РП "Азбука безопасности", 5-7 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 2.2
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
по курсу «Азбука безопасности»
для учащихся 5-7 классов
срок реализации 3 года

Составители:
Карманов А.А., преподаватель –
организатор основ безопасности жизнедеятельности

2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Азбука безопасности» для учащихся 5-7 классов
составлена на основе рабочей программы по предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» для 8-9 классов.
В программу включѐн раздел «Основы
противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации». Основу содержания
данного раздела составляют рекомендации по формированию у обучающихся
антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе
террористического акта. Кроме того, при разработке программы учтены основные
положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Концепции
федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.
Учет Программы воспитания через воспитательный потенциала курса
«Азбука безопасности».
В настоящее время наряду с формированием и развитием социального воспитания
школьное образование нацелено на гуманизацию. Гуманизация направлена на воспитание
таких сторон личности, которые обусловлены проявлением уверенности в себе,
самостоятельности, доверительных, гуманных взаимоотношений между участниками
педагогического процесса. Задачей воспитания, опирающейся на идеи гуманизма, является
помощь в социализации ученика, осознание им своих интересов и потребностей. При этом
по предмету «ОБЖ» определяется целая система элементов воспитания, способных
успешно реализоваться в процессе изучения всего школьного предмета и его основных
разделов: «Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и первая
помощь», «Основы военной службы» и «Защита человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях» и др. Предмет «ОБЖ» как раньше, так и сейчас занимается воспитанием
различных сторон и качеств личности обучающихся. Вследствие чего, учитель обязан
следовать возможностям этого предмета и осуществлять воспитание.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности
жизнедеятельности должна основываться на системно - деятельностном подходе к
формированию у подростков современного уровня правил здорового и экологически
целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды,
антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
•усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
•усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учѐтом устойчивых познавательных интересов;

•формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
•формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нѐм взаимопонимания;
•освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности
жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищѐнности, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности еѐ решения;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

•формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
•освоение приѐмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
•формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Требования к предметным результатам изучения базового уровня
•формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
•формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
•понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
•понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
•понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
•формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
•формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
•понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
•знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;
•знание
и
умение
применять правила
безопасного поведения в
условиях
опасных
и чрезвычайных ситуаций;
•умение оказать первую помощь пострадавшим;
•умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
•умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учѐтом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.

Содержаниеучебногопредмета
5класс
ОСНОВЫБЕЗОПАСНОСТИЛИЧНОСТИ,ОБЩЕСТВАИГОСУДАРСТВА
ЛИЧНАЯБЕЗОПАСНОСТЬВПОВСЕДНЕВНОЙЖИЗНИ
Особенности города как среды обитания человека. Источники и зоны повышенной
опасности всовременном городе: городской и общественный транспорт, улицы и
дороги,
здания
и
сооружения,подземныекоммуникации,строительныеплощадки,уличноеэлектричество,пр
омышленныепредприятия.Правила безопасногоповедениявопасныхситуациях.

Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта). Различные службы
помощи:полиция,пожарнаяохрана,«скораяпомощь»,службаспасения,коммунальныеидру
гиеслужбы.Правилавызоваслужббезопасности.Государственные,муниципальные(городс
кие)ирайонныеслужбыобеспечениябезопасности.
Опасныеиаварийныеситуациивдоме(квартире).Характеристикагородскогоисельског
ожилища.
Особенности
жизнеобеспечения
современногодома,
квартиры
(водоснабжение, отопление,электроснабжение, канализация). Источники опасности в
жилище и их характеристика. Возможныеаварийныеиопасныеситуациивжилище.
Пожар. Опасные факторы пожара, их воздействие на людей. Причины возникновения
пожаров
вжилыхпомещениях.Мерыпожарнойбезопасностивбыту.Чегонеследуетделатьприпожаре
вквартире (доме). Правила безопасного поведения при пожаре в многоквартирном доме.
Что
делать,
еслиприпожаренельзяпокинутьквартиру.Чтоделать,есливкомнатезагорелсятелевизор.Сп
особыэвакуацииизгорящего
здания.Первичныесредства
пожаротушения
иправилапользованияими.
Затоплениеквартиры.Причинызатопленияиеговозможныепоследствия.Мерыпопредотв
ращениюзатопления.Правилаповеденияпризатоплениижилища.
Электричество.Основныевидыэлектрическихиэлектронныхприборов,используемыхвбы
ту.Правилабезопасностиприобращениисэлектрическимииэлектроннымиприборами;опас
ности,возникающие при нарушении этих правил. Меры по предотвращению поражения
электрическим током.
Опасныевеществаипродуктыпитания.Причины,последствияимерыпопредотвращени
юотравления бытовым газом. Правила пользования газовыми приборами. Правила
безопасного
поведенияприобнаружениизапахагазавквартире,доме.Правилабезопасностиприупотребл
ениилекарствипользованиимедицинскимиприборами;последствияихнарушения.Правила
безопасностиприпользованиисредствамибытовойхимии;опасности,возникающиепринар
ушенииэтихправил.
Правилахраненияопасныхвеществисредствбытовойхимии.Причиныотравленияпродукта
мипитанияимерыпрофилактики.Действияприпервыхпризнакахотравления.
Взрывиобрушениедома.Причиныипоследствиявзрыва.Правилабезопасногоповеденияв
случае взрывавквартире.
Захлопнуласьдверь(сломалсязамок,потерялисьключи).Чтоделать,есливквартирезахлоп
нулась дверь,сломалсязамок.Правилабезопасногоповедения вслучаепотериключей.
Опасностьтолпы.Чемопаснытолпаипаника.Какуцелетьвтолпе.Какобезопаситьсебяпривоз
можностипопаданиявтолпу.
Собакабываеткусачей.Правилабезопасногоповеденияпривстречессобакой(наулице,вподъ
езде).Какдействоватьпринападениисобакиивслучаеукуса.
БЕЗОПАСНОСТЬ НАДОРОГАХИНАТРАНСПОРТЕ
Организациядорожногодвижения,причиныипоследствиядорожнотранспортныхпроисшествий. Дорожное движение и его участники: пешеходы,
пассажиры, водители. Дорога и еесоставные части. Основные причины дорожнотранспортных происшествий. Средства безопасности надороге.
Безопасное поведение пешеходов и пассажиров. Правила безопасного поведения
пешеходов
надороге.Правилаперехода
проезжейчасти.
Правилабезопасногоповеденияпассажировгородскогообщественного
транспорта(автобуса,троллейбуса,трамвая),легкового автомобиля,мотоцикла.
Безопасностьвобщественномтранспортеиавтомобиле.Особенностивидовгородскогоо

