора и результат работы.
Числа. Арифметические действия.
Величины. ( 2 ч)
Уметь представлять информацию, связанную со счетом, моделировать
действия сложения и вычитания с помощью предметов.
масштаб
Уметь анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
Уметь выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже
Знать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации
Геометрическая мозаика(3ч)
Конструирование
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами
построения конструкций. Выполнять постройки по собственному замыслу.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя; развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
Использовать детали конструктора для составления заданных фигур и фигур
по собственной задумке.
Анализировать детали конструктора и результат работы. Оценивать
правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими

13

Весёлая геометрия.
Решение задач,
формирующих
геометрическую
наблюдательность.

14

Математические
Конструктор
игры.Знакомство с
Инструкция
деталями конструктора,
схемами-инструкциями и
алгоритмами построения
конструкций.

15

16

17

«Спичечный»
конструктор. Решение
задач, формирующих
геометрическую
наблюдательность
«Спичечный»
конструктор. Решение
задач на перекладывание
спичек.
Задачи на смекалку.

заданиями или на основе различных образцов и критериев
Уметь решать задачи, формирующих геометрическую наблюдательность.
Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.
Числа. Арифметические действия.
Величины. (1 ч)
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами
построения конструкций. Выполнять постройки по собственному замыслу.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя; развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.

Геометрическая мозаика(2 ч)
Конструктор,
Уметь строить конструкции и фигуры по заданному образцу.
спичечный конструктор Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Конструктор,
спичечный конструктор

Уметь строить конструкции и фигуры по заданному образцу.
Создавать новые фигуры путем перекладывания 1-2спичек.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Мир занимательных задач(1 ч)
Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения, использовать графы для решения задач.
Составлять обратные задачи.

18

Прятки с фигурами

19

Числовые головоломки

20

Математические игры.
Задачи с некорректными
данными. Задачи,
допускающие несколько
способов решения.

21

Математическая
карусель.

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.
Геометрическая мозаика(1 ч)
Уметь строить треугольники и четырехугольники;
Группировать предметы по заданному признаку;
Определять обобщающий признак;
Узнать виды многоугольников;
Числа. Арифметические действия.
Величины. (6 ч)
Знать название, последовательность и обозначение чисел до 20;
Знать состав чисел в пределах 20;
Знать способ получения при счете числа, следующего за данным числом и
числа, ему предшествующего;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя; развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения, использовать графы для решения задач.
Составлять обратные задачи.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.
Знать название, последовательность и обозначение чисел до 20;
Знать состав чисел в пределах 20;
Знать способ получения при счете числа, следующего за данным числом и
числа, ему предшествующего;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

22

23

24/6

Математическая
карусель. Построение
«математических»
пирамид: «Сложение в
пределах 20»,
«Вычитание в пределах
20».
Уголки. . Составление
фигуры из 4, 5, 6, 7 –
уголков по образцу и по
собственному замыслу.
Игра в магазин.
Конструкторы,
математические
головоломки,
занимательные задачи.

25

Конструирование фигур
из деталей танграма.

26

Игры с кубиками.

помощью учителя; развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
Знать название, последовательность и обозначение чисел до 20;
Знать состав чисел в пределах 20;
Знать способ получения при счете числа, следующего за данным числом и
числа, ему предшествующего;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя; развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
Уметь строить фигуры по заданному образцу и по собственному замыслу.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Знать название, последовательность и обозначение чисел до 20;
Знать состав чисел в пределах 20;
Знать способ получения при счете числа, следующего за данным числом и
числа, ему предшествующего;
Оперировать монетами и купюрами разного достоинства
Составлять различные комбинации оплаты товара
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя; развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
Геометрическая мозаика(1 ч)
Уметь составлять картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Использовать детали танграма для составления заданных фигур и фигур по
собственной задумке.
Анализировать детали конструктора и результат работы.
Числа. Арифметические действия.
Величины. (3ч)
Уметь анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
Уметь выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже
Знать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.

