РП "Разговоры о важном" 1-4 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 1.13
к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
для учащихся 1-4 классов
срок реализации 1 год

Составители:
Курдакова Е.А.

2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, федеральных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной
деятельности.
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
− формирование интереса к познанию;
− формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
− выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
− создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
− развитие у школьников общекультурной компетентности;
− развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
− осознание своего места в обществе;
− познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
− формирование готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие
документы.
1.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ
2.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации,
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный

образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован
Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован
Минюстом России 17.08.2022 № 69675).
7.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480)
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034).
9.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О
направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных
занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
12.07.2023 № 74229).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
12.07.2023 № 74223).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
12.07.2023 № 74228).
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом
федеральных образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребёнка. Это проявляется:
− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
− в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в
программе воспитания;
− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих
их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
школьниками, следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
Личностные результаты
Гражданско-патриотического
воспитание:
осознание
своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как
члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей
страны.
Духовно-нравственное воспитание: понимание связи человека с
окружающим миром; бережное отношение к среде обитания; проявление
заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Признание
индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям; выполнение
нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, интерес к различным профессиям.
Ценности научного познания: первоначальные представления о научной
картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании. Проявление желания
обогащать свои знания, способность к поисково-исследовательской
деятельности.
Метапредметные результаты
Универсальные учебные познавательные действия: для решения
предложенных учебных задач использовать интеллектуальные операции
(сравнение, анализ, классификацию), оценивать ситуации нравственного и
безнравственного поведения, приводить примеры событий, фактов,
демонстрирующих отношение человека к окружающему миру, проявление
нравственно-этических качеств. Работать с информацией, представленной в
текстовом, иллюстративном, графическом виде.

Универсальные учебные коммуникативные действия: проявлять
активность в диалогах, дискуссиях, высказывать свое мнение по поводу
обсуждаемых проблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
создавать устные и письменные высказывания, небольшие тексты (описание,
рассуждение); проявлять желание готовить небольшие публичные
выступления.
Универсальные учебные регулятивные действия: признавать
возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать свое мнение. Принимать участие в
планировании действий и операций по решению учебной задачи, оценивать
свое участие в общей беседе (дискуссии, учебном диалоге).
Занятия «Разговоры о важном» позволяют осуществить решение задач
по освоению предметных планируемых результатов.
Многие темы «Разговоров о важном» строятся на использовании
содержания учебных предметов. Это позволяет совершенствовать
функциональную грамотность младших школьников: развивать умения
использовать полученные знания в нестандартных ситуациях; отбирать,
анализировать и оценивать информацию в соответствии с учебной задачей;
строить высказывания и тексты с учетом правил русского языка.
Предметные результаты освоения программы внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» представлены с учетом специфики
содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание
курса внеурочной деятельности:
Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как
основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского
языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и
письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение
основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка;
использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной
литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего
развития личности человека; первоначальное представление о многообразии
жанров художественных произведений и произведений устного народного
творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации
текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с
культурой своего народа.
Математика и информатика: развитие логического мышления;
приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и

текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать
информацию и делать выводы.
Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к
своей семье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее
истории и культуре, природе; сформированность чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы; первоначальные представления
о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о
многообразии объектов и явлений природы; о связи мира живой и неживой
природы; сформированность основ рационального поведения и
обоснованного принятия решений; первоначальные представления о
традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых
профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного
края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного
наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина
Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и
группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире
(в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение
базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической,
аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования
электронных ресурсов организации и сети Интернет, получения информации
из источников в современной информационной среде; формирование навыков
здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил
безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о
небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении
с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного
поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта
положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
стремления действовать в окружающей среде в соответствии с
экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание
необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли
в этом личных усилий человека; формирование умений анализировать и
давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять
готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение
суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности,
веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовнонравственного развития личности; понимание ценности семьи, умение
приводить примеры положительного влияния религиозной традиции на
отношения в семье, воспитание детей; овладение навыками общения с людьми
разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой
веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание
ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда

людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять
значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение", "дружелюбие";
умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему,
милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России,
современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать
помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства;
знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовных
ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с
использованием различных художественных материалов и средств
художественной выразительности изобразительного искусства; умение
характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов
России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной
музыки.
Технология: сформированность общих представлений о мире профессий,
значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов
материальной культуры.
Физическая культура: сформированность общих представлений о
физической культуре и спорте, физической активности человека, физических
качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных
физических упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в
игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры
Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ
учебных предметов и способствуют развитию кругозора младшего
школьника, его возрастной эрудиции и общей культуры. Эта функция
внеурочной деятельности особенно важна и является после решения
воспитательных задач - существенной и приоритетной.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С чего начинается Родина? Колыбельная песня мамы, первая игрушка,
первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и
история родного края. Ответственность гражданина за судьбу своей Отчизны.
Историческая память народа и каждого человека. Связь (преемственность)
поколений – основа развития общества и каждого человека. Историческая
память – это стремление поколения, живущего в настоящее время, принять и
воспитывать в себе качества, которые отражают нравственные ценности
предыдущих поколений
(«Там, где Россия», «Что такое Родина? (региональный и местный
компонент)», «День народного единства», «Урок памяти»).

Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России.
Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь её —
часть любви к Отчизне. Преемственность поколений в готовности защищать
родную землю. Великая Отечественная война: герои, подвиги,
самопожертвование. Непокоренный Ленинград: страницы истории блокады
города («Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской»,
«Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады», «День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения
Ф. Ушакова», «Союзники России», «Урок памяти»).
Конституция Российской Федерации — главный закон государства.
Что такое права и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры
выполнения обязанностей членами общества. Избирательная система в России
(общее представление) («Главный закон страны», «Избирательная система
России (30 лет ЦИК)», «Налоговая грамотность»).
Любовь к родной природе, ее охрана и защита – проявление
патриотических чувств. Россия от края и до края: разнообразие природы,
объекты природы, вошедшие в список мирового достояния ЮНЕСКО.
Природа малой Родины. Природные достопримечательности Поволжья,
Севера, Сибири,
Дальнего Востока. Крым – природная жемчужина. Симферополь —
столица Республики Крым, «ворота Крыма» («Крым. Путь домой», «Я вижу
Землю! Это так красиво», «Экологичное потребление»).
Нравственные ценности российского общества. Трудовая
деятельность россиян, созидательный труд на благо Отчизны. Многообразие
профессий, люди особых профессий (спецназ, МЧС, полиция, гражданская
авиация) («День спецназа», ««Первым делом самолеты». О гражданской
авиации»).
Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего —
что будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей,
бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё
время, пока работаешь? («Труд крут!», «Как найти свое место в обществе»,
«Герои нашего времени»).
Гуманизм, доброта, волонтёрская деятельность — качество
настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить
заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого
предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена:
благотворительность граждан; пожертвование как одна из заповедей в
традиционных религиях.
Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и
мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей,
которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, сопереживание.
Как младший школьник может проявить добрые чувства к другим
людям? («Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день
психического здоровья, профилактика буллинга)»).

Детские общественные организации в России и их деятельность –
мы вместе, и мы делаем добрые дела. Наша помощь нужна тем, кто в ней
нуждается: больным, старым, слабым («Будь готов! Ко дню детских
общественных организаций»). Всемирный фестиваль молодежи
Учебный коллектив. Правила взаимодействия в учебной деятельности.
Взаимоответственность
членов
учебного
коллектива
за
успехи
одноклассников, помощь, поддержка в коллективе – залог его благополучия и
отсутствия конфликтов. Противостояние отрицательным влияниям
(«Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)», «Россия
– здоровая держава»).
Государственные праздники Российской Федерации:
− Новый год, — замечательный общенародный праздник. Традиции
празднования Нового года в разных странах. История возникновения
новогоднего праздника в России. Рождество (7 января). История праздника
Рождества Христова. Рождественские традиции в России. История создания
новогодних игрушек («Новогодние семейные традиции разных народов
России»).
− День российской науки (8 февраля). Наука и научные открытия в
России. Значение научных открытий для прогресса общества и развития
человека. Преемственность поколений в научных достижениях. Выдающиеся
ученые прошлых веков: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К. Э. Циолковский.
Научные открытия российских учёных, без которых невозможно представить
современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый
парашют, наркоз, искусственное сердце. Качества ученого: талант,
вдохновение, упорство, увлеченность. Проявление интереса к научным
знаниям и деятельности российских ученых. Желание расширять свои знания,
участвовать в школьной опытноисследовательской деятельности. Что такое
виртуальный мир и кто его создаёт? «Плюсы» и «минусы» виртуального мира.
Правила безопасного пользования Интернет-ресурсами. («Россия: взгляд в
будущее», «Технологический суверенитет/цифровая экономика/новые
профессии», «190 лет со дня рождения Д.
Менделеева. День российской науки»).
− День защитника Отечества (23 февраля). История рождения
праздника. Защита Отечества — обязанность гражданина Российской
Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и
мирное время: всегда есть место подвигу. Качество российского воина:
смелость, героизм, самопожертвование («День защитника Отечества. 280 лет
со дня рождения Ф.
Ушакова»).
− Международный женский день (8 марта) — праздник благодарности и
любви к женщине. Женщина в современном обществе — труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории России, прославившие свою
Отчизну («О взаимоотношениях в семье (День матери)»).
− День космонавтики (12 апреля). Страницы истории российской
космонавтики. Первый искусственный спутник Земли; Луноход-1; первый

