РП "Чтение. Работа с текстом" 1 - 4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 3.7
к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Работа с текстом»
для учащихся 1- 4 классов
срок реализации 4 года

Составители:
Захарова Н.П., учитель начальных классов
Ильиных М.В., учитель начальных классов
Лаврова Е.А., учитель начальных классов
Черешнева Е.Е., учитель начальных классов

2023 г

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Чтение. Работа с текстом» разработана и
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе
авторской программы О.Н.Крыловой «Чтение. Работа стекстом».
Цель данного курса – формирование информационно –
коммуникативной компетентности школьника – блока умений, направленных
на самостоятельное приобретение знаний с использование различных по
характеру и знаковым системам источников информации.
Программа данного курса предназначена для учащихся 1-4 классов и
рассчитана на четыре года обучения (135 часов, 33 часа в 1 классе и по 34
часа во 2-4 классе на каждый учебный год). Занятия проводятся один раз в
неделю.
Деятельность учителя с учетом программы воспитания
Рабочая программа воспитания МАОУ «Школа № 10» реализуется в
том числе и через использование воспитательного потенциала занятий по
внеурочной деятельности. Эта работа осуществляется в следующих формах:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через:
-демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности:
- обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в
развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни,
на мотивы их поступков;
- использование на уроках информации, затрагивающей важные
социальные, нравственные, этические вопросы
Использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор
соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения
в классе
Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки
своего личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям
художественной литературы и искусства.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
2

Применение групповой работы или работы в парах, которые
способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с
другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий,
оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в форме включения в урок различных исследовательских
заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки
самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям,
публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Установление
уважительных,
доверительных,
неформальных
отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоциональнокомфортной среды.

3

Планируемые результаты освоения курса «Чтение. Работа с текстом»
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками
начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
1)
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю,
российский народ, становление гуманистических и демократических
ценностных ориентации многонационального российскогообщества;
2)
формирование
средствами
литературных
произведений
целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов,
культур ирелигий;
3)
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических
потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественнойлитературы;
4)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
другихлюдей;
5)
формирование уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к
людям иной национальнойпринадлежности;
6)
овладение начальными навыками адаптации к школе, к
школьномуколлективу;
7)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормахобщения;
8)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев
литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступкигероев;
9)
наличие мотивации к творческому труду и бережному
отношению к материальным и духовным ценностям, формирование
установки на безопасный, здоровый образжизни.
Метапредметные результаты:
1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств еёосуществления;
2)
освоение способами решения проблем творческого и
поисковогохарактера;
3)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации,
определять
наиболее
эффективные
способы
достижениярезультата;
4)
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуацияхнеуспеха;
4

использование знаково-символических средств представления
информации окнигах;
6)
активное использование речевых средств для решения
коммуникативных и познавательныхзадач;
7)
использование различных способов поиска учебной информации
в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательнымизадачами;
8)
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с
целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и
письменнойформах;
9)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построениярассуждений;
10)
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий;
11)
умение договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и
поведениеокружающих;
12)
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:

понимание литературы как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;

формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем
мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе ичестности,;

достижение необходимого уровня речевого развития, т.е.
овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа
художественных,
научно-познавательных
и
учебных
текстов
с
использованием элементарных литературоведческих понятий;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу,
пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

умение использовать простейшие виды анализа различных
текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную
мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять
простой план, находить средства выразительности, пересказывать
произведение;

умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности
научно-познавательных,
учебных
и
художественных
произведений, уметь написать отзыв на прочитанное произведение.
5)

5

Содержание курса «Чтение. Работа с текстом»
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника,
слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей
речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного
произведения, определение последовательности событий, осознание цели
речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за
особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному,
правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий
осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью
интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической
отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения,
определить логические ударения ипаузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте
необходимую информацию, понимание еёособенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном,
учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном
содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения
героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по
вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по
ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
6

Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие
выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов.
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через
поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе
анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение
главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и
всего текста), определение главной мысли фрагмента, выделение опорных
или ключевых слов, озаглавливание - план (в виде назывных предложений
из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных
высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор
слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его
содержанием. Определение особенностей учебного и научно- популярного
текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами
анализа различных видов текста: установление причинно- следственных
связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение
алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста
с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста.
Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение
работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным
материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического
общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно
задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая,
собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.
7

Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный
опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство
с особенностями национального этикета на основе литературных
произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса. Работа со словарями.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку
(отражение темы, места действия, характеров героев), использование в
письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы,
сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему.
Содержание программы в 1 классе.
Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень
текста: тема текста, герои, заголовок. Вопросы по фактическому содержанию
художественного текста. Способы толкования значения незнакомых слов: по
контексту, с использование словарей. Последовательность событий, план для
пересказа. Подробный пересказ текста по опорным словам, предложенному
плану, коллективно составленному плану, серии рисунков, на основе
вопросов.
Характеристика героя произведения (поступки, причины поведения)
под руководством учителя.
Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических
норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме
или произведению с опорой на текст и личный опыт.
Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на
вопрос, высказывание на заданную тему.
Образная система произведения (без введения понятий): поиск в тексте
и понимание значения и роли в тексте средств художественной
выразительности. Средства изображения и выражения чувств героя. Звуковая
и смысловая стороны слова.
Сочинение загадки по аналогии, продолжение истории. Составление
рассказа по рисункам, серии рисунков. Словесное рисование по эпизодам и
фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного
произведения: чтение по ролям, слова автора, слова героев, выразительное
чтение.
Выбор книг на основе рекомендованного списка. Распределение
произведений по темам, жанрам. Выполнение групповых творческих
проектов (под руководством учителя).
Практическое освоение литературных понятий: художественное
произведение, читатель, автор (рассказчик), тема, герой, прозаическая и
стихотворная речь.
8

Содержание программы во 2 классе.
Фольклорные и литературные произведения разных жанров:
пословицы, загадки, считалки, небылицы, сказки о животных, бытовые и
волшебные сказки; рассказы, басни, стихотворения, сказки. Нравственноэтические
понятия,
раскрытые
в
литературно-художественных
произведениях. Хорошие и плохие поступки героев произведений.
Произведения народного творчества.
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника,
различных текстов). Цель речевого высказывания. Вопросы по содержанию
прослушанного произведения, составление вопросов по услышанному
тексту. Эмоциональный отклик (формулирование своего впечатления в
устном высказывании).
Чтение с установкой на смысловое чтение, позволяющее связать
звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением.
Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения, темпа чтения, при этом замедление его или
ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Виды чтения:
изучающее, выборочное, просмотровое.
Прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрации,
имени автора. Стили речи: художественный, учебный, научно- популярный.
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений.
Работа
с
учебными,
познавательными
текстами.
Заглавие
произведения, соотнесение заглавия с содержанием. Подробный и
выборочный пересказ учебного и познавательного текста.
Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень
текста: тема текста, герои, заголовок, портретные описания персонажей,
диалог.
Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с
использованием словарей и справочной литературы. Последовательность
событий. Эпизод, смысловые части; план текста для пересказа. Пересказ
текста подробный, выборочный. Пересказ от лица героя.
Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам, описанной
картине (под руководством учителя); ответ на вопрос «Чему учит
произведение?». Сравнение героев одного произведения, характеристика
героев (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного характера,
вопросы на установление взаимосвязей.
Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических
норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме
или произведению с опорой на текст и личный опыт.
Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на
вопрос, рассказ по рисункам, прочитанному тексту, заданной теме, о книге с
соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм
речевого высказывания. Структура речевого высказывания.
Образная система произведения (без введения понятий): средства
9

художественной выразительности, их значение и роль в тексте.
Звуковая и смысловая стороны слова.
Рассказ по рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по
эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Придумывание сказок и
составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением;
придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью
вопросов учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям,
инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование;
творческий пересказ (от лица героя).
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на
внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Практическое
освоение
литературных
понятий:
художественное
произведение, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки,
мысли); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее
представление о композиционных особенностях построения волшебной
сказки. Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма). Выполнение групповых
творческих проектов (под руководством учителя).
Содержание программы в 3 классе
Фольклорные и литературные произведения разных жанров:
пословицы, сказки о животных, волшебные и бытовые сказки, народные
песни; рассказы, басни, стихотворения, литературные сказки. Нравственноэтические
понятия,
раскрытые
в
литературно-художественных
произведениях. Произведения живописи.
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника,
различных текстов). Ответы на вопросы по содержанию услышанного
произведения. Составление вопросов по услышанным учебному, научнопознавательному и художественному произведениям. Описание своего
впечатления от произведения в форме устного высказывания.
Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без
пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Чтение с установкой на
смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и
предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста:
соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, использование
интонации, передающей отношение читающего к прочитанному
произведению, и темпа чтения, при этом его замедление или ускорение в
соответствии с речевой задачей и целями общения. Виды чтения: изучающее,
выборочное,просмотровое.
Прогнозирование содержания произведения по заголовку, автору.
Стили речи: художественный, учебный, научно-популярный.
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений.
Работа с учебными, познавательными текстами. Простейшими приемы
анализа различных видов текста: установление причинно- следственных
10