27

28

29
30

Математическое
путешествие. Сложение
и вычитание в пределах
20.
Математические игры.
Сложение и вычитание в
пределах 20.
Секреты задач.
Вычисления в группах.
Математическая
карусель. Решение
нестандартных задач.

31

Числовые головоломки.
Конструкторы,
математические
головоломки,
занимательные задачи

32

Математические игры.
Решение и составление
ребусов, содержащих
числа. Заполнение
числового кроссворда
(судоку).

. Знать название, последовательность и обозначение чисел до 20;
Знать состав чисел в пределах 20;
Знать способ получения при счете числа, следующего за данным числом и
числа, ему предшествующего;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя; развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
Мир занимательных задач(2 ч)
Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения, использовать графы для решения задач.
Составлять обратные задачи.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.
Числа. Арифметические действия.
Величины. (3 ч)
Уметь работать в парах и группах, участвовать в совместной деятельности.
Давать название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 20;
-состав чисел в пределах 1000;
- способ получения при счете числа, следующего за данным числом и числа,
ему предшествующего;
Решать примеры с недостающими данными на основе логических
рассуждений
. Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
задачи;
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

33

Математические игры.
Построение
«математических»
пирамид.

Итого

Знать название, последовательность и обозначение чисел до 20;
Знать состав чисел в пределах 20;
Знать способ получения при счете числа, следующего за данным числом и
числа, ему предшествующего;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя; развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
33 ч

2 класс
№
п/п

Тема занятия

Геометрическая мозаика
1
«Удивительная
снежинка».
Геометрические узоры.
Симметрия.
Закономерности в узорах.

2

Основные понятия

Деятельность учащихся

Симметрия

Уметь находить закономерности в узорах. Группировать предметы по
заданному признаку;
Устанавливать геометрические последовательности
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Уметь составлять картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Использовать детали танграма для составления заданных фигур и фигур по
собственной задумке.
Анализировать детали конструктора и результат работы.

Игра «Крестики-нолики»
и конструктор «Танграм».
Урок - путешествие в
историю

Числа. Арифметические действия. Величины.
3
Математические игры.
Числа от 1 до 100.
Математическая
викторина

Знать название, последовательность и обозначение чисел до 100;
Знать состав чисел в пределах 100;
Знать способ получения при счете числа, следующего за данным числом и
числа, ему предшествующего;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя; развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
Геометрическая мозаика
4
Прятки с фигурами.
Решение задач на деление
заданной фигуры на
равные части.
Игра по станциям

Мир занимательных задач
5
Секреты задач
Задачи в стихах.

Геометрическая мозаика
6
«Спичечный»
конструктор
Соревнования по группам
7

8

«Спичечный»
конструктор
Урок - беседа «Я учусь
делать сообщения»
Геометрический

Находить заданные фигуры в фигурах сложной конфигурации. Решать
задачи на деление заданной фигуры на равные части. Уметь моделировать
ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие
знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.
Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения, использовать графы для решения задач.
Составлять обратные задачи.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.
Уметь строить конструкции и фигуры по заданному образцу.
Создавать новые фигуры путем перекладывания 1-2спичек.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Уметь строить конструкции и фигуры по заданному образцу.
Создавать новые фигуры путем перекладывания нескольких спичек.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Конструировать многоугольники из заданных элементов.

калейдоскоп.
Конструирование
многоугольников из
заданных элементов.
Использование ИКТ

Числа. Арифметические действия. Величины.
9
Числовые головоломки.
«Математика – царица
всех наук» викторина

«Шаг в будущее».
Решение и составление
ребусов, содержащих
числа.
«Круглый стол»
«Эрудиты – это ум,
эрудиты – это мощно»
Геометрическая мозаика
11
Геометрия вокруг нас.
Решение задач,
формирующих
геометрическую
наблюдательность
10

Составлять картинки без разбиения на части . Группировать предметы по
заданному признаку;
Строить многоугольники, ломанные линии.
Устанавливать геометрические последовательности
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности.
Давать название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 100;
-состав чисел в пределах 100;
- способ получения при счете числа, следующего за данным числом и числа,
ему предшествующего;
Решать примеры с недостающими данными на основе логических
рассуждений
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
задачи;
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

Решать задачи, формирующих геометрическую наблюдательность . Уметь
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения, использовать графы для решения задач.
Составлять обратные задачи.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.

