РП "Мир профессий" 1-4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 3.2
к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мир профессий»
для учащихся 1- 4 классов
срок реализации 4 года

Составители:
Захарова Н.П., учитель начальных классов
Ильиных М.В., учитель начальных классов
Лаврова Е.А., учитель начальных классов
Черешнева Е.Е., учитель начальных классов

2023 г

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «В мире
профессий» разработана на основе программы авторского курса внеурочной
деятельности «Мир профессий» для 1-4 классов (авторы-составители
Е.В.Прилипская, Е.Ю.Сухаревская).
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста
являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему
миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная
задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы
ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо
познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего
окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети
наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной
значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного
знания.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» обеспечивает
знакомство с разнообразием профессий уже на начальном уровне обучения, а
также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает
условия - исследовать способности обучающихся применительно к
рассматриваемой профессии.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной
значимостью и содержанием.
Задачи программы:

формировать положительное отношение к труду и людям труда

развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности
у младших школьников

содействовать приобретению обучающимися желания овладеть
какой-либо профессией
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» предназначена
для обучающихся 1-4 классов
Данная программа составлена в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1
класс — 33 ч. в год, 2-4 классы - 34 ч. в год.
Деятельность учителя с учетом программы воспитания
Рабочая программа воспитания МАОУ «Школа № 10» реализуется в
том числе и через использование воспитательного потенциала внеурочной
деятельности. Эта работа осуществляется в следующих формах:
- Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
- Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся
2

примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и добросердечности.
- Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.
-Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
- Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими
обучающимися.
- Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий,
оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
- Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
в форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений
между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной
среды.
Планируемые результаты программы
В ходе реализации программы «Мир профессий» обучающиеся должны
овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним
относятся:

когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;

мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к
профессиям,
желание
овладеть
какой-либо
профессиональной
деятельностью;

поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными
результатами
программы
внеурочной
деятельности по социальному направлению «Мир профессий» - является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
3


Средством формирования этих действий служит технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с
помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков).
3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит
организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены
варианты проведения уроков).
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Содержание программы для обучающихся 1 класса
Раздел
Кол-во часов
Введение в мир профессий
Профессии в школе
Знакомство
с
различными
профессиями
Проект «Азбука профессий»
Профессия моих родителей
Викторина «Что мы узнали?»
Праздник «Все профессии важны,
все профессии нужны!»
Итого

5
2
12
9
3
1
1
33 часа.

4

Тематическое планирование
1 класс
Тема занятия

Кол-во
часов

№ п/п
Введение в мир профессий 5 ч
1.

Зачем человек трудится?

1

2.

Какие профессии ты знаешь?

1

3.

Мир интересных профессий.

1

4.

Чем пахнут ремесла?

1

5.

Кем я хочу стать?

1

Профессии в школе 2 ч
6.

Профессия – учитель.

1

7.

Профессия -библиотекарь.

1

Знакомство с различными профессиями 12 ч
8-9.

Профессия – продавец.

2

10-11.

Профессия – парикмахер.

2

12-13.

Профессия – повар.

2

14-15.

Профессия – почтальон.

2

16-17.

Профессия – врач.

2

18-19.

Профессия – художник.

2

Проект «Азбука профессий» 9ч
20.

Организационное
группам.

занятие.

Предъявление

заданий

21-22.

Представление мини-проектов на буквы А-Д.

2

23.

Представление мини-проектов на буквы Е-К..

1

24-25.

Представление мини-проектов на буквы Л-Р.

2

26-27.

Представление мини-проектов на буквы С-Я.

2

28.

Оформление результатов проекта.

1

1

Профессия моих родителей 3ч
29-30. Кем работают мои родители?

2

Встреча с родителями.

1

31.

Итоговые занятия 2 ч
32.

Викторина «Что мы узнали?»

1

33.

