РП "Волшебный карандаш" 1 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 3.5
к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш»
для учащихся 1 – х классов
срок реализации 1 учебный год

Составитель:
Вагурова Г.К. учитель начальных классов

2023 г

1. Пояснительная записка
Рабочая

программа по курсу «Волшебный карандаш»

разработана в соответствии с Концепцией духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования. Программа разработана на
основе

примерной

программы

«Изобразительное

искусство

и

художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных
сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных
техниках

расширяет

круг

возможностей

ребенка,

развивает

пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят
фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир
придуманный. И увидеть его может лишь он. Ребенок в процессе
рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им
красивому изображению, огорчается, если что-то не получается,
стремится преодолеть трудности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает

у себя определенные

способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве,
чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки:
координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и
способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их
всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственнотрудовое, физическое).
Занятия

по

изобразительному

искусству

предоставляют

неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Встреча с
искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в
жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка,
радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю
растущего человека, обогащает его духовный мир.

Цель данной программы - раскрытие и развитие потенциальных
способностей, заложенных в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их
применением,

выразительными

возможностями,

свойствами

изобразительных материалов.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
Прививать навыки работы в группе.
4.

Пробуждать

любознательность

в

области

народного,

декоративно-прикладного искусства
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается в форме бесед с
просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим
освоением темы.
Программа рассчитана на 33 часа в течение 1года.
2. Планируемые результаты.
В результате изучения курса «Волшебный карандаш» в 1 классе
должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
-

сформированность

эстетических

чувств,

художественно-

творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей - потребностей в

общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении
к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической
творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе
совместной

творческой

работы

в

команде

одноклассников

под

руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность

и работу одноклассников с позиций творческих задач

данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
- понимание важности планирования работы;
- выполнение действия, руководствуясь выбранным алгоритмом
или инструкцией учителя;
-адекватное оценивание правильности выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
- овладение умением творческого видения с позиций художника,
т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
- знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), декоративной (народные и прикладные
виды искусства);

- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных
искусств;
- понимание образной природы искусства;
-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего
мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально
оценивать несколько великих произведений русского и мирового
искусства;
-

способность

использовать

в

художественно-творческой

деятельности различные художественные материалы и художественные
техники;
-способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ.
3. Содержание курса
1 класс – 33 часа
Вводное занятие «Знакомство с королевой кисточкой» (1час)
Материалы: кисть, гуашь, бумага
Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация
рабочего места.
«Что могут краски, цветные карандаши, фломастеры и мелки»

(1

час)
Материалы: кисть, акварель, бумага.
Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение
красок. Рассказывание сказки о красках с практическим показом.
«Радуга над лужайкой» (1 час)
Материалы: кисть, гуашь, бумага
Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге,

показ рисования радуги.
«Осень». Наблюдение за осенними деревьями, листьями, цветами,
небом (1 час)
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата
либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и
ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не
опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон.
Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Мы рисуем осень». Волшебные пальчики (2 часа)
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета,
небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик
и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается
краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой,
затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой (1 час)
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага
любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку
(всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток
на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными
цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко
смывается.
Скатывание бумаги (2 часа)
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей
ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока
она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут
быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для
снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и
приклеивается на основу.

Оттиск листьев на бумаге, картоне (1 час)
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую
вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная
гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу
к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы
получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Ветка рябины. Яблони в цвету. Тычкование (2 часа)
Материалы: краски, ватные палочки, плотная белая бумага, гуашь,
кисти.
Монотипия предметная (1 час)
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или
акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги
вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета
(предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части
предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для
получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также
складывая лист после рисования нескольких украшений.
«Ежик в лесу». Кляксография (раздувание краски) трубочкой.
Знакомство с техникой. (1 час)
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в
мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой
ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку).
Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни
пятна,

ни

бумаги.

При

необходимости

процедура

повторяется.

Недостающие детали дорисовываются.
Превратим пятна в рисунок. Сливание красок на бумаге (1 час)
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, кисть.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть

и ударяет кистью о бумагу, затем смешивает несколько цветов. Краска
разбрызгивается на бумагу.
«Портрет мамы» (2 часа)
«Мои любимые рыбки» (1 час)
Материалы: восковые мелки, бумага, акварель, кисти.
Монотипия (3 часа)
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка,
кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам.
На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его
отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы
краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для
отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того,
как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее
отличался от отпечатка.
Натюрморт (1 час)
Рисование ватными палочками
Наши игрушки (1 час)
Коллаж.
Снегопад. Снеговик (2 часа)
Надбрызг
«Узоры снежинок» (1 час)
Ритм. Орнамент в круге.

