РП по предмету "Родной язык (русский)" 11 класс (базовый уровень)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 1.1
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
по предмету «Родной язык (русский)»
для учащихся 11 класса
срок реализации 1 год

Составители:
Сущева О.В., учитель русского
языка и литературы

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 11 класса составлена на основе
Примерной рабочей программы «Русский родной язык», в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. №732 «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 №413 (с изменениями и дополнениями), Примерной основной образовательной
программой среднего общего образования; Примерной программой воспитания (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). Программа разработана с учётом основной
образовательной программы среднего общего образования МАОУ «Школа № 10».
Программа рассчитана на 34 учебные недели, 34 урока,1 час в неделю, согласно
учебному плану и календарному годовому графику МАОУ «Школа № 10» на 2023/2024
учебный год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)»
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для
функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций,
реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как
родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской
Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы среднего общего образования по родному языку (русскому), заданных
соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом для
базового уровня.
В то же время программа курса русского языка в рамках предметной области «Родной
язык и родная литература» имеет определённые особенности. Учебный предмет «Родной
язык (русский)» дополняет содержание курса «Русский язык» в аспектах, связанных с
отражением в русском языке культуры, истории русского народа и других народов России, с
совершенствованием культуры речи и текстовой деятельности обучающихся.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»
отличаются от предметных результатов по другим родным языкам народов Российской
Федерации в силу того, что в курсе русского родного языка не рассматриваются вопросы
системного устройства языка и письменного оформления речи.
Изучение предмета «Родной язык (русский)» играет важную роль в реализации
основных целевых установок среднего общего образования: встановлении основ
гражданской идентичности и мировоззрения; духовно-нравственном развитии и
воспитании школьников, формированииспособности к организации своей деятельности.
В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на
период до 2025 года» отмечается, что «общероссийская гражданская идентичность
основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам России.
Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный)
код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка,
исто­рическогои культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором
заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение
самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование
их лучших достижений в единую российскую культуру». Государственная поддержка
этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, этнокультурного
развития русского народа и других народов Российской Федерации, их творческого
потенциала, являющегося важнейшим стратегическим ресурсом российского общества, —

