Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа «город Ирбит» Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 10» Тел/факс: (34355) 3-83-41 E-mail: school_10_irbit@mail.ru Приложение 1.1 к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Школа № 10» Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2 Рабочая программа по предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов России» для учащихся 5 - 6 классов срок реализации 2 года Составители: Головкина Н. А. 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА ПрограммапоОДНКНРсоставленанаосноветребованийкрезультатамосвоения основной образовательной программы основного общего образования,представленныхвФГОСООО,сучетомфедеральнойрабочейпрограммы воспитания. ВпрограммепоОДНКНРсоблюдаетсяпреемственностьсфедеральнымгосударс твенным образовательным стандартом начального общего образования,учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на уровнеосновногообщегообразования,необходимостьформированиямежпредметны хсвязей. Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»носиткультурологическийивоспитательныйхарактер,главныйрезультатобу ченияОДНКНР–духовнонравственноеразвитиеобучающихсявдухеобщероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российскихдуховнонравственныхценностей. В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают возможностьсистематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественнонаучныхдисциплинзнанияипредставленияоструктуреизакономерностяхразвития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в историироссийскогообществасущественныесвязистрадиционнойдуховнонравственнойкультуройРоссии. Курс ОДНКНРформируется и преподаѐтся всоответствии с принципамикультурологичностиикультуросообразности,научностисодержанияип одходакотбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогикиипсихологии. ВпроцессеизучениякурсаОДНКНРобучающиесяполучаютпредставлениеосущ ественныхвзаимосвязяхмеждуматериальнойидуховнойкультурой,обусловленност икультурныхреалийсовременногообществаегодуховнонравственнымобликом,изучаютосновныекомпонентыкультуры,еѐспецифическиеи нструментысамопрезентации,историческиеисовременныеособенностидуховнонравственногоразвитиянародовРоссии. СодержаниекурсаОДНКНРнаправленонаформированиенравственногоидеала, гражданскойидентичностиличностиобучающегосяивоспитаниепатриотическихчув ствкРодине(осознаниесебякакгражданинасвоегоОтечества),формированиеисторич ескойпамяти. МатериалкурсаОДНКНРпредставленчерезактуализациюмакроуровня(Россия вцеломкакмногонациональное,поликонфессиональноегосударствос едиными для всех законами, общероссийскими духовнонравственнымиикультурнымиценностями),намикроуровне(собственнаяидентичнос ть,осознаннаякакчастьмалойРодины,семьиисемейных традиций,этническойирелигиознойистории, к которойпринадлежитобучающийся какличность). Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР означает важностькультурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной,этнической,религиознойангажированностивсодержаниипредметаиего смысловыхакцентах. ПринципнаучностиподходовисодержаниявпреподаванииОДНКНРозначаетва жностьтерминологическогоединства,необходимостьосвоенияосновныхнаучныхпо дходовкрассмотрениюкультурыиусвоениюнаучнойтерминологии для понимания культурообразующих элементов и формированияпознавательногоинтересакэтнокультурными религиознымфеноменам. Принципсоответствиятребованиямвозрастнойпедагогикиипсихологиивключа етотбортемисодержаниякурсасогласноприоритетнымзонамближайшего развития для 5–6 классов, когнитивным способностям и социальнымпотребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественнонаучныхучебныхпредметов. Принципформированиягражданскогосамосознанияиобщероссийскойграждан ской идентичности обучающихся в процессе изучения курса ОДНКНРвключаетосознаниеважностинаднациональногоинадконфессиональногог ражданского единства народов России как основополагающего элементав воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип реализуется черезпоискобъединяющихчерт вдуховно-нравственнойжизнинародов России,ихкультуре,религиииисторическомразвитии. ЦелямиизученияучебногокурсаОДНКНРявляются: формированиеобщероссийскойгражданскойидентичностиобучающихсячерез изучение культуры (единого культурного пространства) России в контекстепроцессовэтноконфессиональногосогласияивзаимодействия,взаимопрон икновенияимирногососуществованиянародов,религий,национальныхкультур; создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основетрадиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущихк осознанию своей принадлежности к многонациональному народу РоссийскойФедерации; формированиеисохранениеуважениякценностямиубеждениямпредставителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способностикдиалогуспредставителямидругихкультуримировоззрений; идентификациясобственнойличностикакполноправногосубъектакультурного, историческогоицивилизационногоразвитияРоссийскойФедерации. ЦеликурсаОДНКНРопределяютследующиезадачи: овладениепредметнымикомпетенциями,имеющимипреимущественноезначен иедляформирования гражданской идентичности обучающегося; приобретение и усвоение знаний о нормах общественной моралиинравственностикакосновополагающихэлементахдуховнойкультурысовре менногообщества; развитиепредставлений о значении духовно-нравственных ценностейинравственныхнормдлядостойнойжизниличности,семьи,общества,ответ ственногоотношениякбудущемуотцовствуиматеринству; становление компетенций межкультурного взаимодействия как способностииготовностивестимежличностный,межкультурный,межконфессионал ьныйдиалогприосознании исохранениисобственной культурнойидентичности; формированиеосновнаучногомышленияобучающихсячерезсистематизациюзн анийипредставлений,полученныхнаурокахлитературы,истории,изобразительногои скусства,музыки; обучениерефлексиисобственногоповеденияиоценкеповеденияокружающихче резразвитиенавыковобоснованныхнравственныхсуждений,оценокивыводов; воспитаниеуважительногоибережногоотношениякисторическому,религиозно муикультурномунаследиюнародовРоссийской Федерации; содействиеосознанномуформированиюмировоззренческихориентиров,основа нныхнаприоритететрадиционныхроссийскихдуховно-нравственныхценностей; формированиепатриотизмакакформыгражданскогосамосознаниячерезпонима ние роли личности в истории и культуре, осознание важности социальноговзаимодействия,гражданскойидентичности. Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение главныхцелейосновногообщегообразования,способствуя: расширению и систематизации знаний и представлений обучающихсяо культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях,полученныхприизученииосноврелигиознойкультурыисветскойэтики,ок ружающегомира,литературногочтенияидругихпредметовначальногообщегообразо вания; углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народовРоссийской Федерации,ихроли вразвитиисовременногообщества; формированию основ морали и нравственности, воплощѐнных в семейных,этнокультурныхирелигиозныхценностях,ориентированныхнасоизмерен иесвоих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностейпередобществомигосударством; воспитанию патриотизма, уважения к истории, языку, культурнымирелигиознымтрадициямсвоегонародаидругихнародовРоссийскойФед ерации,толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценитьценностидругихкультур,находитьвнихобщееиособенное,черты,способству ющиевзаимномуобогащениюкультур; пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,способностиксотрудничеству,взаимодействиюнаосновепоискаобщихку льтурныхстратегийиидеалов; осознаниюприоритетнойзначимостидуховнонравственныхценностей,проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистическихмотивовнадпотребительскимииэгоистическими; раскрытиюприродыдуховнонравственныхценностейроссийскогообщества,объединяющихсветскостьидуховно сть; формированиюответственногоотношениякучениюитруду,готовностииспособ ности,обучающихсяксаморазвитиюисамообразованиюнаосновемотивациикобучен июипознанию,осознанномувыборуценностныхориентаций,способствующихразви тиюобществавцелом; получению научных представлений о культуре и еѐ функциях, особенностяхвзаимодействияссоциальнымиинститутами,способностиихприменят ьванализеиизучениисоциальнокультурныхявленийвисторииикультуреРоссийскойФедерацииисовременномобщес тве,даватьнравственныеоценкипоступковисобытийнаосновеосознанияглавенству ющейролидуховно-нравственныхценностейвсоциальныхикультурноисторическихпроцессах; развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в отборе,использовании и структурировании информации, а также возможностейдля активнойсамостоятельнойпознавательнойдеятельности. Рабочая программа воспитания МАОУ«Школы №10»реализуется в том числе и через воспитательный потенциал уроков ОДНКНР: - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Общеечислочасов,рекомендованныхдляизучениякурсаОДНКНР, – 68часов:в5классе–34часа(1часвнеделю),в6классе–34часа(1часвнеделю). СОДЕРЖАНИЕОБУЧЕНИЯ 5 КЛАСС Тематическийблок1.«Россия– нашобщийдом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народовРоссии»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.Традиционныеценностииролевыемодели.Традиционнаясемья.Всеобщи йхарактерморалиинравственности.Русскийязыкиединоекультурноепространство.Р искииугрозыдуховно-нравственнойкультуренародовРоссии. Тема2.Нашдом–Россия. Россия – многонациональная страна. Многонациональный РоссийскойФедерации.Россиякакобщийдом.Дружбанародов. Тема3.Язык иистория. народ Чтотакоеязык?Каквязыкенарода отражается его история? Языккакинструменткультуры.Важностькоммуникациимеждулюдьми.Языкинарод овмира,ихвзаимосвязь. Тема4.Русскийязык–языкобщенияиязыквозможностей. Русский язык – основа российской культуры. Как складывался русский язык:вкладнародов Россиив его развитие.Русскийязыккак культурообразующийпроектиязыкмежнациональногообщения.Важностьобщегояз ыкадлявсехнародовРоссии.Возможности,которыедаѐтрусскийязык. Тема5.Истокироднойкультуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.Многообразиекультуриегопричины.ЕдинствокультурногопространстваР оссии. Тема6.Материальнаякультура. Материальнаякультура:архитектура,одежда,пища,транспорт,техника.Связьме ждуматериальнойкультуройидуховно-нравственнымиценностямиобщества. Тема7.Духовнаякультура. Духовнонравственнаякультура.Искусство,наука,духовностьМораль,нравственность,ценно сти.Художественноеосмыслениемира.Символизнак.Духовнаякультуракакреализа цияценностей. Тема8.Культураирелигия. Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни общества и человека.ГосударствообразующиерелигииРоссии.ЕдинствоценностейврелигияхРо ссии. Тема9.Культураиобразование. Зачемнужноучиться?Культуракакспособполучениянужныхзнаний.Образован иекакключксоциализацииидуховно-нравственномуразвитиючеловека. Тема10. Многообразиекультур России(практическоезанятие). ЕдинствокультурнародовРоссии.Чтозначитбытькультурнымчеловеком? ЗнаниеокультуренародовРоссии. Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности» Тема11.Семья–хранительдуховныхценностей. Семья–базовыйэлементобщества.Семейныеценности,традицииикультура. Помощьсиротамкакдуховно-нравственныйдолгчеловека. Тема12. Родинаначинаетсяссемьи. Историясемьикакчастьисториинарода,государства,человечества.КаксвязаныР одинаисемья?ЧтотакоеРодинаиОтечество? Тема13. Традиции семейного воспитаниявРоссии. СемейныетрадициинародовРоссии.Межнациональныесемьи.Семейноевоспит аниекактрансляцияценностей. Тема14.ОбразсемьивкультуренародовРоссии. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и другие)о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разныхвидовискусства. Тема15.Труд висториисемьи. Социальныероливисториисемьи.Рольдомашнеготруда.Рол ьнравственныхнормвблагополучиисемьи. Тема16.Семьявсовременном мире(практическоезанятие). Рассказосвоейсемье(сиспользованиемфотографий,книг,писемидругого). Семейноедрево.Семейныетрадиции. Тематическийблок3.«Духовно-нравственноебогатстволичности» Тема17.Личность–общество–культура. Чтоделаетчеловекачеловеком?Почемучеловекнеможетжитьвнеобщества.Связ ьмеждуобществомикультуройкакреализациядуховно-нравственныхценностей. Тема18.Духовныймирчеловека. Человек – творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль.Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: чтоэтотакое?Границытворчества.Традициииновациивкультуре.Границыкультур.С озидательныйтруд.Важностьтрудакактворческойдеятельности,какреализации. Тема19. Личностьи духовно-нравственныеценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь,сострадание,милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм,любовь кблизким. Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии» Тема20. Историческаяпамятькакдуховно-нравственнаяценность. Чтотакоеисторияипочемуонаважна?Историясемьи– частьисториинарода,государства,человечества.Важностьисторическойпамяти,нед опустимостьеѐфальсификации.Преемственностьпоколений. Тема21.Литературакакязыккультуры. Литературакакхудожественноеосмыслениедействительности.Отсказкикрома ну.Зачемнужнылитературныепроизведения?Внутренниймирчеловекаиегодуховно сть. Тема22.Взаимовлияниекультур. Взаимодействиекультур.Межпоколеннаяимежкультурнаятрансляция.Обменц енностнымиустановкамииидеями.Примерымежкультурнойкоммуникациикакспосо бформированияобщихдуховно-нравственныхценностей. Тема23.Духовно-нравственныеценностироссийскогонарода. Жизнь,достоинство,праваисвободычеловека,патриотизм,гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокиенравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовногонадматериальным,гуманизм,милосердие,справедливость,коллективизм, взаимопомощь,историческаяпамятьипреемственностьпоколений,единствонародов России. Тема24.РегионыРоссии:культурноемногообразие. Историческиеисоциальныепричиныкультурногоразнообразия.Каждыйрегион уникален.МалаяРодина–частьобщегоОтечества. Тема25.Праздники вкультуренародовРоссии. Чтотакоепраздник?Почемупраздники важны. ПраздничныетрадициивРоссии.Народныепраздникикакпамятькультуры,каквопло щениедуховно-нравственныхидеалов. Тема26.ПамятникиархитектурывкультуренародовРоссии. Памятникикакчастькультуры:исторические,художественные,архитектурные. Культуракакпамять.Музеи.Храмы.Дворцы.Историческиездания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценностинародовРоссии. Тема27.МузыкальнаякультуранародовРоссии. Музыка.Музыкальныепроизведения.Музыкакакформавыраженияэмоциональ ных связей между людьми.Народные инструменты.История народавегомузыкеиинструментах. 28.ИзобразительноеискусствонародовРоссии. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетовксовременномуискусству.Храмовыеросписиифольклорныеорнаменты.Жи вопись,графика.Выдающиесяхудожники разныхнародовРоссии. Тема29.ФольклорилитературанародовРоссии. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение историинародаиегоценностей,моралиинравственности.Национальнаялитература.