12

Путешествие точки.
Построение собственного
рисунка и описание его
шагов.

13

«Шаг в будущее».
Заполнение числового
кроссворда (судоку).
«Считай, смекай,
угадывай»
интеллектуальный
турнир.
Тайны окружности.
Окружность.
Конкурс математических
рисунков

14

С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.
Группировать предметы по заданному признаку;
Устанавливать геометрические последовательности
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
задачи;
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
радиус

Числа. Арифметические действия. Величины.
15
Математическое
путешествие.
Вычисления в группах
Математический бой «Ум
без догадки – гроша не
стоит»
16

«Новогодний серпантин».
Математические
головоломки,

Распознавать окружность на орнаменте. Составлять орнамент с
использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Группировать предметы по заданному признаку;
Устанавливать геометрические последовательности
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Знать название, последовательность и обозначение чисел до 100;
Знать состав чисел в пределах 100;
Знать способ получения при счете числа, следующего за данным числом и
числа, ему предшествующего;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя; развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
задачи;

17

18

занимательные задачи.
В гостях у Дедушки
Мороза.
«Новогодний серпантин». палитра
Работа с палитрой —
основой с цветными
фишками и комплектом
заданий к палитре по теме
«Сложение и вычитание
до 100».
Математические игры.
Задания на разрезание и
составление фигур.
«Математику нам нужно
знать, чтобы космос
покорять!»
Выставка аппликаций.

«Часы нас будят по
утрам…». Определение
времени по часам с
точностью до часа.
Геометрическая мозаика
20
Геометрический
калейдоскоп.
Восстановление
геом.фигур.
19

Мир занимательных задач
21
Головоломки.
Расшифровка
закодированных слов.

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
Знать название, последовательность и обозначение чисел до 100;
Знать состав чисел в пределах 100;
Знать способ получения при счете числа, следующего за данным числом и
числа, ему предшествующего;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя; развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
Группировать предметы по заданному признаку;
Строить многоугольники, ломанные линии.
Устанавливать геометрические последовательности
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Определять время по часам с точностью до часа. Ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Группировать предметы по заданному признаку;
Строить многоугольники, ломанные линии.
Устанавливать геометрические последовательности
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
задачи;

«Считай, смекай,
отгадывай» подготовка
материала для стенгазеты.
22
Секреты задач. Решение и
составление ребусов,
содержащих числа
Числа. Арифметические действия. Величины.
23
«Что скрывает сорока?»
Занимательные задачи
Логико-математическая
игра «Весёлый грузовик»

24

Интеллектуальная
разминка.
Математические
пирамиды: «Умножение»,
«Деление».

25

Дважды два — четыре.
Таблица умножения
однозначных чисел.
Урок-путешествие в
«Математическое
царство».
Дважды два — четыре.
Задания по теме
«Табличное умножение и
деление чисел»

26

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
.

Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения, использовать графы для решения задач.
Составлять обратные задачи.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.
Знать название, последовательность и обозначение чисел до 100;
Знать состав чисел в пределах 100;
Знать способ получения при счете числа, использовать полученные знания
при выполнении действий умножения и деления.Ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.

27

Игры с кубиками на
умножение.
Интеллектуальный
марафон.