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1
5

Содержание программы 2класса
Занятие. 1. Мы построим новый дом.
Знакомство с профессией архитектора. Работа с конструктором.
Занятие. 2. Кто такой - дизайнер.
Описание профессии дизайнера и его деятельности. Знакомство с
понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.; с видами деятельности —
показывать, намечать, делать. Мини-проект «Я хочу стать дизайнером»
Занятие. 3. Самый классный - классный уголок.
Оформление классного уголка. Творческий проект.
Занятие. 4. Как составить букет
Знакомство с профессией - флорист. Важное в профессии творческое мышление и фантазия. Беседа «Как создать настроение при
помощи цветов и трав». Проект «Подарить цветы – значит, выразить свои
чувства: любовь, почтение, уважение».
Занятие. 5. Фигурки из цветов.
Введение понятий: флористика, цвет, форма, композиция. Секреты
составления композиций из цветов: сорт цветов, популярность растений и
их сочетаемость.
«Спасибо, Учитель!» - цветочные проекты.
Практическая работа.
Занятие.6. Кто такой скульптор
Профессия – скульптор. Близкие понятия - художник, мастер. Виды
скульптуры (статуя, группа, статуэтка, бюст, памятники, монументы).
Основные способы работы скульптора: резьба, высекание, лепка, литье.
Качества, необходимые в профессии: художественные способности,
физическая сила, память, внимание, терпение, аккуратность.
Занятие. 7. Лепка из глины
Работа с глиной.
Занятие. 8. Маленькие фея. Как придумать аромат
Знакомство с профессией - парфюмера. Введение основных понятий:
начальная нота, «сердце» запаха и конечная нота - шлейф. Лаборатория
ароматов:колбочки, флаконы, баночки. Беседа «Обоняние - самое загадочное
чувство
человека».
Дискуссия
«Как
можно
стать
настоящимпарфюмером?»
Занятие. 9. Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную фабрику,
ателье
Профессия – портной. Смежные профессии: закройщик, швея.
Швейные изделия. Орудия труда: игла, ножницы, булавка, швейная машина,
утюг. Экскурсия в ателье.
Занятие. 10. Вкусная профессия. Кто готовит нам обед.
Профессия повар. Введение понятий: поварня, кухонная утварь,
шумовка, мутовка, ступка, дуршлаг. Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и
крутится мама на кухне», «Как у матушки на кухне».
Занятие. 11. Моя мама - парикмахер
6

Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог. Введение
понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри. Практическая работа:
эскиз причёски. Аттракцион «Что нужно для парикмахера» (среди многих
предметов найти нужные и перенести их на другой стол). Аттракцион
«Завяжи бантик»
Занятие. 12. «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая
жизнь старым вещам
Знакомство с профессией - реставратор. Проект «Новая жизнь
старым вещам»
Занятие. 13. Кто украшает книжку.
Описание профессии
иллюстратора. Виды деятельности:
иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна
книги, брошюры. Беседа «Каким должен быть хороший иллюстратор?»
Занятие. 14. Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация
Современные иллюстраторы. Рисование с помощью графических
компьютерных программ..
Занятие. 15. Кто рисует картины
Описание профессии художника и его деятельности. Типы
художников: живописец, художник-график, фотохудожник, художникмультипликатор. Качества необходимые художнику: воображение;
способность воспринимать и различать цвета и их оттенки;
оригинальность, находчивость; развитое пространственно-образное
мышление; самостоятельность; наблюдательность; открытость для
восприятия нового; чувство гармонии и вкуса.
Занятие. 16. Художники - детям
Детям о живописи. Галереи лучших работ известных художников для
детей. Художественная галерея для детей. Золотая осень в картинах
русских художников
Занятие. 17. Когда возникла музыка. Музыканты оркестра
Музыкант, аранжировщик, вокалист - сольный певец или артист
хора; дирижёр - руководитель оркестра или хора, инструменталист.
Занятие. 18. Кто сочиняет музыку
Композитор. Правилами теории музыки. Отличие композитора от
исполнителя.
Занятие. 19. Композиторы – детям
Современные композиторы – детям. Знакомство с творчества
композиторов Ю.Савалова, Ю. Савельева, В. Коровицина.
Занятие. 20. Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка
дирижёра
Знакомство с профессией дирижёра.
Занятие. 21.Как стать писателем. Проба пера
Писатель. Литературные произведения: повести, рассказы, романы,
новеллы, эссе. Структура произведения, его сюжет (происшествия и
события), персонажей и их характеры.
7