Б огатствокультуры народавеголитературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическоезанятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Докладсиспользованиемразнообразногозрительногорядаи другихисточников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).ГеографиякультурРоссии.Россиякаккультурная карта.Описаниерегионоввсоответствиисихособенностям и. Тема32.Единство страны–залогбудущегоРоссии. Россия – единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурныхтрадиций,единыедуховно-нравственныеценностинародовРоссии. 6 КЛАСС Тематическийблок1.«Культуракаксоциальность» Тема1.Миркультуры:его структура. Культуракакформасоциальноговзаимодействия.Связьмеждумиромматериаль ной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образжизнилюдей.Научнотехническийпрогресскакодинизисточниковформированиясоциальногообликаобще ства. Тема2.КультураРоссии:многообразиерегионов. ТерриторияРоссии.Народы,живущиевней.Проблемыкультурноговзаимодейст вия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержкапринциповтолерантности и уважения ковсем культурамнародовРоссии. Тема3.Историябытакакисториякультуры. Домашнеехозяйствоиеготипы.ХозяйственнаядеятельностьнародовРоссиив разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результатисторическогоразвитиянародовРоссии. Тема4.Прогресс:техническийи социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающийи производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии икаконивлияют накультуруиценностиобщества? Тема5.Образованиевкультуренародов России. Представлениеобосновныхэтапахвисторииобразования. Ценностьзнания.Социальнаяобусловленностьразличныхвидовобразования.Ва жностьобразованиядлясовременногомира.Образованиекактрансляциякультурныхс мыслов,какспособпередачиценностей. Тема6.Праваиобязанностичеловека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Праваисвободычеловекаигражданина,обозначенныевКонституцииРоссийскойФед ерации. Тема7. Общество ирелигия:духовно-нравственноевзаимодействие. Миррелигийвистории.РелигиинародовРоссиисегодня.Государствообразующи еитрадиционныерелигиикакисточникдуховно-нравственныхценностей. Тема8.Современныймир:самоеважное(практическоезанятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных чертсовременногообществасточкизренияматериальнойидуховнойкультурынародо вРоссии. Тематическийблок2.«Человекиегоотражениевкультуре» Тема9.Какимдолженбытьчеловек?Духовно-нравственныйобликиидеалчеловека. Мораль,нравственность,этика,этикет в культурах народов России.Правои равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как еѐ ограничение. Обществокакрегуляторсвободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единствочеловеческихкачеств.Единстводуховнойжизни. Тема10.Взрослениечеловека вкультуренародовРоссии. Социальноеизмерениечеловека.Детство,взросление,зрелость,пожилойвозраст .Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии сдругимилюдьми.Самостоятельностькакценность. Тема11.Религиякакисточникнравственности. Религиякакисточникнравственностиигуманистическогомышления.Нравствен ныйидеалчеловекавтрадиционныхрелигиях.Современноеобществоирелигиозныйи деалчеловека. Тема12.Наукакакисточникзнанияочеловекеичеловеческом. Гуманитарноезнаниеиегоособенности.Культуракаксамопознание.Этика. Эстетика.Правовконтекстедуховно-нравственныхценностей. Тема13.Этикаинравственностькаккатегориидуховнойкультуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит бытьнравственным.Почемунравственностьважна? Тема14.Самопознание(практическоезанятие). Автобиографияиавтопортрет:ктояичто ялюблю.Какустроенамояжизнь. Выполнениепроекта. Тематическийблок3.«Человеккакчленобщества» Тема15. Трудделаетчеловекачеловеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье,лень, тунеядство. Трудолюбие, трудовой подвиг, ответственность. Общественнаяоценкатруда. Тема16.Подвиг:какузнать героя? Чтотакоеподвиг.Героизмкаксамопожертвование.Героизмнавойне.Подвигвми рноевремя.Милосердие,взаимопомощь. Тема17. Людивобществе:духовно-нравственноевзаимовлияние. Человеквсоциальномизмерении.Дружба,предательство.Коллектив.Личныегра ницы.Этикапредпринимательства.Социальнаяпомощь. Тема18.Проблемысовременногообществакакотражениеегодуховнонравственногосамосознания. Бедность.Инвалидность.Асоциальнаясемья.Сиротство.О тражениеэтихявлений вкультуреобщества. Тема19.Духовно-нравственныеориентирысоциальныхотношений. Милосердие.Взаимопомощь.Социальноеслужение.Благотворительность. Волонтѐрство.Общественныеблага. Тема20.ГуманизмкаксущностнаяхарактеристикадуховнонравственнойкультурынародовРоссии. Гуманизм.Истокигуманистическогомышления.Философиягуманизма. Проявлениягуманизмависторико-культурномнаследиинародовРоссии. Тема21.Социальныепрофессии;ихважностьдлясохранениядуховнонравственногообликаобщества. Социальные профессии: врач, учитель, социальныйработник. Духовно-нравственные пожарный, качества, полицейский, необходимые представителямэтихпрофессий. Тема22.Выдающиеся благотворители Благотворительностькакнравственныйдолг. в истории. Меценаты,философы,религиозныелидеры,врачи,учѐные,педагоги.Важность меценатства для духовно-нравственного развития личностисамогомеценатаиобществавцелом. Тема23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социальногоидуховногопрогрессаобщества. УчѐныеРоссии.Почемуважнопомнитьисториюнауки.Вкладнаукивблагополуч иестраны.Важностьморалиинравственностивнауке,вдеятельностиучѐных. Тема24.Мояпрофессия(практическоезанятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущейпрофессии. Тематический блок4.«Родинаипатриотизм» Тема25.Гражданин. Родинаигражданство,ихвзаимосвязь.Чтоделаетчеловекагражданином. Нравственныекачествагражданина. Тема26.Патриотизм. Патриотизм.Толерантность.Уважениекдругимнародамиихистории. Важностьпатриотизма. Тема27.ЗащитаРодины:подвигилидолг? Войнаимир.РользнаниявзащитеРодины.Долггражданинапередобществом.Вое нныеподвиги.Честь.Доблесть. Тема28.Государство. Россия–нашаРодина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона праваигосударства.Чтотакоезакон.ЧтотакоеРодина?Чтотакоегосударство?Необход имостьбытьгражданином. Российская гражданскаяидентичность. Тема29.Гражданскаяидентичность(практическоезанятие). Какимикачествамидолженобладатьчеловеккакгражданин. Тема30.Мояшколаимойкласс(практическоезанятие). Портретшколыиликлассачерездобрыедела. Тема31.Человек:какойон?(практическоезанятие). Человек.Егообразывкультуре.Духовностьинравственностькакважнейшиекаче ствачеловека. Тема31.Человекикультура(проект). Итоговыйпроект:«Чтозначитбытьчеловеком?» ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯПРОГРАММЫ ПООДНКНРНАУРОВНЕОСНОВНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ Изучение ОДНКНРнауровне основного общегообразованиянаправленонадостижениеобучающимисяличностных,метапред метныхипредметныхрезультатовосвоениясодержанияучебногопредмета. ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Личностныерезультатыимеютнаправленностьнарешениезадачвоспитания,раз вития и социализации обучающихся средствамиучебногокурса. Планируемые личностные результаты освоения курса представляют собойсистему ведущихцелевыхустановокиожидаемыхрезультатовосвоениявсехкомпонентов, составляющих содержательную основу образовательной программыпоОДНКНР. Личностныерезультатыосвоениякурсадостигаютсявединствеучебнойивоспит ательнойдеятельности. Личностныерезультатыосвоениякурсавключают: осознаниероссийскойгражданскойидентичности; готовностьобучающихсяксаморазвитию,самостоятельностииличностномусамо определению; ценностьсамостоятельностииинициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;сформированностьвнутреннейпозицииличностикакособогоценн остного отношенияксебе,окружающимлюдям ижизнивцелом. ВрезультатеизучениякурсаОДНКНРнауровнеосновногообщегообразованияуо бучающегосябудутсформированыследующиеличностныерезультатыв части: 1) патриотическоговоспитания: самоопределение(личностное,профессиональное,жизненное):сформированно стьроссийскойгражданскойидентичности:патриотизма,уважениякОтечеству,прош ломуинастоящемумногонациональногонародаРоссиичерезпредставленияобистори ческойроликультурнародовРоссии,традиционныхрелигий,духовно- нравственныхценностейвстановлениироссийскойгосударственности; 2) гражданскоговоспитания: осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Россииичеловечестваизнаниеосновныхнормморали,нравственныхидуховныхидеал ов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на ихосновексознательномусамоограничениювпоступках,поведении,расточительном потребительстве; сформированностьпониманияипринятиягуманистических,демократическихит радиционныхценностеймногонациональногороссийскогообществаспомощьювоспи танияспособностикдуховномуразвитию,нравственномусамосовершенствованию; воспитаниеверотерпимости,уважительногоотношениякрелигиознымчувствам ,взглядамлюдейилиихотсутствию; 3) ценностипознавательнойдеятельности: сформированностьцелостногомировоззрения,соответствующегосовременном у уровню развития науки и общественной практики, учитывающегосоциальное,культурное,языковое,духовноемногообразиесовременн огомира; смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,готовностииспособностиобучающихсяксаморазвитиюисамообразованиюн аосновемотивациикобучениюипознаниючерезразвитиеспособностейкдуховномура звитию,нравственномусамосовершенствованию; воспитаниеверотерпимости,уважительногоотношениякрелигиознымчувствам ,взглядамлюдейилиихотсутствию; 4) духовно-нравственноговоспитания: сформированностьосознанного,уважительногоидоброжелательногоотношени я к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,традициям, языкам,ценностямнародовродногокрая,Россииинародовмира; освоение социальных норм,правил поведения,ролейиформсоциальнойжизнивгруппахисообществах, включаявзрослыеисоциальныесообщества; сформированностьнравственнойрефлексииикомпетентностиврешениимораль ных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувстви нравственного поведения, осознанного и ответственного отношенияксобственнымпоступкам,осознаниезначениясемьивжизничеловекаиоб щества,принятиеценности семейнойжизни, уважительноеи заботливоеотношениекчленамсвоейсемьичереззнаниеосновныхнормморали,нравс твенных,духовныхидеалов,хранимыхвкультурныхтрадицияхнародовРоссии,готов ностьнаихосновексознательномусамоограничениювпоступках,поведении,расточи тельномпотреблении. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ МетапредметныерезультатыосвоенияпрограммыпоОДНКНРвключаютосвоен ие обучающимися межпредметных понятий (используются в несколькихпредметныхобластях)иуниверсальныеучебныедействия(познавательны е,коммуникативные,регулятивные),способностьихиспользоватьвучебной,познават ельнойисоциальнойпрактике,готовностьксамостоятельномупланированиюиосуще ствлениюучебнойдеятельностииорганизацииучебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построениииндивидуальной образовательной траектории, овладение навыками работысинформацией:восприятиеисозданиеинформационных текстоввразличныхформатах,втомчислецифровых,сучѐтомназначенияинформации иеѐаудитории. Врезультате изученияОДНКНРнауровне основного общего образованияу обучающегося будут сформированы познавательныеуниверсальныеучебныедействия,коммуникативныеуниверсальные учебныедействия,регулятивныеуниверсальныеучебныедействия. Познавательныеуниверсальныеучебныедействия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критериидляклассификации,устанавливатьпричинноследственныесвязи,строитьлогическоерассуждение,умозаключение(индуктивное,д едуктивное,поаналогии)и проводить выводы(логическиеуниверсальныеучебныедействия); умение создавать,применять ипреобразовыватьзнакиисимволы,моделиисхемыдлярешенияучебныхипознавател ьныхзадач(знаково-символические/моделирование); смысловоечтение; развитиемотивацииковладениюкультуройактивногоиспользованиясловарейи другихпоисковыхсистем. Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия: умение организовыватьучебное сотрудничество и совместную деятельностьсучителемисверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешатьконфликтынаосновесогласованияпозицийиучѐтаинтересов; формулировать,аргументироватьиотстаиватьсвоѐмнение(учебноесотрудничес тво); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачейкоммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностейдляпланированияирегуляциисвоейдеятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью(коммуникация); формированиеиразвитиекомпетентностивобластииспользованияинформацио нно-коммуникационных технологий (информационнокоммуникационнаякомпетентность). Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулироватьдлясебяновыезадачивучѐбеипознавательнойдеятельности,развиват ьмотивыи интересысвоейпознавательнойдеятельности(целеполагание); умение самостоятельно планировать пути достижения целей,в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способырешенияучебныхипознавательныхзадач(планирование); умениесоотноситьсвоидействияспланируемымирезультатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,определятьспособыдействийв рамках предложенныхусловийитребований,корректироватьсвоидействиявсоответствииси зменяющейсяситуацией(контрольикоррекция); умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственныевозможностиеѐрешения(оценка); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решенийиосуществленияосознанноговыборавучебнойипознавательной(познавате льнаярефлексия,саморегуляция)деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний,умений и способов действий, специфических для соответствующей предметнойобласти,предпосылкинаучноготипамышления,видыдеятельностипопо лучениюнового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различныхучебныхситуациях,втомчислеприсозданиипроектов. К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметныерезультатыпоотдельнымтемампрограммыпоОДНКНР: Тематическийблок1.«Россия– нашобщийдом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народовРоссии»? Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культурынародов России», понимать важность изучения культуры игражданствообразующихрелигийдляформированияличностиграждан инаРоссии;иметьпредставлениеосодержанииданногокурса,втомчислеопонятиях «моральинравственность»,«семья»,«традиционныеценности»,обугрозахдуховнонравственномуединствустраны; пониматьвзаимосвязьмежду языкомикультурой,духовнонравственнымразвитиемличностиисоциальнымповедением. Тема2.Нашдом–Россия. Иметьпредставлениеобисторическомпутиформированиямногонационального составанаселенияРоссийскойФедерации,егомирномхарактереипричинахегоформи рования; знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразиянародовРоссийскойФедерации,причинахкультурныхразличий; пониматьнеобходимостьмежнациональногоимежрелигиозногосотрудничеств аивзаимодействия,важность сотрудничества и дружбымеждународамиинациями,обосновыватьихнеобходимость. Тема3.