полёт человека в космос – Ю. А. Гагарин; первый выход в открытый космос
— А. А. Леонов; самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков.
Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса («Я вижу Землю! Это
так красиво»).
− Праздник Весны и Труда (1 мая). Истории праздника – 100 лет.
Последний весенний месяц связан с разнообразными работами в поле, в саду,
в огороде. С давних времен люди желали друг другу хорошего урожая,
удачного лета. Традиция изменилась, когда женщины-работницы выступили
на митинге с требованиями прекратить эксплуатировать детский труд и
повысить заработную плату женщинам («Труд крут!»).
− День Победы (9 мая). Великая победа советской армии в Великой
Отечественной войне. Какое чувство вело советских людей на борьбу за
свободу своей Родины? Вклад в победу советских воинов, тыла, партизанского
движения. Кто такие фашисты? Почему они хотели сделать все народы своими
рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной
жестокой изоляции. Дети Освенцима. 11 апреля — день освобождения
узников концлагерей. Связь (преемственность) поколений: бессмертный полк
— помним, любим, гордимся («День памяти»).
− День России (12 июня) – праздник всех, кто любит свою страну,
заботиться о ее процветании. Этот праздник – символ свободы, гражданского
мира, согласия всех народов Российской Федерации. В это день каждый еще
раз вспомнит о том, что Россия – это мы, живущие в больших и малых городах,
на берегах Северного Ледовитого океана и на склонах Кавказских гор, в
Поволжье и за Уралом…. В этот день мы еще раз убеждаемся, что все народы
нашей страны – едины («Там, где Россия»).
− День знаний (1 сентября). Наша страна предоставляет любому ребёнку
возможность с 6,5 лет учиться в школе. Знания — ценность, которая
необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания —
основа успешного развития человека и общества. Каждый должен стремиться
к обогащению и расширению своих знаний («День Знаний»).
− День учителя (5 октября). Учитель — важнейшая в обществе
профессия. Назначение учителя – социальное служение, образование и
воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик, помощник,
участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского
труда. Страницы истории развития образования. Первые школы, первые
учителя-монахи. Влияние книгопечатания на развитие образования. И.
Федоров. Великие педагоги прошлого. Учебники К.Д. Ушинского для
обучения грамоте детей. Яснополянская школа Л. Н. Толстого («День учителя
(советники по воспитанию)»).
− День народного единства (4 ноября). Этот праздник – проявление
гордости и поклонения предшествующим поколениям, которые не раз
проявляли патриотические чувства, объединялись в те времена, когда Родина
нуждалась в защите. Так было в 1612 году, когда Минин и Пожарский собрали
народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками. Так было в

1941-1945 годах во время Великой Отечественной войны с фашистами. («День
народного единства»).
Различные праздники, посвященные истории и культуре России:
Историческая память: Пётр и Феврония Муромские – символ любви и
взаимопонимания в семейной жизни. Ценности российской семьи: любовь,
взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Семья –
первый в жизни ребенка коллектив. Традиции, обычаи, трудовая и досуговая
деятельность; взаимоотношения в семьях разных народов РФ. Поколения в
семье. Семейное «древо». Особое отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота
о них. Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге семьи,
укреплении традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как
родителя, участие в воспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь.
Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни
рядом с ребёнком всё время присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся
чаще и сильнее, чем у других людей («О взаимоотношениях в семье (День
матери)»).
Культура России. Что такое творчество? Люди творческих профессий:
поэты, художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры
народных промыслов. Искусство в жизни человека. Страницы истории
становления искусства в России: от Древней Руси до современности
(скоморохи, первые театры опера и балета, драматические театры в России).
Музыкальное, изобразительное, театральное, цирковое искусства и его
выдающиеся представители. К. С. Станиславский — великий деятель
театрального искусства: яркие страницы жизни и деятельности. Значение
российской культуры для всего мира («По ту сторону экрана. 115 лет кино в
России», «Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню цирка)», «От «А» до
«Я», 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова»).
Великая российская литература. Великие поэты России: А. С. Пушкин –
создатель нового русского языка поэзии. Памятные даты календаря: дни
памяти российских писателей и поэтов прошлых веков. Николай Васильевич
Гоголь – русский писатель, внесший вклад в развитие отечественной
литературы («215летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык.
Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина»).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1–2, 3–4 классы (1 час в неделю)
Тема

Основное содержание

1. День знаний
1–2 классы

3–4 классы

Знания – ценность, которая необходима не только каждому
человеку, но и всему обществу.
Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с
6,5 лет учиться в школе
Знания – основа успешного развития человека и общества
Наша страна предоставляет возможность каждому получить
достойное образование. Обязательное образование в РФ
9 лет.
Каждый должен стремиться к обогащению и расширению
своих знаний.

