РП "Трудные вопросы географии" 9 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 3.9
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Трудные вопросы географии для 9–х классов»
срок реализации 1 год

Составитель: Валѐва Т.Р., учитель географии

2023

Пояснительная записка
Одним из важнейших требований к географическому образованию в
современных условиях является овладение обучающимися практическими
умениями и навыками.
Предлагаемый курс внеурочной деятельности направлен на более
глубокое усвоение теоретических знаний по «Начальному курсу географии»,
«Географии материков и океанов», «География России» через отработку
заданий,

где

обучающиеся

применяют

полученные

знания

на

практике.Данный курс даѐт возможность расширить географический кругозор.
Задания, рассматриваемые в ходе изучения курса, могут быть использованы в
ходе подготовки учащихся к олимпиадам по географии и сдаче ОГЭ по
данному предмету в 9 классе.
Программа

курса

реализуется

в

рамках

общеинтеллектуального

направления. Предназначена для учащихся 9 класса. Рассчитана на 34 часа в
год (1 час в неделю).
Деятельность учителя с учетом Программы воспитания
МАОУ «Школа №10»
Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через
воспитательный потенциал внеурочной деятельности по географии:
- установление доверительных отношений между учителем и его
учениками,

способствующих

позитивному

восприятию

учащимися

требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией

– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных

игр,

стимулирующих

познавательную

мотивацию

школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию

детей

межличностных

к

получению

отношений

в

знаний,

налаживанию

классе,

помогают

позитивных
установлению

доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык

самостоятельного

решения

теоретической

проблемы,

навык

генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Планируемые результаты
Личностные результаты:



формирование

всесторонне

образованной,

инициативной

и

успешной личности,обладающей системой современных мировоззренческих
взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов и норм поведения;


локальном

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
уровнях

(житель

планеты

Земля,

гражданин

Российской

Федерации, житель конкретного региона);


осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли,

материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте
мирового географического пространства, еѐ месте и роли в современном мире;


осознание единства географического пространства России как

единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей
общность их исторических судеб;


осознание

значимости

и

общности

глобальных

проблем

человечества.
Метапредметные результаты:


формирование и развитие посредством географического знания

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;


умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;


способности к самостоятельному приобретению новых знаний и

практических

умений,

умения

управлять

своей

познавательной

деятельностью;


самостоятельно

обнаруживать

и

формулировать

учебную

проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;


выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный

результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;



составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

(выполнения проекта);


работая по плану, сверять свои действия с целью и, при

необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;


в

диалоге

с

учителем

совершенствовать

самостоятельно

выработанные критерии оценки;


самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.).


отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая

их фактами;


уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль

(владение механизмом эквивалентных замен);


уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с

людьми иных позиций.
Предметные результаты:
Ученик научится:


давать определения географическим понятиям и терминам;



оценивать географические особенности природы материков и

океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном
освоении разных территорий и акваторий;


выделять (узнавать) существенные признаки географических

объектов и явлений;


использовать

систему

географических

знаний

о

природе,

населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых
формируется географическое мышление учащихся;


анализировать,

оценивать,

прогнозировать

современные

социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;


использовать карты

модели действительности;

как информационные образно-знаковые



давать определение понятиям, строить логические рассуждения,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

реализовывать

исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать
модели для решения задач.


задавать вопросы, необходимые для организации собственной

деятельности,

осуществлять

рефлексию,

формулировать

свое

мнение,

аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками;


учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия

достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели,
самостоятельно

контролировать

свое

время,

оценивать

правильность

выполнения действий, вносить коррективы;


повторять

устанавливать

ранее

изученный

материал

в

новом,

активно

внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по

способам деятельности;


анализировать пройденный материал и обсуждать полученные

сведения.
Содержание курса
План и карта (6 часов)
Работа с топографической картой. Повторение условных знаков,
масштаба, азимута, способов изображения рельефа, чтение карты. Чтение
топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний,
географических координат. Комплексный анализ географических условий по
топографической

карте.

Построение

профиля

рельефа

местности.

Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и
анализ длин меридианов и параллелей.
Практические задания:
1. Ориентирование по плану и карте.
2. Решение задач на определение географических координат.
3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте.

