РП "Функциональная грамотность" 6-7 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 2.3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
по учебному курсу «Функциональная грамотность»
для учащихся 6 - 7 классов
срок реализации 1 год

Составители: Валѐва Т.Р., учитель географии;
Курдакова Е.А., учитель химии

2023

Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы «Развитие
функциональной грамотности обучающихся» / А.В. Белкин, И.С. Манюхин,
О.Ю.Ерофеева, Н.А. Родионова, С.Г. Афанасьева, А.А. Гилев и др. – Самара:
СИПКРО;
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 6-7 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:


способности человека формулировать, применять и интерпрети-

ровать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);


способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,

размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
(читательская грамотность);


способности человека осваивать и использовать естественнона-

учные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную граждан-

скую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);


способности человека принимать эффективные решения в разно-

образных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность).
Курс «Функциональная грамотность» рассчитан на 2 года обучения (с 6
по 7 классы), реализуется в соответствии с частью, формируемой участниками образовательных отношений и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Общее количество часов на изучение данного курса с 6-7 класс составляет 68 часов: из них 34 часа в 6 классе (1 час в неделю), 34 часа в 7 классе (1
час в неделю).
Деятельность учителя с учетом Программы воспитания
МАОУ «Школа №10»
Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через воспитательный потенциал учебного курса по функциональной грамотности:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Класс
6-7

Грамотность
Читательская

оценивает содержание прочитанного с позиции норм
морали
и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитан-

6-7

6-7

6-7

ному
Математическая
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических
знаний
с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
Естественно-научная объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали общечеловеческих
ценностей
Финансовая
оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей,
прав и обязанностей
гражданина страны

Метапредметные и предметные результаты:
Класс
6

7

Грамотность
Читательская

Применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем.
Математическая
Применяет математические знания для решения
разного рода проблем.
Естественно-научная Объясняет и описывает естественнонаучные явления
на основе имеющихся научных знаний.
Финансовая
Применяет финансовые знания для решения
разного рода проблем.
Читательская
Анализирует и интегрирует информацию, полученную
из текста.
Математическая
Формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации.
Естественно-научная Распознает и исследует личные, местные, национальные,
глобальные естественнонаучные
проблемы
в различном контексте.
Финансовая
Анализирует информацию в финансовом контексте.

Содержание курса
№
п/п

1

Тема

Содержание курса

Формы
организации
Количество часов
Теория
Практика
Модуль «Основы читательской грамотности»
6 класс (8 ч.)
ОпреСформулировать проблему,
0
1
деление описанную в тексте. Опредеосновлить контекст. Выделить ин-

Виды
деятельности

Беседа,
конкурс

ной темы и
идеи в
эпическом
произведении

2

3-4

формацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы.
Отразить описанные в тексте
факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице). Из предложенных вариантов выбрать возможные пути
и способы решения проблемы.
Вставить пропущенную в тексте информацию
из таблицы, граф-схемы, диаграммы.
Привести
примеры жизненных ситуаций, в которых могут
быть применены установленные пути и способы решения
проблемы. Построить алгоритм
решения проблемы по данному
условию
Сопос- Сформулировать проблему,
тавлеописанную в тексте. Опредение со- лить контекст. Выделить индержа- формацию, которая имеет
ния ху- принципиальное значение для
дожест- решения проблемы.
венных Отразить описанные в тексте
текстов. факты и отношения между ниОпреми в граф-схеме (кластере, табделение лице). Из предложенных вариавторантов выбрать возможные пути
ской
и способы решения проблемы.
позиВставить пропущенную в текции в
сте информацию
из таблихудоцы, граф-схемы, диаграммы.
жестПривести
примеры жизненвенных ных ситуаций, в которых могут
текстах быть применены установленные пути и способы решения
проблемы. Построить алгоритм
решения проблемы по данному
условию
Работа
Сформулировать проблему,
с текописанную в тексте. Опредестом:
лить контекст. Выделить инкак по- формацию, которая имеет
нимать принципиальное значение для
инфор- решения проблемы.
мацию, Отразить описанные в тексте
содерфакты и отношения между нижами в граф-схеме (кластере, табщуюся
лице). Из предложенных варив текантов выбрать возможные пути

0

1

Работа в
парах.
Игра в
формате
КВН

0,5

1,5

Квест.
Круглый
стол

сте?