28

В царстве смекалки.
Математические игры
«Математический
штурм»

Интеллектуальная
разминка.
Математические
головоломки,
занимательные задачи.
Геометрическая мозаика
30
Составь квадрат.
Прямоугольник. Квадрат.
Ролевая игра «учимся
играя»
29

Мир занимательных задач
31
Мир занимательных
задач. Обратные задачи и
задания.
Работа в группах.
32

Задачи, имеющие
несколько решений.
Урок - исследование

Уметь анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
Уметь выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже
Знать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Знать название, последовательность и обозначение чисел до 100;
Знать состав чисел в пределах 100;
Знать способ получения при счете числа, следующего за данным числом и
числа, ему предшествующего;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя; развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
задачи;
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
Уметь составлять картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Использовать детали танграма для составления заданных фигур и фигур по
собственной задумке.
Анализировать детали конструктора и результат работы.
Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения, использовать графы для решения задач.
Составлять обратные задачи.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для

33

Математические фокусы.
Урок – спектакль.

34

Математическая эстафета.
Решение олимпиадных
задач
КВН «Мы пока не
Пифагоры,
но умом свернём мы
горы!

Итого

выполнения задания.
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
задачи;
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения, использовать графы для решения задач.
Составлять обратные задачи.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.
34

3 класс
№ п/п

Тема занятия

Мир занимательных задач(1 ч)
1
Интеллектуальная
разминка. Решение
олимпиадных задач.

Основные понятия

Деятельность учащихся
Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения, использовать графы для решения задач.
Составлять обратные задачи.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для

выполнения задания.
Числа. Арифметические действия. Величины. (1 ч)
2
«Числовой»
конструктор
Числа от 1 до 1000.

Геометрическая мозаика(1 ч)
3
Веселая геометрия.
Решение задач
формирующих
геометрическую
наблюдательность.
Мир занимательных задач(3 ч)
4
Волшебные
Объём
переливания.
Задачи на
переливание.

5

В царстве смекалки.
Задачи на
внимательность.

6

Решение
нестандартных задач

Уметь работать в парах и группах, участвовать в совместной деятельности.
Давать название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 1000;
-состав чисел в пределах 1000;
- способ получения при счете числа, следующего за данным числом и числа,
ему предшествующего;
Решать примеры с недостающими данными на основе логических
рассуждений
Группировать предметы по заданному признаку;
Строить многоугольники, ломанные линии.
Устанавливать геометрические последовательности
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её выполнения.
Оценить результаты своей деятельности, проявить личностную
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на
будущее.
Уметь выявлять закономерности в расположении деталей.
Уметь решать задачи на внимательность.
Использование свойств арифметических действий при выполнении
вычислений. Решать задачи, составив уравнения.
Решать задачи арифметическим способом.
Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с
предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.
Уметь решать нестандартные задачи
Использование свойств арифметических действий при выполнении

(на «отношения»).

7

8

9

10

11

12

13

Геометрическая мозаика(3 ч)
Многоугольник,
Конструирование
разновидности
многоугольников из
многоугольников,
деталей танграма.
танграм.
«Спичечный»
конструктор

вычислений. Решать задачи, составив уравнения.
Решать задачи арифметическим способом.
Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с
предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.
Уметь строить треугольники и четырехугольники;
Группировать предметы по заданному признаку;
Определять обобщающий признак;
Узнать виды многоугольников;
Уметь строить конструкции и фигуры по заданному образцу.
Создавать новые фигуры путем перекладывания 1-2спичек.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.

«Спичечный»
конструктор
Числа. Арифметические действия. Величины. (12 ч)
Числовые
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
головоломки.
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
Заполнение
задачи.
числового
кроссворда (судоку).
Интеллектуальная
разминка.
Электронные
математические игры
(работа на
компьютере).
Интеллектуальная
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности.
разминка. Порядок
Давать название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 1000;
выполнения
-состав чисел в пределах 1000;
действий в числовых
- способ получения при счете числа, следующего за данным числом и числа,
выражениях (без
ему предшествующего;
скобок, со скобками).
Решать примеры с недостающими данными на основе логических
рассуждений
Игра-соревнование
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности.