связей; определение главной мысли текста; деление текста на части;
выделение ключевых (опорных) слов. Алгоритм деятельности по
воспроизведению текста. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ
текста (выделение главного в содержании текста).
Работа с текстами художественного произведения. Фактический
уровень текста: тема текста, герои, заголовок, описания, время и место
описанных событий, ключевые события. Вопросы по фактическому
содержанию. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту,
с использованием словарей и справочной литературы. Пересказ текста
подробный, выборочный.
Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам. Сравнение
героев (сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту;
нахождение в тексте соответствующих слов и выражений), характеристика
героев произведения (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного
характера, а также на установление взаимосвязей.
Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических
норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме
или произведению с опорой на текст и личный опыт.
Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на
вопрос, на заданную тему. Составление рассказа по рисункам, прочитанному
тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности
изложения, культурных норм речевого высказывания. Структура речевого
высказывания.
Образная система произведения (без введения понятий): средства
художественной выразительности, их значение и роль в тексте.
Прямое и переносное значение слов.
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с
прочитанным произведением; придумывание возможного варианта развития
сюжета сказки (с помощью вопросов учителя); высказывание по
репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или
на основе личного опыта. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам
прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного произведения:
чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение.
Выбор книг на основе рекомендованного списка. Самостоятельное
обращение к словарям и справочной литературе, соответствующим возрасту.
Аннотация и отзыв, рассказ о книге (без пересказасодержания).
Практическое освоение литературных понятий: художественное
произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет,
поступки), отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее
представление о композиционных особенностях построения повествования
(рассказ), описания (пейзаж, портрет), рассуждения (монолог героя, диалоги
героев). Выполнение групповых творческих проектов (под руководством
учителя)
11

Содержание Программы в 4 классе
Фольклорные и литературные произведения разных жанров:
пословицы, народные песни, былины; рассказы, басни, стихотворения,
литературные сказки, произведения древнерусской культуры. Нравственноэтические
понятия,
раскрытые
в
литературно-художественных
произведениях. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере
поступков и отношения литературных героев к людям, природе,
окружающему миру. Произведения живописи.
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника,
различных текстов). Цели высказывания, особенности (жанровые,
стилистические). Главная мысль, тема, структура текста.
Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без
пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Чтение с установкой на
смысловое чтение. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения, использование интонации,
передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа
чтения, при этом его замедление или ускорение в соответствии с речевой
задачей и целями общения. Использование различных видов чтения
(изучающее, выборочное, просмотровое) в соответствии с учебной задачей.
Прогнозирование содержания текста по заголовку, автору. Стили речи:
художественный, учебный, научно-популярный. Сравнение художественных
и научно-познавательных произведений.
Работа с учебными, познавательными текстами. Особенности текстов
разных типов, выполнение элементарного анализа. Подробный пересказ
текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень
текста: тема, герои, заголовок, описания, время и место описанных событий;
фрагмент текста, эпизод. Выборочный пересказ по заданному фрагменту,
отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ. Способы
толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием
словарей и справочной литературы.
Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам, описанной
картине. Сравнение героев, характеристика героев произведения (портрет,
характер, поступки). Вопросы проблемного характера, на установление
взаимосвязей.
Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических
норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме
или произведению с опорой на текст и личный опыт.
Монологическое высказывание. Речевое высказывание: на заданную
тему или поставленный вопрос. Передача прочитанного или прослушанного
с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного
текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания;
отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания.
Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту
12

или заданной теме с соблюдением последовательности и связности
изложения, культурных норм речевого высказывания.
Образная система произведения (без введения понятий): средства
художественной выразительности, значение и роль в тексте. Прямое и
переносное значение слов.
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с
прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или
рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с
помощью вопросов учителя), по репродукциям картин художников, по серии
иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Составление
рассказа по рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и
фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного
произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительноечтение.
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого
доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.
Аннотация, отзыв, рассказ о книге (без пересказа содержания).
Практическое освоение литературных понятий: художественное
произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет,
поступки); отношение автора к герою (с помощью учителя). Выполнение
групповых
творческих
проектов
(под
руководством
учителя).

13

Тематическое планирование
1 класс
№

Название темы

1

Работа с текстом «Спала кошка на крыше…» Л. Н. Толстого.

