РП по предмету "Родная (русская) литература" для 9 класса на 2023-2024 учебный год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 1.2
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
по предмету «Родная (русская) литература»
для учащихся 9 классов
срок реализации 1 год

Составители:
Спицына О.Г.,уч. русского языка и литературы,
Сущева О.В., уч. русского языка и литературы,
Епанчинцева И.С.,уч. русского языка и литературы,
Щукина Е.А.,уч. русского языка и литературы.

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по родной (русской) литературе на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей
программы воспитания, с учѐтом распределѐнных по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения родной (русской)
литературе, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в 9 классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному (русскому языку)
включают личностные, метапредметные результаты
и
предметные достижения
обучающегося за 9 класс.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ
(РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира,
предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной
модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие
образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на
внутренний мир обучающихся, способствуют их приобщению к гуманистическим
ценностям и культурно-историческому опыту человечества. В поликультурной языковой
среде родная (русская) литература изучается на основе диалога культур. Гуманистический
потенциал русской литературы позволяет рассматривать ее как общенациональную
российскую ценность, как средство воспитания обучающихся в духе уважительного
отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования
культуры межнационального общения.
Как часть предметной области "Родной язык и родная литература" программа по
родной (русской) литературе тесно связана с предметом "Родной (русский) язык".
Изучение родной (русской) литературы способствует обогащению речи обучающихся,
развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.
Специфика курса родной (русской) литературы обусловлена:
отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие;
более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых
литературных произведений.
Содержание программы по родной (русской) литературе направлено на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении русской литературы как особого,
эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в
ней.
Содержание программы по родной (русской) литературе не включает
произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача - расширить
литературный и культурный кругозор обучающихся за счет их знакомства с
дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной
литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской культуры.

В содержании курса родной (русской) литературы в программе выделяются три
содержательные линии (проблемно-тематических блока):
 "Россия - Родина моя";
 "Русские традиции";
 "Русский характер - русская душа".
Программа по родной (русской) литературе для уровня основного общего образования
строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического
принципов. Содержание программы по родной (русской) литературе для каждого класса
включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с
выделенными сквозными линиями. Внутри проблемно-тематических блоков
произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной
спецификой русских традиций, быта и нравов.
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения,
включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы,
отраженные средствами других видов искусства - живописи, музыки, кино, театра.
Программа по родной (русской) литературе ориентирована на сопровождение и
поддержку учебного предмета "Литература", входящего в образовательную область
"Русский язык и литература".
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ)
ЛИТЕРАТУРА»
Изучение родной (русской) литературы обеспечивает достижение следующих
целей:
 воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной (русской) литературы и обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
 формирование познавательного интереса к родной (русской) литературе,
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского
народа, приобщение обучающегося к культурному наследию народа;
 формирование причастности к свершениям и традициям народа и ответственности
за сохранение русской культуры;
 развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Программа по родной (русской) литературе направлена на решение следующих задач:
 осознание роли родной (русской) литературы;
 выявление взаимосвязи родной (русской) литературы с отечественной историей,
формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм
художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в
русской литературе;
 получение знаний о родной (русской) литературе как о развивающемся явлении в
контексте ее взаимодействия с литературой других народов Российской
Федерации, их взаимовлияния;
 выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной (русской)
литературе, создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения
и оценки по поводу прочитанного;
 формирование опыта общения с произведениями родной (русской) литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности;

 накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной
(русской) литературы;
 формирование потребности в систематическом чтении произведений родной
(русской) литературы;
 развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска,
анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая
Интернет и другие.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Родная (русская) литература»
входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для
изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка в 9 классе, – 9
часов (0,25 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Гроза двенадцатого года
Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года:«Как не две тученьки
не две грозныя…»
Стихотворения:В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» (в сокращении),
А. С. Пушкин «Полководец», «Бородинская годовщина», М. И. Цветаева «Генералам
двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской
Петербург в русской литературе
Стихотворения:А. С. Пушкин «Город пышный, город бедный…», О.
Э.Мандельштам «Петербургские строфы», А. А. Ахматова «Стихи о Петербурге» («Вновь
Исакий в облаченьи…»), Д. С. Самойлов «Над Невой» («Весь город в плавных
разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
Родные просторы
Степь раздольная
Русские народные песни о степи:«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…», «Ах
ты, степь широкая…».
Стихотворения П. А. Вяземский «Степь», И. З. Суриков «В степи». А. П. Чехов.
«Степь» (фрагмент).
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Августовские Спасы
Стихотворения: К. Д. Бальмонт «Первый спас», Б. А. Ахмадулина «Ночь упаданья яблок»,
Е. А. Евтушенко «Само упало яблоко с небес…».
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далѐкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний
поклон»).

Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Великая Отечественная война
Стихотворения: Н. П. Майоров «Мы», М. В. Кульчицкий «Мечтатель, фантазѐр,
лентяй-завистник!..».
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лѐгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…»
Стихотворения. И. А. Бродский «Мой народ», С. А. Каргашин «Я —русский! Спасибо,
Господи!..».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение родной (русской) литературы на уровне основного общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания учебного предмета.
Личностные результаты освоения программы по родной (русской) литературе на
уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего
образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития.
Личностные результаты освоения программы по родной (русской) литературе на уровне
основного общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на ее
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
1) гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
 активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей
программы основного общего образования, местного сообщества, родного края,
страны;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
 представление о способах противодействия коррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;



готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
2) патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
 уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
 готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков;
 активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
 важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 осознание ценности жизни;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
Интернет-среде;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека;
6) трудового воспитания:
 установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего
образования, населенного пункта, родного края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;



интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной среды;
 готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
 способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
 способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
 навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний,
в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
 умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
 способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия;
 воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
 оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;




формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить
позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

В результате изучения родной (русской) литературы на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов,
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев).
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;



самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
 оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и
систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к предоставлению отчета перед группой.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как часть
регулятивных универсальных учебных действий:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;



ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
 проводить выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как часть регулятивных
универсальных учебных действий:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям.
У обучающегося будут сформированы умения эмоционального интеллекта как часть
регулятивных универсальных учебных действий:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
 регулировать способ выражения эмоций.
У обучающегося будут сформированы умения принимать себя и других как часть
регулятивных универсальных учебных действий:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других, не осуждая;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Предметные результаты освоения программы по родной (русской)








литературе к концу обучения в 9 классе:
выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений
разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа, осознавать ключевые для
русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в
произведениях о Петербурге и образе степи в русской литературе;
понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность русской
литературы и культуры в контексте культур народов России, осознавать роль
русских национальных традиций в произведениях об августовских Спасах и о
родительском доме как вечной ценности;
осмысливать характерные черты русского национального характера в
произведениях о Великой Отечественной войне, о судьбах русских эмигрантов в
литературе русского зарубежья, выделять нравственные проблемы в книгах о
прощании с детством;
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания, устанавливать читательские ассоциации, проводить самостоятельный,




давать
самостоятельный
смысловой
и
идейно-эстетический
анализ
художественного
текста,
создавать
развернутые
историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных
форматах, самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и их
воплощение в других искусствах, самостоятельно формировать круг внеклассного
чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения
художественной литературы;
осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и
оформлять ее результаты, владеть навыками работы с разными источниками
информации и различными способами ее обработки и презентации.
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического, формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального
осмысления.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/
п

Наименовани
е разделов и
тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1.РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1.1

Преданья
старины
глубокой

1

http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-5-2021/f

1.2

Города земли
русской

1

http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-5-2021/f

1.3

Родные
просторы

1

http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-5-2021/f

Итого по разделу

3

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
2.1

Праздники
русского мира

1

http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-5-2021/f

2.2

Тепло родного
дома

1

http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-5-2021/f

2
Итого по разделу

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
3.1

Не до ордена —
была бы Родина

1

http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-5-2021/f

3.2

Загадки русской 1
души

http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-5-2021/f

3.3

О ваших
ровесниках

1

http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-5-2021/f

3.4

Лишь слову
жизнь дана

1

http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/chitatelskayagramotnost/chg-5-2021/f

Итого по разделу

4

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
•Русская родная литература: 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций / О.М. Александрова, М.А.Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. – М.:
Просвещение, 2021.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по родной литературе. 9 класс:пособие для учиителя (к УМК
О.М.Александровой и др.). Москва;Просвещение, с 2019 по наст.вр.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://school.yandex.ru/ Каталог детских ресурсов "Интернет для детей"
2. http://slovnik.rusgor.ru
3. http://magazines.russ.ru.Звучащая поэзия: поэтическая библиотека
4. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/
5. http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор».
6. https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.
7. https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
8. http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.
9. https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка.
10. http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру».
11. http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской
истории и культуре.
12. http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН –
раздел «Электронные ресурсы».
13. http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская
литература».
14. https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.

15. https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены тексты
академических изданий русской классики XIX – начала XX вв.
16. https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает классику
и современную литературу для детей и подростков, а также коллекцию диафильмов.
17. https://media.prosv.ru/static/books-viewer/index.html?path=/media/ebook/418573/
Демоверсия ЭФУ Родная русская литература. 9 класс. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».