5

Типы
задач
на грамотность.
Интерпретационные задачи

6

Работа
с несплошным
текстом:
таблицы и
карты

и способы решения проблемы.
Вставить пропущенную в тексте информацию
из таблицы, граф-схемы, диаграммы.
Привести
примеры жизненных ситуаций, в которых могут
быть применены установленные пути и способы решения
проблемы. Построить алгоритм
решения проблемы по данному
условию
Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы.
Отразить описанные в тексте
факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице). Из предложенных вариантов выбрать возможные пути
и способы решения проблемы.
Вставить пропущенную в тексте информацию
из таблицы, граф-схемы, диаграммы.
Привести
примеры жизненных ситуаций, в которых могут
быть применены установленные пути и способы решения
проблемы. Построить алгоритм
решения проблемы по данному
условию
Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы.
Отразить описанные в тексте
факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице). Из предложенных вариантов выбрать возможные пути
и способы решения проблемы.
Вставить пропущенную в тексте информацию
из таблицы, граф-схемы, диаграммы.
Привести
примеры жизненных ситуаций, в которых могут
быть применены установленные пути и способы решения

0

1

Квест.
Игра
«Что?
Где? Когда?»

0

1

Беседа.
Дискуссия в
формате
свободного обмена
мнениями

проблемы. Построить алгоритм
решения проблемы по данному
условию
7-8

Проведение
рубежной аттестации

1

Определение
основной темы и
идеи в
лирическом
произведении.
Поэтический
текст
как источник
информации

2

Работа
с текстом:
как
преобразовывать
текстовую
информацию
с учѐтом цели

7 класс (8 ч.)
Выделить составные части в
представленной информации
(тексте, задаче, проблеме), установить между ними взаимосвязи.
Сформулировать проблему на
основе анализа представленной
ситуации. Определить контекст
проблемной ситуации. Определить область знаний, необходимую для решения данной проблемы. Преобразовать информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему,
таблицу, карту и наоборот). Составить аннотацию, рекламу,
презентацию. Предложить варианты решения проблемы,
обосновать результативность с
помощью конкретного предметного знания. Привести примеры жизненных ситуаций, в
которых опыт решения данных
проблем позволит быть успешным, результативным. Составить алгоритм решения проблем данного класса. Сделать
аналитические выводы.
Выделить составные части в
представленной информации
(тексте, задаче, проблеме), установить между ними взаимосвязи.
Сформулировать проблему на
основе анализа представленной
ситуации. Определить контекст
проблемной ситуации. Определить область знаний, необходимую для решения данной проблемы. Преобразовать информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему,

0

2

Тестирование

0

1

Беседа,
конкурс

0

1

Работа в
парах

дальнейшего использования?

3

Поиск
комментариев,
подтвер
тверждающих
основную
мысль
текста,
предложенного
для
анализа

4

Типы
задач
на грамотность.
Позиционные задачи

таблицу, карту и наоборот). Составить аннотацию, рекламу,
презентацию. Предложить варианты решения проблемы,
обосновать результативность с
помощью конкретного предметного знания. Привести примеры жизненных ситуаций, в
которых опыт решения данных
проблем позволит быть успешным, результативным. Составить алгоритм решения проблем данного класса. Сделать
аналитические выводы.
Выделить составные части в
представленной информации
(тексте, задаче, проблеме), установить между ними взаимосвязи.
Сформулировать проблему на
основе анализа представленной
ситуации. Определить контекст
проблемной ситуации. Определить область знаний, необходимую для решения данной проблемы. Преобразовать информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему,
таблицу, карту и наоборот). Составить аннотацию, рекламу,
презентацию. Предложить варианты решения проблемы,
обосновать результативность с
помощью конкретного предметного знания. Привести примеры жизненных ситуаций, в
которых опыт решения данных
проблем позволит быть успешным, результативным. Составить алгоритм решения проблем данного класса. Сделать
аналитические выводы.
Выделить составные части в
представленной информации
(тексте, задаче, проблеме), установить между ними взаимосвязи.
Сформулировать проблему на
основе анализа представленной
ситуации. Определить контекст
проблемной ситуации. Определить область знаний, необходи-

0

1

Деловая
игра

0

1

Квест,
круглый
стол.

