РП по предмету "Физика" 11 класс (углубленный уровень)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 1.26
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
по предмету «Физика» (углубленный уровень)
для учащихся 11 класса
срок реализации 1 год

Составители:
Лесунов В.Л., учитель физики

2023 год

Выпускник на углубленном уровне научится:
объяснять и анализировать роль и место физики в формировании
современной научной картины мира, в развитии современной техники и
технологий, в практической деятельности людей;
характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными
науками;
характеризовать системную связь между основополагающими научными
понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила,
энергия;
понимать и объяснять целостность физической теории, различать
границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
владеть приемами построения теоретических доказательств, а также
прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов
на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
самостоятельно конструировать экспериментальные установки для
проверки выдвинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную
погрешности;
самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические
задачи с опорой как на известные физические законы, закономерности и
модели, так и на тексты с избыточной информацией;
объяснять границы применения изученных физических моделей при
решении физических и межпредметных задач;
выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических
закономерностей и законов;
характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством:
энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих
проблем;
объяснять принципы работы и характеристики изученных машин,
приборов и технических устройств;
объяснять условия применения физических моделей при решении
физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую
модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при
помощи методов оценки.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность
научиться:
проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы,
формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих
физических закономерностей и законов;
описывать и анализировать полученную в результате проведенных
физических экспериментов информацию, определять ее достоверность;
понимать и объяснять системную связь между основополагающими
научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле),
движение, сила, энергия;

решать экспериментальные, качественные и количественные задачи
олимпиадного уровня сложности, используя физические законы, а также
уравнения, связывающие физические величины;
анализировать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность
использования частных законов;
формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебноисследовательской и проектной деятельности;
усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с
поставленной задачей;
использовать методы математического моделирования, в том числе
простейшие статистические методы для обработки результатов
эксперимента.
Изучение физики на углубленном уровне включает расширение
предметных результатов и содержание, ориентированное на подготовку к
последующему профессиональному образованию.
Изучение предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у
обучающихся физическое мышление, умение систематизировать и обобщать
полученные знания, самостоятельно применять полученные знания для
решения практических и учебно-исследовательских задач; умение
анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической
безопасности последствия бытовой и производственной деятельности
человека, связанной с использованием источников энергии.
В основу изучения предмета «Физика» на базовом и углубленном
уровнях в части формирования у обучающихся научного мировоззрения,
освоения общенаучных методов познания, а также практического
применения научных знаний заложены межпредметные связи в области
естественных, математических и гуманитарных наук.

Основное содержание учебного предмета «Физика»
Физика и естественно - научный метод познания природы.
Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания мира.
Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками. Методы
научного исследования физических явлений. Погрешности измерений
физических величин. Моделирование явлений и процессов природы.
Закономерность и случайность. Границы применимости физического закона.
Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в
формировании современной научной картины мира, в практической
деятельности людей. Физика и культура.
Механика.
Предмет и задачи классической механики. Кинематические характеристики
механического движения. Модели тел и движений. Равноускоренное
прямолинейное движение, свободное падение, движение тела, брошенного

