РП по предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов России» 5-6 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 1.1
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
по предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов
России»
для учащихся 5 - 6 классов
срок реализации 2 года

Составители:
Головкина Н. А.

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
ПрограммапоОДНКНРсоставленанаосноветребованийкрезультатамосвоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования,представленныхвФГОСООО,сучетомфедеральнойрабочейпрограммы
воспитания.
ВпрограммепоОДНКНРсоблюдаетсяпреемственностьсфедеральнымгосударс
твенным
образовательным
стандартом
начального
общего
образования,учитываются
возрастные
и
психологические
особенности
обучающихся
на
уровнеосновногообщегообразования,необходимостьформированиямежпредметны
хсвязей. Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»носиткультурологическийивоспитательныйхарактер,главныйрезультатобу
ченияОДНКНР–духовнонравственноеразвитиеобучающихсявдухеобщероссийской
гражданской
идентичности
на
основе
традиционных
российскихдуховнонравственныхценностей.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают
возможностьсистематизировать, расширять и углублять полученные в рамках
общественнонаучныхдисциплинзнанияипредставленияоструктуреизакономерностяхразвития
социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в
историироссийскогообществасущественныесвязистрадиционнойдуховнонравственнойкультуройРоссии.
Курс
ОДНКНРформируется
и
преподаѐтся
всоответствии
с
принципамикультурологичностиикультуросообразности,научностисодержанияип
одходакотбору
информации,
соответствия
требованиям
возрастной
педагогикиипсихологии.
ВпроцессеизучениякурсаОДНКНРобучающиесяполучаютпредставлениеосущ
ественныхвзаимосвязяхмеждуматериальнойидуховнойкультурой,обусловленност
икультурныхреалийсовременногообществаегодуховнонравственнымобликом,изучаютосновныекомпонентыкультуры,еѐспецифическиеи
нструментысамопрезентации,историческиеисовременныеособенностидуховнонравственногоразвитиянародовРоссии.
СодержаниекурсаОДНКНРнаправленонаформированиенравственногоидеала,
гражданскойидентичностиличностиобучающегосяивоспитаниепатриотическихчув
ствкРодине(осознаниесебякакгражданинасвоегоОтечества),формированиеисторич
ескойпамяти.
МатериалкурсаОДНКНРпредставленчерезактуализациюмакроуровня(Россия
вцеломкакмногонациональное,поликонфессиональноегосударствос едиными для
всех
законами,
общероссийскими
духовнонравственнымиикультурнымиценностями),намикроуровне(собственнаяидентичнос
ть,осознаннаякакчастьмалойРодины,семьиисемейных
традиций,этническойирелигиознойистории, к которойпринадлежитобучающийся

какличность).
Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР означает
важностькультурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие
культурной,этнической,религиознойангажированностивсодержаниипредметаиего
смысловыхакцентах.
ПринципнаучностиподходовисодержаниявпреподаванииОДНКНРозначаетва
жностьтерминологическогоединства,необходимостьосвоенияосновныхнаучныхпо
дходовкрассмотрениюкультурыиусвоениюнаучнойтерминологии для понимания
культурообразующих
элементов
и
формированияпознавательногоинтересакэтнокультурными
религиознымфеноменам.
Принципсоответствиятребованиямвозрастнойпедагогикиипсихологиивключа
етотбортемисодержаниякурсасогласноприоритетнымзонамближайшего развития
для 5–6 классов, когнитивным способностям и социальнымпотребностям
обучающихся,
содержанию
гуманитарных
и
общественнонаучныхучебныхпредметов.
Принципформированиягражданскогосамосознанияиобщероссийскойграждан
ской
идентичности
обучающихся
в
процессе
изучения
курса
ОДНКНРвключаетосознаниеважностинаднациональногоинадконфессиональногог
ражданского единства народов России как основополагающего элементав
воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип реализуется
черезпоискобъединяющихчерт
вдуховно-нравственнойжизнинародов
России,ихкультуре,религиииисторическомразвитии.
ЦелямиизученияучебногокурсаОДНКНРявляются:
формированиеобщероссийскойгражданскойидентичностиобучающихсячерез
изучение культуры (единого культурного пространства) России в
контекстепроцессовэтноконфессиональногосогласияивзаимодействия,взаимопрон
икновенияимирногососуществованиянародов,религий,национальныхкультур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основетрадиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей,
ведущихк осознанию своей принадлежности к многонациональному народу
РоссийскойФедерации;
формированиеисохранениеуважениякценностямиубеждениямпредставителей
разных
национальностей
и
вероисповеданий,
а
также
способностикдиалогуспредставителямидругихкультуримировоззрений;
идентификациясобственнойличностикакполноправногосубъектакультурного,
историческогоицивилизационногоразвитияРоссийскойФедерации.
ЦеликурсаОДНКНРопределяютследующиезадачи:
овладениепредметнымикомпетенциями,имеющимипреимущественноезначен
иедляформирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и
усвоение
знаний
о
нормах
общественной
моралиинравственностикакосновополагающихэлементахдуховнойкультурысовре

менногообщества;
развитиепредставлений
о
значении
духовно-нравственных
ценностейинравственныхнормдлядостойнойжизниличности,семьи,общества,ответ
ственногоотношениякбудущемуотцовствуиматеринству;
становление
компетенций
межкультурного
взаимодействия
как
способностииготовностивестимежличностный,межкультурный,межконфессионал
ьныйдиалогприосознании исохранениисобственной культурнойидентичности;
формированиеосновнаучногомышленияобучающихсячерезсистематизациюзн
анийипредставлений,полученныхнаурокахлитературы,истории,изобразительногои
скусства,музыки;
обучениерефлексиисобственногоповеденияиоценкеповеденияокружающихче
резразвитиенавыковобоснованныхнравственныхсуждений,оценокивыводов;
воспитаниеуважительногоибережногоотношениякисторическому,религиозно
муикультурномунаследиюнародовРоссийской Федерации;
содействиеосознанномуформированиюмировоззренческихориентиров,основа
нныхнаприоритететрадиционныхроссийскихдуховно-нравственныхценностей;
формированиепатриотизмакакформыгражданскогосамосознаниячерезпонима
ние роли личности в истории и культуре, осознание важности
социальноговзаимодействия,гражданскойидентичности.
Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение
главныхцелейосновногообщегообразования,способствуя:
расширению
и
систематизации
знаний
и
представлений
обучающихсяо культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
ценностях,полученныхприизученииосноврелигиознойкультурыисветскойэтики,ок
ружающегомира,литературногочтенияидругихпредметовначальногообщегообразо
вания;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народовРоссийской Федерации,ихроли вразвитиисовременногообщества;
формированию основ морали и нравственности, воплощѐнных в
семейных,этнокультурныхирелигиозныхценностях,ориентированныхнасоизмерен
иесвоих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих
обязанностейпередобществомигосударством;
воспитанию
патриотизма,
уважения
к
истории,
языку,
культурнымирелигиознымтрадициямсвоегонародаидругихнародовРоссийскойФед
ерации,толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и
ценитьценностидругихкультур,находитьвнихобщееиособенное,черты,способству
ющиевзаимномуобогащениюкультур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению
уважения,способностиксотрудничеству,взаимодействиюнаосновепоискаобщихку
льтурныхстратегийиидеалов;
осознаниюприоритетнойзначимостидуховнонравственныхценностей,проявляющейся
в
преобладании
этических,

интеллектуальных,
альтруистическихмотивовнадпотребительскимииэгоистическими;
раскрытиюприродыдуховнонравственныхценностейроссийскогообщества,объединяющихсветскостьидуховно
сть;
формированиюответственногоотношениякучениюитруду,готовностииспособ
ности,обучающихсяксаморазвитиюисамообразованиюнаосновемотивациикобучен
июипознанию,осознанномувыборуценностныхориентаций,способствующихразви
тиюобществавцелом;
получению научных представлений о культуре и еѐ функциях,
особенностяхвзаимодействияссоциальнымиинститутами,способностиихприменят
ьванализеиизучениисоциальнокультурныхявленийвисторииикультуреРоссийскойФедерацииисовременномобщес
тве,даватьнравственныеоценкипоступковисобытийнаосновеосознанияглавенству
ющейролидуховно-нравственныхценностейвсоциальныхикультурноисторическихпроцессах;
развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в
отборе,использовании
и
структурировании
информации,
а
также
возможностейдля активнойсамостоятельнойпознавательнойдеятельности.
Рабочая программа воспитания МАОУ«Школы №10»реализуется в том числе
и через воспитательный потенциал уроков ОДНКНР:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе
и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Общеечислочасов,рекомендованныхдляизучениякурсаОДНКНР,
–
68часов:в5классе–34часа(1часвнеделю),в6классе–34часа(1часвнеделю).

СОДЕРЖАНИЕОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Тематическийблок1.«Россия– нашобщийдом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народовРоссии»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и
Отечество.Традиционныеценностииролевыемодели.Традиционнаясемья.Всеобщи
йхарактерморалиинравственности.Русскийязыкиединоекультурноепространство.Р
искииугрозыдуховно-нравственнойкультуренародовРоссии.
Тема2.Нашдом–Россия.
Россия – многонациональная страна. Многонациональный
РоссийскойФедерации.Россиякакобщийдом.Дружбанародов.
Тема3.Язык иистория.

народ

Чтотакоеязык?Каквязыкенарода
отражается
его
история?
Языккакинструменткультуры.Важностькоммуникациимеждулюдьми.Языкинарод
овмира,ихвзаимосвязь.
Тема4.Русскийязык–языкобщенияиязыквозможностей.
Русский язык – основа российской культуры. Как складывался русский
язык:вкладнародов
Россиив
его
развитие.Русскийязыккак
культурообразующийпроектиязыкмежнациональногообщения.Важностьобщегояз
ыкадлявсехнародовРоссии.Возможности,которыедаѐтрусскийязык.
Тема5.Истокироднойкультуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни
общества.Многообразиекультуриегопричины.ЕдинствокультурногопространстваР
оссии.
Тема6.Материальнаякультура.
Материальнаякультура:архитектура,одежда,пища,транспорт,техника.Связьме
ждуматериальнойкультуройидуховно-нравственнымиценностямиобщества.
Тема7.Духовнаякультура.
Духовнонравственнаякультура.Искусство,наука,духовностьМораль,нравственность,ценно
сти.Художественноеосмыслениемира.Символизнак.Духовнаякультуракакреализа
цияценностей.
Тема8.Культураирелигия.
Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни общества и

человека.ГосударствообразующиерелигииРоссии.ЕдинствоценностейврелигияхРо
ссии.
Тема9.Культураиобразование.
Зачемнужноучиться?Культуракакспособполучениянужныхзнаний.Образован
иекакключксоциализацииидуховно-нравственномуразвитиючеловека.
Тема10. Многообразиекультур России(практическоезанятие).
ЕдинствокультурнародовРоссии.Чтозначитбытькультурнымчеловеком?
ЗнаниеокультуренародовРоссии.
Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности»
Тема11.Семья–хранительдуховныхценностей.
Семья–базовыйэлементобщества.Семейныеценности,традицииикультура.
Помощьсиротамкакдуховно-нравственныйдолгчеловека.
Тема12. Родинаначинаетсяссемьи.
Историясемьикакчастьисториинарода,государства,человечества.КаксвязаныР
одинаисемья?ЧтотакоеРодинаиОтечество?
Тема13. Традиции семейного воспитаниявРоссии.
СемейныетрадициинародовРоссии.Межнациональныесемьи.Семейноевоспит
аниекактрансляцияценностей.
Тема14.ОбразсемьивкультуренародовРоссии.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и
другие)о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях
разныхвидовискусства.
Тема15.Труд висториисемьи.
Социальныероливисториисемьи.Рольдомашнеготруда.Рол
ьнравственныхнормвблагополучиисемьи.
Тема16.Семьявсовременном мире(практическоезанятие).
Рассказосвоейсемье(сиспользованиемфотографий,книг,писемидругого).
Семейноедрево.Семейныетрадиции.
Тематическийблок3.«Духовно-нравственноебогатстволичности»
Тема17.Личность–общество–культура.
Чтоделаетчеловекачеловеком?Почемучеловекнеможетжитьвнеобщества.Связ
ьмеждуобществомикультуройкакреализациядуховно-нравственныхценностей.
Тема18.Духовныймирчеловека.
Человек – творец культуры. Культура как духовный мир человека.
Мораль.Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре.
Творчество:

чтоэтотакое?Границытворчества.Традициииновациивкультуре.Границыкультур.С
озидательныйтруд.Важностьтрудакактворческойдеятельности,какреализации.
Тема19. Личностьи духовно-нравственныеценности.
Мораль
и
нравственность
в
жизни
человека.
Взаимопомощь,сострадание,милосердие,
любовь,
дружба,
коллективизм,
патриотизм,любовь кблизким.
Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии»
Тема20. Историческаяпамятькакдуховно-нравственнаяценность.
Чтотакоеисторияипочемуонаважна?Историясемьи–
частьисториинарода,государства,человечества.Важностьисторическойпамяти,нед
опустимостьеѐфальсификации.Преемственностьпоколений.
Тема21.Литературакакязыккультуры.
Литературакакхудожественноеосмыслениедействительности.Отсказкикрома
ну.Зачемнужнылитературныепроизведения?Внутренниймирчеловекаиегодуховно
сть.
Тема22.Взаимовлияниекультур.
Взаимодействиекультур.Межпоколеннаяимежкультурнаятрансляция.Обменц
енностнымиустановкамииидеями.Примерымежкультурнойкоммуникациикакспосо
бформированияобщихдуховно-нравственныхценностей.
Тема23.Духовно-нравственныеценностироссийскогонарода.
Жизнь,достоинство,праваисвободычеловека,патриотизм,гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокиенравственные
идеалы,
крепкая
семья,
созидательный
труд,
приоритет
духовногонадматериальным,гуманизм,милосердие,справедливость,коллективизм,
взаимопомощь,историческаяпамятьипреемственностьпоколений,единствонародов
России.
Тема24.РегионыРоссии:культурноемногообразие.
Историческиеисоциальныепричиныкультурногоразнообразия.Каждыйрегион
уникален.МалаяРодина–частьобщегоОтечества.
Тема25.Праздники вкультуренародовРоссии.
Чтотакоепраздник?Почемупраздники
важны.
ПраздничныетрадициивРоссии.Народныепраздникикакпамятькультуры,каквопло
щениедуховно-нравственныхидеалов.
Тема26.ПамятникиархитектурывкультуренародовРоссии.
Памятникикакчастькультуры:исторические,художественные,архитектурные.
Культуракакпамять.Музеи.Храмы.Дворцы.Историческиездания как свидетели
истории. Архитектура и духовно-нравственные ценностинародовРоссии.

Тема27.МузыкальнаякультуранародовРоссии.
Музыка.Музыкальныепроизведения.Музыкакакформавыраженияэмоциональ
ных
связей
между
людьми.Народные
инструменты.История
народавегомузыкеиинструментах.
28.ИзобразительноеискусствонародовРоссии.
Художественная
реальность.
Скульптура:
от
религиозных
сюжетовксовременномуискусству.Храмовыеросписиифольклорныеорнаменты.Жи
вопись,графика.Выдающиесяхудожники разныхнародовРоссии.
Тема29.ФольклорилитературанародовРоссии.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение
историинародаиегоценностей,моралиинравственности.Национальнаялитература.Б
огатствокультуры народавеголитературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
(практическоезанятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона.
Докладсиспользованиемразнообразногозрительногорядаи другихисточников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое
занятие).ГеографиякультурРоссии.Россиякаккультурная
карта.Описаниерегионоввсоответствиисихособенностям
и.
Тема32.Единство страны–залогбудущегоРоссии.
Россия – единая страна. Русский мир. Общая история, сходство
культурныхтрадиций,единыедуховно-нравственныеценностинародовРоссии.
6 КЛАСС
Тематическийблок1.«Культуракаксоциальность»
Тема1.Миркультуры:его структура.
Культуракакформасоциальноговзаимодействия.Связьмеждумиромматериаль
ной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и
образжизнилюдей.Научнотехническийпрогресскакодинизисточниковформированиясоциальногообликаобще
ства.
Тема2.КультураРоссии:многообразиерегионов.
ТерриторияРоссии.Народы,живущиевней.Проблемыкультурноговзаимодейст
вия
в
обществе
с
многообразием
культур.
Сохранение
и
поддержкапринциповтолерантности и уважения ковсем культурамнародовРоссии.
Тема3.Историябытакакисториякультуры.