5-6

Работа
с не
сплошным
текстом:
информационные
листы и
объявления,
графики и
диаграммы

7-8

Проведение
рубежной аттестации

мую для решения данной проблемы. Преобразовать информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему,
таблицу, карту и наоборот). Составить аннотацию, рекламу,
презентацию. Предложить варианты решения проблемы,
обосновать результативность с
помощью конкретного предметного знания. Привести примеры жизненных ситуаций, в
которых опыт решения данных
проблем позволит быть успешным, результативным. Составить алгоритм решения проблем данного класса. Сделать
аналитические выводы.
Выделить составные части в
представленной информации
(тексте, задаче, проблеме), установить между ними взаимосвязи.
Сформулировать проблему на
основе анализа представленной
ситуации. Определить контекст
проблемной ситуации. Определить область знаний, необходимую для решения данной проблемы. Преобразовать информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему,
таблицу, карту и наоборот). Составить аннотацию, рекламу,
презентацию. Предложить варианты решения проблемы,
обосновать результативность с
помощью конкретного предметного знания. Привести примеры жизненных ситуаций, в
которых опыт решения данных
проблем позволит быть успешным, результативным. Составить алгоритм решения проблем данного класса. Сделать
аналитические выводы.
Выделить составные части в
представленной информации
(тексте, задаче, проблеме), установить между ними взаимосвязи.
Сформулировать проблему на

0

2

Деловая
игра

0

2

Тестирование

1

Удивительные
факты и
истории
о деньгах.
Нумизматика.
"Сувенирные
деньги".
Фальшивые
деньги,
история
и совревременменность.

2-3

Откуда
берутся
деньги?
Виды
доходов. Заработ-

основе анализа представленной
ситуации. Определить контекст
проблемной ситуации. Определить область знаний, необходимую для решения данной проблемы. Преобразовать информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему,
таблицу, карту и наоборот). Составить аннотацию, рекламу,
презентацию. Предложить варианты решения проблемы,
обосновать результативность с
помощью конкретного предметного знания. Привести примеры жизненных ситуаций, в
которых опыт решения данных
проблем позволит быть успешным, результативным. Составить алгоритм решения проблем данного класса. Сделать
аналитические выводы.
Модуль «Основы финансовой грамотности»
6 класс (10 ч.)
Сформулировать проблему,
0
описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и отношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
Сформулировать проблему,
1
описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и от-

1

Беседа,
диалог,
дискуссия

1

Круглый
стол.
Игра

ная
плата.
Почему
у всех
она
разная?
От чего
это зависит?

4

5

ношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
СобстСформулировать проблему,
венописанную в тексте. Опреденость и лить контекст. Выделить индоходы формацию, которая имеет
от нее.
принципиальное значение для
Аренд- решения проблемы. Отразить
ная
описанные в тексте факты и отплата,
ношения между ними в графпроцен- схеме (кластере, таблице)
ты,
Из предложенных вариантов
привыбрать возможные пути и спобыль,
собы решения проблемы. Встадививить пропущенную в тексте
денды
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
СоциСформулировать проблему,
альные описанную в тексте. Опредевыпла- лить контекст. Выделить инты:
формацию, которая имеет
пенсии, принципиальное значение для
пособия решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и отношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть

0,5

0,5

Круглый
стол.
Игра.
Квест

0

1

Беседа,
диалог,
дискуссия

6-7

Как заработать
деньги?
Мир
профессий
и для
чего
нужно
учиться?

8

Личные
деньги

9-10

Проведение
рубежной аттестации

применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и отношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и отношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.

1

1

Викторина, квест,
квиз

0,5

0,5

Проект,
игра

0

2

Тестирование

1-2

3

4

7 класс (8 ч.)
Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и отношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
Что та- Сформулировать проблему,
кое го- описанную в тексте. Опредесударлить контекст. Выделить инственформацию, которая имеет
ный
принципиальное значение для
бюдрешения проблемы. Отразить
жет? На описанные в тексте факты и отчто
ношения между ними в графрасхосхеме (кластере, таблице)
дуются Из предложенных вариантов
налого- выбрать возможные пути и сповые
собы решения проблемы. Встасборы? вить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
Виды
Сформулировать проблему,
социописанную в тексте. Опредеальных лить контекст. Выделить инпософормацию, которая имеет
бий.
принципиальное значение для
Если
решения проблемы. Отразить
человек описанные в тексте факты и отпотерял ношения между ними в графработу
схеме (кластере, таблице)
Что такое налоги и
почему
мы их
должны
платить?

