РП "Занимательная математика" 1-4 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 3.11
к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для учащихся 1- 4 классов
срок реализации 4 года

Составители:
Захарова Н.П., учитель начальных классов
Ильиных М.В., учитель начальных классов
Лаврова Е.А., учитель начальных классов
Черешнева Е.Е., учитель начальных классов

2023 г

Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно
познающего
мир
младшего
школьника,
обучение
решению
математических задач творческого и поискового характера будут
проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится
внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная
математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию
учащихся,
способствующий
формированию
познавательных
универсальных учебных действий. Факультатив предназначен для
развития математических способностей учащихся, для формирования
элементов
логической
и
алгоритмической
грамотности,
коммуникативных умений младших школьников с применением
коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения.
Создание на занятиях ситуаций
активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности
позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в своих силах.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развивать математический образ мышления,
внимание,
память,
творческое
воображение,
наблюдательность,
последовательность рассуждений и их доказательность.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
 расширять математические знания в области чисел;
 содействовать умелому использованию символики;
 правильно применять математическую терминологию;
 развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;
 уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать
собственные мысли,
 развивать краткости речи.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа рассчитана на учащихся 1- 4 классов, на 4 года. В 1 классе - 33
часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.
Деятельность учителя с учетом Программы воспитания
Рабочая программа воспитания МАОУ «Школа № 10» реализуется в
том числе и через использование воспитательного потенциала занятий по
внеурочной деятельности. Эта работа осуществляется в следующих формах:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками)
2

и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через:
обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий,
которые изучаются в данный момент на уроке; на представителей ученых,
связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который
они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания
примеры их жизни, на мотивы их поступков;
Использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор
соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые
способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с
другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий,
оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в форме включения в урок различных исследовательских
заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки
самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим
идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
Установление
уважительных,
доверительных,
неформальных
отношений между учителем и учениками, создание на уроках
эмоционально-комфортной среды.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
 развитие
любознательности,
сообразительности при
выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

3

 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
 Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
 Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
 Анализировать правила игры.
 Действовать в соответствии с заданными правилами.
 Включаться в групповую работу.
 Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его.
 Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.
 Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
 Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
 Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
 Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
 Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
 Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
 Использовать соответствующие знаково-символические средства для
моделирования ситуации.
 Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
 Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
 Воспроизводить способ решения задачи.
 Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
 Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них
верные.
 Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
 Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
 Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи.
 Конструировать несложные задачи.
 Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
4

 Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и
др., указывающие направление движения.
 Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
 Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
 Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков,
спичек) в исходной конструкции.
 Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в
конструкции.
 Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
 Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
 Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
 Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток.
 Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы «Занимательная математика»
формируются
следующие
универсальные
учебные
действия,
соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
 учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
 выразительно читать и пересказывать текст;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).

5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

1 класс
№ Наименование
раздела
1 Числа.
Арифметические
действия. Величины.
2 Мир занимательных
задач.

3

Геометрическая
мозаика.

Содержание раздела
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов,
содержащих числа.
Задачи, допускающие несколько способов решения.
Задачи с недостаточными, некорректными данными, с
избыточным составом условия. Последовательность
«шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи,
имеющие несколько решений. Обратные задачи и
задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение
условия и вопроса, данных и искомых чисел
(величин).
Пространственные представления. Понятия «влево»,
«вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения.
Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓,
указывающие направление движения. Проведение
линии по заданному маршруту (алгоритму) —
«путешествие точки» (на листе в клетку). Построение
собственного маршрута (рисунка) и его описание.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11-12
13
14

Тема

Кол-во
часов
Математика — это интересно. Математика - 1
царица наук.
Танграм: древняя китайская головоломка
1
Путешествие точки.
1
Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.
1
Танграм: древняя китайская головоломка
1
Волшебная линейка
1
Праздник числа 10
1
Конструирование многоугольников из деталей
1
танграма
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
1
Игры с кубиками
1
Конструкторы
2
Весёлая геометрия
1
Математические игры
1
6

15-16
17
18
19
20
21-22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

«Спичечный» конструктор
Задачи-смекалки
Прятки с фигурами
Математические игры
Числовые головоломки
Математическая карусель
Уголки
Игра в магазин. Монеты
Конструирование фигур из деталей танграма
Игры с кубиками
Математическое путешествие
Математические игры
Секреты задач
Математическая карусель
Числовые головоломки
Математические игры
КВН

2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
2 КЛАСС

№
1

Наименование
раздела
Числа.
Арифметические
действия. Величины.

Содержание раздела

2

Мир занимательных
задач.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на
переливание. Составление аналогичных задач и
заданий. Нестандартные задачи. Использование
знаково- символических средств для моделирования
ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые»
задачи и задания. Задачи и задания по проверке
готовых решений, в том числе неверных.