2. Там, где Россия
1–2 классы

Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России.
Любовь к родному краю, способность любоваться природой,
беречь её – часть любви к Отчизне.
3–4 классы Историческая память народа и каждого человека
Героическое
прошлое России: преемственность
поколений в проявлении любви к Родине, готовности
защищать родную землю.
3. 100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской
1-2 классы Героизм советских людей в годы Великой Отечественной
войны. Участие молодежи в защите Родины от фашизма. Зоя
Космодемьянская – первая женщина – Герой Советского
Союза за подвиги во время ВОВ. Качества юной участницы
диверсионной группы: бесстрашие, любовь к Родине,
героизм.
3-4 классы Проявление чувства любви к Родине советской молодежью.
Юные защитники родной страны – герои Советского Союза.
Зоя. Космодемьянская – первая женщина – герой Советского
Союза. Качества героини: самопожертвование, готовность
отдать жизнь за свободу Родины
4. Избирательная система России (1час)
1-2 классы Избирательная система в России: значение выборов в жизни
общества; право гражданина избирать и быть избранным.
Участие в выборах – проявление заботы гражданина о
процветании общества.
Важнейшие особенности избирательной системы в нашей
стране: право гражданина на выбор; справедливость,
всеобщность, личное участие гражданина

3-4 классы

Что такое избирательная система, какое значение имеют
выборы для жизни государства, общества и каждого его
члена; право гражданина избирать и быть избранным
Свободные выборы отражают демократизм и справедливость
российского государства, обеспечивают достойное будущее
общества и каждого его члена. Принципы избирательной
системы в нашей стране: демократизм, справедливость,
всеобщность, личное участие.
5. День учителя (советники по воспитанию)
1–2 классы

Учитель – важнейшая в обществе профессия. Назначение
учителя – социальное служение, образование и воспитание
подрастающего поколения. Учитель – советчик, помощник,
участник познавательной деятельности школьников.
Оценка учительского труда.
3–4 классы В разные исторические времена труд учителя
уважаем,
социально значим, оказывает влияние на развитие
образования членов общества.
Великие педагоги прошлого. Яснополянская школа Л. Н.
Толстого. Почему великий писатель открыл для крестьянских
детей школу. Особенности учения и общения школьников со
своими учителями и между собой. Книги-учебники для
обучения детей чтению
6. О взаимоотношениях в коллективе
1-2 классы

Общая
цель деятельности одноклассников.
Взаимопомощь, поддержка, выручка – черты настоящего
коллектива. Детский телефон доверия

3-4 классы

Школьный класс - учебный коллектив. Ответственность за
успешность каждого ученика, помощь, поддержка и
взаимовыручка – качества членов коллектива. Роли в
коллективе: умение руководить и подчиняться. Воспитание в
себе умения сдерживаться, справляться с обидами, снимать
конфликты. Детский телефон доверия

7. По ту сторону экрана
1-2 классы

Российскому кинематографу – 115 лет. Может ли сегодня
человек (общество) жить без кинематографа?
«Великий немой» – фильмы без звука. 1908 год – рождение
детского кино в России. Первые игровые фильмы:
«Дедушка
Мороз»,
«Царевна-лягушка», «Песнь о вещем Олеге». Создание
студии «Союздетфильм». Известные первые игровые

фильмы: «По щучьему велению», «Морозко», «Королевство
кривых зеркал», (режиссера Александра Роу).
3-4 классы

Российскому кинематографу – 115 лет. Рождение «Великого
немого» в России. Что такое киностудия? Кто и как снимает
кинофильмы?
Первые звуковые фильмы, которые знают и любят все:
«Путевка в жизнь» (режиссер Н. Экк), «Чапаев» (режиссеры –
братья Васильевы),
Какие бывают кинофильмы: документальные,
художественные. Любимые детские кинофильмы. Музыка в
кино
8. День спецназа
1-2 классы

28 октября – День подразделений специального назначения.
Страна гордится важной работой бойцов спецназа.
Легендарные подразделения: «Альфа», - борьба с
террористами, освобождение заложников, поиск особо
опасных преступников.
«Вымпел» – охрана экологически важных объектов; борьба с
террористами; ведение переговоров и проведение разведки.
Качества бойцов спецназа, спортивные тренировки
3-4 классы 28 октября – День подразделений специального назначения.
Страна гордится важной работой бойцов спецназа.
Деятельность подразделений спецназа: поимка особо
опасных
преступников,
террористов,
освобождение
заложников, различные поисковоспасательные работы;
Обеспечение международных мероприятий (олимпиад,
соревнований,
встреч руководителей
Деятельность известных спецподразделений:
«Альфа», - борьба с террористами, освобождение
заложников, поиск особо
опасных преступников
«Дельфин» – спецотряды морской пехоты – борьба с
подводными диверсантами
«Град» – борьба с террористами, освобождение заложников
Способности и особые качества бойцов спецназа:
физические (сила, ловкость, быстрота), волевые
(выносливость, терпеливость, сдержанность,
наблюдательность), умение пользоваться разными видами
оружия
9. День народного единства

1–2 классы

Чему посвящен праздник «День народного единства»?
Проявление любви к Родине: объединение людей в те
времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости
за подвиги граждан земли русской в 1612 году
Минин и Пожарский – герои, создавшие народное ополчение
для борьбы с иноземными захватчиками