0,5

1,5

Беседа,
диалог,
дискуссия

0,5

0,5

Игра,
круглый
стол, дискуссия

0

1

Круглый
стол, игра,
квест

5

6

Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
ИстоСформулировать проблему,
рия
описанную в тексте. Опредевозник- лить контекст. Выделить инновения формацию, которая имеет
банков. принципиальное значение для
Как на- решения проблемы. Отразить
копить, описанные в тексте факты и отчтобы
ношения между ними в графкупить? схеме (кластере, таблице)
Все про Из предложенных вариантов
кредит выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
ВклаСформулировать проблему,
ды: как описанную в тексте. Опредесохралить контекст. Выделить иннить и
формацию, которая имеет
приум- принципиальное значение для
норешения проблемы. Отразить
жить?
описанные в тексте факты и отПланошения между ними в графстикосхеме (кластере, таблице)
вая кар- Из предложенных вариантов
та –
выбрать возможные пути и спотвой
собы решения проблемы. Встабезовить пропущенную в тексте
пасный информацию
из таблицы,
Банк в
граф-схемы, диаграммы.
кармане Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.

0

1

Беседа,
Диалог,
дискуссия

0,5

0,5

Проект,
игра

Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
7-8

9-10

1

2

Проведение
рубежной аттестации
Проведение
рубежной аттестации.

0

2

Тестирование

0

2

Тестирование

Модуль «Основы математической грамотности»
6 класс (8 ч.)
Тексто- Сформулировать проблему,
0
1
вые за- описанную в тексте. Опредедачи,
лить контекст.
решае- Выделить
информацию, комые
торая
имеет
арифпринципиальное значение для
метиче- решения проблемы.
ским
Отразить описанные в тексте
спософакты и отношения между нибом:
ми в граф-схеме (кластере, табчасти,
лице)
процен- Из предложенных вариантов
ты, про- выбрать возможные пути и спопрособы решения проблемы. Встапорция, вить пропущенную в тексте
движе- информацию из таблицы, графние,
схемы, диаграммы.
работа
Привести
примеры жизненных ситуаций, в которых могут
быть применены установленные пути и способы решения
проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
ЛогиСформулировать проблему,
0
1
ческие
описанную в тексте. Опредезадачи, лить контекст.
решае- Выделить
информацию, комые с
торая
имеет
помопринципиальное значение для
щью
решения проблемы.
таблиц Отразить описанные в тексте
факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов

Обсуждение, практикум

Урокигра, индивидуаль
ная работа в парах

3-4

5-6

выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию из таблицы, графсхемы, диаграммы.
Привести
примеры жизненных ситуаций, в которых могут
быть применены установленные пути и способы решения
проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
ГеоСформулировать проблему,
метриописанную в тексте. Опредеческие
лить контекст.
задачи
Выделить
информацию, кона поторая
имеет
строепринципиальное значение для
ние и
решения проблемы.
изучеОтразить описанные в тексте
ние
факты и отношения между нисвойств ми в граф-схеме (кластере, табфигур:
лице)
геомет- Из предложенных вариантов
ричевыбрать возможные пути и споские
собы решения проблемы. Встафигуры вить пропущенную в тексте
на кле- информацию из таблицы, графточной схемы, диаграммы.
бумаге, Привести
примеры жизненконстных ситуаций, в которых могут
руиробыть применены установленвание
ные пути и способы решения
проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
ЭлеСформулировать проблему,
менты
описанную в тексте. Определогики, лить контекст.
теории Выделить
информацию, ковероят- торая
имеет
ности,
принципиальное значение для
комби- решения проблемы.
натори- Отразить описанные в тексте
ки: таб- факты и отношения между нилицы,
ми в граф-схеме (кластере, табдиаграм лице)
грамИз предложенных вариантов
мы, вы- выбрать возможные пути и спочислесобы решения проблемы. Встание ве- вить пропущенную в тексте
роятно- информацию из таблицы, граф-

1

1

Беседа,
урокисследование
моделирование

1

1

Обсуждение,
Урокпрактикум,
проект,
игра

сти

7-8

1

2

схемы, диаграммы.
Привести
примеры жизненных ситуаций, в которых могут
быть применены установленные пути и способы решения
проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.

