РП "В мире цифр" 1-4 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru
Приложение 3.3
к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«В мире цифр»
для 1-4 классов

Составители рабочей программы:
Городова Е.В. учитель начальных классов,
Речкалова О.А. учитель начальных классов,
Нефёдова С.А. учитель начальных классов,
Спирина С.А. учитель начальных классов

2023 год
1

Программа составлена на основе авторской программы «Занимательная математика»
автор Ахметрятова Руфия Ришатовна Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире
цифр» рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 135. Из расчета 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа,
3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Цель Программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы
развивающих занятий.
Основные задачи курса:

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное,
доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать
свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать
свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно
оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
Деятельность учителя с учетом Программы воспитания
Рабочая программа воспитания МАОУ «Школа № 10»реализуется в том числе и через
использование воспитательного потенциала занятий. Эта работа осуществляется в следующих
формах:

Побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии
предметов, явлений, событий через:
-обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в
данный момент на занятии;
-на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот
вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры
их жизни, на мотивы их поступков;

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе

Включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы.

Применение е интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.
2


Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.

Выбор и использование методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания.

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся
приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного
выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «В мире
цифр» при получении начального общего образования у обучающихся будут сформированы
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные
действия как основа умения учиться.
Личностные результаты обучающихся 1–4 классов

Осознание роли математики в жизни людей

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы;

Опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

Воспитание чувства справедливости, ответственности;

Овладение способами исследовательской деятельности;

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
1 класс
Регулятивные универсальные учебные действия
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах


обучения;

понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;

принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и
мыслительной форме;

осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя
математическую терминологию;

осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи;
составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая
последовательность выполнения действий;
3


выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного
по изучаемой теме;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств,
предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к
улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
2 класс

понимать то, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же
отношения между различными объектами;

элементарным умениям в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей
учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);

элементарным умениям самостоятельного выполнения работ и осознание личной
ответственности за проделанную работу;

элементарным правилам общения (знание правил общения и их применение);

начальным представлениям об основах гражданской идентичности (через систему
определённых заданий и упражнений);

интересу к отражению математическими способами отношений между различными
объектами окружающего мира;

первичному (на практическом уровне) пониманию значения математических знаний
в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием
математических знаний;

потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной
деятельности.
3 класс:

понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск
средств для достижения учебной задачи;

находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и
письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее
решения;

проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях –
самостоятельно;

выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на
уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться в 3 классе:

самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с
поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;

адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать
причины неуспеха на том или ином этапе;

самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их
свойствах.
4 класс:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить
средства их достижения;
 определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
4

 воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться в 4 классе:
 ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
 находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и
выбирать наиболее рациональный.
Познавательные универсальные учебные действия
1 класс:
 понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических
понятий и использовать их при решении текстовых задач;
 понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи
информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
 проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные
и несущественные признаки;
 определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения
задания;
 выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение
объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина,
геометрическая фигура;
 находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник,
справочник, аудио и видео материалы и др.);
 выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию,
дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с
разными вопросами и решать их;
 находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
2 класс:
строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в
задачах;
 описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
 понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения
между различными объектами;
 иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине,
геометрической фигуре;
 применять полученные знания в изменённых условиях;
 осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
 выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею
текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными
вопросами и решать их;
 осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках
(книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);
 представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме
(пересказ, текст, таблицы);
 устанавливать правило, по которому составлена последовательность объектов, продолжать
её или восстанавливать в ней пропущенные объекты;


5
















3 класс:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и
процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме,
строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать
выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений,
равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным
основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной
области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая
фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаковосимволической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с
поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в
справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в
предложенной форме.
самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаковосимволические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых
объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и
поисково-творческих заданий.

4 класс:
 использовать знаково-символические средства представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
 представлять информацию в знаково-символической или графической форме:
самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и
взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и
практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления
общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
 владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
 владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число,
величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
 работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том
числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета
«Математика», используя абстрактный язык математики;

использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;

владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в
соответствии с поставленными целями и задачами;

6

 осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и
поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств;
 читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме,
и осознанно строить математическое сообщение;
 использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного
предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы,
видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё
выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1 класс:
 задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
 воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания,
оценивать их;
 уважительно вести диалог с товарищами;
 принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели
работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности.
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную
помощь.
 включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем,
проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
 слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове,
вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
 аргументировано выражать свое мнение;
 совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять
функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
 оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
 признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.
2 класс:
 строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую
терминологию;
 оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
 уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные
мнения;
 принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять
общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной
деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
 вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные
для партнёра по обсуждаемому вопросу;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную
помощь.
 самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение,
аргументированно его обосновывать;
 контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях
затруднения;
7

 конструктивно
сотрудничества.