3–4 классы

История рождения праздника. Минин и Пожарский – герои,
создавшие народное ополчение для борьбы с иноземными
захватчиками.
Преемственность
поколений:
народ
объединяется, когда Родине грозит опасность. Чувство
гордости за подвиги граждан земли русской в 1612 году и в
1941-1945 г.
10. Россия – взгляд в будущее
1-2 классы Экономика как управление хозяйством страны: производство,
«Цифровая распределение, обмен, потребление. Что сегодня делается для
экономика успешного развития экономики РФ? Можно ли управлять
сегодня.
экономикой с помощью компьютера (что такое цифровая
«Умный дом» экономика – интернет-экономика, электронная экономика).
«Умный
дом»:
«умное
освещение»,
«команды
электроприборам (кофеварка, чайник)», напоминаниясигналы жителям квартиры.
3-4 классы Цифровая экономика – это деятельность, в основе которой
«Цифровая лежит
работа
с
цифровыми
технологиями
экономика. (интернетэкономика, электронная экономика). Что такое
«Умный город» «умный город»: «умное освещение»,
«умный общественный транспорт», противопожарные
датчики. Какое значение имеет использование цифровой
экономики? Механизмы цифровой экономики: роботы
(устройства, повторяющие действия человека по заданной
программе);
искусственный
интеллект
(способность
компьютера учиться у человека выполнять предложенные
задания)
11. День матери
1–2 классы

Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка
в доме, хранительница семейного очага,
воспитательница детей. Материгероини.
Как поздравить маму в ее праздник – День матери?

3–4 классы

Мать, мама – самый дорогой и близкий человек на свете. С
давних времен мать и дитя – олицетворение нежности, любви,
привязанности. Мадонна – мать Иисуса Христа – воплощение
любви к своему ребенку. История создания картины
Леонардо-да Винчи «Мадонна Литта».
Нравственная истина и ценность: «У матери чужих детей не
бывает»: защита, помощь, внимание со стороны матерей
детям других матерей
(примеры ВОВ)
12. Что такое Родина?
1-2 классы Родина – это страна, где человек родился и живет, учится,
работает, растит детей. Родина – это отчий дом, родная
природа, люди, населенные пункты – все, что относится к
стране, государству. Человек всегда проявляет чувства к
своей Родине, патриот честно трудится, заботится о ее
процветании, уважает ее
историю и культуру
3-4 классы Родина – это страна, государство, в котором живет человек,
гражданин этого государства. Здесь прошло детство, юность,
человек вступил в самостоятельную трудовую жизнь. Что
значит «любить Родину, служить Родине»?
Роль нашей страны в современном мире.
Значение российской культуры для всего мира. Уникальные
объекты природы и социума, вошедшие в список
ЮНЕСКО
13. Мы вместе.
1-2 классы

Память времен: каждое поколение связано с предыдущими и
последующими общей культурой, историей, средой обитания.
Связь
(преемственность) поколений – основа развития общества и
каждого человека. Семейное древо. Память о своих родных,
которые
представляют
предшествующие
поколения.
Сохранение традиций семьей, народом Создание традиций
своего класса.
3–4 классы
Историческая память проявляется в том, что новое поколение
людей стремится воспитать в себе качества, которые
отражают нравственные ценности предыдущих поколений.
Например, ценности добра, заботы, ответственности за жизнь,
здоровье и благополучие ближних: «накорми голодного,
напои жаждущего, одеть нагого, навестить больного – будь
милосерден».
Благотворительные
организации
в
современной России («Например, «Подари жизнь»)
14. Главный закон страны

1–2 классы

Конституция Российской Федерации – главный закон
государства, который закрепляет права гражданина как
отношение государства и его граждан. Права — это
обязательство
государства
по
созданию
условий
благополучной жизни каждого человека. Права ребенка в РФ
3–4 классы Конституция – главный закон страны.
Права гражданина РФ: свобода вероисповедования,
право на участие в управлении делами государства; право
избирать и быть
избранным; право на участие культурной жизни общества
(доступ к культурным ценностям)
Обязанность гражданина РФ как установленные законом
правила, которые должен выполнять каждый гражданин
Обязанности школьника.
15. Герои нашего времени
1-2 классы

Герой – человек, совершающий поступки, необычные по
своей смелости, отваге. Совершая подвиги, герой никогда не
думает об опасности для себя, его действия направлены на
спасение других.
Героями в нашей стране являются не только взрослые, но и
дети. Проявление уважения к героям, стремление
воспитывать у себя волевые качества: смелость,
решительность, стремление прийти на помощь. Памятники
героям мирного времени
3- 4 классы Качества героя – человека, ценою собственной жизни и
здоровья, спасающего других: смелость, самопожертвование,
ответственность за судьбу других, отсутствие чувства страха.
Герои военных времен. Герои мирного времени
Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у
себя волевые качества: смелость, решительность, стремление
прийти на помощь
16. «Новый год – традиции праздника разных народов России»
1-2 классы

3-4 классы

Новый год – любимый семейный праздник. История
возникновения новогоднего праздника в России. Участие
детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год. История создания новогодних
игрушек.
Традиции Новогоднего праздника разных народов России:
якутов (праздник "Ысыах"); бурятов День Белого Месяца);
осетинский Новый Год Ногбон; татар («Навруз») – по выбору.
История возникновения новогоднего праздника в России.
Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Традиции