один из важнейших принципов национальной политики Российской Федерации.
В этом контексте возрастает значимость выполнения русским языком нетолько
функций государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов нашей страны, но и его функции как языканационального, являющегося
основой сохранения русской и общероссийскойкультуры.
Системообразующей доминантной содержания курса родного русского языка на
уровне среднего общего образования, как и на предыдущих уровняхобразования, является
идея изучения родного языка как инструмента познаниянациональной культуры и
самореализации в ней. В соответствии с этим содержание учебного предмета «Родной
язык (русский)» имеет следующие особенности:
1) внимание не к внутреннему системному устройству языка, а к факторам
социолингвистического и культурологического характера — многообразным связям
русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом;
2) направленность на формирование представлений о русском языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречииподвижности и стабильности в
русском языке (включая его лексику, формы существования, стилистическую систему, а
также нормы русского литературного словоупотребления);
3) ориентированность во всех содержательных блоках учебного предметапрежде
всего на анализ отражения в фактах языка русской языковой картины мира и
концептосферы русского народа, особенностей русского менталитетаи моральнонравственных ценностей.
Школьный курс родного русского языка опирается на содержание курса русского
языка, представленного в образовательной области «Русский язык и литература»
сопровождает и поддерживает его.
Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы)
соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка, но
не дублируют их.
Первая содержательная линия «Язык и культура» представлена в программе
темами, связанными с особенностями русской языковой картины мира и отражения в ней
менталитета русского народа; основные типы национально-специфической лексики
русского языка; активные процессы и новые тенденции в развитии русского языка
новейшего периода; особенностии разновидности письменной речи начала XXI в. в
современной цифровой (виртуальной) коммуникации; словари русского языка,
отражающие словарный состав русского языка в новейший период его истории.
Вторая содержательная линия «Культура речи», раскрывающая проблемы
современной речевой культуры, нацелена на формирование у обучающихся
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни, развитие способности обучающихся старшеклассников ориентироваться в
современной речевой среде с учётом требований экологии языка и повышение их речевой
культуры; на формирование представлений о культуре речи как компоненте национальной
культуры, о вариантах языковой нормы.
Третья содержательная линия «Речь. Речевая деятельность. Текст» нацелена на
формирование осознанного отношения к тексту как средству передачи и хранения
культурных ценностей, опыта и истории народа; культурной связи поколений. В разделе
предусмотрено освоение приёмов работы с традиционными линейными текстами,
ознакомление с приёмами оптимизации процессов чтения и понимания гипертекстов, с
современными информационно-справочными ресурсами, электронными базами,
пространством блогосферы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)»
Целями изучения родного языка (русского) по программам среднего общего
образования являются:
-формирование у обучающихся общероссийской гражданскойидентичности,
гражданского самосознания, патриотизма, чувства сопричастности к судьбе Отечества,
ответственности за его настоящее и будущее; представления о традиционных российских
духовно-нравственных ценностях как основе российского общества; воспитание культуры
межнационального общения;
-воспитание познавательного интереса и любви к родному русскому языку,
отношения к нему как к духовной, нравственной и культурной ценности, а через него — к
родной культуре; ответственности за языковую культуру как национальное достояние;
-воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
-овладение культурой межнационального общения, основанной на уважении чести и
национального достоинства граждан, традиционныхроссийских духовно-нравственных
ценностей;
-расширение представлений о родном языке как базе общезначимых
интеллектуальных и морально-нравственных ценностей и поведенческих стереотипов;
знаний о родном русском языке как форме выражения национальной культуры и
национального мировосприятия, истории говорящего на нём народа; об актуальных
процессах и новых тенденциях в развитии русского языка новейшего периода; о русском
литературном языке как высшей форме национального языка, о вариативности нормы,
типах речевой культуры, стилистической норме русского языка; о тексте как средстве
хранения и передачи культурных ценностей и истории народа;
-совершенствование устной и письменной речевой культуры, формирование гибких
навыков использования языка в разных сферах и ситуациях общения на основе
представлений о русском языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом
противоречии подвижности и стабильности в русском языке (включая его лексику, формы
существования, стилистическую систему, а также нормы русского литературного
словоупотребления); обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
обучающихся;
-совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать,
анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки
зрения нормативности, соответствия ситуации общения;
-совершенствование умений функциональной грамотности: текстовой деятельности,
умений осуществлять информационный поиск,дифференцировать и интегрировать
информацию прочитанного ипрослушанного текста; овладение стратегиями,
обеспечивающими оптимизацию чтения и понимания текстов различных форматов
(гипертекст, графика, инфографика и др.); умений трансформировать, интерпретировать
тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК(РУССКИЙ)»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 34 учебные недели, 34 урока, 1 час в неделю, согласно
учебному плану и календарному годовому графику МАОУ «Школа № 10» на 2023-2024
учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Раздел 1. Язык и культура
Динамические процессы и новые тенденции в развитии русского языка новейшего
периода. Основные направления современного развития русского языка. Изменения в
формах существования русского языка, его функциональных и социальных
разновидностях, способах речевой коммуникации и формах русской речи в новейший
период его развития (общеепредставление).
Русский язык в современной цифровой (виртуальной) коммуникации. Современная
цифровая (виртуальная, электрон-но-опосредованная) коммуникация, её особенности и
формы (общее представление). Электронная (цифровая, клавиатурная) письменная русская
речь и её особенности. Устно- письменная речь как новая форма реализации русского
языка (общее представление).
Активные процессы в развитии лексики русского языка XXI в. Расширение
словарного состава русского языка в XXI в. Актуальные пути появления новых слов
(общее представление).
Новая иноязычная лексика в русском языке XXI в. и процессы её адаптации.
Причины пополнения русского языка новыми иноязычными заимствованиями. Языкиисточники новых иноязычных заимствований и рас ширение сфер массового употребления
заимствованных инноваций. Особенности процессов иноязычного заимствования лексики
и фразеологии вновейший период развития русского языка.
Основные направления и способы освоения русским языком новых иноязычных слов
в XXI в. (общее представление).
Актуальные способы создания морфологических и семантических неологизмов в
русском языке новейшего периода. Образование производных и сложносоставных новых
слов (морфологических неологизмов) на базе иноязычных инноваций.
Семантические неологизмы в русском языке новейшего периода, основные пути их
образования.
Новая фразеология русского языка. Причины появления новых фразеологизмов.
Основные тенденции в развитии фразеологии русского языкановейшего периода.
Фразеологические неологизмы иноязычного происхождения. Новая фразеология
исконно русского происхождения и её источники.
Раздел 2. Культура речи
Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Изменения
синтаксических норм: варианты форм, связанные с управлением; вариативность в
согласовании сказуемого с подлежащим; колебания в употреблении предлогов.
Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в.
Факультативные знаки препинания. Факультативные, альтернативные знаки
препинания (общее представление). Справочники по пунктуации русского языка ХХI в.
Культура устного делового общения. Устная деловая речь. Условия успешной
профессионально-деловой коммуникации. Этикет и речевой этикет делового общения.
Деловая беседа. Деловой разговор по телефону.
Культура письменного делового общения. Документ как деловая бумага.
Однозначность лексики, использование терминов, недопустимость двусмысленности.
Деловое письмо. Функции и виды делового письма. Оформление деловых писем (общее
представление).
Культура учебно-научного общения. Разновидности учебно-научного
общения, их
особенности. Речевой этикет в учебно-научной коммуникации, его специфика (общее

