РП "Основы проектной деятельности" 8 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 2.4
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
по учебному курсу «Основы проектной деятельности»
для учащихся 8 классов
срок реализации 1 год

Составила: Шабалина Ю. В.,
учитель технологии

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы основного общего образования с учетом выбора
участниками образовательных отношений курсов части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Программа нацелена на помощь школьнику в освоении основ
организации и осуществления собственной проектно-исследовательской
деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над
индивидуальным исследованием или проектом.
Программа поможет школьнику приобрести важные социальные
навыки:
- навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или
практических задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы,
которые необходимо решить, умение детально прорабатывать и
реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную
работу и самостоятельно контролировать продвижение к желаемому
результату;
- навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в
удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время
людьми многих творческих профессий;
- навык уважительного отношения к чужим взглядам и идеям,
оформленным в работах других людей, других авторов — владельцев
интеллектуальной собственности;
- навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и
взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;
- навык работы со специализированными компьютерными программами,
техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными
ресурсами, с которыми может быть связана проектно-исследовательская
деятельность школьника.
Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет
способствовать и развитию его адекватной самооценки.
Программа реализуется в работе со школьниками 8 класса, рассчитана
на 34 ч.

Предусмотрены такие формы занятий, как беседа, обсуждение
дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов, упражнение на отработку
организаторских
навыков,
коммуникативные
и
деловые
игры,
самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации
педагога, итоговая научно-практическая конференция. Кроме того, формы
занятий предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы
школьников, предоставляют им возможность проявить и развить
самостоятельность.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом
рекомендаций Программы воспитания, это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребенка, что проявляется в:
- приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в
Программе воспитания;
- высокой степени самостоятельности школьников в проектноисследовательской деятельности, что является важным компонентом
воспитания ответственного гражданина;
- ориентации школьников на подчеркиваемую Программой воспитания
социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их
проектов и исследований;
- интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их
большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы общего образования обучение проектной
деятельности направлено на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные
результаты
отражаются
в
индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета:

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
 сформированность умения к самостоятельному приобретению
знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и
выбрать адекватные способы еѐ решения, включая поиск и обработку
информации,
формулировку
выводов
и/или
обоснование
и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание
прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
 сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и

обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий.
 сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в
умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях.
 сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ
результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Учащийся научится:
 намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
 искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии
альтернативы;
 осуществлять и аргументировать выбор;
 предусматривать последствия выбора;
 действовать самостоятельно;
 выбирать соответствующую форму проектного продукта;
 корректировать деятельность с учѐтом промежуточных результатов;
 объективно оценивать процесс и результат проектирования.
 оформлять результаты проектной деятельности;
 проводить рефлексию своей деятельности.
 видеть проблемы;
 ставить вопросы;
 выдвигать гипотезы;
 давать определение понятиям;
 классифицировать;
 наблюдать;
 делать умозаключения и выводы;
 структурировать материал;
 готовить тексты собственных докладов;
 объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. Азбука учебного исследования: виды учебных проектов.
Отличие исследовательского проекта от других видов проектов. Значимость
проектной деятельности. Проблема как противоречие между желаемым
будущим и реальной ситуацией. Постановка проблемы. Причины и
последствия существования проблемы. Цель и требования к ее
формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность,
реалистичность. Понятие результата. Постановка задач, адекватных цели.
Что такое тема проекта. Выбор различных тем в области интересов. Правила
формулировки темы. Требования к актуальности в проекте. Варианты форм
проекта как итогового представления результата. Гипотеза как научное
предположение, вариант решения проблемы проекта. Требования к гипотезе.
Способы проверки предположений. Что такое объектная область, объект и
предмет в проекте. Определение ключевых вопросов, порядок их
рассмотрения, составление рабочего плана. Содержание деятельности на
разных этапах работы над проектом. Работа по планированию действий
(шагов) в соответствии с задачами. Составление паспорта проекта.
Модуль 2. Поиск и способы первичной обработки информации:
источники информации. Литературные источники, архивные данные, устные
и рукописные источники, Интернет. План, тезис, конспект, выписки, цитаты.
Логические опорные сигналы, картосхемы, диаграммы, графики, таблицы.
Компьютерные
презентации,
электронные
таблицы,
публикации.
Информационные ресурсы. Информационная безопасность. Список
источников. Способ формирования. Правила оформления.
Модуль 3. Методы учебного исследования в проектной
деятельности:
методы
учебного
исследования,
классификация.
Теоретические
методы
(анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
классификация, абстрагирование, моделирование, индукция, дедукция).
Применение теоретических методов. Эмпирические методы исследования
(эксперимент, наблюдение, опрос, тест, рейтинг, работа с документами,
зарисовка, фото, видео). Виды эксперимента: естественный (полевой) и
лабораторный. Составление анкеты, проведение опроса. Применение
эмпирических методов. Представление статистических данных в
графической форме.
Модуль 4. Реализация проекта: накопление, структурирование
фактического материала в соответствии с планом. Систематизация данных.
Соотнесение полученных результатов с планируемым. Соответствие
гипотезе, формулировка и аргументация выводов, заключений, предложений,
дальнейших направлений исследования. Требования к оформлению проекта.