Новогоднего праздника в разных странах мира: Швеции,
Франции, Испания, Китай, Япония – (по выбору)
17. От «А» до «Я». 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова
1-2 классы

Иван Федоров - выдающийся первопечатник в России, не
только составитель и издатель первых книг, но и педагог,
создатель методики обучения грамоте. Особенности
построения «Азбуки»
3-4 классы Иван Федоров - выдающийся первопечатник России,
создатель первого печатного учебника для обучения детей
славянской письменности. Трудности, с которыми пришлось
встретиться первопечатнику. Особенности построения
«Азбуки», правила, которые изучали дети в 16 веке
18. Налоговая грамотность
1-2 классы

Налог – денежные отношения между организацией и любым
работающим человеком, необходимая обязательная плата
государству с любых доходов.
Для чего взимаются налоги? Откуда государство берет деньги
для содержания учреждений, армии, объектов культуры,
строительства жилья, детских садов и школ, больниц,
стадионов и др.?
3-4 классы Появление налогов связано с возникновением государства:
это были средства для содержания органов власти, армии,
чиновников. Ни одно государство не может обойтись без
налогов, это – основа бюджета страны, основной источник
дохода. Коллективные потребности в государстве.
19. Непокоренные (блокада Ленинграда)
1-2 классы

3-4 классы

Что такое блокада? 900 дней жизни под обстрелом, без
продовольствия и электричества. Как жили и о чём мечтали
дети блокадного города: ленинградский ломтик хлеба; печь
буржуйка; блокадная школа, как праздновали Новый год...
Дорога жизни.
Посильная помощь детей взрослым: уход за ранеными,
дежурство на крыше.
Блокада Ленинграда: 900 страшных дней: холод, голод,
отсутствие электричества, ежедневные обстрелы.
Жизнь в Ленинграде продолжалась: работал военный завод,
убирали снег с улиц; по радио шли передачи «Говорит
Ленинград»; работали школы и дети учились.
Дорога жизни, кабель жизни; эвакуация детей. Посильная
помощь детей взрослым: уход за ранеными, дежурство на
крыше.

Под грохот канонады продолжалась культурная жизнь
блокадного Ленинграда: работала филармония, блокадный
театр, в музеях проводились экскурсии, печатались газеты и
книги, работали выставки картин ленинградских художников.
Январь 1944 г – снятие блокады
20. Союзники России
1-2 классы

Кого называют союзником? Договор о коллективной
безопасности – объединение государств, которые совместно
борются с терроризмом.
Экономическое сотрудничество государств с Россией: Китай,
Белоруссия.
Культурное сотрудничество государств с Россией:
спортивные соревнования, художественные выставки,
фестивали и конкурсы,
выступления театров
3-4 классы
Союзники современной
России. Договор о коллективной безопасности – объединение
государств, которые совместно борются с терроризмом.
Научное сотрудничество России с Белоруссией, Китаем,
Индией, Кубой.
Экономическое сотрудничество государств с
Россией:
Китай,
Турция, Белоруссия, Сирия.
Культурное сотрудничество государств с Россией:
спортивные соревнования, художественные выставки,
фестивали и конкурсы, выступления театров
21. Менделеев. 190 лет со дня рождения
1-2 классы

Наука и ученые: научные открытия позволили изменить
жизнь человека и развивать общество.
Лаборатория ученого. Что в ней происходит?
Д.И. Менделеев - выдающийся ученый-химик и физик (изучал
свойства веществ), создатель воздушного шара.
Менделеев
– педагог, профессор химии
в
университете, автор учебников по химии. Любимые занятия
ученого в свободное время: «чемоданных
дел
мастер», шахматист.
3-4 классы Роль научных открытий в жизни и развитии общества и
человека. Д.И. Менделеев – великий химик, физик,
метеоролог. Исследование ученым свойств веществ,
атмосферы Земли, создание бездымного пороха.
«Хобби» Менделеева: «чемоданных дел мастер», шахматист,
художник (создатель новых красок)
22. День первооткрывателя

1-2 классы
«Первооткрыва
тели:
мореплаватели
и космонавты»

Первооткрыватели первыми открывает новые земли, страны,
изучают и описывает их особенности.
Российские мореплаватели: открывшие Антарктиду (Ф.
Беллинсгаузена и М. Лазарев). Первые открыватели космоса:
Ю. Гагарин, В. Терешкова, А. Леонов.
Проявление
интереса
и
уважения
к
личности
первооткрывателя,
его
чертам
характера:
целеустремленности, смелости, упорству
3-4 классы Первопроходцами называют людей, которые открывают,
«Первооткрыва изучают и описывают новые территории Земли, а также
тели –
космос; первыми делают важные научные открытия. Это
граждане
– мореплаватели, землепроходцы, первооткрыватели
России»
космоса, изобретатели, ученые-медики
Проявление
интереса
и
уважения
к
личности
первооткрывателя,
его
чертам
характера:
целеустремленности, смелости, упорству
23. День защитника Отечества
1–2 классы