бщественного транспорта и характеристика основных типов аварийных ситуаций на
них. Правилабезопасного поведения вавтобусе (вслучаеаварии),троллейбусе итрамвае
(принахожденииподтоком).Зоныопасностивметрополитене,иххарактеристика.Причиныо
пасныхиаварийныхситуацийв метрополитене. Правила безопасного поведения
пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях(остановке в туннеле,падении на
путии
т.
п.).Правила
безопасногоповедения
пассажира
автомобилявовремяпоездки,принеизбежномстолкновении.
Железнодорожныйтранспорт.Характеристикажелезнодорожноготранспорта.Опасныез
оныжелезнодорожноготранспорта.Правилаповедениянажелезнодорожномтранспорте(во
времяожидания и движения поезда). Правила безопасного поведения пассажиров при
крушении
поезда;
приавариях,связанныхсостолкновениямииэкстреннымиторможениями;припожаревпоезд
е.
Авиационныйтранспорт.Характеристикаавиационноготранспорта,обеспечениеегобезо
пасности.Правилабезопасногоповедениянаавиационномтранспорте.Правилабезопасного
поведенияавиапассажировпривынужденнойпосадке,приразгерметизациисалона,припожа
ревсамолете,приаварийнойпосадкенаводу.
Морской и речной транспорт. Характеристика водного транспорта, обеспечение его
безопасности.Правила эвакуации с судна. Индивидуальные и групповые средства
спасения
на
водном
транспорте.Правилапосадкинаспасательноесредство(шлюпку,надувнойплот).Правилапо
льзованияспасательнымжилетом.Чтоделать,есличеловекупалза бортсудна.
ОПАСНЫЕСИТУАЦИИСОЦИАЛЬНОГОХАРАКТЕРА
Психологическиеосновысамозащиты.Языкжестов,уверенностьиспокойствиекакспосо
бсамозащиты. Настрой на самозащиту. Действия в опасных ситуациях: чтонужно
делать, а чего неследует.
Ситуациикриминогенногохарактеравдоме(квартире)иподъезде.Мерыпоповышению
безопасности жилища. Правила безопасного поведения при возникновении
криминогенной ситуации вдоме (квартире): звонок в дверь; дверь пытаются открыть
(взломать);
когда
вы
вернулись
домой,
дверьоткрыта.Подъездилифткакзоныкриминогеннойопасности;способыееизбежать.Прав
илабезопасногоповедениявслучае нападениявподъездеилилифте.
Криминогенныеситуациинаулице,опасныедомогательства.Общиесведенияозонахкр
иминогенной опасности: безлюдные окраины города (населенного пункта); глухие зоны
парков искверов; места массового скопления людей и т. д. Безопасное поведение с
незнакомыми взрослыми иподростками.Мерыпредосторожности.
Какизбежатьопасныхдомогательств.Чтосчитаетсядомогательством.Правилабезопасно
гоповедения во избежание домогательств. Как вести себя, если что-либо подобное
произошло.
Кто
можетпомочьвтакойситуации(родители,служба
психологическойпомощиит.п.).
Правилаповеденияпризахватевзаложники.Понятиеозаложнике.Возможныеместаипри
чины (террористическая акция, выкуп) захвата. Меры по предотвращению захвата в
заложники.Правила безопасного поведения при захвате в заложники с целью выкупа.
Правила
поведения
призахвате
втранспортномсредствеилиместемассовогопребываниялюдей.
ЗАГРЯЗНЕНИЕСРЕДЫОБИТАНИЯ
Современная экологическая ситуация в мире (уничтожение лесов, загрязнение воды,
разрушениеозоновогослоя).Почемуважноохранятьприроду.
Загрязнениеводы.РольводынаЗемле(вприроде,промышленности,быту).Неоправданный
расходводы.Причиныи
последствиязагрязненияводы.Способыочисткиводы
вдомашнихусловиях.

Загрязнениевоздуха.Измененияватмосфереисоставвоздуха.Причиныипоследствиязагря
знениявоздуха(кислотныедожди,потеряздоровья).Мерыпоулучшениюэкологическойобс
тановкивгороде.Чтонужноделать,чтобыдышатьчистымвоздухом.
Загрязнениепочвы. Понятиеобопустынивании. Причиныи последствияопустынивания.
Накоплениевпочвевредныхвеществ.
СРЕДСТВАИНДИВИДУАЛЬНОЙЗАЩИТЫОРГАНОВДЫХАНИЯ
Фильтрующиепротивогазы.Назначениефильтрующихгражданскихпротивогазов.Моде
лигражданскихпротивогазов(ГП-7,ГП-7В,ПДФ2Ш).Составныечастипротивогаза.Определениеразмерапротивогазаиподготовкаегокэксп
луатации.Положенияпротивогаза(«походное»,
«наготове», «боевое»); перевод в «боевое» положение. Правила пользования
противогазом (ношение,проверка,надевание,снятие).
ОКАЗАНИЕПЕРВОЙПОМОЩИИЗДОРОВЫЙОБРАЗЖИЗНИ
ОСНОВЫМЕДИЦИНСКИХЗНАНИЙИОКАЗАНИЕПЕРВОЙПОМОЩИ
Видыранений,ихпричиныиперваяпомощь.Причиныранений.Понятиеоране.Общиепр
изнаки ранений. Виды ран по размеру, глубине, характеру кровотечения и т. д.
Признаки
закрытыхповреждений.Правилаоказанияпервойпомощиприразличныхвидахран.
Общая характеристика кровотечений. Наружное и внутреннее кровотечения. Виды
кровотеченийпо
характеруповрежденногососуда
(венозное,артериальное,смешанное,капиллярное).
Перваяпомощьприкровотечении.Основныеспособывременнойостановкикровотечения
.Правиланаложениякровоостанавливающегожгутаидавящейповязки.Правилаприменени
яиндивидуального перевязочного пакета. Остановка кровотечения максимальным
сгибанием,
приданиемконечностиприподнятогоположения.Перваяпомощьприкровотеченииизноса.
ОСНОВЫЗДОРОВОГООБРАЗАЖИЗНИ
Движениеиздоровье.Благоприятноевоздействиедвижениянаорганизмчеловека.Развитие
опорно-двигательного аппарата. Негативное воздействие недостатка и избытка
движения на здоровьечеловека.
Нарушения осанки и причины их возникновения. Различные виды нарушения
осанки и причиныихвозникновения.Профилактиканарушенийосанки.
Телевизор и компьютер — друзья или враги? Влияние компьютера и телевизора на
здоровьедетей.Правилабезопасностиприпросмотретелевизионныхпередач.Мерыпопредо
твращениюнегативныхпоследствийприработенаперсональномкомпьютере.
Развитиеиизменениеорганизмаввашемвозрасте.Развитиечеловеческогоорганизма.Ха
рактеристиканекоторыхфакторов,которыевлияютнаростивесподростков.Интенсивноераз
витиевпериодполовогосозревания(работасальныхипотовыхжелез).
Физическоеинравственноевзрослениечеловека.Почемуважнозаботитьсяоздоровьевпо
дростковом возрасте. Состояние влюбленности; в чем она может проявляться. Как
реагировать на еепроявления.
6класс
ОСНОВЫБЕЗОПАСНОСТИЛИЧНОСТИ,ОБЩЕСТВАИГОСУДАРСТВА
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕСИТУАЦИИВПРИРОДНЫХУСЛОВИЯХ
Основныевидыэкстремальныхситуацийвприродныхусловиях.Понятиеобопаснойиэк