Культура оформления. Дизайн. Правила оформления ссылок на источники
информации, правила цитирования. Формирование приложения к проекту.
Структурирование данных, систематизация. Ссылки на приложения в тексте
проекта.
Модуль 5. Подготовка к защите и презентация проекта: критерии
оценки проекта. Публичное выступление. Структура публичного
выступления. Правила подготовки к публичной защите. Речевая
компетенция. Главное и второстепенное в защите. Аргументация.
Требования к презентации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

урока

Колво
часов

Содержание урока

Модуль 1. Азбука учебного исследования

1

Что такое проект?
Виды проектов

1

От проблемы к
результату.
Постановка цели и
задач проекта

1

Определение темы
проекта.
Обоснование ее
актуальности.
Выбор формы
проекта

2

Первоначальная
гипотеза.
Определение
объектной

2

2

3-4

5-6

Учебные проекты. Отличие
исследовательского проекта от других
видов проектов. Значимость проектной
деятельности.
Проблема как противоречие между
желаемым будущим и реальной
ситуацией. Постановка проблемы.
Причины и последствия существования
проблемы. Цель и требования к ее
формулировке: измеримость,
конкретность, достижимость,
прозрачность, реалистичность. Понятие
результата. Постановка задач, адекватных
цели.
Что такое тема проекта. Выбор различных
тем в области интересов. Правила
формулировки темы. Требования к
актуальности в проекте. Варианты форм
проекта как итогового представления
результата.
ПР1
Гипотеза как научное предположение,
вариант решения проблемы проекта.
Требования к гипотезе. Способы проверки
предположений.

области, объекта и
предмета
исследования
Структура проекта

7

8

9

10

Что такое объектная область, объект и
предмет в проекте

Определение ключевых вопросов, порядок
их рассмотрения, составление рабочего
плана
Этапы работы над
1
Содержание деятельности на разных
проектом. Паспорт
этапах работы над проектом. Работа по
проекта
планированию действий (шагов) в
соответствии с задачами. Составление
паспорта проекта. ПР2
Модуль 2. Поиск и способы первичной обработки информации
Способы
текстовой
организации
информации
Графическое
представление
информации

1

2

2

Источники информации. Литературные
источники, архивные данные, устные и
рукописные источники, Интернет. План,
тезис, конспект. Выписки. Цитаты
Логические опорные сигналы, картосхемы,
диаграммы, графики, таблицы, графы.
Компьютерные презентации, электронные
таблицы, публикации, документы
Информационные ресурсы для учащихся.
Информационная безопасность.
ПР3
Список источников. Способ
формирования. Правила оформления.
ПР4

Поиск
1
11-12 информации в
сети Интернет
Правила
2
оформления
13-14
источников
информации
Модуль 3. Методы учебного исследования в проектной деятельности

15-16

17-18

Теоретические
методы
исследования

1

Эмпирические
методы
исследования

1

Методы учебного исследования,
классификация. Теоретические методы
(анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, абстрагирование,
моделирование, индукция, дедукция).
Применение теоретических методов
Эмпирические методы исследования
(эксперимент, наблюдение, опрос, тест,
рейтинг, работа с документами, зарисовка,
фото, видео). Виды эксперимента:
естественный (полевой) и лабораторный.
Составление анкеты, проведение опроса.
Применение эмпирических методов

Обработка
результатов
19-20

21

22-23

24-25

26-27

28

29

Представление статистических данных в
графической форме.
ПР5: Составление диаграмм, графиков,
схем, иллюстрирующих процесс
исследования
Модуль 4. Реализация проекта
2

Деятельностный
этап

1

Накопление, структурирование
фактического материала в соответствии с
планом.
Аналитический
2
Систематизация данных. Соотнесение
этап. Выводы и
полученных результатов с планируемым.
заключения
Соответствие гипотезе, формулировка и
аргументация выводов, заключений,
предложений, дальнейших направлений
исследования
Оформление
2
Требования к оформлению проекта.
проекта
Культура оформления. Дизайн. Правила
оформления ссылок на источники
информации, правила цитирования.
ПР6
Оформление
2
Формирование приложения к проекту.
приложения
Структурирование данных,
систематизация. Ссылки на приложения в
тексте проекта
Модуль 5. Подготовка к защите и презентация проекта
Критерии оценки.
Процедура
оценивания
Презентация –
публичная защита
проекта

1

Что такое критерии оценки проекта

1

Культура
выступления

1

Публичное выступление.
Словарный запас, его значение. Структура
публичного выступления. Правила
подготовки к публичной защите
Речевая компетенция учащихся. Как
правильно подготовить презентацию
своего проекта. Как выделить главное и
второстепенное. Аргументация. Понятие
информационной речи

Мультимедийная
презентация
Публичная защита

3

30

31-33
34

1

Требования к презентации.
ПР7
Структура публичного выступления.
Речевая компетенция учащихся.

35

Самооценка

1

Итого:

34

Аргументация
Оценка собственного проекта. «Сильные»
и «слабые» стороны в проектной
деятельности и их анализ. Успех и как его
добиться. Неудача, или как преодолеть
трудности и избежать неудач


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».