Благодарность армии за мирную жизнь, за проявление
патриотических чувств, защиту Родины, охрану ее рубежей.
Преемственность поколений.
Армия в годы войны и мирное время: всегда есть место
подвигу. Памятник советскому воину в Берлине. Качество
российского воина: смелость, героизм, самопожертвование
3–4 классы Благодарность армии за мирную жизнь, за проявление
патриотических чувств, защиту Родины, охрану ее рубежей.
Преемственность поколений.
Страницы истории российской армии. «В жизни всегда есть
место подвигу». Герои России мирного времени
24. Как найти свое место в обществе?
1-2 классы
«Я – в
семейном и
детском
обществе»
3-4 классы
«Как сегодня
готовиться
жить успешно
во взрослом
обществе? »

Твое место в семейном коллективе. Твое равноправное
участие в трудовой, досуговой жизни семьи. Проявление
активности, инициативности в делах семейных.
Классный коллектив – это твое детское общество. Твои
интересы, обязанности, друзья в этом обществе.
Школьная жизнь – подготовка к взрослой жизни в обществе.
Качества члена детского общества, которые помогают найти
свое место в жизни.
Знаешь ли ты себя: что ты хочешь, о чем мечтаешь, к чему
стремишься, что для этого делаешь

25. Всемирный фестиваль молодежи

1-2 классы

Фестиваль молодежи и студентов проходит под лозунгом «За
мир, дружбу, солидарность и справедливость!». Фестиваль
– это возможность молодых людей общаться: поделиться
своими планами на будущее, рассказать о своей стране, о
работе или учебе. На Фестивале проводятся различные
мероприятия, собрания, диспуты, дружеские соревнования,
концерты. Россия принимает гостей со всего мира
дружелюбно и гостеприимно
3-4 классы Фестиваль молодежи и студентов проходит под лозунгом «За
мир, дружбу, солидарность и справедливость!». История
рождения Фестивалей.
Фестиваль – это возможность молодых людей общаться:
поделиться своими планами на будущее, рассказать о своей
стране, о работе или учебе. На
Фестивале проводятся различные мероприятия, собрания,
диспуты, дружеские соревнования, концерты. Россия
принимает гостей со всего мира
дружелюбно и гостеприимно
26. Первым делом самолеты…. О гражданской авиации
1-2 классы

Гражданской авиации России 100 лет. Значение авиации для
жизни общества и каждого человека.
Мечта человека летать воплотилась в сказках, легендах.
Первый самолет гражданской авиации в России. Типы
современных самолетов.

3-4 классы

Гражданской авиации России 100 лет. Значение авиации для
жизни общества и каждого человека.
Мечта человека летать воплотилась в сказках, легендах,
летописях. Мечта стать летчиком, покорить воздушное
пространство свойственно как мужчинам, так и женщинам
разного возраста.
Первый самолет гражданской авиации в России. Типы
современных самолетов
27. Крым – дорога домой
1-2 классы

Вспомним, что такое Крым? Уникальные природные места
Крыма. Города Крыма, его столица.
Как живет сегодня Крым.

3-4 классы

Крым на карте России.
История присоединения Крыма к России. Крым – губерния
России с 1783 года, когда у Белой скалы крымчане принесли
присягу на верность России и ее императрице Екатерине
Великой. Крым всегда оставался свободной частью России:
было сохранено другое вероисповедание, знати присваивался
титул дворянский титул. Россия построила Севастополь крупнейший порт Крыма.
Как живет сегодня Крым: Крымский мост, трасса Таврида,
благоустройство
городов,
восстановление
сельского
хозяйства, народной культуры
28. Россия – здоровая держава
1-2 классы

3-4 классы

Человек должен быть здоров, жизнерадостен, закален. Это
помогает ему многое успевать, успешно заниматься трудом,
учебой, домашними делами. Здоровые люди активно
участвуют в жизни общества.
Что такое здоровый образ жизни, как человек должен его
организовывать.
Россия – спортивная страна
Человек должен быть здоров, жизнерадостен, закален.
Правила здорового образа жизни.
Российское государство заботится о том, чтобы все граждане
были здоровы, а Россия всегда называли здоровой державой.
В России строятся стадионы, детские спортивные школы и
центры, бассейны. Россия – мировая спортивная держава

29. Цирк! Цирк! Цирк!
1-2 классы

3-4 классы

Почему и дети, и взрослые любят цирк?
Цирковые профессии. Вспомним великие семьи цирковых
артистов: семья
Запашных; семья Кантемировых. Знаменитый «Уголок
Дурова» и его основатель. Великий клоун Ю. Никулин.
Первая женщина- укротительница
тигров Ю.
Бугримова
Страницы истории цирка в России. Цирковые профессии и их
знаменитые представители. Великий клоун Ю. Никулин.
Первая женщина-укротительница тигров
И. Бугримова.
Просто ли стать цирковым артистом?