Домашнеехозяйствоиеготипы.ХозяйственнаядеятельностьнародовРоссиив
разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как
результатисторическогоразвитиянародовРоссии.
Тема4.Прогресс:техническийи социальный.
Производительность труда. Разделение
труда.
Обслуживающийи
производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии
икаконивлияют накультуруиценностиобщества?
Тема5.Образованиевкультуренародов России.
Представлениеобосновныхэтапахвисторииобразования.
Ценностьзнания.Социальнаяобусловленностьразличныхвидовобразования.Ва
жностьобразованиядлясовременногомира.Образованиекактрансляциякультурныхс
мыслов,какспособпередачиценностей.
Тема6.Праваиобязанностичеловека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России.
Праваисвободычеловекаигражданина,обозначенныевКонституцииРоссийскойФед
ерации.
Тема7. Общество ирелигия:духовно-нравственноевзаимодействие.
Миррелигийвистории.РелигиинародовРоссиисегодня.Государствообразующи
еитрадиционныерелигиикакисточникдуховно-нравственныхценностей.
Тема8.Современныймир:самоеважное(практическоезанятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных
чертсовременногообществасточкизренияматериальнойидуховнойкультурынародо
вРоссии.
Тематическийблок2.«Человекиегоотражениевкультуре»
Тема9.Какимдолженбытьчеловек?Духовно-нравственныйобликиидеалчеловека.
Мораль,нравственность,этика,этикет в культурах народов России.Правои
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как еѐ ограничение.
Обществокакрегуляторсвободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России,
единствочеловеческихкачеств.Единстводуховнойжизни.
Тема10.Взрослениечеловека вкультуренародовРоссии.
Социальноеизмерениечеловека.Детство,взросление,зрелость,пожилойвозраст
.Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии
сдругимилюдьми.Самостоятельностькакценность.
Тема11.Религиякакисточникнравственности.
Религиякакисточникнравственностиигуманистическогомышления.Нравствен
ныйидеалчеловекавтрадиционныхрелигиях.Современноеобществоирелигиозныйи

деалчеловека.
Тема12.Наукакакисточникзнанияочеловекеичеловеческом.
Гуманитарноезнаниеиегоособенности.Культуракаксамопознание.Этика.
Эстетика.Правовконтекстедуховно-нравственныхценностей.
Тема13.Этикаинравственностькаккатегориидуховнойкультуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит
бытьнравственным.Почемунравственностьважна?
Тема14.Самопознание(практическоезанятие).
Автобиографияиавтопортрет:ктояичто ялюблю.Какустроенамояжизнь.
Выполнениепроекта.
Тематическийблок3.«Человеккакчленобщества»
Тема15. Трудделаетчеловекачеловеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость.
Безделье,лень, тунеядство. Трудолюбие, трудовой подвиг, ответственность.
Общественнаяоценкатруда.
Тема16.Подвиг:какузнать героя?
Чтотакоеподвиг.Героизмкаксамопожертвование.Героизмнавойне.Подвигвми
рноевремя.Милосердие,взаимопомощь.
Тема17. Людивобществе:духовно-нравственноевзаимовлияние.
Человеквсоциальномизмерении.Дружба,предательство.Коллектив.Личныегра
ницы.Этикапредпринимательства.Социальнаяпомощь.
Тема18.Проблемысовременногообществакакотражениеегодуховнонравственногосамосознания.
Бедность.Инвалидность.Асоциальнаясемья.Сиротство.О
тражениеэтихявлений вкультуреобщества.
Тема19.Духовно-нравственныеориентирысоциальныхотношений.
Милосердие.Взаимопомощь.Социальноеслужение.Благотворительность.
Волонтѐрство.Общественныеблага.
Тема20.ГуманизмкаксущностнаяхарактеристикадуховнонравственнойкультурынародовРоссии.
Гуманизм.Истокигуманистическогомышления.Философиягуманизма.
Проявлениягуманизмависторико-культурномнаследиинародовРоссии.
Тема21.Социальныепрофессии;ихважностьдлясохранениядуховнонравственногообликаобщества.
Социальные профессии: врач, учитель,
социальныйработник.
Духовно-нравственные

пожарный,
качества,

полицейский,
необходимые

представителямэтихпрофессий.
Тема22.Выдающиеся
благотворители
Благотворительностькакнравственныйдолг.

в

истории.

Меценаты,философы,религиозныелидеры,врачи,учѐные,педагоги.Важность
меценатства
для
духовно-нравственного
развития
личностисамогомеценатаиобществавцелом.
Тема23.
Выдающиеся
учёные
России.
Наука
как
источник
социальногоидуховногопрогрессаобщества.
УчѐныеРоссии.Почемуважнопомнитьисториюнауки.Вкладнаукивблагополуч
иестраны.Важностьморалиинравственностивнауке,вдеятельностиучѐных.
Тема24.Мояпрофессия(практическоезанятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей
будущейпрофессии.
Тематический блок4.«Родинаипатриотизм»
Тема25.Гражданин.
Родинаигражданство,ихвзаимосвязь.Чтоделаетчеловекагражданином.
Нравственныекачествагражданина.
Тема26.Патриотизм.
Патриотизм.Толерантность.Уважениекдругимнародамиихистории.
Важностьпатриотизма.
Тема27.ЗащитаРодины:подвигилидолг?
Войнаимир.РользнаниявзащитеРодины.Долггражданинапередобществом.Вое
нныеподвиги.Честь.Доблесть.
Тема28.Государство. Россия–нашаРодина.
Государство как
объединяющее
начало.
Социальная
сторона
праваигосударства.Чтотакоезакон.ЧтотакоеРодина?Чтотакоегосударство?Необход
имостьбытьгражданином. Российская гражданскаяидентичность.
Тема29.Гражданскаяидентичность(практическоезанятие).
Какимикачествамидолженобладатьчеловеккакгражданин.
Тема30.Мояшколаимойкласс(практическоезанятие).
Портретшколыиликлассачерездобрыедела.
Тема31.Человек:какойон?(практическоезанятие).
Человек.Егообразывкультуре.Духовностьинравственностькакважнейшиекаче
ствачеловека.
Тема31.Человекикультура(проект).

Итоговыйпроект:«Чтозначитбытьчеловеком?»

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯПРОГРАММЫ
ПООДНКНРНАУРОВНЕОСНОВНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ
Изучение
ОДНКНРнауровне
основного
общегообразованиянаправленонадостижениеобучающимисяличностных,метапред
метныхипредметныхрезультатовосвоениясодержанияучебногопредмета.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностныерезультатыимеютнаправленностьнарешениезадачвоспитания,раз
вития и социализации обучающихся средствамиучебногокурса.
Планируемые личностные результаты освоения курса представляют
собойсистему
ведущихцелевыхустановокиожидаемыхрезультатовосвоениявсехкомпонентов,
составляющих содержательную основу образовательной программыпоОДНКНР.
Личностныерезультатыосвоениякурсадостигаютсявединствеучебнойивоспит
ательнойдеятельности.
Личностныерезультатыосвоениякурсавключают:
осознаниероссийскойгражданскойидентичности;
готовностьобучающихсяксаморазвитию,самостоятельностииличностномусамо
определению;
ценностьсамостоятельностииинициативы;
наличие
мотивации
к
целенаправленной
социально
значимой
деятельности;сформированностьвнутреннейпозицииличностикакособогоценн
остного
отношенияксебе,окружающимлюдям ижизнивцелом.
ВрезультатеизучениякурсаОДНКНРнауровнеосновногообщегообразованияуо
бучающегосябудутсформированыследующиеличностныерезультатыв части:
1) патриотическоговоспитания:
самоопределение(личностное,профессиональное,жизненное):сформированно
стьроссийскойгражданскойидентичности:патриотизма,уважениякОтечеству,прош
ломуинастоящемумногонациональногонародаРоссиичерезпредставленияобистори
ческойроликультурнародовРоссии,традиционныхрелигий,духовно-