Отработка приема: смешение цвета с

белилами.
«Ёлочка-красавица» (1 час)
Рисование елей. Творческая работа. Свободный выбор материала.
«Облака» (1 час)
Зеркальное отображение
Цветы (1 час)
Рисование при помощи ниток
«Рисуем сказку» (2 часа)
Рисование любимых сказок и сказочных героев.

«Экзамен художника Тюбика» (2 часа)
Обобщение и систематизация изученного материала.

4. Тематическое планирование.
№
п/п
1.

2.

3.
4.

5.
6.

7-8.
9.

Тема
Вводное занятие «Знакомство с королевой
Кисточкой» (1 ч)
Условия безопасной работы.
«Что могут краски, цветные карандаши,
фломастеры и мелки» (1 ч)
Изобразительные свойства акварели. Основные
цвета. Смешение красок
Радуга над лужайкой (1 ч)
Знакомство со спектром.
«Осень». Наблюдение за осенними деревьями,
листьями, цветами, небом (1 ч)
Рисование по сырому
«Мы рисуем осень». Рисование пальчиками (1 ч)
Рисование пальчиками
Рисование ладошкой(1 ч)

Деятельность учащихся
Практическая работа
Практическая работа

Слушание музыки и художественных произведений,
практическая деятельность.
Учиться отражать особенности изображаемого предмета,
используя различные нетрадиционные изобразительные
техники, совершенствовать умение работать в разных
техниках.
Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.

Практическая работа. Развивать воображение, творчество,
самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных
средств.
Любимые животные (2 ч)
Учиться, наиболее выразительно, отображать в рисунке
Скатывание бумаги
облик животных. Развивать чувство композиции.
«Цветочная мозаика». Оттиск листьев на Продолжать учиться определять форму, величину, цвет и
бумаге (1ч)
расположение различных частей, отображать эти признаки в
рисунке. Упражняться в аккуратном оттиске листьев на
бумаге, создании созвучного тона с помощью акварели.

10.

Ветка рябины, рисование тычком (1 ч)
Ватные палочки

11.

«В подводном мире». Монотипия предметная Рисование в нетрадиционной изобразительной технике
(1ч)
Рисование акварелью
«Ежик в лесу». Кляксография (1 ч)
Научиться из небольшого пятна создавать рисунок.
Знакомство с техникой
Превращение пятна в рисунок.( 1 ч)
Учиться смешивать несколько цветов на бумаге.
Сливание красок на бумаге
Портрет мамы (2 ч)
Изображать лицо человека, пользуясь различными приемами
рисования.
Мои любимые рыбки (1 ч)
Учиться тонировать лист акварелью разного цвета.
Восковые мелки, акварель
Монотипия. Пейзаж ( 2 ч)
Закрепить знания о монотипии.

12.
13.
1415.
16.
1718.
19.

20.
21.
22.
23.
24.

Натюрморт ( 1 ч)
Рисование ватными палочками
Наши игрушки( 1 ч)
Коллаж
Снегопад (1 ч)
Набрызг
Узоры снежинок (1 ч)
Ритм. Орнамент в круге.
Ёлочка-красавица (1 ч)
Снеговик (1 ч)
Рисование мятой бумагой

Учиться строить композицию, используя различные
материалы для создания выразительности образа.

Умение составлять натюрморт, анализировать его
составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании
ватными палочками.
Умение рисовать игрушки. Научиться технике коллаж.
Практическая работа.
Рисование орнамента в круге
Творческая работа.
Научить рисовать мятой бумагой . Развивать воображение,
творчество.

25.
26.
27.

28.
2930.
31.
3233.

Облака(1 ч)
Зеркальное отображение
Бабочки (1 ч)
Монотипия
Яблоня в цвету(1 ч)
Тычкование

Познакомиться с техникой зеркальное отображение
Познокомиться с техникой монотипии. Познакомиться с
симметрией. Развивать пространственное мышление.
Закреплять умение продумывать расположение рисунка на
листе. Совершенствовать умение использовать способ
рисования тычком для повышения выразительности рисунка.
Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя
эту технику.
Рисование любимых сказок и сказочных героев.

Цветы(1 ч)
Рисование при помощи ниток
Рисуем сказку(2 ч)
Рисование любимых сказок и сказочных героев.
Волшебные пальчики(1 ч)
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и
дорисовать их до определенного образа.
Экзамен художника Тюбика(2 ч)
Развитие творческих способностей, фантазии.

5. Методическое обеспечение.
Нетрадиционные

техники:

тычок

жесткой

полусухой

кистью.

Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Восковые мелки и акварель.
Монотипия предметная. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг.
Отпечатки листьев. Монотипия пейзажная.Коллаж.
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые мелки;
– ватные палочки;
– коктейльные трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
Планируемый результат работы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в классе.
- Участие в выставках и конкурсах в течение года.

Учебно – методическая литература
1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития,
2006г.
2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005 г.
3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»:
Издательство «Астрель», 2005г.
4. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН –
ПРЕСС», 2003 г.
5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс»,
2004 г.
6. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».