2

Работа с текстом «Спала кошка на крыше…» Л. Н. Толстого.
Работа с текстом «Была у Насти кукла…»Л.Н.Толстого .
Работа с текстом «Медведь» по Е.Чарушину.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Работа с текстом «Хотела галка пить…» Л. Н. Толстого.
Работа с текстом «Старик сажал яблони…» Л. Н.Толстого.
Работа с текстом «Лиса» по Е.Чарушину.
Комплексная работа №1.
«Весной скворец весь горит…» А.Тихонов.
«Весной скворец весь горит…» А.Тихонов (продолжение).
«Хороша весна в лесу…» А.Тихонов.
«Пошла Катя по утру по грибы…» по Л. Н. Толстому.
Комплексная работа №2.
Работа с текстом «Слон» Е.Чарушина.
Работа с текстом «Надя приехала к бабушке в колхоз…» Я.Тайц.
«Издали горы кажутся строгими…» А.Тихонов.
«Охотился кит как-то близ устья реки…» С.Сахарнов.
«Всё здесь» Я.Тайц.
Работа с текстом «Просто старушка» В.Осеевой.
Работа с текстом «По пояс» по Я.Тайцу.
«По пояс» по Я.Тайцу( продолжение).
Комплексная работа№3.
«Зимой» С.Редозубов и др.
«Почему с тополей падает снег?» По материалам

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14

энциклопедии«Хочешь знать почему?»
25
26
27
28
29
30
31
32
33

1

«Дома у бабушки были куры…» Я.Тайц. Работа с текстом.
Работа с текстом «Что касается сообразительности…»
А.Тихонова.

1
1

«По грибы» Я.Тайц. Работа с текстом.

1

Работа с текстом «Три товарища» В.Осеевой.
Работа с текстом «Собака – близкий родственник волку…» по
И.Шустовой.

1

Работа с текстом «Издали на лесной опушке…» по Н.Юрцевичу.
Работа с текстом «Дедушка рассказывал…» по Н.Юрцевичу.
Итоговая проверочная работа.
Итоговое повторение и закрепление.

1
1
1
1

Тематическое планирование
2 класс

№
1

Работа с текстом И.Соколова – Микитова «В лесу».

Количество
часов
1

2

Работа с текстом В.Осеевой «Плохо».

1

3

Работа с текстом Л.Толстого «Два товарища».

1

4

Работа с текстом В. Бурлакова «На рассвете».

1

5

Работа с текстом А.Тихонова «Где вода, там жизнь».

1

6

Работа с текстом С.Михалкова «Аисты и лягушки».

1

7

Работа с текстом И.Пузанова «На рыбалке».

1

8

Итоговая работа за 1 четверть по тексту:«Медведко»
Д.Н.Мамина- Сибиряка.
Работа над ошибками. Работа с текстом В.Бахревского
«Мишка под деревом».
Работа с текстом И.Соколова- Микитова «На лесной
дороге».
Работа с текстом Л.Яхнина«Силачи».

1

9
10
11

Название темы

1
1
1
15

12

Работа с текстом А.Тихонова«Сороки».

1

13

Работа с текстом из детскойэнциклопедии.

1

14

Работа с текстом К.Ушинского«Играющие собаки».

1

15
16

Итоговая работаза 2 четверть по тексту: «Четыре желания» 1
К.Д.Ушинского
Работа с текстом И. Соколова – Микитова«Утром в лесу». 1

17

Работа с текстом Е.Пермяка«Первая рыбалка».

1

18

Работа с текстом И.Соколова– Микитова «Белка».

1

19

Работа с текстом С.Михалкова «Не стоит благодарности». 1

20

Работа с текстом Г.Цыферова«Жил на свете слоненок».

1

21

Работа с текстом В.Кологрива«Жизнь кузнечика».

1

22

Работа с текстом С.Аксакова«Щенок».

1

23

Работа с текстом Ш.Перро«Золушка».

1

24

Итоговая работа за 3 четверть.

1

25

Работа с текстом Н.Юрцевича«Красавица русских лесов». 1

26

Работа с текстом С.Юцзунь«Светлячок и Муравей».

1

27

Работа с текстом В.Танасийчука«Лосось».

1

28

Работа с текстом В.Коржикова«Прогулка по лесу».

1

29

1

30

Работа с текстом арабской народной сказки «Хлеб и
золото».
Работа с текстом К.Ушинского«Гадюка».

31

Работа с текстом М.Садовского«Зима на колесах».

1

32

Работа с текстом В.Осеевой «Кто хозяин?».

1

33

Работа с текстом И.Соколова – Микитова «Лоси».