разрешать

конфликты

посредством

учёта

интересов

сторон

и

3 класс:
устной форме,

 строить речевое высказывание в
использовать математическую
терминологию;
 понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для
их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
 принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести
диалог, речевые коммуникативные средства;
 принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии
успешной математической игры, высказывать свою позицию;
 контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного
и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
 использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных
технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время
участия в проектной деятельности;
 согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре,
признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою
позицию;
 конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.
4 класс:
устной форме,

 строить речевое высказывание в
использовать математическую
терминологию;
 признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою
точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и
аргументированно, с использованием математической терминологии и математических
знаний отстаивать свою позицию;
 принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе
математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения
учебных задач, проектной деятельности;
 принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.

8

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс (33 часа)
Наименование
№
Содержание раздела
раздела
1
Числа.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Арифметические
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов,
действия. Величины.
содержащих числа.
2
Мир
Задачи, допускающие несколько способов решения.
занимательных задач.
Задачи с недостаточными, некорректными данными, с
избыточным составом условия. Последовательность
«шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие
несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и
вопроса, данных и искомых чисел (величин).
3
Геометрическая
Пространственные представления. Понятия «влево»,
мозаика.
«вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка
начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие
направление движения. Проведение линии по заданному
маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в
клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и
его описание.
Основными формами являются:

практико-ориентированные учебные занятия;

творческие мастерские;

тематические праздники, конкурсы, выставки;

семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке
определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
2 класс (34 часа)
Наименование
№
раздела
1
Числа.
Арифметические
действия. Величины.
2
Мир
занимательных задач.

Содержание раздела
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие
случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел
знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное
число, и др.
Выбор необходимой информации, содержащейся в
тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на
переливание.
Составление
аналогичных
задач
и
заданий. Нестандартные задачи.

9

3
Геометрическая
мозаика.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей
симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной
конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место
заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей.
Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов
решения. Составление и зарисовка фигур по собственному
замыслу.

Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
-фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной
темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
3 кл (34 ч)
Наименование
раздела
1
Числа.
Арифметические
действия. Величины.
№

2
Мир
занимательных задач.

3
Геометрическая
мозаика.

Содержание раздела
Поиск нескольких решений. Восстановление
примеров:
поиск
цифры,
которая
скрыта.
Последовательное выполнение арифметических действий:
отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро
и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в
пределах 1000.
Старинные задачи. Логические задачи.
Задачи на
переливание.
Составление
аналогичных
задач
и
заданий. Нестандартные задачи. Использование знаковосимволических средств для моделирования ситуаций,
описанных в задачах.
Задачи,
решаемые
способом
перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и
задания по проверке готовых решений, в том числе
неверных.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной
фигуры на равные по площади части. Поиск заданных
10

фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач,
формирующих
геометрическую
наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.
Составление
вычерчивание) орнамента с использованием
циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Основными формами являются:

практико-ориентированные учебные занятия;

творческие мастерские;

тематические праздники, конкурсы, выставки;

семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке
определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
4 класс (34 ч)
Наименование
№
раздела

Содержание

1
Числа.
Арифметические
действия. Величины.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в
пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.).
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково
слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов,
связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного
коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

2
Мир
занимательных задач.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор
верных решений. Задачи на доказательство, например,
найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ
+ ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и
выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного
конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения
задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида,
шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание
объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус,
четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,

3
Геометрическая
мозаика.