нравственныхценностейвстановлениироссийскойгосударственности;
2) гражданскоговоспитания:
осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка,культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
Россииичеловечестваизнаниеосновныхнормморали,нравственныхидуховныхидеал
ов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на
ихосновексознательномусамоограничениювпоступках,поведении,расточительном
потребительстве;
сформированностьпониманияипринятиягуманистических,демократическихит
радиционныхценностеймногонациональногороссийскогообществаспомощьювоспи
танияспособностикдуховномуразвитию,нравственномусамосовершенствованию;
воспитаниеверотерпимости,уважительногоотношениякрелигиознымчувствам
,взглядамлюдейилиихотсутствию;
3) ценностипознавательнойдеятельности:
сформированностьцелостногомировоззрения,соответствующегосовременном
у
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
учитывающегосоциальное,культурное,языковое,духовноемногообразиесовременн
огомира;
смыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению,готовностииспособностиобучающихсяксаморазвитиюисамообразованиюн
аосновемотивациикобучениюипознаниючерезразвитиеспособностейкдуховномура
звитию,нравственномусамосовершенствованию;
воспитаниеверотерпимости,уважительногоотношениякрелигиознымчувствам
,взглядамлюдейилиихотсутствию;
4) духовно-нравственноговоспитания:
сформированностьосознанного,уважительногоидоброжелательногоотношени
я к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,вере,
гражданской
позиции,
к
истории,
культуре,
религии,традициям,
языкам,ценностямнародовродногокрая,Россииинародовмира;
освоение
социальных
норм,правил
поведения,ролейиформсоциальнойжизнивгруппахисообществах,
включаявзрослыеисоциальныесообщества;
сформированностьнравственнойрефлексииикомпетентностиврешениимораль
ных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувстви
нравственного
поведения,
осознанного
и
ответственного
отношенияксобственнымпоступкам,осознаниезначениясемьивжизничеловекаиоб
щества,принятиеценности
семейнойжизни,
уважительноеи
заботливоеотношениекчленамсвоейсемьичереззнаниеосновныхнормморали,нравс
твенных,духовныхидеалов,хранимыхвкультурныхтрадицияхнародовРоссии,готов
ностьнаихосновексознательномусамоограничениювпоступках,поведении,расточи
тельномпотреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

МетапредметныерезультатыосвоенияпрограммыпоОДНКНРвключаютосвоен
ие
обучающимися
межпредметных
понятий
(используются
в
несколькихпредметныхобластях)иуниверсальныеучебныедействия(познавательны
е,коммуникативные,регулятивные),способностьихиспользоватьвучебной,познават
ельнойисоциальнойпрактике,готовностьксамостоятельномупланированиюиосуще
ствлениюучебнойдеятельностииорганизацииучебного
сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в
построениииндивидуальной
образовательной
траектории,
овладение
навыками
работысинформацией:восприятиеисозданиеинформационных
текстоввразличныхформатах,втомчислецифровых,сучѐтомназначенияинформации
иеѐаудитории.
Врезультате изученияОДНКНРнауровне основного общего образованияу
обучающегося
будут
сформированы
познавательныеуниверсальныеучебныедействия,коммуникативныеуниверсальные
учебныедействия,регулятивныеуниверсальныеучебныедействия.
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,классифицировать, самостоятельно
выбирать
основания
и
критериидляклассификации,устанавливатьпричинноследственныесвязи,строитьлогическоерассуждение,умозаключение(индуктивное,д
едуктивное,поаналогии)и
проводить
выводы(логическиеуниверсальныеучебныедействия);
умение
создавать,применять
ипреобразовыватьзнакиисимволы,моделиисхемыдлярешенияучебныхипознавател
ьныхзадач(знаково-символические/моделирование);
смысловоечтение;
развитиемотивацииковладениюкультуройактивногоиспользованиясловарейи
другихпоисковыхсистем.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
умение
организовыватьучебное
сотрудничество
и
совместную
деятельностьсучителемисверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешатьконфликтынаосновесогласованияпозицийиучѐтаинтересов;
формулировать,аргументироватьиотстаиватьсвоѐмнение(учебноесотрудничес
тво);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачейкоммуникации для выражения
своих
чувств,
мыслей
и
потребностейдляпланированияирегуляциисвоейдеятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью(коммуникация);

формированиеиразвитиекомпетентностивобластииспользованияинформацио
нно-коммуникационных
технологий
(информационнокоммуникационнаякомпетентность).
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулироватьдлясебяновыезадачивучѐбеипознавательнойдеятельности,развиват
ьмотивыи интересысвоейпознавательнойдеятельности(целеполагание);
умение
самостоятельно
планировать пути
достижения
целей,в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способырешенияучебныхипознавательныхзадач(планирование);
умениесоотноситьсвоидействияспланируемымирезультатами,осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата,определятьспособыдействийв
рамках
предложенныхусловийитребований,корректироватьсвоидействиявсоответствииси
зменяющейсяситуацией(контрольикоррекция);
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственныевозможностиеѐрешения(оценка);
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решенийиосуществленияосознанноговыборавучебнойипознавательной(познавате
льнаярефлексия,саморегуляция)деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных
знаний,умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметнойобласти,предпосылкинаучноготипамышления,видыдеятельностипопо
лучениюнового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различныхучебныхситуациях,втомчислеприсозданиипроектов.
К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие
предметныерезультатыпоотдельнымтемампрограммыпоОДНКНР:
Тематическийблок1.«Россия– нашобщийдом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народовРоссии»?
Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной
культурынародов
России»,
понимать
важность
изучения
культуры
игражданствообразующихрелигийдляформированияличностиграждан
инаРоссии;иметьпредставлениеосодержанииданногокурса,втомчислеопонятиях
«моральинравственность»,«семья»,«традиционныеценности»,обугрозахдуховнонравственномуединствустраны;

пониматьвзаимосвязьмежду
языкомикультурой,духовнонравственнымразвитиемличностиисоциальнымповедением.
Тема2.Нашдом–Россия.
Иметьпредставлениеобисторическомпутиформированиямногонационального
составанаселенияРоссийскойФедерации,егомирномхарактереипричинахегоформи
рования;
знать о современном состоянии культурного и религиозного
разнообразиянародовРоссийскойФедерации,причинахкультурныхразличий;
пониматьнеобходимостьмежнациональногоимежрелигиозногосотрудничеств
аивзаимодействия,важность
сотрудничества
и
дружбымеждународамиинациями,обосновыватьихнеобходимость.
Тема3.Язык иистория.
Знатьипонимать,чтотакоеязык,каковыважностьегоизученияивлияниенамироп
ониманиеличности;
иметь базовые представления о формировании языка как
носителядуховно-нравственныхсмысловкультуры;
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том
числеворганизациимежкультурногодиалогаивзаимодействия;
обосновыватьсвоѐпониманиенеобходимостинравственнойчистотыязыка,важно
стилингвистическойгигиены,речевогоэтикета.
Тема4.Русскийязык–языкобщенияиязыквозможностей.
Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского
языка,еговзаимосвязисязыкамидругихнародовРоссии;
знать
и
уметь
обосновать
важность
русского
языка
как
культурообразующегоязыканародовРоссии,важностьегодлясуществованиягосудар
стваиобщества;
понимать, что русский язык – не только важнейший элемент
национальнойкультуры,ноиисторикокультурноенаследие,достояниероссийскогогосударства,уметьприводитьпримеры;
иметь представление о нравственных категориях русского языкаиих
происхождении.
Тема5.Истокироднойкультуры.
Иметьсформированноепредставление опонятие«культура»;
осознаватьиуметьдоказыватьвзаимосвязькультурыиприроды,знатьосновные
формырепрезентациикультуры,
уметьихразличатьисоотноситьсреальнымипроявлениямикультурногомногообрази
я;
уметьвыделятьобщие
черты
в
культуре
различных
народов,обосновыватьихзначениеипричины.