«Веселый счет»

14

15

16

17
18

Математические
игры.
Числовые
головоломки
Секреты чисел.
Вычисления в
группах.
Математическая коп
илка. Составление
сборника числового
материала, взятого из
жизни, для
составления задач.
Проект «Великие
математики»

19
Числовые
головоломки.

Числовой палиндром

Давать название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 1000;
-состав чисел в пределах 1000;
- способ получения при счете числа, следующего за данным числом и числа,
ему предшествующего;
Решать примеры с недостающими данными на основе логических
рассуждений.
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
задачи;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности.
Находить и отбирать материал по теме исследования.
Анализировать материал.
Оформлять результаты исследования в виде сборника и представлять
продукт.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Слушать и понимать речь других.
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности.
Находить и отбирать материал по теме исследования.
Анализировать материал.
Оформлять результаты исследования в виде газете и представлять продукт.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Слушать и понимать речь других.
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
задачи;
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

20

21

22

23

24

В царстве смекалки.
Задачи с
недостающими
данными, с
избыточным
составом условия
Секретные задачи.
Решение задач
разными способами.
Решение
нестандартных задач.
Мир занимательных задач(1 ч)
Мир занимательных
задач.
Конструирование из
деталей танграма.
Геометрическая мозаика(1 ч)
Прятки с фигурами.
Поиск фигур в
фигуре сложной
конфигурации.
Поиск треугольников
в заданной фигуре.
Мир занимательных задач(2 ч)
Интеллектуальная
разминка. Задачи и
задания на развитие
пространственных
представлений.

Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.

Уметь составлять картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Использовать детали танграма для составления заданных фигур и фигур по
собственной задумке.
Анализировать детали конструктора и результат работы.
Уметь искать заданные фигуры в фигурах сложной конструкции
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
Учиться высказывать своё предположение (версию); контролировать свою
деятельность: обнаруживать и исправлять ошиб
Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения.

25

26

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
Разверни листок.
Столетие
преодолевать трудности.
От секунды до
Век
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
столетия.
выполнения задания.
Числа. Арифметические действия. Величины. (9 ч)
Время и его
Столетие
Составлять различные задачи, используя данные о возрасте своих
единицы: час,
Век
родственников, Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи,
минута, секунда;
использовать соответствующие знаково-символические средства для
сутки, неделя, год,
моделирования ситуации.
век.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.

27

Одна секунда в
жизни класса.

28

Числовые
головоломки. Задачи
в стихах. Задачи-

Цена одной минуты. Сбор информации. Что успевает
сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Уметь
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
задачи;

шутки.
29

30

31

32

Конкурс смекалки .
Старинные русские
меры длины и массы.
Это было в старину.
Решение старинных
задач.
Математические
фокусы.
Поиск «спрятанных»
цифр в записи
решения.
Энциклопедия
математических
развлечений.
Использование
разных источников
информации.

33

Составление
сборника
занимательных
заданий.

34

Математический
лабиринт.Задачи на
смекалку.

пядь, аршин, вершок,
верста, пуд, фунт

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
Пазнакомиться со старинными русскими мерами длины и массы: пядь,
аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др.
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
задачи;
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности.
Находить и отбирать материал по теме исследования.
Анализировать материал.
Оформлять результаты исследования и представлять продукт.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Слушать и понимать речь других.
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности.
Находить и отбирать материал по теме исследования.
Анализировать материал.
Оформлять результаты исследования в виде газете и представлять продукт.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Слушать и понимать речь других.
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
задачи;
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

Итого

34 ч

4 класс
№ п/
п
1

2

3

Тема занятия

Основные понятия

Мир занимательных задач(1 ч)
Интеллектуальная
разминка. Решение
олимпиадных задач.

Деятельность учащихся

Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения, использовать графы для решения задач.
Составлять обратные задачи.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.