4. Определение расстояний на плане и карте.
Характеристика основных видов деятельности учащихся: овладение
основами картографической грамотности и использование географической
карты как одного из «языков» международного общения; организовывать
сотрудничество,

работать

индивидуально

и

в

группе;

свободно

ориентироваться по физической, экономической и политической картам;
работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и
карте.
Путешествия и географические открытия (2 часа)
Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли.
Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах
Клавдия Птолемея.
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора,
1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В.
Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко
Поло.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX
веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф.
П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А.
Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И.
Арсеньев).
Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий.
Имена путешественников на карте.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:осознавать
роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении
планеты человеком, о географических знаниях.
Природа Земли (6 часов)
Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры,
сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и

эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний
географической номенклатуры водных объектов.
Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы.
Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
Практические задания:
1.

Определение средней температуры при подъеме и спуске.

2.

Решение задач на определение атмосферного давления.

3.

Определение типов климата по климатическим диаграммам.

Характеристика

основных

видов

деятельности

учащихся:ориентироваться по физической, экономической и политической
картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых
установок социально-ответственного поведения в географической среде –
среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Материки, океаны, народы и страны (7 часов)
Уникальные

особенности

природы

материков,

океанов

Земли.

Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы
Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира.
Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами
атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Практические задания:
1.Описание страны по плану.
2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической
номенклатуры объектов.
Характеристика

основных

видов

деятельности

учащихся:ориентироваться по физической, экономической и политической
картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать
выводы

и

заключения

на

основе

анализа

географических

карт

и

статистических данных; характеризовать по картам климата различных и
природных зон различных материков; осваивать системы географических
знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на

основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и
уметь характеризовать уникальные объекты мира.
География России (12 часов)
Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и
животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей
страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия,
география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в
России. Особенности и специализация экономических районов России.
Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение
факторов размещения отдельных предприятий по территории страны.
Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России.
Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому
описанию.
Практические задания:
1. Решение географических задач на определение поясного времени.
2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.
3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.
4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической
номенклатуры объектов.
5. Решение географических задач на определение плотности населения,
анализ таблиц, графиков
6. Определение причинно-следственных связей между объектами.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:свободно
ориентироваться по физической, экономической и политической картам;
решать задач на определение поясного времени; оценивать степень
комфортности или природных условий любой точки мира по наличию
климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять
кругозор учащихся в области географии.
Итоговое занятие (1 час)Обобщение материала по программе курса.
Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое
решение заданий ОГЭ по географии.

Характеристика

основных

видов

деятельности

учащихся:

анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы
и заключения на основе анализа географических карт и статистических
данных;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего
уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и
навыков

использования

разнообразных

географических

знаний

в

повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей
среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер
безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф.
Тематическое планирование
Наименование тем и разделов
План и карта
1
2
3
4
5
6
7

8

9
10
11
12
13
14
15
16

Источники географической информации. Условные знаки.
Ориентирование на местности.
Горизонтали. Профиль местности.
Координатная сетка. Широта. Долгота.
Решение задач на определение географических координат
Определение расстояний на плане.
Путешествия и географические открытия
География в древности. Эпоха Великих географических
открытий. Путешественники, географы, которые внесли
вклад в изучение России.
Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена
путешественников на карте.
Природа Земли
Развитие земной коры. Земная кора на карте.
Атмосфера. Температура воздуха.
Атмосферное давление.
Климатические пояса Земли.
Определение типов климата по климатическим диаграммам
Гидросфера: состав, свойства, происхождение.
Материки, океаны, народы и страны
Особенности природы Африки.
Особенности природы Южной Америки.

Количество
часов
6
1
1
1
1
1
1
2
1

1
6
1
1
1
1
1
1
7
1
1

17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Особенности природы Австралии и Антарктиды.
Особенности природы Евразии.
Особенности природы Северной Америки.
Страны мира. Классификация стран.
Работа с картами атласа по отработке знаний
географической номенклатуры объектов.
География России
Географическое положение России.
Административно-территориальное устройство РФ.
Экономические районы России.
Часовые пояса. Поясное время.
Общая характеристика природы России.
Работа с картами атласа по отработке знаний
географической номенклатуры объектов
Народы, населяющие Россию, их география.
Демографическая ситуация в России.
Решение географических задач на определение плотности
населения, анализ таблиц, графиков
Регионы России. Хозяйство Европейской части России.
Регионы России. Хозяйство Азиатской части России.
Природопользование и экология.
Итоговое занятие
Обобщение материала по программе курса
Итого

1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Учебно-методическое обеспечение и электронные образовательные
ресурсы
1. Е.М. Курашаева. География России в схемах и таблицах 8-9
классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН», 2009.
2. Учебные пособия с 5 по 9 класс, издательство Дрофа, под
авторством О.А.Климановой и других.
3. РЕШУ:ОГЭ

по

географии

–

2023-2024.

URL:

https://geo-

oge.sdamgia.ru/?r
4. Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)
http://www.fipi.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».