Тема6.Материальнаякультура.
Иметьпредставлениеобартефактахкультуры;
иметьбазовоепредставлениеотрадиционныхукладаххозяйства:земледелии,ско
товодстве,охоте,рыболовстве;
пониматьвзаимосвязьмеждухозяйственнымукладомипроявлениямидуховнойк
ультуры;
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов
народовРоссии от географии их массового расселения, природных
условийивзаимодействиясдругимиэтносами.
Тема7.Духовнаякультура.
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство»,
«наука»,«религия»;
знатьидаватьопределениятерминам«мораль»,«нравственность»,«духовныецен
ности»,«духовность»надоступномдляобучающихсяуровнеосмысления;
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с
формамиихрепрезентациивкультуре;
осознаватьзначениекультурныхсимволов,нравственныйидуховныйсмыслкульт
урныхартефактов;
знать,чтотакоезнакиисимволы,уметьсоотноситьихскультурнымиявлениями,ск
оторымионисвязаны.
Тема8.Культураирелигия.
Иметьпредставлениеопонятии«религия»,уметьпояснитьеѐрольвжизниобществ
аиосновныесоциально-культурныефункции;
осознаватьсвязьрелигиииморали;
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов
России;уметь
характеризовать
государствообразующие
конфессии
России
иихкартинымира.
Тема9.Культураиобразование.
Характеризоватьтермин«образование»иуметьобосноватьеговажностьдляличн
остииобщества;
иметь представление
об
основных
ступенях
образования
в
Россиииихнеобходимости;
пониматьвзаимосвязькультурыиобразованностичеловека;
приводитьпримерывзаимосвязимеждузнанием,образованиемиличностнымипр
офессиональнымростомчеловека;
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным
развитиемобщества,осознаватьценностьзнания,истины,востребованностьпроцесса
познаниякакполученияновыхсведенийомире.
Тема10. Многообразиекультур России(практическоезанятие).

Иметьсформированныепредставленияозакономерностяхразвитиякультурыии
сториинародов,ихкультурныхособенностях;
выделятьобщееиединичноевкультуренаосновепредметныхзнанийокультуресв
оегонарода;
предполагать
и
доказывать
наличие
взаимосвязи
между
культуройидуховно-нравственнымиценностяминаосновеместнойкультурноисторическойспецифики;
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как
источникадуховнонравственныхценностей,моралиинравственностисовременногообщества.
Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности»
Тема11.Семья–хранительдуховныхценностей.
Знатьипонимать смыслтермина«семья»;
иметьпредставлениеовзаимосвязяхмеждутипомкультурыиособенностямисем
ейногобытаиотношенийвсемье;
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с
культурнымиособенностямисвоеговремени;
уметь
составить
рассказ
о
своей
семье
в
соответствиискультурно-историческимиусловиямиеѐсуществования;
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья»,
«семейноесчастье»;
осознаватьи
уметьдоказыватьважностьсемьикакхранителятрадицийиеѐвоспитательнуюроль;
пониматьсмыслтерминов«сиротство»,«социальноесиротство»,обосновывать
нравственную
важность
заботы
о
сиротах,
знать
о
формах
помощисиротамсостороны государства.
Тема12.Родинаначинаетсяссемьи.
Знатьиуметьобъяснитьпонятие«Родина»;
осознавать взаимосвязь и различия между концептами
«Отечество»и«Родина»;
понимать, что такое история семьи, каковы формы еѐ
выраженияисохранения;
обосновыватьидоказыватьвзаимосвязьисториисемьииисториинарода,государс
тва,человечества.
Тема13. Традиции семейного воспитаниявРоссии.
Иметьпредставлениеосемейныхтрадицияхиобосновыватьихважностькакключе
выхэлементахсемейныхотношений;
знатьипониматьвзаимосвязьсемейныхтрадицийикультурысобственногоэтноса;
уметьрассказыватьосемейныхтрадицияхсвоегонародаинародовРоссии,собстве
ннойсемьи;
осознавать роль семейных традиций вкультуре общества,

трансляцииценностей,духовно-нравственныхидеалов.
Тема14.ОбразсемьивкультуренародовРоссии.
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о
семье,семейныхобязанностях;
уметь
обосновывать
своѐпониманиесемейныхценностей,
выраженныхвфольклорныхсюжетах;
знатьипонимать
морально-нравственноезначениесемьив
литературныхпроизведениях,иметь
представлениеоключевыхсюжетахсучастиемсемьивпроизведенияххудожественно
йкультуры;
понимать
и
обосновывать
важность
семейных
ценностей
с
использованиемразличногоиллюстративногоматериала.
Тема15.Труд висториисемьи.
Знатьипонимать,чтотакоесемейноехозяйствои домашний труд;
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального
института,характеризовать
роль
домашнего
труда
и
распределение
экономических функцийвсемье;
осознавать
и
оценивать
семейный
уклад
и
взаимосвязьссоциальноэкономическойструктуройобществавформебольшойималойсемей;характеризовать
распределениесемейноготрудаиосознаватьеговажность
дляукрепленияцелостностисемьи.
Тема16.Семьявсовременном мире(практическоезанятие).
Иметьсформированныепредставленияо
закономерностяхразвитиясемьивкультуреиисториинародовРоссии,уметьобосновы
ватьданныезакономерностинарегиональныхматериалахипримерахизжизнисобстве
ннойсемьи;
выделятьособенностидуховнойкультурысемьивфольклореикультуреразличны
хнародовнаосновепредметныхзнанийокультуресвоегонарода;
предполагать
и
доказывать
наличие
взаимосвязи
между
культуройидуховно-нравственнымиценностямисемьи;
обосновыватьважностьсемьиисемейныхтрадицийдлятрансляциидуховнонравственныхценностей,моралиинравственностикакфакторакультурнойпреемстве
нности.
Тематическийблок3.«Духовно-нравственноебогатстволичности»
Тема17.Личность–общество–культура.
Знать

и понимать значение термина «человек» в
контекстедуховно-нравственнойкультуры;
уметьобосноватьвзаимосвязьивзаимообусловленностьчеловекаиобщества,чело
векаикультуры;

пониматьиобъяснятьразличиямежду
обоснованиемтермина«личность»вбыту,вконтекстекультуры итворчества;
знать,чтотакоегуманизм, иметьпредставлениеоегоисточникахвкультуре.
Тема18.Духовныймирчеловека.Человек–творецкультуры.
Знатьзначениетермина«творчество»внесколькихаспектахипониматьграницыих
применимости;
осознаватьидоказыватьважностьморальнонравственныхограниченийвтворчестве;
обосновыватьважностьтворчествакакреализациюдуховнонравственныхценностейчеловека;
доказыватьдетерминированностьтворчествакультуройсвоегоэтноса;зна
ть иуметь объяснитьвзаимосвязьтрудаи творчества.
Тема19. Личностьи духовно-нравственныеценности.
Знатьиуметьобъяснитьзначениеирольморалиинравственностивжизничеловека;
обосновыватьпроисхождениедуховныхценностей,пониманиеидеаловдобраиз
ла;
пониматьиуметьпоказыватьнапримерахзначениетакихценностей,как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба»,
«коллективизм»,«патриотизм»,«любовькблизким».
Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии»
Тема20. Историческаяпамятькакдуховно-нравственнаяценность.
Пониматьиуметьобъяснятьсутьтермина«история»,знатьосновныеисторически
епериодыиуметьвыделятьихсущностныечерты;
иметьпредставлениеозначенииифункцияхизученияистории;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового
историческогопроцесса.
Знать
о
существовании
связи
между
историческими
событиямиикультурой.Обосновыватьважностьизученияисториикакдуховнонравственногодолгагражданинаипатриота.
Тема21.Литературакакязыккультуры.
Знатьипониматьотличиялитературыотдругихвидовхудожественноготворчеств
а;
рассказывать об особенностях литературного повествования,
выделятьпростыевыразительныесредствалитературногоязыка;
обосновыватьидоказыватьважностьлитературыкаккультурногоявления,какфо
рмы трансляциикультурныхценностей;
находитьиобозначатьсредствавыраженияморальногоинравственногосмыславл
итературныхпроизведениях.
Тема22.Взаимовлияниекультур.