Числа. Арифметические действия. Величины. (1 ч)
Вычислительные
Актуализировать умения выполнять действия с многозначными числами,
упражнения с
Развитие умения работать с различными источниками информации и
многозначными
учебную самостоятельность учащихся, коммуникативные навыки.
числами.
Совершенствовать умения анализировать задачу, составлять план её
решения, работать в парах, группах, продолжать формировать умения ,
анализировать свою деятельность, обучать целеполаганию, самопроверке.
Устанавливать закономерности, выделять главное.
Мир занимательных задач(2 ч)
Решение задач на
Доля, дробь
Применять правила сравнения объектов.
нахождение части
Решать задачи на сравнение количества предметов.
числа, числа по его
Проводить сравнение частей целого объекта.
части.
Устанавливать взаимосвязь между частями и целым объектом.
Решать задачи на нахождение нескольких долей целого. Проверять,

4

5

6

7

правильно выполнено деление с остатком. Сравнивать значения величин
Находить несколько долей целого.
Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
Уметь строить фигуры по заданному образцу и по собственному замыслу.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.

Решение
Объем, объемное тело
топологических задач.
Подготовка учащихся к
изучению объемных
тел. Пентамино.
Числа. Арифметические действия. Величины. (2 ч)
Римские цифры.
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
Занимательные задания
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
с римскими цифрами.
задачи;
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
Числовые головоломки.
Мир занимательных задач(3 ч)
Задачи решаемые по
Граф, взвешенный граф,
графам.
структура графа

8

Решение задач на
установление
причинноследственных
отношений

9

Математический
марафон. Сбор
информации и выпуск
математической газеты
(работа в группах).

Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения, использовать графы для решения задач.
Составлять обратные задачи.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности.
Находить и отбирать материал по теме исследования.
Анализировать материал.
Оформлять результаты исследования в виде газете и представлять продукт.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Слушать и понимать речь других.
10

11

12

13

14

Геометрическая мозаика(2 ч)
Куб. Игра «Кубики для
всех». Прямоугольный
параллелепипед. Куб.
Развертка
параллелепипеда.

Каркасная модель куба.
Развертка куба. Куб.
Площадь полной
поверхности куба.

Куб, поверхность,
каркас, площадь.

Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Конструировать прямоугольный параллелепипед, куб.
Читать чертежи.
Строить развертки
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.
Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Конструировать каркасную модель куба.
Вычислять площадь полной поверхности куба.
Знать единицы измерения площади.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.

Числа. Арифметические действия. Величины. (3 ч)
Числовые
Актуализировать умения выполнять действия с многозначными числами,
последовательности и
Развитие умения работать с различными источниками информации и
закономерности.
учебную самостоятельность учащихся, коммуникативные навыки.
Совершенствовать умения анализировать задачу, составлять план её
решения, работать в парах, группах, продолжать формировать умения ,
анализировать свою деятельность, обучать целеполаганию, самопроверке.
Устанавливать закономерности, выделять главное.
Судоку. Решение и
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
составление
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
математических
задачи;
кроссвордов.
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
Решение
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

15

16
17

18

математических
головоломок,
основанных на устных
и письменных
вычислениях
многозначных чисел.
Геометрическая мозаика(3 ч)
Палетка, единицы
Площадь. Измерение
измерения площади
площади палеткой.

Цилиндр. Развертка
цилиндра.
Конус. Развертка
конуса.

Цилиндр
Конус

Уметь пользоваться палеткой.
Вычислять площадь сложной фигуры при помощи палетки.
Сравнивать площади сложных фигур.
Решать задачи на нахождение площади сложных фигур.
Объяснять выбор решений наиболее подходящих для выполнения задания.
Вступать в диалог, аргументировать свои высказывания.
Работать в группах.
Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Конструировать цилиндр, конус, пирамида.
Читать чертежи.
Строить развертки
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.

Числа. Арифметические действия. Величины. (7 ч)
Задачи и задания по
Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
проверке готовых
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
решений, в том числе
ситуации.
неверных.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения, использовать графы для решения задач.
Составлять обратные задачи.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.

19

Какие слова спрятаны в
таблице?

