РП по предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов России» 5-6 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 1.1
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
по предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов
России»
для учащихся 5 - 6 классов
срок реализации 2 года

Составители:
Головкина Н. А.

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
ПрограммапоОДНКНРсоставленанаосноветребованийкрезультатамосвоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования,представленныхвФГОСООО,сучетомфедеральнойрабочейпрограммы
воспитания.
ВпрограммепоОДНКНРсоблюдаетсяпреемственностьсфедеральнымгосударс
твенным
образовательным
стандартом
начального
общего
образования,учитываются
возрастные
и
психологические
особенности
обучающихся
на
уровнеосновногообщегообразования,необходимостьформированиямежпредметны
хсвязей. Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»носиткультурологическийивоспитательныйхарактер,главныйрезультатобу
ченияОДНКНР–духовнонравственноеразвитиеобучающихсявдухеобщероссийской
гражданской
идентичности
на
основе
традиционных
российскихдуховнонравственныхценностей.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают
возможностьсистематизировать, расширять и углублять полученные в рамках
общественнонаучныхдисциплинзнанияипредставленияоструктуреизакономерностяхразвития
социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в
историироссийскогообществасущественныесвязистрадиционнойдуховнонравственнойкультуройРоссии.
Курс
ОДНКНРформируется
и
преподаѐтся
всоответствии
с
принципамикультурологичностиикультуросообразности,научностисодержанияип
одходакотбору
информации,
соответствия
требованиям
возрастной
педагогикиипсихологии.
ВпроцессеизучениякурсаОДНКНРобучающиесяполучаютпредставлениеосущ
ественныхвзаимосвязяхмеждуматериальнойидуховнойкультурой,обусловленност
икультурныхреалийсовременногообществаегодуховнонравственнымобликом,изучаютосновныекомпонентыкультуры,еѐспецифическиеи
нструментысамопрезентации,историческиеисовременныеособенностидуховнонравственногоразвитиянародовРоссии.
СодержаниекурсаОДНКНРнаправленонаформированиенравственногоидеала,
гражданскойидентичностиличностиобучающегосяивоспитаниепатриотическихчув
ствкРодине(осознаниесебякакгражданинасвоегоОтечества),формированиеисторич
ескойпамяти.
МатериалкурсаОДНКНРпредставленчерезактуализациюмакроуровня(Россия
вцеломкакмногонациональное,поликонфессиональноегосударствос едиными для
всех
законами,
общероссийскими
духовнонравственнымиикультурнымиценностями),намикроуровне(собственнаяидентичнос
ть,осознаннаякакчастьмалойРодины,семьиисемейных
традиций,этническойирелигиознойистории, к которойпринадлежитобучающийся

какличность).
Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР означает
важностькультурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие
культурной,этнической,религиознойангажированностивсодержаниипредметаиего
смысловыхакцентах.
ПринципнаучностиподходовисодержаниявпреподаванииОДНКНРозначаетва
жностьтерминологическогоединства,необходимостьосвоенияосновныхнаучныхпо
дходовкрассмотрениюкультурыиусвоениюнаучнойтерминологии для понимания
культурообразующих
элементов
и
формированияпознавательногоинтересакэтнокультурными
религиознымфеноменам.
Принципсоответствиятребованиямвозрастнойпедагогикиипсихологиивключа
етотбортемисодержаниякурсасогласноприоритетнымзонамближайшего развития
для 5–6 классов, когнитивным способностям и социальнымпотребностям
обучающихся,
содержанию
гуманитарных
и
общественнонаучныхучебныхпредметов.
Принципформированиягражданскогосамосознанияиобщероссийскойграждан
ской
идентичности
обучающихся
в
процессе
изучения
курса
ОДНКНРвключаетосознаниеважностинаднациональногоинадконфессиональногог
ражданского единства народов России как основополагающего элементав
воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип реализуется
черезпоискобъединяющихчерт
вдуховно-нравственнойжизнинародов
России,ихкультуре,религиииисторическомразвитии.
ЦелямиизученияучебногокурсаОДНКНРявляются:
формированиеобщероссийскойгражданскойидентичностиобучающихсячерез
изучение культуры (единого культурного пространства) России в
контекстепроцессовэтноконфессиональногосогласияивзаимодействия,взаимопрон
икновенияимирногососуществованиянародов,религий,национальныхкультур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основетрадиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей,
ведущихк осознанию своей принадлежности к многонациональному народу
РоссийскойФедерации;
формированиеисохранениеуважениякценностямиубеждениямпредставителей
разных
национальностей
и
вероисповеданий,
а
также
способностикдиалогуспредставителямидругихкультуримировоззрений;
идентификациясобственнойличностикакполноправногосубъектакультурного,
историческогоицивилизационногоразвитияРоссийскойФедерации.
ЦеликурсаОДНКНРопределяютследующиезадачи:
овладениепредметнымикомпетенциями,имеющимипреимущественноезначен
иедляформирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и
усвоение
знаний
о
нормах
общественной
моралиинравственностикакосновополагающихэлементахдуховнойкультурысовре

