Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа «город Ирбит» Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 10» Тел/факс: (34355) 3-83-41 E-mail: school_10_irbit@mail.ru Приложение 2.1 к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Школа № 10» Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2 Рабочая программа по курсу «Математика плюс» для учащихся 5-х классов срок реализации 1 год Составила: Журавлева Л.Л. учитель математики 2023 год Пояснительная записка. Программа курса «Математика плюс» для учащихся 5 класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету и состоит из трех тем: «Наглядная геометрия», «Натуральные числа», «Дробные числа». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики для учащихся 5 класса. Программа способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний, а также интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. В результате занятий учащиеся приобретают навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи. Программа рассчитана на 34 часа в год (по 1 часу в неделю продолжительностью 40 минут). Деятельность учителя с учетом Программы воспитания. Рабочая программа воспитания МАОУ «Школа № 10» реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала курсов части, формируемой участниками образовательных отношений по математике. Эта работа осуществляется в следующих формах: - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: - демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; - обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков; - использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы. - инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, лицам. - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. - применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. - применение работы в парах, которая способствуют развитию навыков взаимодействия с другими обучающимися. - инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включение в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. - установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоциональнокомфортной среды. Планируемые результаты реализации Программы Программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий: Познавательные УУД: -анализировать информацию, выделяя в тексте задания основную информацию, и выбирать рациональный способ рассуждения об объекте, его решения задачи; -строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах; - моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения занимательных задач; использовать его в ходе самостоятельной работы; Личностные УУД: - формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - воспитание чувства справедливости, ответственности; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Регулятивные УУД: - сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; - использовать приобретѐнные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений; - решать простейшие комбинаторные задачи путѐм систематического перебора возможных вариантов. Коммуникативные УУД: - вести диалог, работать в парах и группах; - высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; - контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки Содержание курса «Математика плюс» (34 часа 1 час в неделю) Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Наглядная геометрия Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник; прямоугольник, квадрат; треугольник, о равенстве фигур. Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников Натуральные числа. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Как возникло слово «математика». Счѐт у первобытных людей. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. Славянские цифры. История возникновения названий – «миллион», «миллиард», «триллион». Числа великаны. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата арифметического действия. Изображение натуральных чисел точками на координатной (числовой) прямой. Дробные числа. Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем программы Количество Виды деятельности часов 1. Наглядная геометрия 10 Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник; прямоугольник, квадрат; треугольник, о равенстве фигур. Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников. 2 Натуральные числа 4 Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата арифметического действия. Изображение натуральных чисел точками на координатной (числовой) прямой. Счѐт у первобытных людей. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. Славянские цифры. История возникновения названий – «миллион», «миллиард», «триллион». Числа великаны. 3. Обыкновенные дроби 10 Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей. 4 Десятичные дроби 8 5 Повторение 2 Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1. Библиотека ЦОК