Иметьпредставлениеозначениитерминов«взаимодействиекультур»,
«культурныйобмен»какформахраспространенияиобогащениядуховнонравственныхидеаловобщества;
пониматьиобосновыватьважностьсохранениякультурногонаследия;
знать,что
такоеглобализация,уметьприводитьпримерымежкультурнойкоммуникациикакспо
собаформированияобщихдуховно-нравственныхценностей.
Тема23.Духовно-нравственныеценностироссийскогонарода.
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовнонравственныхценностей:жизнь,достоинство,праваисвободычеловека,патриотизм,г
ражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокиенравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовногонадматериальным,гуманизм,милосердие,справедливость,коллективизм,
взаимопомощь,историческаяпамятьипреемственностьпоколений,единствонародовР
оссии;
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве
базовыхобщегражданскихценностейроссийскогообществаиуме
тьдоказыватьэто.
Тема24.РегионыРоссии:культурноемногообразие.
Понимать принципы федеративного устройства России и концепт
«полиэтничность»;
называтьосновныеэтносыРоссийскойФедерацииирегионы,гдеонитрадиционно
проживают;
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный
народРоссийскойФедерации»,«государствообразующийнарод»,«титу
льныйэтнос»;
пониматьценностьмногообразиякультурныхукладовнародовРоссийскойФеде
рации;
демонстрировать
готовность
к
сохранению
межнациональногоимежрелигиозногосогласиявРоссии;
уметьвыделятьобщиечертывкультуреразличныхнародов,
обосновыватьихзначениеипричины.
Тема25.Праздники вкультуренародовРоссии.
Иметьпредставлениеоприродепраздниковиобосновыватьихважностькакэлеме
нтовкультуры;
устанавливатьвзаимосвязьпраздниковикультурногоуклада;различатьос
новныетипы праздников;
уметьрассказыватьопраздничныхтрадицияхнародовРоссииисобственнойсемь
и;
анализироватьсвязьпраздниковиистории,культурынародовРоссии;пониматьос
новнойсмыслсемейныхпраздников;

определятьнравственныйсмыслпраздниковнародовРоссии;
осознаватьзначениепраздниковкакэлементовкультурнойпамятинародовРоссии
,каквоплощениедуховно-нравственныхидеалов.
Тема26.ПамятникиархитектурынародовРоссии.
Знать,чтотакоеархитектура,уметьохарактеризоватьосновныетипыпамятников
архитектурыипроследитьсвязьмеждуихструктуройиособенностямикультурыиэтап
амиисторическогоразвития;
пониматьвзаимосвязьмеждутипомжилищитипомхозяйственнойдеятельности;
осознаватьиуметьохарактеризоватьсвязьмеждууровнемнаучнотехническогоразвитияитипамижилищ;
осознаватьиуметьобъяснятьвзаимосвязьмеждуособенностямиархитектурыиду
ховно-нравственнымиценностяминародовРоссии;
устанавливатьсвязьмеждуисториейпамятникаиисториейкрая,характеризовать
памятникиисторииикультуры;
иметьпредставлениеонравственноминаучномсмыслекраеведческойработы.
Тема27.МузыкальнаякультуранародовРоссии.
Знатьипониматьотличиямузыкиотдругихвидовхудожественноготворчества,
рассказывать
об
особенностях
музыкального
повествования,
выделятьпростыевыразительныесредствамузыкальногоязыка;
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления,
какформытрансляциикультурныхценностей;
находитьиобозначатьсредствавыраженияморальногоинравственногосмыслам
узыкальныхпроизведений;
знать основные темы музыкального творчества народов России,
народныеинструменты.
Тема28.ИзобразительноеискусствонародовРоссии.
Знатьипониматьотличияизобразительногоискусстваотдругихвидовхудожеств
енноготворчества,рассказыватьобособенностяхивыразительныхсредствахизобрази
тельногоискусства;
уметьобъяснить,что
такоескульптура,живопись,графика,фольклорныеорнаменты;
обосновыватьидоказыватьважностьизобразительногоискусствакаккультурног
оявления,какформытрансляциикультурныхценностей;
находитьиобозначатьсредствавыраженияморальногоинравственногосмыслаи
зобразительногоискусства;
знатьосновныетемыизобразительногоискусстванародовРоссии.
Тема29.ФольклорилитературанародовРоссии.
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать
важностьинужностьэтихязыковыхвыразительныхсредств;
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина,

песня;восприниматьиобъяснятьнапримерахважностьпониманияфольклоракак
отраженияисториинародаиегоценностей,моралиинравственности;
знать,чтотакоенациональнаялитератураикаковыеѐвыразительныесредства;
оцениватьморально-нравственныйпотенциалнациональнойлитературы.
Тема30.Бытовыетрадициинародов России:пища,одежда,дом.
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными
условиямипроживания народанапримерахизисториии культурысвоегорегиона;
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития
культурных,духовнонравственных,семейныхиэтническихтрадиций,многообразиякультур;
уметьоцениватьиустанавливатьграницыиприоритетывзаимодействиямеждул
юдьмиразнойэтнической,религиознойигражданскойидентичностинадоступномдля
шестиклассниковуровне(сучѐтомихвозрастныхособенностей);
пониматьиуметьпоказыватьнапримерахзначениетакихценностей,каквзаимопо
мощь,сострадание,милосердие,любовь,дружба,коллективизм,патриотизм, любовь
кблизким черезбытовыетрадициинародовсвоегокрая.
Тема31. КультурнаякартаРоссии (практическоезанятие).
Знатьиуметь
отличиякультурнойгеографииотфизическойиполитическойгеографии;
понимать,чтотакоекультурнаякартанародовРоссии;
описывать отдельные области культурной карты в
соответствиисихособенностями.
Тема32.Единство страны–залогбудущегоРоссии.

объяснить

ЗнатьиуметьобъяснитьзначениеирольобщихэлементоввкультуренародовРосси
и
для
обоснования
еѐ
территориального,
политического
и
экономическогоединства;
пониматьи
доказывать
важность
и
преимущества
этого
единствапередтребованиями национальногосамоопределения отдельныхэтносов.
Кконцуобученияв6классеобучающийсяполучитследующиепредметныерезуль
татыпоотдельнымтемампрограммыпоОДНКНР.
Тематическийблок1.«Культуракаксоциальность»
Тема1.Миркультуры:его структура.
Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального
явления;пониматьспецификусоциальныхявлений,ихключевыеотличия
отприродныхявлений;
уметьдоказыватьсвязьмеждуэтапомразвитияматериальнойкультурыисоциаль
нойструктуройобщества,ихвзаимосвязьсдуховнонравственнымсостояниемобщества;
пониматьзависимостьсоциальныхпроцессовоткультурно-

историческихпроцессов;
уметь объяснить
взаимосвязь
между
прогрессомиэтапамиразвитиясоциума.
Тема2.КультураРоссии:многообразиерегионов.

научно-техническим

Характеризоватьадминистративно-территориальноеделениеРоссии;
знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа,
уметьпоказатьихнаадминистративнойкартеРоссии;
пониматьиуметь
объяснить
необходимость
федеративного
устройствавполиэтничномгосударстве,важностьсохраненияисторическойпамятио
тдельныхэтносов;
объяснятьпринциправенстваправкаждогочеловека,внезависимостиот
егопринадлежностиктомуилииномународу;
понимать ценность многообразия культурных
укладов
народов
РоссийскойФедерации;
демонстрировать
готовность
к
сохранению
межнациональногоимежрелигиозногосогласиявРоссии;
характеризоватьдуховнуюкультурувсехнародовРоссиикакобщеедостояниеиб
огатствонашеймногонациональнойРодины.
Тема3.Историябытакакисториякультуры.
Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его
типы;пониматьвзаимосвязьмеждухозяйственнойдеятельностьюнародовРосси
и
иособенностямиисторическогопериода;
находитьиобъяснять зависимостьценностных ориентировнародов Россииот
их
локализации
в
конкретных
климатических,
географическихикультурно-историческихусловиях.
Тема4. Прогресс:техническийисоциальный.
Знать,чтотакоетруд,производительностьтрудаиразделениетруда,характеризов
ать ихрольи значениевистории и современномобществе;
осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членовобщества,
рольсозидательного и добросовестного труда для создания социально и
экономическиблагоприятнойсреды;
демонстрироватьпониманиеролиобслуживающего
труда,его
социальнойидуховно-нравственнойважности;
понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и
изменениямисоциальныхвзаимосвязейвобществе;
осознаватьиобосновыватьвлияниетехнологийнакультуруиценностиобщества.
Тема5.Образованиевкультуренародов России.
Иметьпредставлениеобисторииобразованияиегороливобщественаразличныхэ
тапахегоразвития;