менногообщества;
развитиепредставлений
о
значении
духовно-нравственных
ценностейинравственныхнормдлядостойнойжизниличности,семьи,общества,ответ
ственногоотношениякбудущемуотцовствуиматеринству;
становление
компетенций
межкультурного
взаимодействия
как
способностииготовностивестимежличностный,межкультурный,межконфессионал
ьныйдиалогприосознании исохранениисобственной культурнойидентичности;
формированиеосновнаучногомышленияобучающихсячерезсистематизациюзн
анийипредставлений,полученныхнаурокахлитературы,истории,изобразительногои
скусства,музыки;
обучениерефлексиисобственногоповеденияиоценкеповеденияокружающихче
резразвитиенавыковобоснованныхнравственныхсуждений,оценокивыводов;
воспитаниеуважительногоибережногоотношениякисторическому,религиозно
муикультурномунаследиюнародовРоссийской Федерации;
содействиеосознанномуформированиюмировоззренческихориентиров,основа
нныхнаприоритететрадиционныхроссийскихдуховно-нравственныхценностей;
формированиепатриотизмакакформыгражданскогосамосознаниячерезпонима
ние роли личности в истории и культуре, осознание важности
социальноговзаимодействия,гражданскойидентичности.
Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение
главныхцелейосновногообщегообразования,способствуя:
расширению
и
систематизации
знаний
и
представлений
обучающихсяо культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
ценностях,полученныхприизученииосноврелигиознойкультурыисветскойэтики,ок
ружающегомира,литературногочтенияидругихпредметовначальногообщегообразо
вания;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народовРоссийской Федерации,ихроли вразвитиисовременногообщества;
формированию основ морали и нравственности, воплощѐнных в
семейных,этнокультурныхирелигиозныхценностях,ориентированныхнасоизмерен
иесвоих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих
обязанностейпередобществомигосударством;
воспитанию
патриотизма,
уважения
к
истории,
языку,
культурнымирелигиознымтрадициямсвоегонародаидругихнародовРоссийскойФед
ерации,толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и
ценитьценностидругихкультур,находитьвнихобщееиособенное,черты,способству
ющиевзаимномуобогащениюкультур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению
уважения,способностиксотрудничеству,взаимодействиюнаосновепоискаобщихку
льтурныхстратегийиидеалов;
осознаниюприоритетнойзначимостидуховнонравственныхценностей,проявляющейся
в
преобладании
этических,