3

Геометрическая
мозаика.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной
фигуры на равные по площади части. Поиск

Поиск нескольких решений. Восстановление
примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Последовательное выполнение арифметических
действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и
др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в
пределах 1000.

7

заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность. Распознавание (нахождение)
окружности на орнаменте. Составление
вычерчивание) орнамента с использованием циркуля
(по образцу, по собственному замыслу).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС

№
1
2
3
4
5
6-7
8
9
10
11
12
13
14
15
16-17
18
19
20
21
22
23
24
25
26-27
28
29
30
31-32
33
34

Тема
«Удивительная снежинка»
Крестики-нолики
Математические игры
Прятки с фигурами
Секреты задач
«Спичечный» конструктор
Геометрический калейдоскоп
Числовые головоломки
«Шаг в будущее»
Геометрия вокруг нас
Путешествие точки
«Шаг в будущее»
Тайны окружности
Математическое путешествие
«Новогодний серпантин»
Математические игры
«Часы нас будят по утрам…»
Геометрический калейдоскоп
Головоломки
Секреты задач
«Что скрывает сорока?»
Интеллектуальная разминка
Дважды два — четыре
Дважды два — четыре
В царстве смекалки
Интеллектуальная разминка
Составь квадрат
Мир занимательных задач
Математические фокусы
Математическая эстафета

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
8

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
3 КЛАСС

№
1

Наименование
раздела
Числа.
Арифметические
действия. Величины.

Содержание раздела

2

Мир занимательных
задач.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на
переливание. Составление аналогичных задач и
заданий. Нестандартные задачи. Использование
знаково- символических средств для моделирования
ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые»
задачи и задания. Задачи и задания по проверке
готовых решений, в том числе неверных.

3

Геометрическая
мозаика.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной
фигуры на равные по площади части. Поиск заданных
фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение
задач, формирующих геометрическую
наблюдательность. Распознавание (нахождение)
окружности на орнаменте. Составление
вычерчивание) орнамента с использованием циркуля
(по образцу, по собственному замыслу).

Поиск нескольких решений. Восстановление
примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Последовательное выполнение арифметических
действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и
др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в
пределах 1000.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС

№
1
2
3
4
5-6
7
8-9
10

Тема
Интеллектуальная разминка
«Числовой» конструктор
Геометрия вокруг нас
Волшебные переливания
В царстве смекалки
«Шаг в будущее»
«Спичечный» конструктор
Числовые головоломки

Кол-во
часов
1
1
1
1
2
1
2
1
9

11-12 Интеллектуальная разминка
13
Математические фокусы
14
Математические игры
15
Секреты чисел
16
Математическая копилка
17
Математическое путешествие
18
Выбери маршрут
19
Числовые головоломки
20-21 В царстве смекалки
22
Мир занимательных задач
23
Геометрический калейдоскоп
24
Интеллектуальная разминка
25
Разверни листок
26-27 От секунды до столетия
28
Числовые головоломки
29
Конкурс смекалки
30
Это было в старину
31
Математические фокусы
32-33 Энциклопедия математических развлечений
34
Математический лабиринт
Итого: 34 ч

2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
4 КЛАСС

№ Наименование
раздела
1 Числа.
Арифметические
действия. Величины.

2

Мир занимательных
задач.

3

Геометрическая

Содержание
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в
пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.).
Числовой палиндром: число, которое читается
одинаково слева направо и справа налево. Поиск и
чтение слов, связанных с математикой (в таблице,
ходом шахматного коня и др.). Занимательные
задания с римскими цифрами. Время. Единицы
времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор
верных решений. Задачи на доказательство,
например, найти цифровое значение букв в условной
записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование
выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного
конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа
решения задачи. Выбор наиболее эффективных
способов решения.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар,
10

мозаика.

куб. Моделирование из проволоки. Создание
объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус,
четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная
пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС

№

Тема

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15-17
18
19
20
21
22-23
24
25-26
27
28-29
30
31
32
33
34

Интеллектуальная разминка
Числа-великаны
Мир занимательных задач
Кто что увидит?
Римские цифры
Числовые головоломки
Секреты задач
В царстве смекалки
Математический марафон
«Спичечный» конструктор
Выбери маршрут
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Занимательное моделирование
Математическая копилка
Какие слова спрятаны в таблице?
«Математика — наш друг!»
Решай, отгадывай, считай
В царстве смекалки
Числовые головоломки
Мир занимательных задач
Математические фокусы
Интеллектуальная разминка
Блиц-турнир по решению задач
Математическая копилка
Геометрические фигуры вокруг нас
Математический лабиринт
Математический праздник

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
3
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».