Проведение
рубежной аттестации
7 класс (8 ч.)
МодеСформулировать проблему,
лирова- описанную в тексте. Опредение из- лить контекст. Выделить инменеформацию, которая имеет
ний ок- принципиальное значение для
ружаю- решения проблемы. Отразить
жаюописанные в тексте факты и отщего
ношения между ними в графмира с
схеме (кластере, таблице)
помоИз предложенных вариантов
щью
выбрать возможные пути и сполинейсобы решения проблемы. Встаной
вить пропущенную в тексте
функинформацию
из таблицы,
ции
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
ГеоСформулировать проблему,
метриописанную в тексте. Опредеческие
лить контекст. Выделить инзадачи
формацию, которая имеет
на попринципиальное значение для
строерешения проблемы. Отразить
ния и
описанные в тексте факты и отна изу- ношения между ними в графчение
схеме (кластере, таблице)
свойств Из предложенных вариантов
фигур,
выбрать возможные пути и сповознисобы решения проблемы. Встакающих вить пропущенную в тексте
в сиинформацию
из таблицы,
туациях граф-схемы, диаграммы.
повсеПривести примеры жизненных

0

2

Тестирование

0

1

Беседа,
дискуссия

0,5

0,5

Обсуждение,
Урокпрактикум,
Урокисследование

3

4

5-6

дневной
жизни,
задач
практического
содержания
Решение задач на
вероятность
событий в
реальной
жизни

Элементы
теории
множеств
как
объедидиняющее
основание
многих
направлений
математики

Решение

ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.

Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и отношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и отношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Опреде-

0

1

Урокигра,
Урокисследование

0

1

Урокисследование

0,5

1,5

Урокпракти-

геометрических
задач
исследовательского
характера

7-8

Проведение
рубежной аттестации

1

Строение вещества.
Атомы
и молекулы.
Модели
атома

2

Тепло-

лить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и отношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.

кум

0

2

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
6 класс (8 ч.)
Сформулировать проблему,
0,5
0,5
описанную в тексте. Определить контекст.
Выделить
информацию, которая
имеет
принципиальное значение для
решения проблемы.
Отразить описанные в тексте
факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию из таблицы, графсхемы, диаграммы.
Привести
примеры жизненных ситуаций, в которых могут
быть применены установленные пути и способы решения
проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
Сформулировать проблему,
0,5
0,5

Тестирование

Наблюдение

Презен-

вые явления.
Тепловое
расширение
тел. ИсИспользование
явления
теплового
расширения
для измерения
температуры.

3

Представления о
Вселенной.
Модель
Вселенной.

4

Модель
солнечной
системы

описанную в тексте. Определить контекст.
Выделить
информацию, которая
имеет
принципиальное значение для
решения проблемы.
Отразить описанные в тексте
факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию из таблицы, графсхемы, диаграммы.
Привести
примеры жизненных ситуаций, в которых могут
быть применены установленные пути и способы решения
проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст.
Выделить
информацию, которая
имеет
принципиальное значение для
решения проблемы.
Отразить описанные в тексте
факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию из таблицы, графсхемы, диаграммы.
Привести
примеры жизненных ситуаций, в которых могут
быть применены установленные пути и способы решения
проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст.
Выделить
информацию, которая
имеет

тация
Учебный
эксперимент
Наблюдени е
физических явлений.

0,5

0,5

Обсуждение,
исследование

0,5

0,5

Проектная работа

5-6

7-8

1

принципиальное значение для
решения проблемы.
Отразить описанные в тексте
факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию из таблицы, графсхемы, диаграммы.
Привести
примеры жизненных ситуаций, в которых могут
быть применены установленные пути и способы решения
проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
Царства Сформулировать проблему,
живой
описанную в тексте. Опредеприро- лить контекст.
ды
Выделить
информацию, которая
имеет
принципиальное значение для
решения проблемы.
Отразить описанные в тексте
факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию из таблицы, графсхемы, диаграммы.
Привести
примеры жизненных ситуаций, в которых могут
быть применены установленные пути и способы решения
проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.
Проведение
рубежной аттестации
7 класс (10 ч.)
Почему Сформулировать проблему,
все тела описанную в тексте. Опреде-