стремальнойситуации.Основныевидыэкстремальныхситуацийвприроде(сменаклиматоге
ографическихусловий,резкоеизменениеприродныхусловий,требующиеэкстренноймедиц
инской помощи заболевания или повреждения, вынужденное автономное
существование)
и
ихпричины.Наиболеераспространенныеслучаивынужденногоавтономногосуществовани
я:потеряориентировки на местности, отставание от группы, авария транспортного
средства в малонаселеннойместности.Понятиеовыживании.
Факторы и стрессоры выживания в природных условиях. Причины, влияющие на
поведениечеловека,
—
факторывыживания.Группыфактороввыживания:личностные,природные,материальные,
постприродные. Понятие о стрессорах выживания. Различные стрессоры и способы
ихпобороть.
Психологические основы выживания в природных условиях. Свойства
человеческой
психики,помогающиевыживать.Какразвиватьвсебеполезныеспособностиичерты(вниман
иеинаблюдательность,ощущениеивосприятие,памятьимышление,установкунавыживани
е).Каквоспользоватьсяимивусловияхвынужденногоавтономногосуществования.
Страх — главный психологический враг. Страх и его негативное влияние на
человека в опаснойситуации. Паника и оцепенение как опасные состояния. Способы
побороть
страх.
Как
работа
над
собойповышает
шансывыжитьвэкстремальныхситуациях.Систематическое воспитаниеволи.
Подготовкакпоходуиповедениевприродныхусловиях.Основныеспособыизбежатьэкст
ремальныхситуацийвприродныхусловиях.Подготовкакпоходу:обеспечениебезопасности
,распределениеобязанностей,продуктовиснаряжения,выбормаршрута.Правилабезопасно
гоповедения на природе: соблюдение дисциплины, передвижениегруппой,
внимательность,
бережноеотношениекприроде,соблюдение
границполигона,поиск
изапоминаниеориентиров.
Надежныеодеждаиобувь
—
важноеусловиебезопасности.Требованиякодеждеиобуви.Правилауходазаодеждойиобув
ью(проветриваниеипросушивание)впоходе.Особенностиподготовкикпоходувзимнеевре
мя.
Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях. Основные правила
поведения вэкстремальной ситуации. Правила поведения в случае аварии самолета или
автомобиля,
при
стихийномбедствии.Принятиерешениядвигатьсякнаселенномупунктуилиоставатьсянаме
сте.Правилабезопасногоповедения:оборудованиеаварийноголагеря,назначениекомандир
а,распределениеобязанностей,предотвращениеконфликтов.
Действияприпотереориентировки.Основныеправилаповедениявслучае,когдачеловекза
блудился.Каквспомнитьпройденныйпуть,оценитьрасстояниедоисточниковзвукаисвета,в
оспользоватьсямаркировкоймаршрутов.Чегонельзяделать,есливызаблудились.Определе
ниенаправления по встреченным дорогам и тропам, ручьям и рекам. Выход к
населенному пункту в зимнеевремяполыжне.Определение направлениявыхода
приотставаниивпоходеотгруппы.
Способы ориентирования и определение направления движения. Ориентирование
по
компасу,пособственнойтени,позвездам,почасам.Ориентированиепоместнымпризнакам:т
аяниюснега,
густотетравы,влажностиземли,строению
муравейника,расположению
мховит.
д.Движение поазимутусиспользованиемдвухориентиров,
Техника движения в природных условиях. Правила безопасного движения по
склонам холмов игор, вдоль ручья. Способы переправы через реку. Особенности
передвижения
в
зимнее
время:
по