Занятие. 22. Писатели – детям
Знакомство с творчеством русских писателей.
Занятие. 23. Как рождаются стихи. Про поэтов.
Описание профессиипоэта. Жанры: стихотворение, ода, поэма,
баллада, стансы, песни и т.д.
Занятие. 24.Поэты – детям
Знакомство с творчеством советских, российских поэтов.
Занятие. 25. Профессия - режиссёр
Профессия – режиссер. Близкие профессии: актёры, операторы,
звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр.
Постановка фильмов, спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу,
массовых мероприятий.
Занятие. 26 Кукольный театр. Сыграем пьесу.
Беседа «Что такое театр?» Проблемная ситуация «Кто создаёт
театральные «полотна»?». Сказка Н.А. Юсупова «Серый волк»
(«Хрестоматия» для 2-го класса).Знакомство с особенностями пьесы.
Разбор пьесы. Коллективное разучивание реплик. Коллективное выполнение
эскизов декораций, костюмов, их изготовление.Прогонные и генеральные
репетиции, выступление.
Занятие. 27 Я хочу танцевать. Как стать танцором
Знакомство с профессией – танцор. Введение понятий: движение,
фигуры, композиции.Виды, стили и форма танца: балет, бальные танцы,
латиноамериканские танцы, современные танцы и другие.Качества
необходимые в профессии: красивая внешность, умение двигаться,
артистичность, любовь к танцам, спортивность, выносливость
Занятие. 28 Кто придумывает танцы
Описание профессиихореограф и его деятельности. Танцевальная
труппа. Деятельность хореографа: разработка идеи танца, оценивание и
отбор танцоров, подбор костюмов, музыки и т.д.
Занятие. 29 «Танцевальная жемчужина». Экскурсия в Дом творчества
Знакомство с творчеством танцевального коллектива «Жемчужина»
Занятие. 30Кто пишет статьи в газету.
Знакомство с профессией – журналист. Похожие профессии: диктор,
корреспондент, литературный критик, пресс-секретарь, редактор,
репортер, советник. Введение понятий: поиск информации, анализ фактов,
составление текста, переработка материала. Соблюдение правил морали,
этических и эстетических норм.
Занятие. 31Репортаж с места событий
Заметка в школьную газету. Школьные новости. Интервью с
отличниками учёбы
Занятие. 32 Что делает фотограф.
Описание профессии – фотограф. Основные действия: выставлять
необходимое для фотосъемки освещение; регулировать фотоаппаратуру;
8

производить фотосъемку; усаживать клиента, поправлять его позу,
обладать навыками делового общения.
Занятие. 33Фотография другу
Беседа « Как стать фотографом», Игра «Весёлый фотограф», Минипроект «Снимок другу».
Занятие. 34 Итоговое повторение. Творческое эссе по теме: «Кем и
каким я хочу стать»
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п

Темы

Мы построим новый дом .
Кто такой - дизайнер.
Самый классный - классный уголок.
Как составить букет.
Фигурки из цветов.
Кто такой скульптор.
Лепка из глины.
Маленькие фея. Как придумать аромат.
Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную
фабрику, ателье.
10 Вкусная профессия. Кто готовит нам обед.
11 Моя мама - парикмахер.
12 «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу»
Новая жизнь старым вещам.
13 Кто украшает книжку.
14 Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация.
15 Кто рисует картины .
16 Художники - детям.
17 Когда возникла музыка. Музыканты оркестра.
18 Кто сочиняет музыку .
19 Композиторы – детям.
20 Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная
палочка дирижёра.
21 Как стать писателем. Проба пера .
22 Писатели – детям.
23 Как рождаются стихи. Про поэтов.
24 Поэты – детям .
25 Профессия - режиссёр.
26 Кукольный театр. Сыграем пьесу.
27 Я хочу танцевать. Как стать танцором .
28 Кто придумывает танцы .
29 Танцевальная жемчужина. Экскурсия в Дворец
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

30
31
32
33
34

культуры.
Кто пишет статьи в газету.
Репортаж с места событий.
Что делает фотограф.
Фотография другу.
Итоговое повторение.

№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

1
1
1
1
1

Содержание программы 3 класса
Раздел
Кол-во часов
Введение в мир профессий
Профессия моих родителей
Знакомство
с
различными
профессиями
Проект «Азбука профессий»
Экскурсия в музей
Пишем книгу
Итоговое мероприятие совместно с
библиотекой «Праздник профессий»
Итого

8
4
19
9
1
1
1
34 час.