0,5

1,5

Квест

0

2

Тестирование

0,5

0,5

Беседа,
урок-

2

3

нам кажутся
сплошными:
молекулярное
строение
твѐрдых
тел,
жидкостей и
газов.
Диффузия в
газах,
жидкостях и
твѐрдых телах
Механическое
движение.
Инерция

Атмосферные явления.
Ветер.
Направление

лить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и отношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию

Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и отношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию
Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и отношения между ними в граф-

исследование

0

1

Демонстрация моделей,
Лабораторная
работа

0

1

Проектная деятельность

4

5

ветра.
Ураган,
торнадо.
Землетрясение,
цунами,
объяснение
их происхождения
Давление воды в
морях и
океанах.
Состав
воды
морей и
океанов.
Структура
подводной
сферы.
Исследование
океана.
Использование
подводных
дронов.
Растения.
Генная
модификация
растений

схеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию
Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и отношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию

Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и отношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,

0

1

Проектная деятельность

0,5

0,5

Оформление
коллажа.
Создание
журнала
«Музей
фактов»

6

Внешнее
строение дождевого червя,
моллюсков,
насекомых

7

Внешнее и
внутреннее
строение рыбы. Их
многообразие.
Пресноводные и
морские
рыбы

8

Внешнее и
внут-

граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию
Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и отношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию
Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и отношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию
Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст. Выделить ин-

0

1

Оформление
коллажа.
Создание
журнала
«Музей
фактов»

0

1

Оформление
коллажа.
Создание
журнала
«Музей
фактов»

0

1

Оформление
коллажа.

реннее
строение
птицы.
Эволюция
птиц.
Многообразие
птиц.
Перелетные
птицы.
Сезонная миграция

9-10

формацию, которая имеет
принципиальное значение для
решения проблемы. Отразить
описанные в тексте факты и отношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте
информацию
из таблицы,
граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию

Проведение
рубежной аттестации

Создание
журнала
«Музей
фактов»

0

2

Тестирование

Тематическое планирование
№
п/п

1
2

Раздел, тема

Количество
часов на
изучение

Количество часов
Теория Практика

6 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (8 ч.)
0
Определение основной темы и идеи в эпичес1
ком произведении
0
Сопоставление содержания художественных
1
текстов.

Определение авторской позиции в художественных текстах
0,5
3- Работа с текстом: как понимать информацию,
2
4 содержащуюся в тексте?
0
5 Типы задач на грамотность. Интерпретацион1
ные задачи
0
6 Работа с несплошным текстом: таблицы и кар1
ты
0
7- Проведение рубежной аттестации
2
8
Модуль «Основы финансовой грамотности» (10 ч.)

1
1

1,5
1
1
2

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. "Сувенирные деньги". Фальшивые деньги, история и современность.
2-3 Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От
чего это зависит?
4 Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды
5 Социальные выплаты: пенсии, пособия

1

0

1

2

1

1

1

0,5

0,5

1

0

1

6-7 Как заработать деньги? Мир профессий и для
чего нужно учиться?
8 Личные деньги

2

1

1

1

0,5

0,5

2

0

2

1

910

Проведение рубежной аттестации

Модуль «Основы математической грамотности» ( 8 ч.)
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция, движение, работа
2 Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
3-4 Геометрические задачи на построение и изучение свойств фигур: геометрические фигуры
на клеточной бумаге, конструирование
5-6 Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление
вероятности
7-8 Проведение рубежной аттестации
1

1
2

3
4

1

0

1

1

0

1

2

1

1

2

1

1

2

0

2

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч.)
0,5
Строение вещества. Атомы и молекулы. Мо1
дели атома
0,5
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
1
Использование явления теплового расширения
для измерения температуры.
0,5
Представления о Вселенной. Модель Вселен1
ной.
0,5
Модель солнечной системы
1

0,5
0,5

0,5
0,5

5-6 Царства живой природы

2

0,5

1,5

7-8 Проведение рубежной аттестации

2

0

2

1

7 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (8 ч.)
0
Определение основной темы и идеи в лириче1
ском произведении. Поэтический текст как ис-

1

точник информации
2 Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели дальнейшего
использования?
3 Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа
4 Типы задач на грамотность. Позиционные задачи
5-6 Работа с не сплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы
7-8 Проведение рубежной аттестации