11

усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная
пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Основными формами являются:

практико-ориентированные учебные занятия;

творческие мастерские;

тематические праздники, конкурсы, выставки;

семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке
определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

№
1
2
3

4
5

6
7

Дата

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Тема
Содержание занятия
Математика —
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха»
это интересно.
перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево»,
«вправо» на игровом поле 3х3 клетки).
Танграм: древняя Составление картинки с заданным разбиением на
китайская
части; с частично заданным разбиением на части; без
головоломка.
заданного разбиения. Проверка выполненной работы.
Путешествие
Построение рисунка (на листе в клетку) в
точки.
соответствии с заданной последовательностью
«шагов» ( по алгоритму). Проверка
работы. Построение собственного рисунка и
описание его «шагов».
"Спичечный"
Построение конструкции по заданному образцу.
конструктор.
Взаимный контроль.
Танграм: древняя
Составление картинки с заданным разбиением на
китайская
части; с частично заданным разбиением на части; без
головоломка.
заданного разбиения. Составление картинки,
представленной в уменьшенном масштабе. Проверка
выполненной работы.
Волшебная
Шкала линейки. Сведения из истории математики:
линейка
история
возникновения линейки.
Праздник числа
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное
10
число». Восстановление примеров: поиск цифры,
12

8

Конструирование
многоугольников
из деталей
танграма

9

Играсоревнование
«Веселый счёт»

10

Игры с кубиками

11-12

Конструкторы

13

Весёлая
геометрия
Математические
Игры
«Спичечный»
конструктор

14
15-16

17

Задачи-смекалки

18

Прятки с
фигурами

19

Математические
игры

20

Числовые
головоломки
Математическая
Карусель

21-22
23

Уголки

24

Игра в магазин
Монеты

25

Конструирование
фигур из деталей
танграма

которая скрыта.
Составление многоугольников с заданным
разбиением на части; с частично заданным
разбиением на части; без заданного разбиения.
Составление многоугольников, представленных в
уменьшенном масштабе. Проверка выполненной
работы.
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до
20).
Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по
порядку, а разбросаны по всей таблице.
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших
кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
Знакомство с деталями конструктора, схемамиинструкциями и алгоритмами построения
конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.
Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
Построение «математических» пирамид: «Сложение
в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10».
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек (палочек) в
соответствии с условием. Проверка выполненной
работы.
Задачи с некорректными данными. Задачи,
допускающие несколько способов решения. Решение
разных видов задач. Воспроизведение способа
решения задачи. Выбор наиболее эффективных
способов решения.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации.
Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной
фигуре».
Построение «математических» пирамид: «Сложение
в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»;
«Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах
20». Моделирование действий сложения и вычитания
с помощью предметов.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы»,
«Математические головоломки», «Занимательные
задачи».
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу,
по собственному замыслу.
Сложение и вычитание в пределах 20.
Моделирование приема выполнения действия
сложения с переходом через десяток в пределах 20.
Составление фигур с заданным разбиением на части;
с частично заданным разбиением на части; без
заданного разбиения. Составление фигур,
13

представленных в уменьшенном масштабе. Проверка
выполненной работы.
26

Игры с кубиками

27

Математическое
путешествие

28

Математические
игры

29

Секреты задач

30

Математическая
карусель

31

Числовые
головоломки
Математические
игры
КВН

32
33

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа
точек на верхних гранях выпавших кубиков (у
каждого два кубика). На гранях первого кубика числа
2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7,
8, 9. Выполнение заданий по
образцу, использование метода от
обратного. Взаимный контроль.
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в
группах.
1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет
2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5.
Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.
1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11
2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки
с зонтиками». Решение простые задач,
представленных в одной цепочке.
Построение узора по клеточкам по заданному
алгоритму; с применением знаний в измененных
условиях.
Решение задач разными способами. Решение
нестандартных задач.
Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы.
Математические головоломки. Занимательные
задачи.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Построение «математических» пирамид: «Сложение
в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».
Проведение математического КВНа. Подведение
итогов. Награждение участников.

Итого: 33 ч
2 КЛАСС
№
1

Дата

Тема
«Удивительная
снежинка»

2

Крестики-нолики

3

Математические
игры

4

Прятки с фигурами

Содержание занятия
Загадки о геометрических
инструментах. Практическая работа с
линейкой. Геометрические узоры. Симметрия.
Закономерности в узорах.Работа с
таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»
Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная
палочка», «Лучший лодочник» (сложение,
вычитание в пределах 20).
Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото».
Построение математических пирамид: «Сложение и
вычитание в пределах 20 (с переходом через
разряд)».
Поиск заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации. Решение задач на деление заданной
14

5

Секреты задач

6-7

«Спичечный»
конструктор

8

Геометрический
калейдоскоп

9

Числовые
головоломки
«Шаг в будущее»

10
11
12

Геометрия вокруг
нас
Путешествие точки

13

«Шаг в будущее»