20
«Математика — наш
друг!» Сбор
информации и создание
презентации(работа в
группах).

21

Решай, отгадывай,
считай. Заполнение
числового кроссворда
(судоку, какуро).

22

В царстве смекалки.
Запись решения в виде
таблицы.

23

Числовые головоломки.

24

Решение и составление
ребусов, содержащих

С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.
Актуализировать умения выполнять действия с многозначными числами,
Развитие умения работать с различными источниками информации и
учебную самостоятельность учащихся, коммуникативные навыки.
Совершенствовать умения анализировать задачу, составлять план её
решения, работать в парах, группах, продолжать формировать умения ,
анализировать свою деятельность, обучать целеполаганию, самопроверке.
Устанавливать закономерности, выделять главное.
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности.
Находить и отбирать материал по теме исследования.
Анализировать материал.
Оформлять результаты исследования в виде презентации и представлять
продукт.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Слушать и понимать речь других.
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
задачи;
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
Актуализировать умения выполнять действия с многозначными числами,
Развитие умения работать с различными источниками информации и
учебную самостоятельность учащихся, коммуникативные навыки.
Совершенствовать умения анализировать задачу, составлять план её
решения, работать в парах, группах, продолжать формировать умения ,
анализировать свою деятельность, обучать целеполаганию, самопроверке.
Устанавливать закономерности, выделять главное.
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
задачи;
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении

25
26

27

28

29

числа.
Мир занимательных задач(2 ч)
Решение
Комбинаторные задачи
комбинаторных задач.
Задачи с
многовариантными
решениями.

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.
Использовать движущиеся модели для решения задач на логику.

Числа. Арифметические действия. Величины. (3 ч)
Интересные приемы
Многозначные числа,
Уметь работать в парах и группах, участвовать в совместной деятельности.
устного счёта.
классы и разряды
Давать название, последовательность и обозначение чисел от 1000 до
Упражнения с
1000000;
многозначными
-состав чисел в пределах 1000000;
числами (класс млн.)
- способ получения при счете числа, следующего за данным числом и числа,
ему предшествующего;
Решать примеры с недостающими данными на основе логических
рассуждений
Создание сборника
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности.
числового материала
Находить и отбирать материал по теме исследования.
для составления задач.
Анализировать материал.
Оформлять результаты исследования в виде презентации и представлять
продукт.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Слушать и понимать речь других.
Числа-великаны.
Уметь работать в парах и группах, участвовать в совместной деятельности.
Коллективный счёт
Давать название, последовательность и обозначение чисел от 1000 до
1000000;

-состав чисел в пределах 1000000;
- способ получения при счете числа, следующего за данным числом и числа,
ему предшествующего;
Решать примеры с недостающими данными на основе логических
рассуждений
30
31

32

33

Мир занимательных задач(2 ч)
Решение
Комбинаторные задачи
комбинаторных задач.
Решение задач на
преобразование
неравенств

Геометрическая мозаика(1 ч)
Пирамида. Развертка
пирамиды.

Мир занимательных задач(2 ч)
Вычислительные
упражнения с
многозначными
числами.

Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Решать задачи разными способами, определять рациональный способ
решения.
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.
Использовать движущиеся модели для решения задач на логику.
Уметь моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Конструировать цилиндр, конус, пирамида.
Читать чертежи.
Строить развертки
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности.
С помощью учителя объяснять выбор решений наиболее подходящих для
выполнения задания.
Актуализировать умения выполнять действия с многозначными числами,
Развитие умения работать с различными источниками информации и
учебную самостоятельность учащихся, коммуникативные навыки.
Совершенствовать умения анализировать задачу, составлять план её
решения, работать в парах, группах, продолжать формировать умения ,

34

Решение
математических
головоломок,
основанных на устных
и письменных
вычислениях
многозначных чисел.
Итого

анализировать свою деятельность, обучать целеполаганию, самопроверке.
Устанавливать закономерности, выделять главное.
Решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на
смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические
задачи;
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».