пониматьиобосновыватьрольценностейвобществе,ихзависимостьот
процессапознания;
пониматьспецифику
каждогоуровняобразования,еѐрольв
современныхобщественныхпроцессах;
обосновывать важность образования в современном мире и ценность
знания;характеризовать
образование как
часть
процесса
формирования
духовно-нравственныхориентировчеловека.
Тема6.Праваиобязанностичеловека.
Знатьтермины«правачеловека»,«естественныеправачеловека»,«правоваякульт
ура»;
характеризовать историю формирования комплекса понятий,
связанныхсправами;
понимать и обосновывать важность прав человека как
привилегиииобязанностичеловека;
пониматьнеобходимостьсоблюденияправчеловека;
понимать и уметь объяснить необходимость сохранения
паритетамеждуправамииобязанностямичеловекавобществе;
приводитьпримерыформированияправовойкультурыизисториинародовРоссии.
Тема7.Общество ирелигия:духовно-нравственноевзаимодействие.
Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм»,
«свободомыслие»;
характеризоватьосновныекультурообразующиеконфессии;
знатьиуметьобъяснятьрольрелигиивисторииинасовременномэтапеобщественн
огоразвития;
пониматьиобосновыватьрольрелигийкакисточникакультурногоразвитияобщес
тва.
Тема8. Современный мир:самоеважное(практическоезанятие).
Характеризоватьосновныепроцессы,протекающиевсовременномобществе,его
духовно-нравственныеориентиры;
пониматьиуметьдоказатьважностьдуховнонравственногоразвитиячеловекаиобществавцеломдлясохранениясоциальноэкономическогоблагополучия;
называтьихарактеризоватьосновныеисточникиэтогопроцесса,уметьдоказыват
ь теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из историиикультуры
России.
Тематическийблок2. «Человек иегоотражениевкультуре»
Тема9.Духовно-нравственныйобликиидеалчеловека.
Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание
личныхкачествчеловека;

осознавать,какиеличностныекачествасоотносятсястемиилиинымиморальным
иинравственнымиценностями;
пониматьразличиямеждуэтикойиэтикетомиихвзаимосвязь;
обосновыватьидоказыватьценностьсвободыкакзалогаблагополучияобщества,
уважениякправамчеловека,егоместуироливобщественныхпроцессах;
характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода»,
«ответственность»,«право»и«долг»;
понимать
важность
коллективизма
как
ценности
современной
Россиииегоприоритет передидеологиейиндивидуализма;
приводить
примеры
идеалов
человека
в
историко-культурном
пространствесовременнойРоссии.
Тема10.Взрослениечеловека вкультуренародовРоссии.
Пониматьразличиемеждупроцессамиантропогенезаиантропосоциогенеза;
характеризовать процесс взросления человека и его основные
этапы,атакжепотребности
человека
для
гармоничного
развития
существованиянакаждомизэтапов;
обосновыватьважностьвзаимодействиячеловекаиобщества,характеризоватьне
гативныеэффектысоциальнойизоляции;
знать иуметь демонстрироватьсвоѐ понимание самостоятельности, еѐ
роливразвитииличности,вовзаимодействиисдругимилюдьми.
Тема11.Религиякакисточникнравственности.
Характеризоватьнравственныйпотенциалрелигии;
знатьиуметьизлагатьнравственныепринципыгосударствообразующихконфесси
йРоссии;
знать основные требования к нравственному идеалу
человекавгосударствообразующихрелигияхсовременнойРоссии;
уметь обосновывать важность религиозныхморальных и
нравственныхценностейдлясовременногообщества.
Тема12.Наукакакисточникзнанияочеловеке.
Понимать
и
характеризовать
смысл
понятия
«гуманитарное
знание»;определять
нравственный
смысл
гуманитарного
знания,
егосистемообразующуюрольвсовременнойкультуре;
характеризоватьпонятие«культура»какпроцесссамопознанияобщества,какего
внутреннюю самоактуализацию;
осознаватьидоказыватьвзаимосвязьразличныхобластейгуманитарногознания.
Тема13.Этикаинравственностькаккатегориидуховнойкультуры.
Характеризоватьмногосторонностьпонятия«этика»;п
онимать особенностиэтикикакнауки;
объяснять понятия «добро»и «зло»спомощью

примероввисторииикультуренародовРоссииисоотноситьихсличн
ымопытом;
обосновыватьважностьинеобходимостьнравственностидлясоциальногоблагоп
олучияобществаиличности.
Тема14.Самопознание(практическоезанятие).
Характеризоватьпонятия«самопознание»,«автобиография»,«автопортрет»,
«рефлексия»;
уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность»,
«ценности»ссамопознаниемирефлексией
надоступномдляобучающихсяуровне;
доказыватьиобосновыватьсвоинравственныеубеждения.
Тематическийблок3.«Человеккакчленобщества»
Тема15. Трудделаетчеловекачеловеком.
Характеризоватьважностьтрудаиегорольвсовременномобществе;
соотносить
понятия
«добросовестный
труд»
и
«экономическоеблагополучие»;
объяснятьпонятия«безделье»,«лень»,«тунеядство»;
пониматьважностьиуметьобосноватьнеобходимостьихпреодолениядлясамого
себя;
оценивать общественные процессы в области общественной оценки
труда;осознаватьидемонстрироватьзначимостьтрудолюбия,трудовыхподвигов,
социальнойответственностизасвойтруд;
объяснятьважностьтрудаиегоэкономическойстоимости;
знатьиобъяснятьпонятия«безделье»,«лень»,«тунеядство»,соднойстороны,и«т
рудолюбие»,
«подвиг
труда»,
«ответственность»,
с
другой
стороны,атакже«общественнаяоценкатруда».
Тема16.Подвиг:какузнать героя?
Характеризоватьпонятия«подвиг»,«героизм»,«самопожертвование»;понимать
отличияподвиганавойнеивмирноевремя;
уметь доказывать важность героических примеров для жизни
общества;знатьиназыватьгероевсовременногообществаиисторическихличнос
тей;
обосновывать разграничение понятий «героизм» и
«псевдогероизм»череззначимостьдляобществаипониманиепо
следствий.
Тема17. Людивобществе:духовно-нравственноевзаимовлияние.
Характеризоватьпонятие«социальныеотношения»;
пониматьсмыслпонятия«человеккаксубъектсоциальныхотношений»вприлож
ениикегонравственномуидуховномуразвитию;

осознавать роль малыхи большихсоциальныхгрупп
внравственномсостоянииличности;
обосновыватьпонятия«дружба»,«предательство»,«честь»,«коллективизм»ипр
иводитьпримерыизистории,культурыилитературы;
обосновыватьважностьинаходитьнравственныеоснованиясоциальнойвзаимопо
мощи,втомчислеблаготворительности;
понимать и характеризовать понятие «этика
предпринимательства»всоциальномаспекте.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственногосамосознания.
Характеризовать
понятие
«социальные
проблемы
современного
общества»какмногостороннееявление,втомчислеобусловленноенесовершенствомд
уховно-нравственныхидеаловиценностей;
приводитьпримерытакихпонятийкак«бедность»,«асоциальнаясемья»,
«сиротство»,знатьиуметьобосновыватьпутипреодоленияихпоследствийнадоступн
омдляпониманияуровне;
обосновыватьважностьпониманияролигосударствавпреодоленииэтихпроблем
,атакженеобходимостьпомощивпреодоленииэтихсостоянийсостороныобщества.
Тема19.Духовно-нравственныеориентирысоциальныхотношений.
Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство»,
«милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и
социальнаяответственность»,
«общественныеблага»,
«коллективизм»вихвзаимосвязи;
анализироватьивыявлятьобщиечертытрадицийблаготворительности,милосер
дия,добровольнойпомощи,взаимовыручкиупредставителейразныхэтносовирелиги
й;
уметьсамостоятельнонаходитьинформациюоблаготворительных,волонтѐрски
хисоциальныхпроектахврегионесвоегопроживания.
Тема20.ГуманизмкаксущностнаяхарактеристикадуховнонравственнойкультурынародовРоссии.
Характеризоватьпонятие«гуманизм»какисточникдуховнонравственныхценностейроссийскогонарода;
находитьиобосновыватьпроявлениягуманизмависторикокультурномнаследиинародовРоссии;
знатьипониматьважностьгуманизмадляформированиявысоконравственнойлич
ности,государственной политики,взаимоотношений вобществе;
находитьиобъяснятьгуманистическиепроявлениявсовременнойкультуре.
Тема 21. Социальные профессии, их важность для сохранения
духовно-нравственногообликаобщества.
Характеризовать