14

Тайны окружности

15

Математическое
путешествие

16-17

«Новогодний
серпантин»

18

Математические
игры

19

21

«Часы нас будят по
утрам…»
Геометрический
калейдоскоп
Головоломки

22

Секреты задач

20

фигуры на равные части.
Решение нестандартных и занимательных задач.
Задачи в стихах.
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек (палочек) в
соответствии с условиями. Проверка выполненной
работы.
Конструирование многоугольников из заданных
элементов. Танграм. Составление картинки без
разбиения на части и представленной в
уменьшенном масштабе.
Решение и составление ребусов, содержащих
числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник»,
«Чья сумма больше?».
Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
Построение геометрической фигуры (на листе в
клетку) в соответствии с заданной
последовательностью шагов (по алгоритму).
Проверка работы. Построение собственного
рисунка и описание его шагов.
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник»,
«Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.
Окружность. Радиус (центр) окружности.
Распознавание (нахождение) окружности на
орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента
с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
Вычисления в группах. Первый ученик из числа
вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий —
вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы
к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 =
20 20 + 18 = 38
38 – 16 = 22 22 + 15 = 37
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Построение математических пирамид: «Сложение в
пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа
с палитрой — основой с цветными фишками и
комплектом заданий к палитре по теме «Сложение
и вычитание до 100».
Определение времени по часам с точностью до
часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Задания на разрезание и составление фигур.
Расшифровка закодированных слов.
Восстановление примеров: объяснить, какая цифра
скрыта; проверить, перевернув карточку.
Задачи с лишними или недостающими либо
некорректными данными. Нестандартные задачи.
15

23

«Что скрывает
сорока?»

24

Интеллектуальная
разминка

25

Дважды два —
четыре

26-27

Дважды два —
четыре

28

В царстве смекалки

29

Интеллектуальная
разминка

30

Составь квадрат

31-32

Мир занимательных
задач

33

Математические
фокусы

34

Математическая
эстафета

Решение и составление ребусов, содержащих числа:
ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия
и др.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Таблица умножения однозначных чисел. Игра
«Говорящая таблица умножения»1. Игра
«Математическое домино». Математические
пирамиды: «Умножение», «Деление».
Математический набор «Карточки- считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на
одной стороне — задание, на другой — ответ.
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись
результатов умножения чисел (числа точек) на
верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный
контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме
«Табличное умножение и деление чисел» .
Сбор информации и выпуск математической газеты
(работа в группах).
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление
прямоугольников (квадратов) из заданных частей.
Задачи, имеющие несколько решений.
Нестандартные задачи. Задачи и задания,
допускающие нестандартные решения. Обратные
задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте».
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов:
слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного
коня).
Решение олимпиадных задач (подготовка к
международному конкурсу «Кенгуру»).

Итого: 34 ч
3 КЛАСС
№
1
2

3
4

Дата

Тема
Интеллектуальная
разминка
«Числовой»
конструктор
Геометрия вокруг
нас
Волшебные
переливания

Содержание занятий
Решение олимпиадных задач международного
конкурса «Кенгуру».
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел
с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1,
2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100,
200, 300, 400, … , 900.
Конструирование многоугольников из одинаковых
треугольников.
Задачи на переливание.
16

5-6

В царстве смекалки

7

«Шаг в будущее»

8-9

«Спичечный»
конструктор

10

Числовые
головоломки
Интеллектуальная
разминка

11-12

13

Математические
фокусы

14

Математические
игры

15

Секреты чисел

16

Математическая
копилка

17

Математическое
путешествие

18

Выбери маршрут

19

Числовые
головоломки
В царстве смекалки

20-21
22

Мир занимательных
задач

Решение нестандартных задач (на «отношения»).
Сбор информации и выпуск математической газеты
(работа в группах).
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске»,
«Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник»,
«Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и
др. из электронного учебного пособия «Математика
и конструирование».
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии
с условием. Проверка выполненной работы.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Порядок выполнения действий в числовых
выражениях (без скобок, со скобками). Соедините
числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в
ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.
Построение математических пирамид: «Сложение в
пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000»,
«Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная
палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма
больше?», «Гонки
с зонтиками» (по выбору учащихся).
Числовой палиндром — число, которое читается
одинаково слева направо и справа налево.
Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя
одинаковыми цифрами.
Составление сборника числового материала,
взятого из жизни (газеты, детские журналы), для
составления задач.
Вычисления в группах: первый ученик из числа
вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий —
вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150.
Решения и ответы к пяти раундам записываются.
Взаимный контроль.
1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 –
160 = 520 520 + 150= 670
Единица длины километр. Составление карты
путешествия: на определённом транспорте по
выбранному маршруту, например «Золотое кольцо»
России, города-герои и др.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Сбор информации и выпуск математической газеты
(работа в группах).
Задачи со многими возможными решениями.
Задачи с недостающими данными, с избыточным
17

