Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru
Приложение 2.1
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2
Рабочая программа
по курсу «Математика плюс»
для учащихся 5-х классов
срок реализации 1 год
Составила: Журавлева Л.Л.
учитель математики
2023 год
Пояснительная записка.
Программа курса «Математика плюс» для учащихся 5 класса
направлена на расширение и углубление знаний по предмету и состоит из
трех тем: «Наглядная геометрия», «Натуральные числа», «Дробные числа».
Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу
математики для учащихся
5 класса. Программа способствует развитию
познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном
приобретении
знаний,
а
также
интеллектуальному,
творческому,
эмоциональному развитию учащихся. В результате занятий учащиеся
приобретают навыки и умения решать более трудные и разнообразные
задачи.
Программа рассчитана на 34 часа в год (по 1 часу в неделю
продолжительностью 40 минут).
Деятельность учителя с учетом Программы воспитания.
Рабочая программа воспитания МАОУ «Школа № 10» реализуется в
том числе и через использование воспитательного потенциала курсов части,
формируемой участниками образовательных отношений
по математике.
Эта работа осуществляется в следующих формах:
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений, событий через:
-
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий,
которые изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры,
ученых, политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на
тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на
достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
-
использование
на
уроках
информации,
затрагивающей
важные
социальные, нравственные, этические вопросы.
- инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки
своего личностного отношения к изучаемым событиям, лицам.
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.
- применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
- применение работы в парах, которая способствуют развитию навыков
взаимодействия с другими обучающимися.
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
в форме включение в урок различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных
гипотез,
уважительного
отношения
к
чужим
идеям,
публичного
выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- установление уважительных, доверительных, неформальных отношений
между учителем и учениками, создание на уроках эмоциональнокомфортной среды.
Планируемые результаты реализации Программы
Программа способствует формированию следующих универсальных
учебных действий:
Познавательные УУД:
-анализировать
информацию,
выделяя
в
тексте
задания
основную
информацию, и выбирать рациональный способ рассуждения об объекте,
его решения задачи;
-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
занимательных задач; использовать его в ходе самостоятельной работы;
Личностные УУД:
- формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
-
развитие
любознательности,
сообразительности
при
выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Регулятивные УУД:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
- использовать приобретѐнные математические знания для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений;
- решать простейшие комбинаторные задачи путѐм систематического
перебора возможных вариантов.
Коммуникативные УУД:
- вести диалог, работать в парах и группах;
- высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию участвовать в
обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
Содержание курса «Математика плюс»
(34 часа 1 час в неделю)
Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету,
развитию
наблюдательности,
геометрической
зоркости,
умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать
учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для
показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений,
которыми они овладевают на уроках математики. Каждое занятие состоит
из
двух
частей:
задачи,
решаемые
с
учителем,
и
задачи
для
самостоятельного (или домашнего) решения.
Наглядная геометрия Наглядные представления о фигурах на плоскости:
многоугольник; прямоугольник, квадрат; треугольник, о равенстве фигур.
Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Наглядные
представления о пространственных фигурах: прямоугольный
параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших
многогранников
Натуральные числа. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами
чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями
великих математиков, их открытиями. Как возникло слово «математика».
Счѐт у первобытных людей. Иероглифическая система древних египтян.
Римские цифры. Славянские цифры. История возникновения названий –
«миллион», «миллиард», «триллион». Числа великаны. Компоненты
действий, связь между ними. Проверка результата
арифметического действия. Изображение натуральных чисел точками на
координатной (числовой) прямой.
Дробные числа. Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь;
представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение
целой части числа из неправильной дроби. Сложение и вычитание дробей.
Умножение и деление дробей. Представление десятичной дроби в виде
обыкновенной. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с
десятичными дробями. Округление десятичных дробей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование
разделов и тем
программы
Количество Виды деятельности
часов
1.
Наглядная геометрия
10
Наглядные представления о
фигурах на плоскости:
многоугольник; прямоугольник,
квадрат; треугольник, о
равенстве фигур. Изображение
фигур, в том числе на клетчатой
бумаге. Наглядные
представления о
пространственных фигурах:
прямоугольный
параллелепипед, куб,
многогранники. Изображение
простейших многогранников.
2
Натуральные числа
4
Компоненты действий, связь
между ними. Проверка
результата
арифметического действия.
Изображение натуральных
чисел точками на координатной
(числовой) прямой.
Счѐт у первобытных людей.
Иероглифическая система
древних египтян. Римские
цифры. Славянские цифры.
История возникновения
названий – «миллион»,
«миллиард», «триллион». Числа
великаны.
3.
Обыкновенные дроби
10
Обыкновенные дроби.
Правильные и неправильные
дроби. Смешанная дробь;
представление смешанной
дроби в виде неправильной
дроби и выделение целой части
числа из неправильной дроби.
Сложение и вычитание дробей.
Умножение и деление дробей.
4
Десятичные дроби
8
5
Повторение
2
Представление десятичной
дроби в виде обыкновенной.
Сравнение десятичных дробей.
Арифметические действия с
десятичными дробями.
Округление десятичных дробей.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
1. Библиотека ЦОК