Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа «город Ирбит» Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 10» Тел/факс: (34355) 3-83-41 E-mail: school_10_irbit@mail.ru Приложение 3.9 к основной образовательной программе начального общего образования МАОУ «Школа № 10» Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2 Программа курса внеурочной деятельности «Я - грамотей» 1 - 4 класс Составители: Спирина С.А., учитель начальных классов Речкалова О.А.., учитель начальных классов Городова Е.В., учитель начальных классов Нефедова С.А.., учитель начальных классов 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа к курсу «Я - грамотей» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык». Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает: - Методическое пособие «Занимательный русский язык» 1-4. Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013. - Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Познавательный аспект Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Воспитывающий аспект Воспитание системы нравственных межличностных отношений. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА Программа рассчитана на 33 учебных часа в 1 классе (1час в неделю) и 34 учебных часа во 2-4 классах (1 час в неделю). Деятельность учителя с учетом программы воспитания Рабочая программа воспитания МАОУ «Школа № 10» реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала занятий внеурочной деятельности . Эта работа осуществляется в следующих формах: Побуждение обучающихся соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях предметов, явлений, событий через: -демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности: -использование на занятиях информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям художественной литературы и искусства. Включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы. Применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися. Выбор и использование методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в занятие различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные результаты Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные результаты умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий; умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы; умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем; умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы; умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА Тема 1. Фонетика. Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм». Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости. Тема 2. Словообразование. Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логическипоисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 3. Лексика. Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка. Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 4. Морфология. Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 5. Пословицы и поговорки. Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Тема 6. Игротека. Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку. Календарно-тематическое планирование в 1 классе № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Тема урока Речь устная и письменная Что такое слово В мире звуков Игротека Звуки и буквы- не одно и тоже Что такое метаграммы Жили-были гласные и согласные Игротека Волшебник Ударение Такие разные согласные Такие разные согласные Игротека Русские народные загадки Зачем шипят шипящие Познакомьтесь: алфавит! Игротека Привет, пословица! Поговорим о предложении Ещё немного о предложении Игротека Знакомимся с анаграммами Что такое текст ? Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Что мы пишем с большой буквы Игротека О безударных гласных О парных звонких и глухих согласных Слова-приятели Игротека Слова-неприятели Волшебное слова предлог Что за зверь такой-фразеологизм Игротека Учимся различать слова разных частей речи 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование во 2 классе 1 Что мы знаем о звуках и буквах ? 1 2 Что такое лексика? 1 3 Однозначные и многозначные слова 1 4 Игротека 1 5 Слова-братья 1 6 Слова - наоборот 1 7 Пословица недаром молвится 1 8 Игротека 1 9 И снова пословицы, пословицы, пословицы, … 1 10 Играем со словарными словами 1 11 Анаграммы 1 12 Игротека 1 13 Секреты некоторых букв 1 14 Шарады, анаграммы и метаграммы 1 15 Еще раз о синонимах и антонимах 1 16 Игротека 1 17 Слова, обозначающие предметы 1 18 1 20 Слова, обозначающие действие предметов Слова, обозначающие признаки предметов Игротека 21 Текст, тема, главная мысль 1 22 Заголовок- всему голова 1 23 Работаем с фразеологизмами 1 24 Игротека 1 25 И снова пословицы 1 26 Ещё раз о фразеологизмах 1 27 Русские народные загадки 1 28 Игротека 1 29 И вновь словарные слова 1 30 32 Учимся различать имена 1 существительные, имена прилагательные и глаголы Какие слова русского языка помогают 1 называть качества характера Игротека 1 33 Повторяем… 1 34 Повторяем, повторяем… 1 19 31 1 1 Календарно-тематическое планирование в 3 классе № Тема урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Да здравствует русский язык! Вежливые слова Поговорки и пословицы Игротека Запоминаем словарные слова Растения во фразеологизмах Животные во фразеологизмах Игротека Я не поэт, я только учусь… Как Морфология порядок навела Игры с пословицами Игротека И снова животные во фразеологизмах Кое-что о местоимении Познакомимся поближе с наречием и числительным Игротека Состав слова. Основа слова. Формы слова Про корень и окончание Про суффикс и приставку Игротека Непроизносимые согласные Учимся различать приставку и предлог Учимся писать не с глаголами Игротека Имена существительные с шипящим звуком на конце Его величество Ударение Поговорим о падежах Игротека Сложные слова От архаизмов до неологизмов По страницам энциклопедий Игротека 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения 33 Повторяем… 34 Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» 1 1 Календарно-тематическое планирование в 4 классе № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Тема урока И снова о русском языке… Крылатые слова и афоризмы Копилка занимательных заданий Игротека Об именах О русских фамилиях В поисках сбежавших головоломок Игротека Мы играем в логогрифы Учимся распознавать речевые ошибки Коллекция заморочек Игротека Ох уж эти фразеологизмы!... Работаем над рифмами Словесные забавы Игротека Продолжаем работу над фразеологизмами Русские пословицы и поговорки Ассорти для любителей русского языка Игротека И снова о фразеологизмах Однородные члены предложения Ошибочка вышла!... Игротека Про омонимы и их разновидности Еще немного фразеологизмов В стране Перевертундии Игротека Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения 29. 30. 31. 32. 33. 34. Что такое «паронимы» Запоминаем словарные слова 31 июня Игротека Повторяем… Повторяем… 1 1 1 1 1 1 Методическое обеспечение Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет. Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; моделирующая деятельность, поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии. Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа. Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей: с уроками русского языка; с уроками литературного чтения; с уроками окружающего мира. Формы контроля:стартовый, текущий, итоговый. Техническое оборудование: компьютер; принтер; сканер; мультмедиапроектор. Информационное обеспечение Методические пособия: 1. Методическое пособие для 2 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013. 2. Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013. Дополнительная литература: 1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. 2. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. 3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. 5. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г. 6. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г. 7. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г. Цифровые ресурсы: 1. Ресурсы Интернет. 2. ЦОР по русскому языку для начальной школы. 3. ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов. Технические средства обучения: 1. Компьютер с художественным программным обеспечением. 2. Мультимедиа – проектор. 3. Экран.