под углом к горизонту. Движение точки по окружности. Поступательное и
вращательное движение твердого тела.
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Инерциальная система
отсчета. Законы механики Ньютона. Законы Всемирного тяготения, Гука,
сухого трения. Движение небесных тел и их искусственных спутников.
Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета.
Импульс силы. Закон изменения и сохранения импульса. Работа силы. Закон
сохранения и превращения механической энергии. Равновесие материальной
точки и твердого тела. Условия равновесия твердого тела в инерциальной
системе отсчета. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение
жидкостей и газов. Закон сохранения энергии в динамике жидкости и газа.
Механические колебания и волны. Амплитуда, период, частота, фаза
колебаний. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания,
резонанс. Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Интерференция
и дифракция волн. Звуковые волны.
Молекулярная физика.
Основы молекулярно-кинетической теории.
Предмет и задачи молекулярно-кинетической теории (МКТ) и
термодинамики. Экспериментальные доказательства МКТ. Абсолютная
температура как мера средней кинетической энергии теплового движения
частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Связь между
давлением и средней кинетической энергией поступательного теплового
движения молекул идеального газа. Модель идеального газа в
термодинамике: уравнение Менделеева–Клапейрона, выражение для
внутренней энергии. Закон Дальтона. Газовые законы. Агрегатные состояния
вещества. Фазовые переходы. Преобразование энергии в фазовых переходах.
Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения
жидкостей. Поверхностное натяжение. Модель строения твердых тел.
Механические свойства твердых тел.
Основы термодинамики.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения
внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.
Второй закон термодинамики. Преобразования энергии в тепловых машинах.
КПД тепловой машины. Цикл Карно. Экологические проблемы
теплоэнергетики.
Электродинамика.
Электростатика
Предмет и задачи электродинамики. Электрическое взаимодействие. Закон
сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность и

потенциал электростатического поля. Принцип суперпозиции электрических
полей. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в
электростатическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия
электрического поля.
Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома
для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах,
электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Плазма. Электролиз.
Полупроводниковые приборы. Сверхпроводимость.
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции
магнитных полей. Магнитное поле проводника с током. Действие магнитного
поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила
Ампера и сила Лоренца. Поток вектора магнитной индукции. Явление
электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. ЭДС
индукции в движущихся проводниках. Правило Ленца. Явление
самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.
Магнитные свойства вещества. Электромагнитные колебания.
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания.
Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Переменный ток.
Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Производство, передача и
потребление электрической энергии. Элементарная теория трансформатора.
Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Электромагнитные
волны. Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных
излучений и их практическое применение. Принципы радиосвязи и
телевидения.
Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в
однородной среде. Законы отражения и преломления света. Полное
внутреннее отражение. Оптические приборы. Волновые свойства света.
Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света.
Поляризация света. Дисперсия света. Практическое применение
электромагнитных излучений. Основы специальной теории относительности.
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности
Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности.
Энергия и импульс свободной частицы. Связь массы и энергии свободной
частицы. Энергия покоя. Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
Предмет и задачи квантовой физики. Тепловое излучение. Распределение
энергии в спектре абсолютно черного тела. Гипотеза М. Планка о квантах.
Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова, законы фотоэффекта. Уравнение А.
Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова.
Гипотеза Л. де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-

волновой дуализм. Дифракция электронов. Давление света. Соотношение
неопределенностей Гейзенберга. Модели строения атома. Объяснение
линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Н. Бора.
Спонтанное и вынужденное излучение света. Состав и строение атомного
ядра. Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Закон
радиоактивного распада. Ядерные реакции, реакции деления и синтеза.
Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Ускорители
элементарных частиц. Строение Вселенной. Применимость законов физики
для объяснения природы космических объектов. Солнечная система. Звезды
и источники их энергии. Классификация звезд. Эволюция Солнца и звезд.
Галактика. Другие галактики. Пространственно-временные масштабы
наблюдаемой Вселенной. Представление об эволюции Вселенной. Темная
материя и темная энергия.

Тематическое планирование
11 класс
Учебно-тематический план.
(5 часов в неделю, всего – 165 уроков).
Тема
Количество
Количество
уроков
лабораторных
работ
Основы электродинамики
19
1
(продолжение)
Магнитное поле.
19
1
Электромагнитная индукция.
Колебания и волны.
25
1
Электромагнитные колебания.
18
1
Электромагнитные волны.
7
Оптика.
35
3
Геометрическая оптика.
17
2
Волновая оптика.
11
1
Элементы специальной теории
7
относительности
Квантовая физика.
38
1
Квантовые свойства света.
11
Строение атома и атомного ядра.
27
1
Строение Вселенной
11
Практикум по решению задач.
37
Резерв
5
Всего
170
6

Количество
контрольных
работ
1
1
2
1
1
3
1
1
1
2
1
1
1
1
10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».