РП "Я-грамотей" 1-4 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 3.9
к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Программа курса внеурочной деятельности
«Я - грамотей»
1 - 4 класс

Составители:
Спирина С.А., учитель начальных классов
Речкалова О.А.., учитель начальных классов
Городова Е.В., учитель начальных классов
Нефедова С.А.., учитель начальных классов

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Я - грамотей» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, с использованием методического пособия
Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который
включает:
- Методическое пособие «Занимательный русский язык» 1-4. Мищенкова
Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.:
Издательство РОСТ, 2013.
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен,
неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для
формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство
знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников
знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не
свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по
русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
 развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
 пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка;
 развитие мотивации к изучению русского языка;
 развитие творчества и обогащение словарного запаса;
 совершенствование общего языкового развития учащихся;
 углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления.
 приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
 развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
 учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является
именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков,
а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта
дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения,
необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к
рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать,
выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА
Программа рассчитана на 33 учебных часа в 1 классе (1час в неделю) и 34
учебных часа во 2-4 классах (1 час в неделю).
Деятельность учителя с учетом программы воспитания
Рабочая программа воспитания МАОУ «Школа № 10» реализуется в том
числе и через использование воспитательного потенциала занятий внеурочной
деятельности . Эта работа осуществляется в следующих формах:
 Побуждение обучающихся соблюдать общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятиях предметов, явлений, событий через:
-демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности:
-использование на занятиях информации, затрагивающей важные
социальные, нравственные, этические вопросы
 Использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор
соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения
в классе
 Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки
своего личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям
художественной литературы и искусства.
 Включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы.
 Применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.

 Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими
обучающимися.
 Выбор и использование методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания.
 Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятие различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
 Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений
между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной
среды.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
 Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Предметные результаты
 умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности,
называть последовательность действий;
 умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах,
находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
 умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
 умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
 умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены
орфографические
ошибки,
творческие
задания
для
формирования
орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании,
«мозговой штурм».
Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логическипоисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами»,
знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского
языка.
Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со
словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических
оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к
русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов,
логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому
языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор
пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика:
логически-поисковые
задания,направленные
на
развитие
познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов,
криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку
знаний по русскому языку.
Календарно-тематическое планирование в 1 классе
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема урока
Речь устная и письменная
Что такое слово
В мире звуков
Игротека
Звуки и буквы- не одно и тоже
Что такое метаграммы
Жили-были гласные и согласные
Игротека
Волшебник Ударение
Такие разные согласные
Такие разные согласные
Игротека
Русские народные загадки
Зачем шипят шипящие
Познакомьтесь: алфавит!
Игротека
Привет, пословица!
Поговорим о предложении
Ещё немного о предложении
Игротека
Знакомимся с анаграммами
Что такое текст ?

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведения

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Что мы пишем с большой буквы
Игротека
О безударных гласных
О парных звонких и глухих согласных
Слова-приятели
Игротека
Слова-неприятели
Волшебное слова предлог
Что за зверь такой-фразеологизм
Игротека
Учимся различать слова разных
частей речи

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование во 2 классе
1

Что мы знаем о звуках и буквах ?

1

2

Что такое лексика?

1

3

Однозначные и многозначные слова

1

4

Игротека

1

5

Слова-братья

1

6

Слова - наоборот

1

7

Пословица недаром молвится

1

8

Игротека

1

9

И снова пословицы, пословицы,
пословицы, …

1

10

Играем со словарными словами

1

11

Анаграммы

1

12

Игротека

1

13

Секреты некоторых букв

1

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

1

15

Еще раз о синонимах и антонимах

1

16

Игротека

1

17

Слова, обозначающие предметы

1

18

1

20

Слова, обозначающие действие
предметов
Слова, обозначающие признаки
предметов
Игротека

21

Текст, тема, главная мысль

1

22

Заголовок- всему голова

1

23

Работаем с фразеологизмами

1

24

Игротека

1

25

И снова пословицы

1

26

Ещё раз о фразеологизмах

1

27

Русские народные загадки

1

28

Игротека

1

29

И вновь словарные слова

1

30

32

Учимся
различать
имена 1
существительные,
имена
прилагательные и глаголы
Какие слова русского языка помогают 1
называть качества характера
Игротека
1

33

Повторяем…

1

34

Повторяем, повторяем…

1

19

31

1
1

Календарно-тематическое планирование в 3 классе
№

Тема урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Да здравствует русский язык!
Вежливые слова
Поговорки и пословицы
Игротека
Запоминаем словарные слова
Растения во фразеологизмах
Животные во фразеологизмах
Игротека
Я не поэт, я только учусь…
Как Морфология порядок навела
Игры с пословицами
Игротека
И снова животные во фразеологизмах
Кое-что о местоимении
Познакомимся поближе с наречием и
числительным
Игротека
Состав слова. Основа слова. Формы
слова
Про корень и окончание
Про суффикс и приставку
Игротека
Непроизносимые согласные
Учимся различать приставку и предлог
Учимся писать не с глаголами
Игротека
Имена существительные с шипящим
звуком на конце
Его величество Ударение
Поговорим о падежах
Игротека
Сложные слова
От архаизмов до неологизмов
По страницам энциклопедий
Игротека

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведения

33 Повторяем…
34 Готовимся к конкурсу «Русский
медвежонок»

1
1

Календарно-тематическое планирование в 4 классе
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Тема урока
И снова о русском языке…
Крылатые слова и афоризмы
Копилка занимательных заданий
Игротека
Об именах
О русских фамилиях
В поисках сбежавших головоломок
Игротека
Мы играем в логогрифы
Учимся распознавать речевые ошибки
Коллекция заморочек
Игротека
Ох уж эти фразеологизмы!...
Работаем над рифмами
Словесные забавы
Игротека
Продолжаем работу над
фразеологизмами
Русские пословицы и поговорки
Ассорти для любителей русского
языка
Игротека
И снова о фразеологизмах
Однородные члены предложения
Ошибочка вышла!...
Игротека
Про омонимы и их разновидности
Еще немного фразеологизмов
В стране Перевертундии
Игротека

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата проведения

29.
30.
31.
32.
33.
34.

Что такое «паронимы»
Запоминаем словарные слова
31 июня
Игротека
Повторяем…
Повторяем…

1
1
1
1
1
1

Методическое обеспечение
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу
учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением
родителей.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование
метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках,
книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:
 уровневая дифференциация;
 проблемное обучение;
 моделирующая деятельность,
 поисковая деятельность;
 информационно-коммуникационные технологии;
 здоровьесберегающие технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа,
творческая работа.
Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных
способностей:
 с уроками русского языка;
 с уроками литературного чтения;
 с уроками окружающего мира.
Формы контроля:стартовый, текущий, итоговый.
Техническое оборудование:
 компьютер;
 принтер;
 сканер;
 мультмедиапроектор.
Информационное обеспечение
Методические пособия:
1. Методическое пособие для 2 класса «Занимательный русский язык».
Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
2. Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.:
Издательство РОСТ, 2013.

Дополнительная литература:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство
“АРГО”, 1996
4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996
г.
5. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для
учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
6. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва
“Просвещение”, 1991 г.
7. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Цифровые ресурсы:
1. Ресурсы Интернет.
2. ЦОР по русскому языку для начальной школы.
3. ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
Технические средства обучения:
1. Компьютер с художественным программным обеспечением.
2. Мультимедиа – проектор.
3. Экран.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».