снегу,русламзамерзшихрек,польду.Преодолениезаболоченныхучастков.
Сооружениевременногожилища,добываниеииспользованиеогня.Основныетребован
ия,предъявляемые к месту сооружения временного жилища.Видыи способысооружения
временногожилища в летнее и зимнее время (шалаш, навес, иглу). Особенности
укрытий
в
горах.
Выбор
места
иправиларазведениякостра(втомчислевненастнуюпогодуизимнеевремя).Соблюдениемер
пожарнойбезопасности.Видыкостровиихназначение.Способыразжиганияисохраненияог
ня.
Обеспечение питанием и водой. Чувство голода и обеспечение питанием из резервов
природы.Обеспечение водой из водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее
очистка и обеззараживание вусловияхвынужденногоавтономногосуществования.
Поискиприготовлениепищи.Кипячениеводыиприготовлениерастительнойпищиприотс
утствии посуды. Способы приготовления на костре корней и клубней, рыбы, мелких
животных.Основныеправиларыбалки.
Особенностилыжных,водныхивелосипедныхпоходов.Подготовкаклыжнымпоходам:т
ренировки, выбор одежды и обуви, группового снаряжения. Правила безопасного
поведения
в
водномпоходе.Подготовкаквелосипедномупоходу,основныеправила
безопасности.
Безопасность на водоемах. Виды опасности на воде. Правила безопасного поведения
на
зимнихводоемах(припередвижениипольду).Правилабезопасногоповедениянаводоемахле
том(прикупании).
Сигналыбедствия.Способыподачисигналовбедствия.Специальныезнакимеждународно
йкодовойтаблицысимволов.Устройствоиизготовление простейшихсигнальныхсредств.
БЕЗОПАСНОСТЬВДАЛЬНЕМ(ВНУТРЕННЕМ)ИМЕЖДУНАРОДНОМ(ВЫЕЗДНО
М)
ТУРИЗМЕ
Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме. Понятие
о
дальнем
имеждународномтуризме.Факторы,влияющиенаегобезопасность(заболевания,травматиз
м,стихийные бедствия,политическаяситуациявстранепребыванияидр.).
Акклиматизациявразличныхприродноклиматическихусловиях.Факторы,влияющиеназдоровье
человека
при
смене
климатогеографических
условий.
Рекомендации
по
адаптации
к
сменечасовыхпоясовиклимата.Акклиматизация
вусловияхжаркогоклимата,горнойместности,Севера.
БЕЗОПАСНОСТЬВЧРЕЗВЫЧАЙНЫХСИТУАЦИЯХ
Коллективныеииндивидуальныесредствазащиты.Устройствоубежища,порядокегоза
полнения и правила поведения в нем. Что запрещено при нахождении в убежище. Как
пользоватьсяповрежденнымпротивогазом.Заменаповрежденногопротивогазанаисправны
йвусловияхзараженноговоздуха.
Захваттеррористамивоздушныхиморскихсудов,другихтранспортныхсредств.Прави
лабезопасногоповеденияпризахвате.Порядокдействийвовремяоперациипоосвобождению
заложников.
Взрывы в местах массового скопления людей. Места массового скопления людей.
Проявлениебдительности как мера предотвращения терактов. Признаки установки
взрывного
устройства.
Правилабезопасногоповеденияпринепосредственнойугрозе
взрываипосле него.
ОКАЗАНИЕПЕРВОЙПОМОЩИ ИЗДОРОВЫЙОБРАЗЖИЗНИ

ОСНОВЫМЕДИЦИНСКИХЗНАНИЙИОКАЗАНИЕПЕРВОЙПОМОЩИ
Средстваоказанияпервойпомощи.Аптечкапервойпомощи(походная).Комплектование
походной аптечки лекарственными средствами и средствами оказания первой помощи.
Использованиелекарственныхрастенийдляоказанияпервойпомощи.
Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей.Укусы
насекомых и ихпоследствия для организма человека. Оказание первой помощи при
укусах ядовитого насекомого. Какуберечься от укуса клеща и вызываемого им
энцефалита.
Признаки
укуса
ядовитой
змеей
и
правилаоказанияпервойпомощиукушенному.Мерыпредосторожностиотукусовядовитых
змей.
Первая помощь про ожогах. Термический ожог. Степени ожогов и их признаки.
Первая помощьприожогахкожи.Солнечныйожог,егопризнакииперваяпомощьпринем.
Тепловойисолнечныйудар.Понятие
отепловомисолнечномударе.Признакитепловогоисолнечногоудара.Оказание
первой
помощи при тепловом и солнечном ударе.Меры предупрежденияихнаступления.
Обморожения и общее охлаждение организма. Понятие об обморожении. Степени
обморожения
иихпризнаки.Оказание
первойпомощиприобщемохлаждениииобморожении.
Беда на воде.Причины бедствий на воде. Признакиутопления. Оказание первой помощи
приутоплении.
Закрытые травмы. Понятие о травме. Виды закрытых травм (ушиб, растяжение,
разрыв, вывих,перелом, сдавление). Причины, вызывающие каждый вид травмы,
признаки травм и оказание первойпомощи.
Способыпереноскипострадавших.Способыпереноски(нашесте,носилках,врюкзакеидр.).
Изготовлениепереносныхприспособлений.
ОСНОВЫЗДОРОВОГООБРАЗАЖИЗНИ
Правильное питание — основа здорового образа жизни. Обмен веществ и энергии
как
основнаяфункцияорганизмачеловека.Калорийностьпродуктовпитания.Суточнаяпотребн
остьчеловекавкалориях. Соотношение расхода энергии к потребляемым калориям,
избыток и недостаток их в рационе.Сбалансированное питание.
Значение белков, жиров и углеводов в питании человека. Белки, жиры и углеводы,
их функция исодержащие их продукты. Витамины и их роль в развитии человека.
Основные источники витаминов иминеральныхвеществ.Потребностьподросткавводе.
Гигиенаикультурапитания.Основныегигиеническиетребованиякпитанию.Режимпитания
.
Важностьсоблюдениякультурыпитанияиосновныеправилаэтикета.
Особенностиподростковоговозраста.Развитиеиизменениеорганизмавподростковомвозра
сте.
Изменениеповедения.Какотстаиватьсвоюточкузрения. Взаимоотношениясродителями.
7класс
ОСНОВЫБЕЗОПАСНОСТИ, ЛИЧНОСТИ,ОБЩЕСТВАИГОСУДАРСТВА
Понятие о чрезвычайных ситуациях природного характера и их классификация.
Понятие
обопасномприродномявлении,стихийномбедствии,чрезвычайнойситуацииприродногоха
рактера.Классификациячрезвычайныхситуацийприродногохарактера.Опасныеприродны
еявления,характерные длянашейстраны.
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
ИЗИСТОРИИЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Происхождение и классификация землетрясений. Понятие о землетрясении.
Сейсмические
поясаисейсмическиактивныерайоны.Понятиеобочагеиэпицентреземлетрясения.Причин
ывозникновения землетрясений и их последствия. Классификация землетрясений по
происхождению.Отслеживаниеземлетрясенийспомощьюсейсмографа.
Оценка землетрясений, их последствия и меры по уменьшению потерь. Понятие о
магнитуде иинтенсивности землетрясений. Оценка землетрясений по шкале Рихтера и
шкале
Меркалли.
Типичныепроявленияземлетрясенийиуровеньразрушенийприразличныхвеличинахмагни
тудыиинтенсивности. Типичные последствия землетрясений, их характеристика. Меры
по снижению ущербаотземлетрясений.
Правила безопасного поведения при землетрясениях.Основные причины несчастных
случаевпри землетрясениях. Меры по предотвращению повреждений или уменьшению
их
тяжести.
Признакиприближающегося
землетрясения.
Действия
при
заблаговременном оповещении о землетрясении, вовремя него и после: на улице, в
школе, в доме (квартире). Правила безопасного поведения в случаепопаданиявзавал.
ВУЛКАНЫ
ИЗИСТОРИИИЗВЕРЖЕНИЙВУЛКАНОВ
Общеепонятиеовулканах.Понятиеовулкане.Сейсмоактивныепояса.Процессизвержения
вулкана. Строение вулкана. Понятие о магме, гейзере. Различные состояния лавы при
извержении.Палящие тучи.
Мерыпоуменьшениюпотерьотизверженийвулканов.Опасныеявления,связанныесизве
ржениямивулканов.Признакиприближающегосяизвержения.Способыуменьшенияопасно
говоздействия лавовых потоков. Правила безопасного поведения при заблаговременном
оповещении обизвержениивулканаивовремянего.
ОПОЛЗНИ,СЕЛИ,ОБВАЛЫИСНЕЖНЫЕЛАВИНЫ
Общее условие возникновения оползней, селей, обвалов и лавин. Зоны повышенной
опасности натерриторииРоссии.
Оползни.Изисторииоползней.Понятиеобоползне.Природныеиантропогенныефакторы,в
лияющиенаобразованиеоползней.Классификацияоползнейпомасштабу,местуобразовани
яимощности.Причиныобразованияоползней.
Сели(селевыепотоки).Изисторииселей.Понятиеоселе.Причиныобразованияселей,иххар
актерные особенности и места возникновения. Классификация селей по составу
селеобразующихпород, мощности и высоте истоков. Теплая и холодная зона
селеопасных горных районов на территорииРоссии.
Обвалы. Из истории обвалов. Понятие об обвале. Причины, вызывающие обвалы.
Классификацияобваловпомощностиимасштабу.Разновидностиобваловииххарактеристик
а.
Снежные лавины. Из истории лавин. Понятие о лавине. Характерные особенности
лавин,
места
ипричиныихвозникновения.Помощьпоисковыхсобаквобнаружениизасыпанныхснегомл
юдей.
Последствияоползней,селей,обваловиснежныхлавин.Основныепоражающиефакторы
оползней, селей, обвалов и лавин, наносимый ими ущерб. Меры по предупреждению
этих
явлений
иснижениюпотерьотних.Правилабезопасности
для
населения,проживающеговопасныхрайонах.
Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и
лавин.
Правилабезопасногоповеденияпризаблаговременномоповещенииобугрозесходаселя,опо
лзня,обвала,лавиныиво
времянего.Действия,способствующиебезопасномувыходуиззоныстихийного бедствия.