представление). Невербальные средства общения в речевом этикете (замещающие и
сопровождающие жесты). Культура оформления научного текста.
Противостояние речевой агрессии как актуальная проблема современной
межличностной коммуникации. Понятие речевой агрессии как нарушение экологии языка.
Способы противостояния речевой агрессии. Основные правила речевого общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Прецедентный текст как средство культурной связи поколений.
Прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена.
Сплошные и несплошные тексты. Виды несплошных текстов. Роль иллюстративного
материала в содержательном наполнении текста.
Тексты инструктивного типа. Назначение текстов инструктивного типа.
Инструкции вербальные и невербальные.
Приёмы работы с текстом публицистического стиля. Способы выраженияоценочности,
диалогичности в текстах публицистического стиля. Информационные ловушки.
Основные жанры интернет-коммуникации. Блогосфера. Средства создания
коммуникативного комфорта и языковая игра.
Традиции и новаторство в художественных текстах. Стилизация. Сетевыежанры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОРОДНОМУ
ЯЗЫКУ (РУССКОМУ) НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего
образования по родному языку (русскому) достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими
социокультурными, историческими и духовно- нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения,
бережного
отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися рабочей программы среднего
общего образования по родному языку (русскому) должны отражать готовность и
способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества; расширение
жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.

2. Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, родной язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа
России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям
народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Оте­чества, ответственность
за его судьбу.
3. Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа; сформированность
нравственного сознания, этического поведения;
способность адекватно оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное
отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России.
4. Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоцио­нальное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества, в том числе
словесного;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному
русскому языку.
5. Физического воспитания:
сформированность
здорового
и
безопасного
образа
жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.

6. Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к
активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного русского языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей, переводчиков, педагогов; умение совершать осознанный выбор

будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
7. Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность по родному языку индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей
программы по родному языку (русскому) среднего общего образования у обучающихся
совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации; способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты, учитывая
собственный читательский и жизненный опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по родному языку
(русскому) для среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации
и обобщения, в том числе на материале русского родного языка;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия рассматриваемых явлений и процессов;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия при выполнении проектов по родному языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с
опорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в контексте
изучения предмета «Родной язык (русский)», навыками разрешения проблем; способностью
и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания, в том числе по родному
русскому языку, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при созданииучебных и социальных проектов;
владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; осуществлять
целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые
идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения информации
и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (текст,
презентация, таблица, схема,диаграмма, график и др.);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационнойбезопасности;

владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке родного
языка и во внеурочной деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать свою точку
зрения;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на
уроке родного языка и во внеурочной деятельности;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды вобщий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
развивать творческие способности и воображение, бытьинициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать
осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
самостоятельно составлять план действий при анализе и создании текста, вносить
необходимые коррективы в ходе его реализации;
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии

для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать
мотивы и аргументы
других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Язык и культура
Иметь представление о динамических процессах и новых тенденциях в развитии
русского языка новейшего периода и комментировать их (в рамках изученного); приводить
примеры, иллюстрирующие основные тенденции в развитии русского языка.
Иметь представление о цифровой (виртуальной, электронно- опосредованной)
коммуникации и её формах, комментировать её основные особенности; характеризовать
основные отличия устно-письменной разновидности электронной речи от традиционной
письменной речи (в рамках изученного); анализировать фрагменты устно-письменной речи
разных жанров (блог, форум, чат и др.).
Комментировать активные процессы в развитии лексики русского языка в XXI в.,
характеризовать особенности процесса заимствования иноязычной лексики и основные
способы её освоения русским языком в новейший период его развития (в рамках
изученного).
Определять значения новейших иноязычных лексических заимствований (с
использованием словарей иностранных слов), оценивать целесообразность их
употребления; целесообразно употреблять иноязычные слова.
Иметь представление об актуальных способах создания морфологических и
семантических неологизмов в русском языке новейшего периода; определять значения и
способы словообразования морфологических неологизмов, характеризовать пути
образования сематических неологизмов (врамках изученного), приводить соответствующие
примеры.
Объяснять причины появления новых фразеологизмов, характеризовать основные
тенденции в развитии фразеологии русского языка новейшего периода; определять
значения новых фразеологизмов, характеризовать их с точки зрения происхождения (на
отдельных примерах, в рамках изученного), принадлежности к определённому
тематическому разряду, особенностей употребления.
Культура речи
Иметь представление об изменениях синтаксических норм современного русского
литературного языка, современных вариантах синтаксической нормы; анализировать и
сопоставлять варианты форм, связанные с управлением, согласованием сказуемого с
подлежащим; анализировать колебания в употреблении предлогов.
Иметь представление о факультативных, альтернативных знаках препинания;
анализировать примеры использования факультативных знаков препинания в текстах.
Иметь представление о специфике устной и письменной речи в сфере
профессионально-делового общения; характеризовать основные виды делового общения (в
рамках изученного); анализировать речевое поведение человека, участвующего в деловой