Тематическое планирование
3 класс
Наименование темы
Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах?
Знакомство с профессией милиционера.
Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и
практикум – игра «Мы – пешеходы».

Кол-во
часов
1
1

Кем быть?
Викторина «Все профессии нужны – все профессии
важны!». Тест: «Какая профессия мне больше подходит?»
Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?»
Встреча с нашими героями.

1
1

Кто такой мастер? Что такое призвание?
Из истории слов. Работа со словарём.
Профессии наших мам.
Сочинение на тему: «Моя мама - мастер».
Профессии наших пап.
Сочинение на тему: «Мой папа - мастер».
«Кем быть? Каким быть?»
Выход в библиотеку.
Совместное мероприятие.

1
1
1
1
1
1
1

1
1

10

14 Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии?
15 Менеджер. Кто может работать по этой профессии?
16 Спасатель. Кто может работать по этой профессии?
17 «Калейдоскоп профессий». Знакомство с профессиями
наших шефов.
18 Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией.
19 Кто может работать по профессии риэлтор?
20 Профессия –
фермер. Кто может работать по этой
профессии?
21 Экскурсия на фермерское угодье.
22 Коммерсант. Знакомство с профессией.
23 Кто может работать по этой профессии?
24 Знакомство с профессией бизнесмена.
25 Кто может работать по этой профессии?
26 «Какая профессия меня привлекает?»
27 Поэтическая игротека «В мире профессий».
28 Конкурс рисунков: « Все работы хороши».
29 Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все работы
хороши!»
30 Художник. Профессия или призвание?
31 Кто может работать по этой профессии?Где может работать
художник?
32 Экскурсия в художественный музей.
33 «Пишем
«Книгу Мира»». Сбор
и обработка
стихотворений, загадок, пословиц о труде. Разучивание
стихотворений к празднику.
34 Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник
профессий», конкурс сочинений «Радуга профессий».
Содержание программы 4 класса
№п/п
Раздел

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Кол-во часов

Введение в мир профессий
Профессия моих родителей
Знакомство
с
различными
профессиями
4.
Итоговые мероприятия
Итого
1.
2.
3.

№ п\п

1
1
1
1

Тематическое планирование
4 класс
Наименование темы

1
2
27
4
34 час.

Кол-во
часов
11

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Артист. Профессия или призвание?
Выход в театр им. Островского. Встреча с выпускником
школы.
Учитель. Профессия или призвание?.
Кто может работать учителем? Тест: «Какая профессия мне
больше подходит?»
Встреча с нашими героями.
Человек – техника. Типы профессий.
Встреча с родителями, чьи профессии связаны с техникой.
Человек – природа. Типы профессий.
Встреча с людьми, чьи профессии связаны с природой.
Экскурсия в музей Природы: знакомство с профессией
флорист
Человек – человек. Типы профессий.
Встреча с родителями, чьи профессии связаны с работой с
людьми.
Человек – знак. Типы профессий.
Человек – художественный образ. Типы профессий.
Урок-презентация: «Эта профессия меня привлекает».
Человек – техника: черты характера, которыми должен
обладать работник.
Человек – природа: черты характера, которыми должен
обладать работник.
Человек – человек: черты характера, которыми должен
обладать работник.
Человек – знак: черты характера,
которыми должен
обладать работник.
Человек – художественный образ: черты характера,
которыми должен обладать работник.
Урок – презентация: «Мой характер».
Ручные орудия труда. Качества, которые необходимы
работнику.
Механизированные орудия труда. Качества, которые
необходимы работнику.
Автоматизированные орудия труда. Качества, которые
необходимы работнику.
Использование функциональных средств организма.

1
1

Урок – презентация: «Мои качества».
Условия повышенной моральной ответственности.
Необычные условия труда: знакомство с профессией
археолога и палеонтолога.
Условия труда бытового типа.
Условия труда
на открытом воздухе. Знакомство с

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
12

31
32
33
34

профессией сварщика.
Конкурс рисунков: «Самая лучшая профессия».
Конкурс сочинений: «Я б в … пошёл, пусть меня научат!»
Урок – презентация: «Это моя будущая профессия».
Праздник – встреча для учащихся 1-2-3 классов : «Что мы
знаем о профессиях?»

1
1
1
1

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».