РП "Практикум по русскому языку" 8 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 2.5
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
курса по выбору
«Практикум по русскому языку»
для учащихся 8-х классов
срок реализации 1 год

Составили: учителя русского языка
Сущева О.В.,
Епанчинцева И.С.

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования в
части
требований,
заданных
Федеральным
государственным
образовательным стандартом основного общего образования к предметной
области
«Русский язык». Программа ориентирована на сопровождение и
поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский
язык». Цели курса русского языка в рамках образовательной области
«Практикум по русскому языку» имеют специфику, обусловленную
практической направленностью по своему содержанию характером курса.
В
содержании
курса
«Практикум
по
русскому
языку»
предусматривается расширение сведений по морфологии, словообразованию,
орфографии, синтаксису, пунктуации, морфемике, культуре речи, помогают
им лучше овладеть знаниями по русскому языку.
Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые
обнаруживают прямую, непосредственную культурно- историческую
обусловленность.
Практическая значимость курса по выбору для учащихся и родителей
заключается в закреплении и совершенствовании умений и навыков,
полученных обучающимися на уроках.
Программа предназначена для работы с детьми 8 класса.
Программа рассчитана на 34 часа в год (по 1 часу в неделю
продолжительностью 40 минут).
Деятельность учителя с учетом Программы воспитания.
Рабочая программа воспитания МАОУ «Школа № 10» реализуется в
том числе и через использование воспитательного потенциала уроков
внеурочной деятельности по английскому языку. Эта работа осуществляется
в следующих формах:
 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через:
-демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых,
политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад,
который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные
подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
- использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы

 Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки
своего личностного отношения к изучаемым событиям, лицам.
 Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
 Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
 Применение работы в парах, которая способствуют развитию навыков
взаимодействия с другими обучающимися.
 Инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в форме включение в урок различных исследовательских
заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки
самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим
идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения.
 Установление
уважительных,
доверительных,
неформальных
отношений между учителем и учениками, создание на уроках
эмоционально-комфортной среды.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

воспитание гражданина и патриота; формирование российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе;

развитие представлений о родном русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка;

формирование познавательного интереса, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;

воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию
родного языка,

формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации
родного языка

воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов
России; овладение культурой межнационального общения;

расширение знаний о национальной специфике русского языка и
языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурным компонентом значения; о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и
ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; о
национальных особенностях русского речевого этикета;


совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования;- обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к
речевому самосовершенствованию;-совершенствование познавательных и
интеллектуальных умений опознавать, анализировать, сравнивать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

совершенствование текстовой деятельности; развитие умений
функциональной грамотности осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию; понимать и
использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст,
инфографика идр.

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по родному языку
(русскому), воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА « ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ»В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 учебные недели, 34 урока, 1 час в
неделю, согласно учебному плану и календарному годовому графику
МАОУ «Школа № 10» на 2023-2024 учебный год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО КУРСА
« ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:

Понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности; его значения в процессе получения школьного образования;

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;

Достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.

Метапредметные результаты:

Владение всеми видами речевой деятельности:

Адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения:

Владение разными видами чтения;

Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

Способность извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации, ресурсы Интернета, свободно
пользоваться словарями различных типов;

Овладение приѐмами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, еѐ
анализ и отбор;

Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки
зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;

Умение производить прослушанный или прочитанный текст;

Способность определять цели предстоящей учебной деятельности;

Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм;

Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы
речевого этикета;

Способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания;

Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами.

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам;

Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой- либо
задачи, участия в спорах, обсуждениях.
Предметные результаты:

Представление об основных функциях языка, о роли русского языка
как национального языка русского народа;

Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;

Освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речь устная и
письменная, стили языка

Проведение различных видов анализа слова;

Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической
и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике

Осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов

художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО КУРСА « ПРАКТИКУМ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Текстоведение.
Понятие о тексте. Признаки текста.Микротема. Микротекст. Абзац.
Виды и средства связи предложений в тексте. Содержательные и языковые
способы
сокращения
текста.Построение
сжатого
изложения.
Редактирование изложения.Сочинение.Виды сочинений :
сочинения
разных видов с опорой на жизненный и читательский опыт. Композиция
рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов.
Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности:
лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова,
фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы
и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и
приставки); морфологические (различные морфологические варианты);
синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды
однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.);
специальные
изобразительно-выразительные
средства
(звуковые,
лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с
точки зрения использования в нѐм средств выразительности.
Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой,
публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды
стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и
эмоционально- экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в
соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Нормы русской орфографии
Правописание согласных и гласныхв составе морфем; употребление
прописной и строчной букв, графических сокращений слов; слитные,
дефисные и раздельные написания слов и их частей. Правописание корня
слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание
н – нн в различных частях речи.
Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и
словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка,
суффикс
как словообразовательные
морфемы.
Морфемный и
словообразовательный анализы слова.
Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей
речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.
Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнѐнное предложение.
Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнѐнном
предложении.Знаки препинания в конце предложения, в простом
неосложнѐнном предложении, в простом осложнѐнном предложении, в
сложном предложении, при передаче чужой речи Знаки препинания в
сложносочинѐнном
предложении.
Знаки
препинания
в
сложноподчинѐнном
предложении.
Текстовые
иллюстрации
синтаксических и пунктуационных норм.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Практических и
контрольных
работ
2

№

Названиеразделов

1

Текстоведение

9

2

Средства выразительности речи

5

1

3

Стилистика русского языка

3

1

4

Нормы русской орфографии

8

3

5

Морфемика и словообразование

2

1

6

Морфология.

2

1

7

Синтаксические и пунктуационные нормы 5

1

ИТОГО

34

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М., 1984.
2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990.
3. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. –
М. Наука, 1993.
4. Головин Б.Н. Как говорить правильно. – М.: Высшая школа, 1988.
5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1988
6. Ладыженская Т. А. Школьная риторика: 5-9 класс: Учебное пособие для
общеобразовательной школы. В 2 ч / под ред. Т.А. Ладыженской.- М.:
«Баласс», «Ювента», 2012 г.

7. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие
для учителя. - М.:ТД «Русское слово», 2001.
8. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2001.
9. Матвеева Т.В. «15 уроков по культуре речи: практикум для учащихся. –
М.:Флинта: Наука, 2004. – 200 с.
10. . Пастухова Л.С. Пора привлечь внимание к знакам препинания, или
Кое-что о пунктуации. Издательство: Нижняя Орианда, 2017 г. – 160 с.
11. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи.
– М.: АйрисПресс, 2004.
12. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение.- Волгоград:
Учитель,2005.
13. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как
реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс,
2011.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».