беседе, телефонных деловых разговорах с учётом речевой ситуации, с позиции требований
к речевому этикету делового общения; делать выводы об особенностях эффективного
делового речевого взаимодействия.
Характеризовать языковые особенности, функции, виды делового письма (в рамках
изученного); анализировать деловое письмо как текст официально- делового стиля;
создавать текст делового письма в соответствии с целью, речевой ситуацией и
стилистическими нормами официально-делового стиля (в рамках изученного).
Характеризовать особенности учебно-научного общения; анализировать речевое
поведение человека, участвующего в учебно-научном общении, с учётом речевой
ситуации, норм научного стиля, требований к речевому этикету учебно-научного общения.
Анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместного
использования языковых средств в соответствии с условиями и сферой общения; создавать
монологические и диалогические высказывания с учётом особенностей делового и учебнонаучного общения.
Осознавать и характеризовать речевую агрессию как нарушение экологии языка;
анализировать речевое поведение человека в ситуации противостоянияречевой агрессии.
Использовать современные толковые словари, словари синонимов, антонимов,
паронимов; орфоэпические словари, грамматические словари и справочники русского
языка; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Иметь представление о прецедентных текстах как средстве культурной связи
поколений. Распознавать прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена;
характеризовать их место в культурном наследии.
Характеризовать различия в представлении информации в сплошных и несплошных
текстах. Выявлять роль иллюстративного материала в содержательном наполнении
несплошных текстов разных видов.
Распознавать тексты инструктивного типа, характеризовать их с точки зрения
назначения. Осуществлять информационную переработку вербальных и невербальных
инструкций.
Владеть приёмами работы с текстами публицистического стиля; характеризовать
способы выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля.
Распознавать информационные ловушки.
Различать основные жанры интернет-коммуникации. Иметь представление о
блогосфере. Владеть средствами создания коммуникативногокомфорта.
Характеризовать традиции и новаторство в художественных текстах.
Иметь представление о стилизации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование разделов

Количество
часов
5
20
9

Контрольные
работы

Работы
развитию речи
1
1
1

по

Язык и культура речи
Культура речи
2
Речь. Речевая деятельность.
1
Текст
ИТОГО
34
3
3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1
2
3

Русский родной язык, 10-11 классы Александрова О.М. / Загоровская О. В. /
Гостева Ю.Н.; АО «Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М., 1984.
2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990.
3. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: Пособие по русскому языку. – М.: Высшая школа,
2008. – 253 с.
4. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. – М. Наука, 1993.
5. Головин Б.Н. Как говорить правильно. – М.: Высшая школа, 1988.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1988
7. Ладыженская Т. А. Школьная риторика: 5-9 класс: Учебное пособие для общеобразовательной
школы. В 2 ч / под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: «Баласс», «Ювента», 2012 г.
8. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Академия, 2003.
9. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2001.
10. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. - М.:ТД
«Русское слово», 2001.
11. Матвеева Т.В. «15 уроков по культуре речи: практикум для учащихся. –М.:Флинта: Наука, 2004.
– 200 с.
12. Никитина Е.И. Русская речь. - М.:Просвещение,1995.
13. Пастухова Л.С. Пора привлечь внимание к знакам препинания, или Кое-что о пунктуации.
Издательство: Нижняя Орианда, 2017 г. – 160 с.
14. Пастухова Л.С. Этюды о словах. Нижняя Орианда, 2008 г. – 88 с. 15. Пастухова Л.С. Материалы к
школьному курсу "Основы речевой культуры и стилистики" Пособие для учителя. Нижняя Орианда,
2013 г. – 160 с.
16. Пастухова Л.С. Ученье без мученья, или Маленькие методические хитрости. В помощь учителюсловеснику. Нижняя Орианда, 2015 г. -232 с. Словари
17. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: АйрисПресс, 2004.
18. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение.- Волгоград: Учитель,2005.
19. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие
для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.
20. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993. 21. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М.: Флинта,
Наука, 1997. 22. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М., 2002.
.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
http://rus.1september.ru / – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт
для учителей «Я иду на урок русского языка»
https://m.edsoo.ru/ - Библиотека ЦОК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».