1

34

Работа с текстом И.Крылова«Кукушка и Петух».

1

1

16

Тематическое планирование
3 класс
№

Название темы

Количество
часов

1

Введение в предмет.

1

2

Работа с текстом «Синица» по Г.Скребицкому.

1

3
4
5
6
7

Работа с текстом «Птицы» по А.Тихонову.
1
Работа с текстом « Фламинго» по Э.Бауэру.
1
Работа с текстом«Грызуны» по материалам энциклопедии.
1
Работа с текстом«Бактерии» по материалам энциклопедии.
1
Работа с текстом
1
«Волчиха» по А.Чехову.
Работа с текстом «Ответ» С.Михалкова.
1
Работа с текстом «Диковинное дерево» по А.Солженицыну.
1
Работа с научно- популярным текстом «Воздух» по материалам 1
энциклопедии.
Комплексный анализ текста (продолжение).
1
Работа с текстом«Олени» А.Старостина.
1
Работа с текстом «Змеи» по материалам энциклопедии.
1
Работа с текстом«Синички» по Э.Шиму.
1
Работа с текстом«Дрессировка» по материалам энциклопедии.
1
Работа с текстом «И так бывает» по Л.Киселёвой.
1
Работа с научно- популярным текстом «Радуга» по материалам 1
энциклопедии.
Комплексный анализ текста (продолжение) по материалам
1
энциклопедии.
Работа с текстом «Конец лета» по А.Тихонову.
1
Работа с текстом«Сосновый бор» по И.Соколову-Микитову.
1
Комплексный анализ текста.
1
Работа с текстом«Дельфины» по материалам энциклопедии.
1
Работа с текстом «Башмачки» по Л.Киселёвой.
1
Работа с текстом«Немецкая овчарка» по Э.Бауэру.
1
Работа с текстом « Осёл и бобр» С.Михалкова.
1
Работа с текстом «Весна» по записям В.Васильева.
1
Комплексный анализ текста.
1
Работа с текстом «На катке» В.Осеевой.
1
Работа с научно- популярным текстом «Растения» по материалам 1
энциклопедии.
Комплексный анализ текста.
1
Работа с текстом «Калина» по И.Соколову-Микитову.
1
Комплексный анализ текста.
1
Проверочная работа.
1
Обобщение, закрепление.
1

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

17

Тематическое планирование
4 класс
№
Название темы

Количество
часов

1
2
3

Текст-описаниеГ. Николаева «Ливень».
1
Текст-описание Г.Скребицкий«Солнечный день в самом начале лета». 1
Работа с текстом К.Ушинского«Гнездо ласточки».
1

4
5
6

Тренировочная комплексная работа № 1.
Публицистический текст «Хочу всё знать. Сахар».
Повествовательный текст А.Бострома«Кошка и еж».

1
1
1

7

Текст-описание С.Аксаков «Осень».

1

8

Тренировочнаякомплексная работа №2.

1

9

Работа с текстом И.Соколова-Микитова«Клены».

1

10 Работа с текстомР. Киплинга «Слоненок».

1

11 Тренировочнаякомплексная работа №3.

1

12 Работа с текстом- описанием А.Тихонова«Колибри».

1

13 Публицистический текст. «Хочу все знать. Экология».

1

14 Работа с текстом«Осень» по И.Соколову- Микитову.

1

15 Тренировочнаякомплексная работа №4.

1

16 Работа с текстом К.Ушинского«Четыре желания».

1

17 Публицистический текст. «Хочу все знать. Планеты».

1

18 Работа с текстом- рассуждением«Жираф» (по Э.Бауэру).

1

19 Работа с текстом С.Михалкова«Жадный Заяц».

1

20 Текст-описание И.Соколов-Микитов«Рябина».

1

21 Повествовательный текст И.Дудникова«Весенняя вода».

1

22 Тренировочнаякомплексная работа №6.

1

23 Работа с текстомК.Ушинского «Утренние лучи».

1

24 Работа с текстомЕ.Пермяка «Как Маша стала большой».

1

25 Работа с текстом сказки С.Михалкова«Просчитался».

1

26 Тренировочнаякомплексная работа №7.

1

27 Работа с текстом В.Осеевой«Злая мать и добрая тетя».

1

28 Работа с текстом«Однажды в лесу» по Г.Скребицкому.

1
18

29 Работа с текстом П.Молчанова «Рыбалка».

1

30 Итоговая комплекснаяработа №8.

1

31 Работа с текстом Г.Скребицкого«Художник-Осень»

1

32 Что узнали, чему научились.

1

33 Что узнали, чему научились.

1

34 Обобщение и закрепление

1

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».