понятия

«социальные

профессии»,

«помогающиепрофессии»;
иметь представление о духовно-нравственных качествах,
необходимыхпредставителямсоциальныхпрофессий;
осознаватьиобосновыватьответственностьличностипривыборесоциальныхпро
фессий;
приводить примеры из литературы и истории, современной
жизни,подтверждающиеданную точкузрения.
Тема22.Выдающиесяблаготворителивистории.Благотворительностькакнравс
твенныйдолг.
Характеризоватьпонятие«благотворительность»иегоэволюциювисторииРосси
и;
доказыватьважностьмеценатствавсовременномобществедляобществавцеломи
для духовно-нравственногоразвития личности самогомецената;
характеризоватьпонятие«социальныйдолг»,обосновыватьеговажнуюрольвжи
зниобщества;
приводитьпримерывыдающихсяблаготворителейвисторииисовременнойРосси
и;
понимать смысл внеэкономической благотворительности:
волонтѐрскойдеятельности,аргументированнообъяснятьеѐважност
ь.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник
социальногоидуховногопрогрессаобщества.
Характеризоватьпонятие«наука»;
уметь аргументированно обосновывать важность науки в
современномобществе,прослеживатьеѐсвязьснаучнотехническимисоциальнымпрогрессом;
называтьименавыдающихсяучѐныхРоссии;
обосновыватьважностьпониманияисториинауки,полученияи
обоснованиянаучногознания;
характеризоватьидоказыватьважностьнаукидляблагополучияобщества,страны
игосударства;
обосновыватьважностьморалиинравственностивнауке,еѐрольивкладвдоказате
льствоэтихпонятий.
Тема24.Мояпрофессия(практическоезанятие).
Характеризоватьпонятие«профессия»,предполагатьхарактерицельтрудавопре
делѐннойпрофессии;
обосновыватьпреимуществавыбраннойпрофессии,характеризоватьеѐвкладв
общество, называть духовно-нравственные качества человека, необходимые
вэтомвидетруда.
Тематический блок4.«Родинаипатриотизм»
Тема25.Гражданин.

Характеризовать

понятия «Родина» и «гражданство»,
объяснятьихвзаимосвязь;
понимать духовно-нравственный характер патриотизма,
ценностейгражданскогосамосознания;
пониматьиуметьобосновыватьнравственныекачествагражданина.
Тема26.Патриотизм.
Характеризоватьпонятие«патриотизм»;
приводить
примеры
патриотизма
в
истории
и
современном
обществе;различать
истинный
и
ложный
патриотизм
через
ориентированность
наценноститолерантности,уважениякдругимнародам,ихисторииикультуре;уметьоб
основыватьважностьпатриотизма.
Тема27.ЗащитаРодины:подвигилидолг?
Характеризоватьпонятия«война»и«мир»;
доказыватьважностьсохранениямираисогласия;
обосновыватьрользащитыОтечества,еѐважностьдлягражданина;понимать
особенности
защиты
чести
Отечества
в
спорте,
науке,
культуре;характеризовать
понятия
«военный подвиг», «честь»,
«доблесть»,
обосновыватьихважность,приводитьпримерыихпроявлений.
Тема28.Государство. Россия–нашародина.
Характеризоватьпонятие«государство»;
уметьвыделятьиформулироватьосновныеособенностиРоссийскогогосударств
асиспользованиемисторическихфактовидуховно-нравственныеценностей;
характеризоватьпонятие«закон»каксущественнуючастьгражданскойидентичн
остичеловека;
характеризовать
понятие
«гражданская
идентичность»,
соотноситьэтопонятиеснеобходимыми нравственнымикачествамичеловека.
Тема29.Гражданскаяидентичность(практическоезанятие).
Охарактеризоватьсвоюгражданскуюидентичность,еѐсоставляющие:этническу
ю,религиозную,гендернуюидентичности;
обосновыватьважностьдуховнонравственныхкачествгражданина,указыватьихисточники.
Тема30.Мояшколаимойкласс(практическоезанятие).
Характеризоватьпонятие
«добрые
дела»
в
оценкисобственныхдействий,ихнравственногохарактера;
находить
примеры
добрых
дел
в
реальности
адаптироватьихкпотребностямкласса.
Тема31.Человек:какойон? (практическоезанятие).

контексте
и

уметь

Характеризовать
понятие
«человек»
как
духовно-нравственный
идеал;приводить
примеры
духовно-нравственного
идеала
в
культуре;формулироватьсвойидеалчеловекаинравственныекачества,которые
емуприсущи.
Тема32.Человекикультура(проект).
Характеризоватьгранивзаимодействиячеловекаикультуры;
уметь описать в выбранном направлении с помощью известных
примеровобразчеловека,создаваемыйпроизведениямикультуры;
показатьвзаимосвязьчеловекаикультурычерезихвзаимовлияние;
характеризоватьосновныепризнакипонятия«человек»сиспользованиемистори
ческих
и
культурных
примеров,
их
осмысление
и
оценку,каксположительной,такисотрицательнойстороны.
СИСТЕМАОЦЕНКИРЕЗУЛЬТАТОВОБУЧЕНИЯ
Оценкарезультатовобучениядолжнабытьосновананапонятных,прозрачныхист
руктурированныхпринципах,обеспечивающихоцениваниеразличныхкомпетенций
обучающихся.Принципыоценкиследующие.
Личностныекомпетенцииобучающихсянеподлежатнепосредственнойоценке,н
еявляютсянепосредственнымоснованиемоценки
как
итогового,такипромежуточногоуровнядуховнонравственногоразвитиядетей,неявляютсянепосредственнымоснованиемприоценке
качестваобразования.
Системаоценкиобразовательныхдостиженийосновананаметоденаблюденияив
ключает:педагогическиенаблюдения,педагогическуюдиагностику,
связанную
соценкой
эффективности
педагогическихдействийсцельюихдальнейшейоптимизации,проектныеработыобуч
ающихся,фиксирующие
их
достижения
в
ходе
образовательной
деятельностии
взаимодействия
в
социуме
(классе),
мониторинги
сформированности
духовнонравственныхценностейличности,включающиетрадиционныеценностикакопорны
еэлементыценностныхориентацийобучающихся.
Приэтомнепосредственноеоцениваниеостаѐтсяпрерогативнойобразовательно
й
организации
с
учѐтом
обозначенных
в
программе
по
ОДНКНРпредметных,личностныхиметапредметныхрезультатов.

5 класс
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Россия – наш общий дом

1

Семья и духовно-нравственные
ценности

2

Духовно-нравственное богатство
личности
Культурное единство России

3
4

Обобщение и повторение

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

10

1

9

РЕШ

6

1

5

РЕШ

3

0

3

РЕШ

13

0

13

РЕШ

2

1

1

РЕШ

34

3

31

6 класс

Количество часов
№
п/п

1
2
3

Наименование разделов и тем
программы

Культура как социальность
Человек и его отражение в
культуре
Человек как член общества

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

8

1

7

РЕШ

6

1

5

РЕШ

10

0

10

РЕШ

8

0

8

РЕШ

2

1

1

РЕШ

34

3

31

Родина и патриотизм
4
5

Обобщение и повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».