23

Геометрический
калейдоскоп

24

Интеллектуальная
разминка

25

Разверни листок

26-27

От секунды до
столетия

28

Числовые
головоломки
Конкурс смекалки
Это было в старину

29
30

31

Математические
фокусы

32-33

Сборник развлечений

34

Математический
лабиринт

составом условия. Задачи на доказательство: найти
цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ
+ ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Конструирование многоугольников из заданных
элементов. Конструирование из деталей танграма:
без разбиения изображения на части; заданного в
уменьшенном масштабе.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Задачи и задания на развитие пространственных
представлений.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки,
неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена
одной минуты. Что происходит за одну минуту в
городе (стране, мире). Сбор информации. Что
успевает сделать ученик за одну минуту, один час,
за день, за сутки? Составление различных задач,
используя данные о возрасте своих
родственников.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (какуро).
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
Старинные русские меры длины и массы: пядь,
аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение
старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русские меры
длины»
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа
на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в
записи решения.
Составление сборника занимательных заданий.
Использование разных источников информации
(детские познавательные журналы, книги и др.).
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный
марафон. Подготовка к международному конкурсу
«Кенгуру».

Итого: 34 ч

№
1
2
3

4

Дата

Тема
Интеллектуальная
разминка
Числа-великаны
Мир занимательных
задач

Кто что увидит?

4 КЛАСС
Содержание занятий
Решение олимпиадных задач международного
конкурса «Кенгуру».
Как велик миллион? Что такое гугол?
Задачи со многими возможными решениями. Задачи
с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое
значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ =
ГРЕМИ и др.
Задачи и задания на развитие пространственных
18

5
6
7

Римские цифры
Числовые
головоломки
Секреты задач

8

В царстве смекалки

9

Математический
марафон
«Спичечный»
конструктор

10-11
12

Выбери маршрут

13

Интеллектуальная
разминка

14

Математические
фокусы

15-17

Занимательное
моделирование

18

Математическая
копилка

19

Какие слова
спрятаны?
«Математика —
наш друг!»

20

21

Решай, отгадывай,
считай

22-23

В царстве смекалки

24

Числовые
головоломки

представлений.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с
хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
Сбор информации и выпуск математической газеты
(работа в группах)
Решение задач международного конкурса
«Кенгуру».
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии
с условиями. Проверка выполненной работы.
Единица длины километр. Составление карты
путешествия: на определённом транспорте по
выбранному маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как
сложить несколько последовательных чисел
натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12
+ 13 + 14 + 15 + 16 и др.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар,
куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование
из проволоки. Создание объёмных фигур из
развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная
пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый
конус, усечённая пирамида, пятиугольная
пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Составление сборника числового материала,
взятого из жизни (газеты, детские журналы), для
составления задач.
Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с
математикой.
Задачи, решаемые перебором различных
вариантов. «Открытые» задачи и задания
(придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и
задания по проверке готовых решений, в том числе
неверных.
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их
знаками действий так, чтобы в ответе получилось
0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом
стоящие цифры можно считать за одно число. Там,
где необходимо, можно использовать скобки.
Сбор информации и выпуск математической газеты
(работа в группах).
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
19

25-26

Мир занимательных
задач

27

Математические
фокусы

28-29

Интеллектуальная
разминка

30

Блиц-турнир по
решению задач
Математическая
копилка
Геометрические
фигуры вокруг нас

31
32
33

Математический
лабиринт
Математический
праздник

34

Задачи со многими возможными решениями. Запись
решения в виде таблицы. Задачи с недостающими
данными, с избыточным составом условия. Задачи
на доказательство: найти цифровое значение букв в
условной записи.
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай
задуманное число», «Отгадай число и месяц
рождения» и др.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Решение логических, нестандартных задач.
Решение задач, имеющих несколько решений.
Математика в спорте. Создание сборника
числового материала для составления задач
Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на
клетчатой части листа). Какая пара быстрее
составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
Интеллектуальный марафон. Подготовка к
международному конкурсу «Кенгуру».
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачисмекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

Итого: 34 ч

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».