1

0

1

1

0

1

1

0

1

2

0

2

2

0

2

2

0,5

1,5

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0

1

1

0,5

0,5

2

0

2

Модуль «Основы финансовой грамотности» (8 ч.)
1-2 Что такое налоги и почему мы их должны платить?
3 Что такое государственный бюджет? На что
расходуются налоговые сборы?
4 Виды социальных пособий. Если человек потерял работу
5 История возникновения банков. Как накопить,
чтобы купить? Всѐ про кредит
6 Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане
7-8 Проведение рубежной аттестации

Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч.)
Моделирование изменений окружающего мира
с помощью линейной функции
2 Геометрические задачи на построения и на
изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания
3 Решение задач на вероятность событий в реальной жизни
4 Элементы теории множеств как объединяющее
основание многих направлений математики
5-6 Решение геометрических задач исследовательского характера
7-8 Проведение рубежной аттестации
1

1

1

0

1

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0

1

2

0,5

1,5

2

0

2

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (10 ч.)
0,5
Почему все тела нам кажутся сплошными: мо1

0,5

2
3

4

5
6
7
8

910

лекулярное строение твѐрдых тел, жидкостей и
газов. Диффузия в газах, жидкостях и твѐрдых
телах
Механическое движение. Инерция

1

0

1

Атмосферные явления. Ветер. Направление
ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения
Давление воды в морях и океанах. Состав воды
морей и океанов. Структура подводной сферы.
Исследование океана. Использование подводных дронов.
Растения. Генная модификация растений

1

0

1

1

0

1

1

0,5

0,5

Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их
многообразие. Пресноводные и морские рыбы
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц.

1

0

1

1

0

1

1

0

1

2

0

2

Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция
Проведение рубежной аттестации

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалѐва, А.Ю. Пентин, Н.А. Заграничная] ; под ред. Г.С. Ковалѐвой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2021.
2. Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалѐва, А.Ю. Пентин, Н.А. Заграничная] ; под ред. Г.С. Ковалѐвой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2021.
3. Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажер. 7-9 классы:
учебное пособие для общеобразоват. организаций / [Киселев Ю.П., Ямщикова Д.С.] / Под
ред. Алексашиной И.Ю. – М.: Просвещение, 2021
4. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие
для общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалѐва, О.Б. Логинова, Н.А. Авдеенко, С.Г.
Яковлева] ; под ред. Г.С. Ковалѐвой О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.; СПб.: Просвещение,
2021. – 126 с.: ил. – (Функциональная грамотность. Учимся для жизни). // URL:
https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/
5. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.- сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. – М.: ООО Корпорация «Росучебник»,
2019, 76 с.
6. Математика на каждый день. 6-8 классы : учебное пособие для общеобразоват.
организаций / Т.Ф. Сергеева – М.: Просвещение, 2020
7. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 в 2 частях: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалѐва, Рослова Л.О., Квитко
Е.С. и др.]; под ред. Г.С. Ковалѐвой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2021.
8. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2 в 2 час-

тях: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалѐва, Рослова Л.О., Квитко
Е.С. и др.]; под ред. Г.С. Ковалѐвой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2021.
9. Российская школа: начало XXI века. Под редакцией С.Г. Косарецкого, И.Д.
Фрумина. Издательски дом Высшей школы экономики, Москва, 2019.
10. Функциональная грамотность. Креативное мышление: Разговор с экспертом.
Группа компаний
«Просвещение».
8
октября
2020
года
//
URL:
https://events.prosv.ru/uploads/2020/09/additions/iY8GBKcHsBy26MUUBbFfz7oSbRXL0uhou
WxKMsHS.pdf
11. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 в 2-х частях:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И.,
Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю.] ; под ред. Ю.Н. Гостевой. – 2-е изд. – СПб.:
Просвещение, 2021.
12. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2 в 2-х частях:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И.,
Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю.] ; под ред. Ю.Н. Гостевой. – 2-е изд. – СПб.:
Просвещение, 2021.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.
Диагностические работы Министерства просвещения РФ https://fg.resh.edu.ru/
2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение
https://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5. МЦКО https://mcko.ru/
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебное оборудование
Мультимедийный компьютер, интерактивная панель, многофункциональное
устройство (принтер, копир, сканер), документ камера, аудиовизуальные пособия, стенды,
плакаты
Оборудование для проведения практических работ
Мультимедийный компьютер, интерактивная панель,
устройство (принтер, копир, сканер), документ камера.

многофункциональное


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».