Язык иистория. Знатьипонимать,чтотакоеязык,каковыважностьегоизученияивлияниенамироп ониманиеличности; иметь базовые представления о формировании языка как носителядуховно-нравственныхсмысловкультуры; понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числеворганизациимежкультурногодиалогаивзаимодействия; обосновыватьсвоѐпониманиенеобходимостинравственнойчистотыязыка,важно стилингвистическойгигиены,речевогоэтикета. Тема4.Русскийязык–языкобщенияиязыквозможностей. Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка,еговзаимосвязисязыкамидругихнародовРоссии; знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующегоязыканародовРоссии,важностьегодлясуществованиягосудар стваиобщества; понимать, что русский язык – не только важнейший элемент национальнойкультуры,ноиисторикокультурноенаследие,достояниероссийскогогосударства,уметьприводитьпримеры; иметь представление о нравственных категориях русского языкаиих происхождении. Тема5.Истокироднойкультуры. Иметьсформированноепредставление опонятие«культура»; осознаватьиуметьдоказыватьвзаимосвязькультурыиприроды,знатьосновные формырепрезентациикультуры, уметьихразличатьисоотноситьсреальнымипроявлениямикультурногомногообрази я; уметьвыделятьобщие черты в культуре различных народов,обосновыватьихзначениеипричины. Тема6.Материальнаякультура. Иметьпредставлениеобартефактахкультуры; иметьбазовоепредставлениеотрадиционныхукладаххозяйства:земледелии,ско товодстве,охоте,рыболовстве; пониматьвзаимосвязьмеждухозяйственнымукладомипроявлениямидуховнойк ультуры; понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народовРоссии от географии их массового расселения, природных условийивзаимодействиясдругимиэтносами. Тема7.Духовнаякультура. Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука»,«религия»; знатьидаватьопределениятерминам«мораль»,«нравственность»,«духовныецен ности»,«духовность»надоступномдляобучающихсяуровнеосмысления; понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формамиихрепрезентациивкультуре; осознаватьзначениекультурныхсимволов,нравственныйидуховныйсмыслкульт урныхартефактов; знать,чтотакоезнакиисимволы,уметьсоотноситьихскультурнымиявлениями,ск оторымионисвязаны. Тема8.Культураирелигия. Иметьпредставлениеопонятии«религия»,уметьпояснитьеѐрольвжизниобществ аиосновныесоциально-культурныефункции; осознаватьсвязьрелигиииморали; понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;уметь характеризовать государствообразующие конфессии России иихкартинымира. Тема9.Культураиобразование. Характеризоватьтермин«образование»иуметьобосноватьеговажностьдляличн остииобщества; иметь представление об основных ступенях образования в Россиииихнеобходимости; пониматьвзаимосвязькультурыиобразованностичеловека; приводитьпримерывзаимосвязимеждузнанием,образованиемиличностнымипр офессиональнымростомчеловека; понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитиемобщества,осознаватьценностьзнания,истины,востребованностьпроцесса познаниякакполученияновыхсведенийомире. Тема10. Многообразиекультур России(практическоезанятие). Иметьсформированныепредставленияозакономерностяхразвитиякультурыии сториинародов,ихкультурныхособенностях; выделятьобщееиединичноевкультуренаосновепредметныхзнанийокультуресв оегонарода; предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культуройидуховно-нравственнымиценностяминаосновеместнойкультурноисторическойспецифики; обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источникадуховнонравственныхценностей,моралиинравственностисовременногообщества. Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности» Тема11.Семья–хранительдуховныхценностей. Знатьипонимать смыслтермина«семья»; иметьпредставлениеовзаимосвязяхмеждутипомкультурыиособенностямисем ейногобытаиотношенийвсемье; осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурнымиособенностямисвоеговремени; уметь составить рассказ о своей семье в соответствиискультурно-историческимиусловиямиеѐсуществования; понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейноесчастье»; осознаватьи уметьдоказыватьважностьсемьикакхранителятрадицийиеѐвоспитательнуюроль; пониматьсмыслтерминов«сиротство»,«социальноесиротство»,обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощисиротамсостороны государства. Тема12.Родинаначинаетсяссемьи. Знатьиуметьобъяснитьпонятие«Родина»; осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество»и«Родина»; понимать, что такое история семьи, каковы формы еѐ выраженияисохранения; обосновыватьидоказыватьвзаимосвязьисториисемьииисториинарода,государс тва,человечества. Тема13. Традиции семейного воспитаниявРоссии. Иметьпредставлениеосемейныхтрадицияхиобосновыватьихважностькакключе выхэлементахсемейныхотношений; знатьипониматьвзаимосвязьсемейныхтрадицийикультурысобственногоэтноса; уметьрассказыватьосемейныхтрадицияхсвоегонародаинародовРоссии,собстве ннойсемьи; осознавать роль семейных традиций вкультуре общества, трансляцииценностей,духовно-нравственныхидеалов. Тема14.ОбразсемьивкультуренародовРоссии. Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье,семейныхобязанностях; уметь обосновывать своѐпониманиесемейныхценностей, выраженныхвфольклорныхсюжетах; знатьипонимать морально-нравственноезначениесемьив литературныхпроизведениях,иметь представлениеоключевыхсюжетахсучастиемсемьивпроизведенияххудожественно йкультуры; понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованиемразличногоиллюстративногоматериала. Тема15.Труд висториисемьи. Знатьипонимать,чтотакоесемейноехозяйствои домашний труд; понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функцийвсемье; осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязьссоциальноэкономическойструктуройобществавформебольшойималойсемей;характеризовать распределениесемейноготрудаиосознаватьеговажность дляукрепленияцелостностисемьи. Тема16.Семьявсовременном мире(практическоезанятие). Иметьсформированныепредставленияо закономерностяхразвитиясемьивкультуреиисториинародовРоссии,уметьобосновы ватьданныезакономерностинарегиональныхматериалахипримерахизжизнисобстве ннойсемьи; выделятьособенностидуховнойкультурысемьивфольклореикультуреразличны хнародовнаосновепредметныхзнанийокультуресвоегонарода; предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культуройидуховно-нравственнымиценностямисемьи; обосновыватьважностьсемьиисемейныхтрадицийдлятрансляциидуховнонравственныхценностей,моралиинравственностикакфакторакультурнойпреемстве нности. Тематическийблок3.«Духовно-нравственноебогатстволичности» Тема17.Личность–общество–культура. Знать и понимать значение термина «человек» в контекстедуховно-нравственнойкультуры; уметьобосноватьвзаимосвязьивзаимообусловленностьчеловекаиобщества,чело векаикультуры; пониматьиобъяснятьразличиямежду обоснованиемтермина«личность»вбыту,вконтекстекультуры итворчества; знать,чтотакоегуманизм, иметьпредставлениеоегоисточникахвкультуре. Тема18.Духовныймирчеловека.Человек–творецкультуры. Знатьзначениетермина«творчество»внесколькихаспектахипониматьграницыих применимости; осознаватьидоказыватьважностьморальнонравственныхограниченийвтворчестве; обосновыватьважностьтворчествакакреализациюдуховнонравственныхценностейчеловека; доказыватьдетерминированностьтворчествакультуройсвоегоэтноса;зна ть иуметь объяснитьвзаимосвязьтрудаи творчества. Тема19. Личностьи духовно-нравственныеценности. Знатьиуметьобъяснитьзначениеирольморалиинравственностивжизничеловека; обосновыватьпроисхождениедуховныхценностей,пониманиеидеаловдобраиз ла; пониматьиуметьпоказыватьнапримерахзначениетакихценностей,как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм»,«патриотизм»,«любовькблизким». Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии» Тема20. Историческаяпамятькакдуховно-нравственнаяценность. Пониматьиуметьобъяснятьсутьтермина«история»,знатьосновныеисторически епериодыиуметьвыделятьихсущностныечерты; иметьпредставлениеозначенииифункцияхизученияистории; осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового историческогопроцесса. Знать о существовании связи между историческими событиямиикультурой.Обосновыватьважностьизученияисториикакдуховнонравственногодолгагражданинаипатриота. Тема21.Литературакакязыккультуры. Знатьипониматьотличиялитературыотдругихвидовхудожественноготворчеств а; рассказывать об особенностях литературного повествования, выделятьпростыевыразительныесредствалитературногоязыка; обосновыватьидоказыватьважностьлитературыкаккультурногоявления,какфо рмы трансляциикультурныхценностей; находитьиобозначатьсредствавыраженияморальногоинравственногосмыславл итературныхпроизведениях. Тема22.Взаимовлияниекультур. Иметьпредставлениеозначениитерминов«взаимодействиекультур», «культурныйобмен»какформахраспространенияиобогащениядуховнонравственныхидеаловобщества; пониматьиобосновыватьважностьсохранениякультурногонаследия; знать,что такоеглобализация,уметьприводитьпримерымежкультурнойкоммуникациикакспо собаформированияобщихдуховно-нравственныхценностей. Тема23.Духовно-нравственныеценностироссийскогонарода. Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовнонравственныхценностей:жизнь,достоинство,праваисвободычеловека,патриотизм,г ражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокиенравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовногонадматериальным,гуманизм,милосердие,справедливость,коллективизм, взаимопомощь,историческаяпамятьипреемственностьпоколений,единствонародовР оссии; осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовыхобщегражданскихценностейроссийскогообществаиуме тьдоказыватьэто. Тема24.РегионыРоссии:культурноемногообразие. Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; называтьосновныеэтносыРоссийскойФедерацииирегионы,гдеонитрадиционно проживают; уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народРоссийскойФедерации»,«государствообразующийнарод»,«титу льныйэтнос»; пониматьценностьмногообразиякультурныхукладовнародовРоссийскойФеде рации; демонстрировать готовность к сохранению межнациональногоимежрелигиозногосогласиявРоссии; уметьвыделятьобщиечертывкультуреразличныхнародов, обосновыватьихзначениеипричины. Тема25.Праздники вкультуренародовРоссии. Иметьпредставлениеоприродепраздниковиобосновыватьихважностькакэлеме нтовкультуры; устанавливатьвзаимосвязьпраздниковикультурногоуклада;различатьос новныетипы праздников; уметьрассказыватьопраздничныхтрадицияхнародовРоссииисобственнойсемь и; анализироватьсвязьпраздниковиистории,культурынародовРоссии;пониматьос новнойсмыслсемейныхпраздников; определятьнравственныйсмыслпраздниковнародовРоссии; осознаватьзначениепраздниковкакэлементовкультурнойпамятинародовРоссии ,каквоплощениедуховно-нравственныхидеалов. Тема26.ПамятникиархитектурынародовРоссии. Знать,чтотакоеархитектура,уметьохарактеризоватьосновныетипыпамятников архитектурыипроследитьсвязьмеждуихструктуройиособенностямикультурыиэтап амиисторическогоразвития; пониматьвзаимосвязьмеждутипомжилищитипомхозяйственнойдеятельности; осознаватьиуметьохарактеризоватьсвязьмеждууровнемнаучнотехническогоразвитияитипамижилищ; осознаватьиуметьобъяснятьвзаимосвязьмеждуособенностямиархитектурыиду ховно-нравственнымиценностяминародовРоссии; устанавливатьсвязьмеждуисториейпамятникаиисториейкрая,характеризовать памятникиисторииикультуры; иметьпредставлениеонравственноминаучномсмыслекраеведческойработы. Тема27.МузыкальнаякультуранародовРоссии. Знатьипониматьотличиямузыкиотдругихвидовхудожественноготворчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделятьпростыевыразительныесредствамузыкальногоязыка; обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, какформытрансляциикультурныхценностей; находитьиобозначатьсредствавыраженияморальногоинравственногосмыслам узыкальныхпроизведений; знать основные темы музыкального творчества народов России, народныеинструменты. Тема28.ИзобразительноеискусствонародовРоссии. Знатьипониматьотличияизобразительногоискусстваотдругихвидовхудожеств енноготворчества,рассказыватьобособенностяхивыразительныхсредствахизобрази тельногоискусства; уметьобъяснить,что такоескульптура,живопись,графика,фольклорныеорнаменты; обосновыватьидоказыватьважностьизобразительногоискусствакаккультурног оявления,какформытрансляциикультурныхценностей; находитьиобозначатьсредствавыраженияморальногоинравственногосмыслаи зобразительногоискусства; знатьосновныетемыизобразительногоискусстванародовРоссии. Тема29.ФольклорилитературанародовРоссии. Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важностьинужностьэтихязыковыхвыразительныхсредств; понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;восприниматьиобъяснятьнапримерахважностьпониманияфольклоракак отраженияисториинародаиегоценностей,моралиинравственности; знать,чтотакоенациональнаялитератураикаковыеѐвыразительныесредства; оцениватьморально-нравственныйпотенциалнациональнойлитературы. Тема30.Бытовыетрадициинародов России:пища,одежда,дом. Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиямипроживания народанапримерахизисториии культурысвоегорегиона; уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных,духовнонравственных,семейныхиэтническихтрадиций,многообразиякультур; уметьоцениватьиустанавливатьграницыиприоритетывзаимодействиямеждул юдьмиразнойэтнической,религиознойигражданскойидентичностинадоступномдля шестиклассниковуровне(сучѐтомихвозрастныхособенностей); пониматьиуметьпоказыватьнапримерахзначениетакихценностей,каквзаимопо мощь,сострадание,милосердие,любовь,дружба,коллективизм,патриотизм, любовь кблизким черезбытовыетрадициинародовсвоегокрая. Тема31. КультурнаякартаРоссии (практическоезанятие). Знатьиуметь отличиякультурнойгеографииотфизическойиполитическойгеографии; понимать,чтотакоекультурнаякартанародовРоссии; описывать отдельные области культурной карты в соответствиисихособенностями. Тема32.Единство страны–залогбудущегоРоссии. объяснить ЗнатьиуметьобъяснитьзначениеирольобщихэлементоввкультуренародовРосси и для обоснования еѐ территориального, политического и экономическогоединства; пониматьи доказывать важность и преимущества этого единствапередтребованиями национальногосамоопределения отдельныхэтносов. Кконцуобученияв6классеобучающийсяполучитследующиепредметныерезуль татыпоотдельнымтемампрограммыпоОДНКНР. Тематическийблок1.«Культуракаксоциальность» Тема1.Миркультуры:его структура. Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;пониматьспецификусоциальныхявлений,ихключевыеотличия отприродныхявлений; уметьдоказыватьсвязьмеждуэтапомразвитияматериальнойкультурыисоциаль нойструктуройобщества,ихвзаимосвязьсдуховнонравственнымсостояниемобщества; пониматьзависимостьсоциальныхпроцессовоткультурно- историческихпроцессов; уметь объяснить взаимосвязь между прогрессомиэтапамиразвитиясоциума. Тема2.