УРАГАНЫ,БУРИ, СМЕРЧИ
ИЗИСТОРИИУРАГАНОВ,БУРЬ, СМЕРЧЕЙ
Происхождение
ураганов,бурьи
смерчей.Шкала
Бофорта
и
измерение
скоростивоздушныхмасс. Происхождение ураганов, бурь, смерчей, причины их
возникновения.
Понятие
о
циклонах
и
иххарактеристика.Областизарождениятропическихциклонов.
Классификацияураганов,бурьисмерчей.Понятиеобурагане.Классификацияурагановпо
скоростиветра.Происхождениеурагановипричиняемыеимиразрушения.Понятиеобуре.Кл
ассификация бурь в зависимости от окраски и состава частиц и скорости ветра. Понятие
о
смерче.Классификация
смерчейпопроисхождению,строению,временидействия
иохватупространства.
Последствияураганов,бурьисмерчейи
мерыпоуменьшениюущербаотних.Основныепоражающие факторы ураганов, бурь и
смерчей и наносимый ими ущерб. Меры по снижению потерь отураганов,бурь,смерчей.
Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей.
Действия призаблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча.
Подходящие
укрытия.
Правилабезопасногоповедениявовремяурагана,бури,смерча
ипослених.
НАВОДНЕНИЯ
ИЗИСТОРИИНАВОДНЕНИЙ
Виды наводнений. Классификация наводнений по масштабу, повторяемости и
наносимомуущербу.Видынаводненийпо
причинамвозникновенияииххарактеристика.
Последствиянаводненийимерыпоуменьшениюущербаотних.Основныепоражающиеф
акторынаводненийинаносимыйимиущерб.Радикальныесредствазащитыиоперативныепр
едупредительные мерыпоснижениюпотерьотнаводнений.
Правилабезопасногоповеденияприугрозеивовремянаводнений.Правилабезопасногоп
оведения при заблаговременном оповещении о наводнении. Действия в случае
внезапного наводненияиправила самоэвакуации.Правила безопасногоповеденияпосле
наводнения.
ЦУНАМИ
ИЗИСТОРИИЦУНАМИ
Причины и классификация цунами.Понятие о цунами. Классификация цунами по
причинамвозникновенияиинтенсивности.
Последствия цунами и меры по уменьшению ущерба от них. Основные поражающие
факторыцунами и последствия их воздействия. Предупредительные меры по снижению
потерь среди населения.Признакиприближенияцунами.Мерыпоуменьшениюущерба
отцунами.
Правилабезопасногоповеденияприцунами.Правилабезопасногоповеденияпризаблагов
ременном оповещении о цунами. Рекомендуемые и запрещенные действия в случае
внезапногоприхода цунами.Действияприпопаданиивволнуцунами.
ПРИРОДНЫЕПОЖАРЫ
ИЗИСТОРИИЛЕСНЫХПОЖАРОВ
Причиныприродныхпожаровиихклассификация.Понятиеолесномпожаре.Основныеп
ричины возникновения лесных пожаров. Классификация лесных пожаров по площади.
Виды пожаровпохарактерураспространенияисиле,иххарактеристика.
Последствияприродныхпожаров,ихтушениеипредупреждение.Основныепоражающи
ефакторы природных пожаров и последствия их воздействия. Способы тушения