30. «Вижу Землю»

1-2 классы

Книга Ю.А. Гагарина «Вижу Землю». Первые впечатления
космонавта о наблюдениях голубой планеты «Земля».
Страницы рассказа Ю.А. Гагарина «Вижу Землю»: детство,
участие в семейном труде, тяготы войны, первая профессия,
желание и стремление стать летчиком. Первый полет.
Как современный школьник может изучать планету Земля?
3-4 классы Первый космонавт России и мира: личность Ю.А. Гагарина.
Причина, по которой космонавт решил написать книгу «Вижу
Землю». Рассказ Юрия
Алексеевича о своем детстве, взрослении и подготовка к
полету.
Как современный школьник может изучать планету Земля?
31. 215 лет со дня рождения Гоголя
1-2 классы Н.В. Гоголь – великий русский писатель. Его произведения
сатирически освещают жизнь общества XIX века.
Удивительные факты писателя: сочинение стихов в 5 лет;
загадочность поведения, стеснительность; суеверность.
Увлечения Гоголя: любовь к рукоделию; умение и интерес к
приготовлению украинских блюд.
Знакомство и дружба Гоголя и Пушкина
3-4 классы Н.В. Гоголь – великий русский писатель. Его произведения
сатирически освещают жизнь общества XIX века.
Особенности характера писателя: застенчивость, склонность
к мистике, стремление к уединению.
Влияние склонности писателя к мистике, фантастике на
сюжеты его произведений. Знакомство и
дружба
с
Пушкиным.
Интерес детей к фантастическим (сказочным) произведениям.
Особый стиль произведений Гоголя: обращение к читателю;
диалоги, народность языка
32. Экологичное потребление
1-2 классы

3-4 классы

33. Труд крут!

Экологичное потребление – как использовать природу, чтобы
приносить ей как можно меньше вреда. Что значит – жизнь
без отходов: отказ от ненужного, продление жизни вещей,
повторное использование, экономия природного материала
(воды, света)
Экологичное потребление – как использовать природу, чтобы
приносить ей как можно меньше вреда. Что значит – жизнь
без отходов: отказ от ненужного, продление жизни вещей,
сокращение
потребления,
повторное
использование,
переработка отходов, экономия природного материала (воды,
света)

1-2 классы

Труд – основа жизни человека и развития общества. Любой
труд имеет цель, результат. Качества труженика, которые
определяют успешность его трудовой деятельности: наличие
знаний - умений, терпение, старательность, ответственность,
аккуратность и др.
3-4 классы Страницы прошлого: трудились ли люди первобытного
общества? Труд – основа жизни человека и развития
общества.
Не только талант определяет успешность трудовой
деятельности. Человек должен иметь знания и умения, быть
терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и
трудно – однокоренные слова), находить пути их
преодоления. Человек должен любить свою работу и любую
выполнять старательно и ответственно. В современных
условиях значительная часть труда – работа коллективная
34. Урок памяти
1-2 классы Что такое память человека? Память начинается с семьи,
детства, школы
Что такое память поколений? Страницы прошлого, которые
нельзя забывать.
Преемственность
в
трудовой
деятельности:
декоративноприкладное искусство народов России. Трудовые
династии.
Качества россиянина, которые переходят из поколения в
поколение.
3-4 классы Зачем человеку историческая память? Может ли общество
существовать без исторической памяти? Страницы
героического прошлого, которые нельзя забывать.
Преемственность
поколений
в
области
трудовой
деятельности, образования, науки. Качества россиянина,
которые переходят из поколения в поколение.
Музеи, книги, произведения живописи как хранители
исторической памяти.
Память
и
профессия
человека:
знаменитые
профессиональные династии России
35. Будь готов! Ко дню общественных организаций
1-2 классы 19 мая – День детских общественных организаций. Что такое
общественная организация? Чем занимаются общественная
организация
(общественное
движение)
«Школа
безопасности»,
«Зеленая планета»?
Как мы видим наше участие в общественном движении детей
и молодежи?

3-4 классы

История рождения советских общественных организаций:
«Звездочка», пионерская организация имени Ленина,
комсомол.
Участие
общественных
организаций
(общественных движений) в жизни общества. Чем
занимаются общественная организация (общественное
движение) «Зеленая планета»,
«Детский орден милосердия», «Интеллект будущего». Наше
участие в общественном движении детей и молодежи
36. Русский язык великий и могучий. К 225-летию со дня рождения А.С.
Пушкина
1-2 классы А.С. Пушкин – великий русский поэт. Детство Саши Пушкина
– влияние бабушки и няни.
Темы сказок поэта, схожие с народными сказками.
Народность языка в поэзии А.С. Пушкина, использование
разговорной речи
3-4 классы А.С. Пушкин – великий русский поэт. Поэзия Пушкина
известна и любима во всем мире.
Условия жизни, которые повлияли на становление таланта
поэта: влияние бабушки и няни; учеба в Царскосельском
лицее.
А.С. Пушкин - преобразователь литературного русского
языка. Он приблизил его к народному языку, отошел от
высокопарного стиля, ввел живую разговорную речь


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».