КультураРоссии:многообразиерегионов. научно-техническим Характеризоватьадминистративно-территориальноеделениеРоссии; знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметьпоказатьихнаадминистративнойкартеРоссии; пониматьиуметь объяснить необходимость федеративного устройствавполиэтничномгосударстве,важностьсохраненияисторическойпамятио тдельныхэтносов; объяснятьпринциправенстваправкаждогочеловека,внезависимостиот егопринадлежностиктомуилииномународу; понимать ценность многообразия культурных укладов народов РоссийскойФедерации; демонстрировать готовность к сохранению межнациональногоимежрелигиозногосогласиявРоссии; характеризоватьдуховнуюкультурувсехнародовРоссиикакобщеедостояниеиб огатствонашеймногонациональнойРодины. Тема3.Историябытакакисториякультуры. Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;пониматьвзаимосвязьмеждухозяйственнойдеятельностьюнародовРосси и иособенностямиисторическогопериода; находитьиобъяснять зависимостьценностных ориентировнародов Россииот их локализации в конкретных климатических, географическихикультурно-историческихусловиях. Тема4. Прогресс:техническийисоциальный. Знать,чтотакоетруд,производительностьтрудаиразделениетруда,характеризов ать ихрольи значениевистории и современномобществе; осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членовобщества, рольсозидательного и добросовестного труда для создания социально и экономическиблагоприятнойсреды; демонстрироватьпониманиеролиобслуживающего труда,его социальнойидуховно-нравственнойважности; понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениямисоциальныхвзаимосвязейвобществе; осознаватьиобосновыватьвлияниетехнологийнакультуруиценностиобщества. Тема5.Образованиевкультуренародов России. Иметьпредставлениеобисторииобразованияиегороливобщественаразличныхэ тапахегоразвития; пониматьиобосновыватьрольценностейвобществе,ихзависимостьот процессапознания; пониматьспецифику каждогоуровняобразования,еѐрольв современныхобщественныхпроцессах; обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственныхориентировчеловека. Тема6.Праваиобязанностичеловека. Знатьтермины«правачеловека»,«естественныеправачеловека»,«правоваякульт ура»; характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанныхсправами; понимать и обосновывать важность прав человека как привилегиииобязанностичеловека; пониматьнеобходимостьсоблюденияправчеловека; понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритетамеждуправамииобязанностямичеловекавобществе; приводитьпримерыформированияправовойкультурыизисториинародовРоссии. Тема7.Общество ирелигия:духовно-нравственноевзаимодействие. Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»; характеризоватьосновныекультурообразующиеконфессии; знатьиуметьобъяснятьрольрелигиивисторииинасовременномэтапеобщественн огоразвития; пониматьиобосновыватьрольрелигийкакисточникакультурногоразвитияобщес тва. Тема8. Современный мир:самоеважное(практическоезанятие). Характеризоватьосновныепроцессы,протекающиевсовременномобществе,его духовно-нравственныеориентиры; пониматьиуметьдоказатьважностьдуховнонравственногоразвитиячеловекаиобществавцеломдлясохранениясоциальноэкономическогоблагополучия; называтьихарактеризоватьосновныеисточникиэтогопроцесса,уметьдоказыват ь теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из историиикультуры России. Тематическийблок2. «Человек иегоотражениевкультуре» Тема9.Духовно-нравственныйобликиидеалчеловека. Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личныхкачествчеловека; осознавать,какиеличностныекачествасоотносятсястемиилиинымиморальным иинравственнымиценностями; пониматьразличиямеждуэтикойиэтикетомиихвзаимосвязь; обосновыватьидоказыватьценностьсвободыкакзалогаблагополучияобщества, уважениякправамчеловека,егоместуироливобщественныхпроцессах; характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность»,«право»и«долг»; понимать важность коллективизма как ценности современной Россиииегоприоритет передидеологиейиндивидуализма; приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространствесовременнойРоссии. Тема10.Взрослениечеловека вкультуренародовРоссии. Пониматьразличиемеждупроцессамиантропогенезаиантропосоциогенеза; характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы,атакжепотребности человека для гармоничного развития существованиянакаждомизэтапов; обосновыватьважностьвзаимодействиячеловекаиобщества,характеризоватьне гативныеэффектысоциальнойизоляции; знать иуметь демонстрироватьсвоѐ понимание самостоятельности, еѐ роливразвитииличности,вовзаимодействиисдругимилюдьми. Тема11.Религиякакисточникнравственности. Характеризоватьнравственныйпотенциалрелигии; знатьиуметьизлагатьнравственныепринципыгосударствообразующихконфесси йРоссии; знать основные требования к нравственному идеалу человекавгосударствообразующихрелигияхсовременнойРоссии; уметь обосновывать важность религиозныхморальных и нравственныхценностейдлясовременногообщества. Тема12.Наукакакисточникзнанияочеловеке. Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;определять нравственный смысл гуманитарного знания, егосистемообразующуюрольвсовременнойкультуре; характеризоватьпонятие«культура»какпроцесссамопознанияобщества,какего внутреннюю самоактуализацию; осознаватьидоказыватьвзаимосвязьразличныхобластейгуманитарногознания. Тема13.Этикаинравственностькаккатегориидуховнойкультуры. Характеризоватьмногосторонностьпонятия«этика»;п онимать особенностиэтикикакнауки; объяснять понятия «добро»и «зло»спомощью примероввисторииикультуренародовРоссииисоотноситьихсличн ымопытом; обосновыватьважностьинеобходимостьнравственностидлясоциальногоблагоп олучияобществаиличности. Тема14.Самопознание(практическоезанятие). Характеризоватьпонятия«самопознание»,«автобиография»,«автопортрет», «рефлексия»; уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности»ссамопознаниемирефлексией надоступномдляобучающихсяуровне; доказыватьиобосновыватьсвоинравственныеубеждения. Тематическийблок3.«Человеккакчленобщества» Тема15. Трудделаетчеловекачеловеком. Характеризоватьважностьтрудаиегорольвсовременномобществе; соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическоеблагополучие»; объяснятьпонятия«безделье»,«лень»,«тунеядство»; пониматьважностьиуметьобосноватьнеобходимостьихпреодолениядлясамого себя; оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;осознаватьидемонстрироватьзначимостьтрудолюбия,трудовыхподвигов, социальнойответственностизасвойтруд; объяснятьважностьтрудаиегоэкономическойстоимости; знатьиобъяснятьпонятия«безделье»,«лень»,«тунеядство»,соднойстороны,и«т рудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны,атакже«общественнаяоценкатруда». Тема16.Подвиг:какузнать героя? Характеризоватьпонятия«подвиг»,«героизм»,«самопожертвование»;понимать отличияподвиганавойнеивмирноевремя; уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;знатьиназыватьгероевсовременногообществаиисторическихличнос тей; обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм»череззначимостьдляобществаипониманиепо следствий. Тема17. Людивобществе:духовно-нравственноевзаимовлияние. Характеризоватьпонятие«социальныеотношения»; пониматьсмыслпонятия«человеккаксубъектсоциальныхотношений»вприлож ениикегонравственномуидуховномуразвитию; осознавать роль малыхи большихсоциальныхгрупп внравственномсостоянииличности; обосновыватьпонятия«дружба»,«предательство»,«честь»,«коллективизм»ипр иводитьпримерыизистории,культурыилитературы; обосновыватьважностьинаходитьнравственныеоснованиясоциальнойвзаимопо мощи,втомчислеблаготворительности; понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства»всоциальномаспекте. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственногосамосознания. Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества»какмногостороннееявление,втомчислеобусловленноенесовершенствомд уховно-нравственныхидеаловиценностей; приводитьпримерытакихпонятийкак«бедность»,«асоциальнаясемья», «сиротство»,знатьиуметьобосновыватьпутипреодоленияихпоследствийнадоступн омдляпониманияуровне; обосновыватьважностьпониманияролигосударствавпреодоленииэтихпроблем ,атакженеобходимостьпомощивпреодоленииэтихсостоянийсостороныобщества. Тема19.Духовно-нравственныеориентирысоциальныхотношений. Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальнаяответственность», «общественныеблага», «коллективизм»вихвзаимосвязи; анализироватьивыявлятьобщиечертытрадицийблаготворительности,милосер дия,добровольнойпомощи,взаимовыручкиупредставителейразныхэтносовирелиги й; уметьсамостоятельнонаходитьинформациюоблаготворительных,волонтѐрски хисоциальныхпроектахврегионесвоегопроживания. Тема20.ГуманизмкаксущностнаяхарактеристикадуховнонравственнойкультурынародовРоссии. Характеризоватьпонятие«гуманизм»какисточникдуховнонравственныхценностейроссийскогонарода; находитьиобосновыватьпроявлениягуманизмависторикокультурномнаследиинародовРоссии; знатьипониматьважностьгуманизмадляформированиявысоконравственнойлич ности,государственной политики,взаимоотношений вобществе; находитьиобъяснятьгуманистическиепроявлениявсовременнойкультуре. Тема 21. Социальные профессии, их важность для сохранения духовно-нравственногообликаобщества. Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающиепрофессии»; иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимыхпредставителямсоциальныхпрофессий; осознаватьиобосновыватьответственностьличностипривыборесоциальныхпро фессий; приводить примеры из литературы и истории, современной жизни,подтверждающиеданную точкузрения. Тема22.Выдающиесяблаготворителивистории.Благотворительностькакнравс твенныйдолг. Характеризоватьпонятие«благотворительность»иегоэволюциювисторииРосси и; доказыватьважностьмеценатствавсовременномобществедляобществавцеломи для духовно-нравственногоразвития личности самогомецената; характеризоватьпонятие«социальныйдолг»,обосновыватьеговажнуюрольвжи зниобщества; приводитьпримерывыдающихсяблаготворителейвисторииисовременнойРосси и; понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтѐрскойдеятельности,аргументированнообъяснятьеѐважност ь. Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социальногоидуховногопрогрессаобщества. Характеризоватьпонятие«наука»; уметь аргументированно обосновывать важность науки в современномобществе,прослеживатьеѐсвязьснаучнотехническимисоциальнымпрогрессом; называтьименавыдающихсяучѐныхРоссии; обосновыватьважностьпониманияисториинауки,полученияи обоснованиянаучногознания; характеризоватьидоказыватьважностьнаукидляблагополучияобщества,страны игосударства; обосновыватьважностьморалиинравственностивнауке,еѐрольивкладвдоказате льствоэтихпонятий. Тема24.Мояпрофессия(практическоезанятие). Характеризоватьпонятие«профессия»,предполагатьхарактерицельтрудавопре делѐннойпрофессии; обосновыватьпреимуществавыбраннойпрофессии,характеризоватьеѐвкладв общество, называть духовно-нравственные качества человека, необходимые вэтомвидетруда. Тематический блок4.«Родинаипатриотизм» Тема25.Гражданин. Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснятьихвзаимосвязь; понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностейгражданскогосамосознания; пониматьиуметьобосновыватьнравственныекачествагражданина. Тема26.Патриотизм. Характеризоватьпонятие«патриотизм»; приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность наценноститолерантности,уважениякдругимнародам,ихисторииикультуре;уметьоб основыватьважностьпатриотизма. Тема27.ЗащитаРодины:подвигилидолг? Характеризоватьпонятия«война»и«мир»; доказыватьважностьсохранениямираисогласия; обосновыватьрользащитыОтечества,еѐважностьдлягражданина;понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть», обосновыватьихважность,приводитьпримерыихпроявлений. Тема28.Государство. Россия–нашародина. Характеризоватьпонятие«государство»; уметьвыделятьиформулироватьосновныеособенностиРоссийскогогосударств асиспользованиемисторическихфактовидуховно-нравственныеценностей; характеризоватьпонятие«закон»каксущественнуючастьгражданскойидентичн остичеловека; характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотноситьэтопонятиеснеобходимыми нравственнымикачествамичеловека. Тема29.Гражданскаяидентичность(практическоезанятие). Охарактеризоватьсвоюгражданскуюидентичность,еѐсоставляющие:этническу ю,религиозную,гендернуюидентичности; обосновыватьважностьдуховнонравственныхкачествгражданина,указыватьихисточники. Тема30.Мояшколаимойкласс(практическоезанятие). Характеризоватьпонятие «добрые дела» в оценкисобственныхдействий,ихнравственногохарактера; находить примеры добрых дел в реальности адаптироватьихкпотребностямкласса. Тема31.Человек:какойон? (практическоезанятие). контексте и уметь Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;формулироватьсвойидеалчеловекаинравственныекачества,которые емуприсущи. Тема32.Человекикультура(проект). Характеризоватьгранивзаимодействиячеловекаикультуры; уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеровобразчеловека,создаваемыйпроизведениямикультуры; показатьвзаимосвязьчеловекаикультурычерезихвзаимовлияние; характеризоватьосновныепризнакипонятия«человек»сиспользованиемистори ческих и культурных примеров, их осмысление и оценку,каксположительной,такисотрицательнойстороны. СИСТЕМАОЦЕНКИРЕЗУЛЬТАТОВОБУЧЕНИЯ Оценкарезультатовобучениядолжнабытьосновананапонятных,прозрачныхист руктурированныхпринципах,обеспечивающихоцениваниеразличныхкомпетенций обучающихся.Принципыоценкиследующие. Личностныекомпетенцииобучающихсянеподлежатнепосредственнойоценке,н еявляютсянепосредственнымоснованиемоценки как итогового,такипромежуточногоуровнядуховнонравственногоразвитиядетей,неявляютсянепосредственнымоснованиемприоценке качестваобразования. Системаоценкиобразовательныхдостиженийосновананаметоденаблюденияив ключает:педагогическиенаблюдения,педагогическуюдиагностику, связанную соценкой эффективности педагогическихдействийсцельюихдальнейшейоптимизации,проектныеработыобуч ающихся,фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельностии взаимодействия в социуме (классе), мониторинги сформированности духовнонравственныхценностейличности,включающиетрадиционныеценностикакопорны еэлементыценностныхориентацийобучающихся. Приэтомнепосредственноеоцениваниеостаѐтсяпрерогативнойобразовательно й организации с учѐтом обозначенных в программе по ОДНКНРпредметных,личностныхиметапредметныхрезультатов. 5 класс Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Россия – наш общий дом 1 Семья и духовно-нравственные ценности 2 Духовно-нравственное богатство личности Культурное единство России 3 4 Обобщение и повторение 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 10 1 9 РЕШ 6 1 5 РЕШ 3 0 3 РЕШ 13 0 13 РЕШ 2 1 1 РЕШ 34 3 31 6 класс Количество часов № п/п 1 2 3 Наименование разделов и тем программы Культура как социальность Человек и его отражение в культуре Человек как член общества Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 8 1 7 РЕШ 6 1 5 РЕШ 10 0 10 РЕШ 8 0 8 РЕШ 2 1 1 РЕШ 34 3 31 Родина и патриотизм 4 5 Обобщение и повторение ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)