природных
пожаров.Мерыпопредупреждениюприродныхпожаров.
Запрещенныедействиявлесувпожароопасныйсезон.
Правила безопасного поведения в зоне лесного или торфяного пожара и при его
тушении.Правилабезопасногоповеденияпринахождениивзонелесногопожараилиоколон
ее.Правилабезопасноготушениянебольшогопожаравлесу.
МАССОВЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ И
РАСТЕНИЙИЗ ИСТОРИИИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Эпидемии,эпизоотии и эпифитотии. Понятие об эпидемии, эпизоотии и
эпифитотии.
Инфекционныезаболевания,приводящиекмассовомупоражениюлюдей,животныхирастени
й.
Защита от инфекционных заболеваний людей, животных и растений. Понятие о
вакцинации.Наиболее важные меры предупреждения инфекционных болезней. Общие
правила
личной
гигиены.Мерыпозащите
сельскохозяйственныхрастенийотинфекционныхзаболеваний.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВЫВЫЖИВАНИЯВЧРЕЗВЫЧАЙНЫХУСЛОВИЯХ
ПРИРОДНОГОХАРАКТЕРА
Человекистихия.Свойствамышления,необходимыедляоценкичрезвычайнойситуации.П
овышениепсихологическойподготовленности.Необходимыезнания,позволяющиеуспешн
опротивостоятьстихийномубедствию.
Характеритемперамент.Понятиеотемпераменте.Типытемпераментаииххарактеристика.
Понятиеохарактере. Влияниетемпераментаихарактеранадействиявчрезвычайнойситуации.
Психологическиеособенностиповедениячеловекапристихийномбедствии.Особеннос
типсихологических процессов во время стихийных бедствий. Негативное влияние
внезапного стихийногобедствия на психику неподготовленного человека. Рекомендации
попсихологической
подготовке
кбезопасномуповедению
вчрезвычайныхситуацияхприродногохарактера.
ОСНОВЫМЕДИЦИНСКИХЗНАНИЙИПРАВИЛАОКАЗАНИЯПЕРВОЙПОМО
ЩИ
НАЛОЖЕНИЕПОВЯЗОКИПОМОЩЬПРИПЕРЕЛОМАХ
Правила наложения повязок. Разновидности повязок и их характеристика.
Индивидуальный пакетпервой помощи. Общие правила наложения повязок. Приемы
наложения повязок на нижние и верхниеконечности,грудь.
Перваяпомощьприпереломах,переноскапострадавших.Понятиеопереломе.Видыихар
актеристика переломов, первая помощь при травме кости. Способы наложения шин.
Принципы
испособытранспортировкипострадавших.Порядокпримененияспособовтранспортировки
пострадавшихвзависимостиотместаперелома.
ОСНОВЫЗДОРОВОГООБРАЗАЖИЗНИ
РЕЖИМУЧЕБЫИОТДЫХАПОДРОСТКА
Режим—
необходимоеусловиездоровогообразажизни.Понятиеорежиме.Формированиенавыковз
доровогообразажизни.Умственнаяифизическаяработоспособность.Утомлениеипереутом
ление,ихпричины,признакиипоследствиядляздоровьячеловека.
Профилактика переутомления и содержание режима дня.Понятия о режиме дня и
бюджетевремени.Влияниетрудаиотдыханаздоровьечеловека.Активныйотдых,сонирацио
нальноепитание.
Трудоваядеятельностьшкольников.Основныепринципыисодержаниережимадняподростко

в.Рекомендациипоповышениюэффективностисамоподготовки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
5класс
№

1

2

3

4

5

Раздел,темаурока

Содержательныеединицы

Количество
часов

Основыбезопасностиличности, общества,государства(27часов)
Личнаябезопасностьв повседневнойжизни(11часов)
Учатсяопределятьисточникиизонып
1
Особенностигородакаксреды
овышеннойопасностивсовременном
обитаниячеловека.
городе.Изучаютправилабезопасног
о
поведения вэтихзонах
Учатсяразличатьслужбыобеспечени
1
Системыобеспечениябезопасности
ябезопасностивсоответствиисихпре
города(населенногопункта).
дназначением.Приобретаютнавыки
ихвызова.Учатсяправильнодейство
вать
посигналуоповещения«Вниманиевс
ем!»
Учатся
распознавать
1
Опасныеиаварийныеситуациивд
опасные
и
оме(квартире).
аварийныеситуациивдоме(квартире).
Изучаютмерыбезопасностивбыту
Изучаютпричиныпожароввжилыхи
Пожар.
общественныхзданиях,правилабезо
пасногоповеденияиспособыэвакуац
ии.Моделируютситуации,требующ
иезнанияправилпожарнойбезопасно
1
сти.Учатсяправильноприменять
первичные
средства
пожаротушения
Изучают
причины затопления дома(квартиры).
1
Затоплениеквартиры.
профилактикиипорядокдействийпри
затоплении.

6

Электричество.

7

Опасныевеществаипродукты
питания.

8

Взрывиобрушениедома.

Изучают

и
осваивают
правилабезопасности
электрическими
и
электронным
иприборами.
Изучаютиосваиваютправилабезопас
ногообращениясосредствамибытов
ойхимии,лекарственными
препаратами
и
газовыми
приборами, мерыпопрофилактике
пищевыхотравлений.
Приобретаютзнанияопричинахвзрыв
ов
иобрушенийдомов.Получаютнавыки
безопасногоповедения.

1
при

1

1

обращен

9-11

1213

14
15

16

17

18

19
20

Захлопнуласьдверь(сломалсязамок,
потерялисьключи).
Опасность
толпы.Собакабываетк
усачей.

Осваивают

правила
безопасногоповед
ения в нестандартныхситуациях

Безопасностьнадорогахина транспорте (7часов)
Организациядорожногодвижения,
Изучают основные положения
причины и последствия
Правилдорожногодвиже
дорожнония.
транспортныхпроисшествий.
Осваивают
правила
Безопасноеповедениепешеходови
безопасногоповед
пассажиров.
ения пешеходовипассажиров.
Осваивают правила
Безопасностьвобщественном
безопасногоповеденияп
транспортеи автомобиле.
риаварийныхситуацияхв автобусе,
метро.
Осваивают

правила
безопасногоповед
ения
при
авариях
железнодорожномтранспорте.
Осваиваютправилабезопасногопове
Авиационныйтранспорт.
дениявсалонесамолетаиприаварийн
ыхситуацияхнаавиационном
транспорте.
Осваивают
правила
Морскойиречнойтранспорт.
безопасногоповед
енияприаварийныхситуацияхна
морскомиречномтранспорте.
Опасныеситуациисоциальногохарактера(4часа)
Психологические
Вырабатываютусебяпсихологически
екачествауверенногочеловека.
основысамозащиты.
Ситуациикриминогенногохарактера
вдоме (квартире)иподъезде.
Учатсяправильнодействоватьприво
зникновении
ситуаций
криминогенногохарактеравдоме,ква
ртиреиподъезде.
Железнодорожныйтранспорт.

3

2
1
1
троллейбусе,
1
на
1

1

1
1

21

Криминогенныеситуациинаулице,
опасные домогательства.
Какизбежатьопасныхдомогательств. Учатсяправильнодействоватьвкрим
иногенных ситуациях на улице и
недопускатьвотношениисебяопасн
ыхдомогательств.

1

22

Правилаповеденияпризахватевз
аложники.

