РП "Изобретатели и рационализаторы" 7-9 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 3.5
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Изобретатели и рационализаторы»
для учащихся 7-9-х классов
срок реализации 1 год

Составила:
Шабалина Ю. В.,
учитель технологии

2023 год

Планируемые результаты освоения программы
Ученик научится:
- различать сущность понятий «креативность», «творчество»,
«изобретательская задача», «анализ и синтез», «самоанализ», «рефлексия»;
- применять приемы и методы разрешения противоречий;
- следовать этапам творческого мышления (подготовка, созревание,
вдохновение и проверка истинности);
- следовать этапам АРИЗ
понимать и объяснять сущность понятия «интеллектуальная
собственность».
- приводить примеры научных открытий и изобретений, в которых
используются приемы АРИЗ;
- генерировать новые идеи;
- анализировать причины возникших противоречий и обосновывать
необходимость, востребованность в данном изобретении;
- выбирать наиболее подходящий прием для разрешения противоречий;
- осуществлять анализ полученных решений;
- видеть перспективность изобретения или выполненного решения;
Содержание программы
Раздел 1.Творческие способности человека и его возможности их
развитие на путях технического прогресса (7 часов)
Содержание раздела призвано показать учащимся, что творческое
отношение к порученному делу – важный фактор эффективности
общественного производства. Здесь происходит первое знакомство с
понятием «Интеллектуальная собственность». На интересных примерах
диалектики развития мировой техники учащиеся смогут уяснить роль и
значение противоречий, их влияние на движение изобретательской мысли,
преодолевающей значительные трудности в процессе решения творческих
задач. История развития изобретательства. Подростки убедятся в том, что вся
история изобретательства – это борьба за цивилизацию, за человеческий
прогресс, узнают и о преградах на пути изобретательства, о психологии
творчества, о противоречиях и их роли в прогрессе решения задач, о
достоинствах и недостатках известных методов решения технических задач.
Оптимистический пример творческого прогресса – появление все новых
методов их решения.
Раздел 2. Диалектика развития методов поиска решений
технических задач (9 часов)
Этот раздел призван познакомить учащихся с процессом роста
возможностей, совершенствования методов решения технических задач. Как
интерпретировался метод проб и ошибок, каким образом современные
методы решения творческих производственных задач позволяют
2

приближаться к оптимальным результатам, какие приемы позволяют
успешно разрешить порой представляющуюся неразрешимой проблему
технического (физического) противоречия.
В результате изучения и усвоения материала ученики должны получить
достаточную теоретическую подготовку и конкретно, реалистически
представлять себе стратегию и тактику творческой деятельности. Но самым
главным итогом проведенных занятий должна стать уверенность учащихся в
том, что каждый из них обладает творческим потенциалом, который может и
должен быть реализован.
Раздел 3. Практикум по управляемому воображению (4 часа)
Данный раздел программы курса знакомит учащихся с методологией
практического применения приемов решения технических и творческих
задач, чтобы побудить их находить резервы экономии труда, материалов и
энергии, применять
на практике эффективные пути роста
производительности труда и повышения качества выпускаемой продукции.
Его цель очень важна – дать учащимся навыки по анализу и синтезу
конкретных производственных задач, по выбору оптимальных методов
поиска и нахождения эффективных вариантов решения.
Раздел 4. Рационализаторский поиск на рабочем месте (5 часов)
Он начинается со знакомства учащихся с опытом работы в России,
Японии, США и в других странах. В практическом плане, большое внимание
уделено оформлению рационализаторских предложений и расчетам
ожидаемого и получаемого экономического эффекта. Привести в действие
творческую активность учащихся и закрепить их умения самостоятельно
решать задачи учебного, технического и производительного характера
призваны завершающие программу курса занятия. Логическим же
завершением курса станет зачетное занятие, которое построено в форме
защиты учащихся своего предложения, проекта. Разумеется, тут будут
применены методы технического творчества. Поскольку в ходе поиска и
нахождения наилучших решений, поставленных задач никак не обойтись без
использования технических и интеллектуальных систем.
Раздел 5. Практическое оформление конструкторской и
технологической документации с последующим изготовлением модели,
макета или действующего образца (9 часов)
Этот этап включает в себя знакомство с основными правилами
оформления чертежей, эскизов, технических рисунков. Здесь кружковцы
должны научиться читать чертеж и выполнять чертежи по заданным ранее
алгоритмам. После выполнения конструкторской документации и на ее
основе осуществляется последующее планирование технологического
процесса, то есть составление плана изготовления деталей и узлов. После
выполнения конструкторского и технологического этапов кружковцы
приступают к практическому изготовлению изделий. В ходе работы
3

происходит знакомство с основными приемами обработки материалов и
получения основных сведений о машинах и механизмах.
Все пять разделов курса являются взаимосвязанными.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во часов

Раздел 1. Творческие способности человека и его
возможности. Их развитие на путях технического
прогресса
1

2
3

4
5
6

Практика

Содержание
Теория

№
п/п

Творческое отношение к труду – важный фактор
подъема производительности и эффективности
производства
Ознакомление с понятием форм интеллектуальной
собственности
Диалектика развития техники. Понятие о
противоречиях, их роль в развитии общества,
техники
Психология творчества

1

-

1

-

1

-

1

-

История развития методов решения технических
задач. Интерпретация метода проб и ошибок.
Методы использования случайностей

1

1

-

1

5

2

Итого:

7

Раздел 2. Диалектика развития методов поиска решений технических
задач
7
8
9
10
11

Введение в методы коллективного решения задач.
Прямая мозговая атака
Поиск недостатков – ключ к совершенству. Обратная
мозговая атака
Превращение в ходе поиска. Синектика. Применение
прямой аналогии
Эмпатия в изобретательстве

1

1

-

1

-

1

-

1

Использование символической аналогии для
творческих решений

-

1
4

12

Фантастика в изобретательстве

-

1

13

Морфологический анализ. Области применения и
основные правила
Использование морфологического ящика.
Особенности применения

-

1

-

1

1

8

14

Итого:

9

Раздел 3. Практикум по управляемому воображению
15
16
17

Применение прямой мозговой атаки для решения
различных типов задач
Применение обратной мозговой атаки для решения
различных типов задач
Использование морфологического ящика для анализа
и синтеза решений технических задач

1

1

-

1

-

1

1

3

Итого:

4
Раздел 4. Рационализаторский поиск на рабочем месте
(по техническому заданию)

34

36
37
38

Итого:

Роль информации о технических решениях в
развитии технической мысли. Классификация
технических решений, МПК. Расчеты и оформления
рационализаторских предложений
Практическое решение конкретной задачи на
совершенствование конструкции изделия
Практическое решение конкретной задачи на синтез
изделия
Практикум по оценке и анализу решений,
предложенных изобретателями

1

1

-

1

-

1

-

1

1

4
5

5

Раздел 5. Практическое оформление конструкторской и технологической
документации с последующим изготовлением модели, макета или
действующего образца
Теория
Практика
42 Правила оформления
1
конструкторской документации
(ЕСКД)
43 Условное обозначение на чертежах.
1
Алгоритм построения чертежа
44 Основные технологии обработки
1
материалов
45 Оформление технологической
1
документации
46 Основные приемы ручной и
2
машинной обработки материалов
47 Практические работы по
3
изготовлению проектных изделий
3
6
Итого:

9

Итого: 34 часа

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».