Осваивают правила
поведения
призахвате
в
заложники
и
меры
по
предотвращениютакихзахватов.
Загрязнениесреды обитания(3 часа)
Учатся
оценивать
состояние
Загрязнениеводы.
окружающейсреды,планироватьивы
Загрязнениевоздуха
полнятьмероприятия по защите
.Загрязнениепочвы.
здоровья
в
местахснеблагоприятнойэкологичес
кой

1

2325

3

ав

обстановкой.

2627

28

29
30

31
32

33

34

35

Средстваиндивидуальнойзащитыоргановдыхания(2часа)
Изучаютназначениеиустройствогра
Фильтрующиепротивогазы.
жданскихидетскихпротивогазов.По
лучаютпрактическиенавыки
пользованияпротивогазом.
Оказаниепервойпомощии здоровыйобразжизни(8часов)
Основымедицинскихзнанийи оказаниепервой помощи (3часа)
Приобретаютзнанияобосновныхвид
Виды ранений, их причины и
ахранений, их причинах и
перваяпомощь.
правилах
оказанияпервойпомощи.
Получаютзнанияовидахкровотечени
Общаяхарактеристикакровотечений. йи
ихособенностях.
Учатся
останавливать
Перваяпомощьприкровотечении.
кровотечения,применяя
зависимости от вида
кровотечения
Основы здоровогообразажизни(5 часов)
Объясняют
значение
Движениеиздоровье.
двигательнойактив
ности для укрепленияздоровья.
Получаютпредставлениеовидах,при
Нарушения осанки и причины
чинахипоследствияхнарушенияосан
ихвозникновения.
ки.
Учатся
предупреждать
нарушенияосанки.
Учатсясоблюдатьправилабезопасно
Телевизор и компьютер — друзья
стипри просмотре телепередач
иливраги?
и
при
пользованиикомпьютером.
Получают
представление
Развитиеиизменениеорганизмав
закономерностяхразвитияорганизма
вашемвозрасте.
в подростковом возрасте. Учатся
правильно выполнять
гигиеническиемероприятияпоуходуз
а своимтелом.
Формируютусебяпотребностьвсобл
Физическое и
юдениинормздоровогообразажизни
нравственноевзросление
какспособаукрепленияи
человека.
сохраненияздоровья.

2

1

1
1

различные

иместа травмы.
1
1

1

о

1

1

6 класс
№

Раздел,тема

Содержательныеединицы

Основы безопасностиличности,общества игосударства (21 час)
Экстремальныеситуации вприродныхусловиях(16часов)
1 Основныевидыэкстремальныхситуацийв Представлениеостихийныхбедствиях,
экстремальных ситуациях в
природныхусловиях
природныхусловияхиихпричинах.
Представлениео факторахистрессорах
2 Факторыистрессорывыживанияв
природныхусловиях
выживания.

Количество
часов
1
1

3 Психологическиеосновывыживанияв
природныхусловиях
4 Страх—главныйпсихологический враг

Представлениеопсихических
познавательныхпроцессах.
Представлениеострахеипаническом
поведении..
Навыки, связанныесподготовкойк
походу
Одеждаи обувьдля походаиуходза
нимивпоходныхусловиях.
Правилаповеденияв экстремальных
ситуацияхв природнойсреде.
Действияприпотериориентировкии
отставанииотгруппы.
Определение сторон света
различнымиспособамиидвижениепоази
муту.
Техника передвижения по
различнойместности,переправычерезво
доемы и
преодолениеболот.
Виды временных жилищ и способы
ихвозведения.

1

Представлениеинавыки
добыванияводыипищив
условияхавтономного
существования
Знания инавыкиприготовленияпищив
Поискиприготовлениепищи
полевыхусловиях.
Особенностилыжных,водныхиве
Правила организации, проведения
лосипедныхпоходов
ибезопасностьлыжных,водныхи
велосипедныхпоходов.
Правилабезопасногоповеденияна
Безопасностьнаводоемах
водоемахлетомизимой.
Сигналы бедствия
Правилапередачи сигналовбедствия.
Безопасность вдальнем(внутреннем)имеждународном(выездном)
туризме (2ч)
Факторы,влияющиенабезопасностьво
Представлениеофакторах,влияющихна
внутреннемивыездномтуризме
безопасностьтуризма.
Акклиматизация в различных природно- Влияние смены
климатическихусловиях
различныхклиматогеографических
условийна
состояние человека и основные
правилаадаптациикэтимусловиям.
Безопасностьвчрезвычайныхситуациях(3ч)
Представлениео видахзащитных
Коллективныеииндивидуальныес
сооружений, их устройстве и
редства защиты
порядкезаполнения.
Захваттеррористамивоздушныхи
Правилабезопасногоповедениялюдей,
морскихсудов,другихтранспортных
захваченныхвкачествезаложниковв
средств
различныхтранспортныхсредствах.
Взрывы в местах массового
Взрывноеустройство,
скоплениялюдей
правилаповедения при обнаружении
этихустройств,непосредственнаяугр
оза
взрыва
Оказаниепервой помощи издоровый образжизни(14ч)
Основымедицинскихзнанийи оказание первой помощи (9ч)
Походнаяаптечка.Лекарственные
Средстваоказанияпервойпомощи
растения.
Опасныеживотные,перваяпомощьпри Первая помощь приукусахнасекомыхи
укусахнасекомыхизмей
змей.

1

5 Подготовкакпоходуиповедениев
природныхусловиях
6 Надежныеодеждаиобувь— важное
условиебезопасности
7 Поведениев экстремальнойситуациив
природныхусловиях
8 Действияприпотереориентировки
9 Способы ориентирования и
определениенаправлениядвижения
10 Техникадвижениявприродныхусловиях

11 Сооружение временного
жилища,добываниеииспользовани
еогня
12 Обеспечениепитанием иводой

13
14
15
16
17
18

19
20
21

22
23

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

24 Первая помощь приожогах
25 Тепловойисолнечныйудар
26 Обморожения иобщееохлаждение
организма
27 Беданаводе
28 Закрытыетравмы
29 Способыпереноскипострадавших

30 Контрользнаний.Практическоезанятие.
Основыздоровогообразажизни (5ч)
31 Правильноепитание —основаздорового
образажизни
32 Значениебелков,
жировиуглеводоввпитаниичеловека
33 Гигиенаи культурапитания
34 Особенностиподростковоговозраста
35 Контрользнаний.Практическоезанятие.

Термическиеисолнечныеожоги,их
воздействиенаорганизмчеловека.
Представлениео тепловом исолнечном
ударе.
Причиныи признакиобмороженияи
общегоохлажденииорганизма.
Перваяпомощьприутоплении.
Видыи признакизакрытыхтравм.
Различныеспособыпереноски
пострадавших с
использованиемподручныхсредс
тв.
Проверказнанийпотеме«Оказание
первоймедицинскойпомощи»

1

Представлениеобосновахправильного
питания.
Значениебелков,жиров,углеводов,вит
аминов,минеральныхвеществдля
организмачеловека.
Гигиенические требования к питанию
ирежимпитания.
Особенности развитияи
поведения..Общениесокружающимилюдь
ми.
Контрользнанийпопредмету.

1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

7 класс
№

Раздел,темаурока

Содержательныеединицы

Основыбезопасностиличности,обществаигосударства(31час)
Представление
об
опасных
о чрезвычайных
1 Понятие
ситуацияхприродногохаракте природныхявлениях,стихийныхбедствиях
раиихклассификация
,чрезвычайныхситуацияхприродного
характераиихклассификации.
Землетрясения(3часа)
Знанияопроисхождении,причинахи
2 Происхождениеиклассификация
землетрясений
классификацииземлетрясений.
Представлениеомагнитудеиинтенсивност
3 Оценказемлетрясений,
ихпоследствияимерыпоуменьшению
иземлетрясений,ихпоследствияхимерахпо
потерь
снижению
ущерба.
Признаки
4 Правила безопасного поведения
приземлетрясениях
приближающегосязе
млетрясения
и
правильныедействияпризаблаговременно
моповещенииоземлетрясении,
во
время
землетрясенияипосленего.
Вулканы(2часа)
Представлениеовулканахипричинах
5 Общеепонятиеовулканах
ихизвержения.
Последствия
вулканических
6 Меры поуменьшениюпотерьот
изверженийвулканов
извержений.
Оползни,сели,обвалыи снежные лавины(6часов)
Представление
о
происхождении,
7 Оползни
причинахи классификацииоползней.

Количество
часов
1

1
1

1

1
1
1

8 Сели(селевыепотоки)

1

9

Представление
о
происхождении,
причинахи классификацииселей.
Представление
о
происхождении,
Обвалы
причинахи классификацииобвалов.
Представление
о
происхождении,
Снежныелавины
причинахиклассификациилавин.
Последствияоползней,селей,обваловис
Поражающиефакторыипоследствияотопо
нежныхлавин
лзней,селей,обваловиснежных
лавин.
Правилабезопасногоповеденияприугрозеи Правилабезопасногоповеденияприугрозе,
сходеоползней,селей,обваловилавин
вовремяипослесходаселя,
оползня,обвалаиснежнойлавины.
Ураганы,бури,смерчи(4часа)
Происхождениеураганов, бурьисмерчей Представление об ураганах,
бурях,смерчах,
циклонах и причинах их
возникновения.
о
классификации
Классификация ураганов,бурьисмерчей Представление
ураганов,бурьисмерчей.
Последствиях
ураганов, бурь и
Последствияураганов,бурьисмерчейим
смерчейимерыпоснижениюущербаотних.
ерыпо уменьшениюущербаотних

1

16 Правила безопасного поведения при
угрозеивовремяураганов,бурьисмерчей

1

17

Правилабезопасногоповеденияпри
приближении, во время и
послеурагана,буриисмер
ча.
Наводнения (3часа)
Происхождение,
причины
Видынаводнений
иклассификацияна
воднений.
Последствиянаводненийимерыпо
Последствияхнаводненийимерыпо
уменьшениюущербаотних
снижениюущербаотних.
Правила безопасного поведения при
Правилабезопасногоповеденияпризаблаго
угрозеивовремянаводнений
временномоповещениионаводнении,
при
внезапном
наводнениии посленаводнения.
Цунами(3часа)
Происхождение,
причины
и
Причиныиклассификацияцунами
классификацияцунами.
Последствияцунами и мерыпо
Поражающие
факторы цунамии
уменьшениюущербаотних
меры поснижениюущербаотних.
Правила безопасного поведения
Правилабезопасногоповеденияпризаблаго
прицунами
временном
оповещении
о
цунами, при внезапном
приходецунамиипослепрохож
денияволны.
Природныепожары (4 часа)
Причины природных пожаров и
Классификацияприродныхпожаров.Причи
ихклассификация
ны
возгорания
лесов
и
торфяников.
Поражающие
факторы,
способы
Последствияприродныхпожаров,их
тушенияимерыпопредупреждениюприрод
тушениеипредупреждение
ныхпожаров.
Правила безопасного поведения в
Правилабезопасногоповедениявовремяпр
зонелесногоилиторфяногопожараипри
иродныхпожаровифактическиедействияп
еготушении
ритушении
небольшоголесногопожара.
Массовыеинфекционныезаболеваниялюдей,животныхирастений(2
часа)
Массовыеинфекционныезаболеваниялюде
Эпидемии,эпизоотиииэпифитотии
й,животныхирастений.

1

10
11
12

13

14
15

18
19

20
21
22

23
24
25

26

1
1
1

1

1
1

1
1

1
1
1

1
1
1

1

27 Защитаотинфекционныхзаболеваний
людей,животныхирастений

28
29
30

31
32

33
34
35

Инфекционных

заболеваний
людей,животных,
защита
сельскохозяйственныхрастений.
Психологическиеосновывыживаниявчрезвычайныхситуацияхприродно
гохарактера(3часа)
Значение
психологической
Человекистихия
подготовленности
человека
для
выживаниявчрезвычайнойситуации.
Типы
темперамента.
Характер
Характеритемперамент
человека..
влияние
внезапного
Психологическиеособенностиповедени Негативное
стихийного бедствия на
ячеловека пристихийномбедствии
психикучеловека..
Основы медицинскихзнанийиправилаоказания первойпомощи (2 часа)
Наложениеповязокипомощь припереломах
Средства
перевязки
и
правила
Правиланаложенияповязок
наложенияповязок.
Перваяпомощьприпереломах, переноска Закрытыеиоткрытыепереломы
пострадавших
Основы здорового образажизни
Режимучебыиотдыха подростка(3часа)
Режим—необходимоеусловиездорового
Трудиотдыхврежиме дня.
образажизни
Профилактикапереутомленияи
Режимдня.
содержаниережимадня
Контрользнаний.Практическоезанятие.
Контрользнанийпопредмету

1

1
1
1

1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».