интеллектуальных,
альтруистическихмотивовнадпотребительскимииэгоистическими;
раскрытиюприродыдуховнонравственныхценностейроссийскогообщества,объединяющихсветскостьидуховно
сть;
формированиюответственногоотношениякучениюитруду,готовностииспособ
ности,обучающихсяксаморазвитиюисамообразованиюнаосновемотивациикобучен
июипознанию,осознанномувыборуценностныхориентаций,способствующихразви
тиюобществавцелом;
получению научных представлений о культуре и еѐ функциях,
особенностяхвзаимодействияссоциальнымиинститутами,способностиихприменят
ьванализеиизучениисоциальнокультурныхявленийвисторииикультуреРоссийскойФедерацииисовременномобщес
тве,даватьнравственныеоценкипоступковисобытийнаосновеосознанияглавенству
ющейролидуховно-нравственныхценностейвсоциальныхикультурноисторическихпроцессах;
развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в
отборе,использовании
и
структурировании
информации,
а
также
возможностейдля активнойсамостоятельнойпознавательнойдеятельности.
Рабочая программа воспитания МАОУ«Школы №10»реализуется в том числе
и через воспитательный потенциал уроков ОДНКНР:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе
и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Общеечислочасов,рекомендованныхдляизучениякурсаОДНКНР,
–
68часов:в5классе–34часа(1часвнеделю),в6классе–34часа(1часвнеделю).

СОДЕРЖАНИЕОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Тематическийблок1.«Россия– нашобщийдом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народовРоссии»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и
Отечество.Традиционныеценностииролевыемодели.Традиционнаясемья.Всеобщи
йхарактерморалиинравственности.Русскийязыкиединоекультурноепространство.Р
искииугрозыдуховно-нравственнойкультуренародовРоссии.
Тема2.Нашдом–Россия.
Россия – многонациональная страна. Многонациональный
РоссийскойФедерации.Россиякакобщийдом.Дружбанародов.
Тема3.Язык иистория.

народ

Чтотакоеязык?Каквязыкенарода
отражается
его
история?
Языккакинструменткультуры.Важностькоммуникациимеждулюдьми.Языкинарод
овмира,ихвзаимосвязь.
Тема4.Русскийязык–языкобщенияиязыквозможностей.
Русский язык – основа российской культуры. Как складывался русский
язык:вкладнародов
Россиив
его
развитие.Русскийязыккак
культурообразующийпроектиязыкмежнациональногообщения.Важностьобщегояз
ыкадлявсехнародовРоссии.Возможности,которыедаѐтрусскийязык.
Тема5.Истокироднойкультуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни
общества.Многообразиекультуриегопричины.ЕдинствокультурногопространстваР
оссии.
Тема6.Материальнаякультура.
Материальнаякультура:архитектура,одежда,пища,транспорт,техника.Связьме
ждуматериальнойкультуройидуховно-нравственнымиценностямиобщества.
Тема7.Духовнаякультура.
Духовнонравственнаякультура.Искусство,наука,духовностьМораль,нравственность,ценно
сти.Художественноеосмыслениемира.Символизнак.Духовнаякультуракакреализа
цияценностей.
Тема8.Культураирелигия.
Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни общества и

человека.ГосударствообразующиерелигииРоссии.ЕдинствоценностейврелигияхРо
ссии.
Тема9.Культураиобразование.
Зачемнужноучиться?Культуракакспособполучениянужныхзнаний.Образован
иекакключксоциализацииидуховно-нравственномуразвитиючеловека.
Тема10. Многообразиекультур России(практическоезанятие).
ЕдинствокультурнародовРоссии.Чтозначитбытькультурнымчеловеком?
ЗнаниеокультуренародовРоссии.
Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности»
Тема11.Семья–хранительдуховныхценностей.
Семья–базовыйэлементобщества.Семейныеценности,традицииикультура.
Помощьсиротамкакдуховно-нравственныйдолгчеловека.
Тема12. Родинаначинаетсяссемьи.
Историясемьикакчастьисториинарода,государства,человечества.КаксвязаныР
одинаисемья?ЧтотакоеРодинаиОтечество?
Тема13. Традиции семейного воспитаниявРоссии.
СемейныетрадициинародовРоссии.Межнациональныесемьи.Семейноевоспит
аниекактрансляцияценностей.
Тема14.ОбразсемьивкультуренародовРоссии.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и
другие)о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях
разныхвидовискусства.
Тема15.Труд висториисемьи.
Социальныероливисториисемьи.Рольдомашнеготруда.Рол
ьнравственныхнормвблагополучиисемьи.
Тема16.Семьявсовременном мире(практическоезанятие).
Рассказосвоейсемье(сиспользованиемфотографий,книг,писемидругого).
Семейноедрево.Семейныетрадиции.
Тематическийблок3.«Духовно-нравственноебогатстволичности»
Тема17.Личность–общество–культура.
Чтоделаетчеловекачеловеком?Почемучеловекнеможетжитьвнеобщества.Связ
ьмеждуобществомикультуройкакреализациядуховно-нравственныхценностей.
Тема18.Духовныймирчеловека.
Человек – творец культуры. Культура как духовный мир человека.
Мораль.Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре.
Творчество:

чтоэтотакое?Границытворчества.Традициииновациивкультуре.Границыкультур.С
озидательныйтруд.Важностьтрудакактворческойдеятельности,какреализации.
Тема19. Личностьи духовно-нравственныеценности.
Мораль
и
нравственность
в
жизни
человека.
Взаимопомощь,сострадание,милосердие,
любовь,
дружба,
коллективизм,
патриотизм,любовь кблизким.
Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии»
Тема20. Историческаяпамятькакдуховно-нравственнаяценность.
Чтотакоеисторияипочемуонаважна?Историясемьи–
частьисториинарода,государства,человечества.Важностьисторическойпамяти,нед
опустимостьеѐфальсификации.Преемственностьпоколений.
Тема21.Литературакакязыккультуры.
Литературакакхудожественноеосмыслениедействительности.Отсказкикрома
ну.Зачемнужнылитературныепроизведения?Внутренниймирчеловекаиегодуховно
сть.
Тема22.Взаимовлияниекультур.
Взаимодействиекультур.Межпоколеннаяимежкультурнаятрансляция.Обменц
енностнымиустановкамииидеями.Примерымежкультурнойкоммуникациикакспосо
бформированияобщихдуховно-нравственныхценностей.
Тема23.Духовно-нравственныеценностироссийскогонарода.
Жизнь,достоинство,праваисвободычеловека,патриотизм,гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокиенравственные
идеалы,
крепкая
семья,
созидательный
труд,
приоритет
духовногонадматериальным,гуманизм,милосердие,справедливость,коллективизм,
взаимопомощь,историческаяпамятьипреемственностьпоколений,единствонародов
России.
Тема24.РегионыРоссии:культурноемногообразие.
Историческиеисоциальныепричиныкультурногоразнообразия.Каждыйрегион
уникален.МалаяРодина–частьобщегоОтечества.
Тема25.Праздники вкультуренародовРоссии.
Чтотакоепраздник?Почемупраздники
важны.
ПраздничныетрадициивРоссии.Народныепраздникикакпамятькультуры,каквопло
щениедуховно-нравственныхидеалов.
Тема26.ПамятникиархитектурывкультуренародовРоссии.
Памятникикакчастькультуры:исторические,художественные,архитектурные.
Культуракакпамять.Музеи.Храмы.Дворцы.Историческиездания как свидетели
истории. Архитектура и духовно-нравственные ценностинародовРоссии.

Тема27.МузыкальнаякультуранародовРоссии.
Музыка.Музыкальныепроизведения.Музыкакакформавыраженияэмоциональ
ных
связей
между
людьми.Народные
инструменты.История
народавегомузыкеиинструментах.
28.ИзобразительноеискусствонародовРоссии.
Художественная
реальность.
Скульптура:
от
религиозных
сюжетовксовременномуискусству.Храмовыеросписиифольклорныеорнаменты.Жи
вопись,графика.Выдающиесяхудожники разныхнародовРоссии.
Тема29.ФольклорилитературанародовРоссии.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение
историинародаиегоценностей,моралиинравственности.Национальнаялитература.Б
огатствокультуры народавеголитературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
(практическоезанятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона.
Докладсиспользованиемразнообразногозрительногорядаи другихисточников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое
занятие).ГеографиякультурРоссии.Россиякаккультурная
карта.Описаниерегионоввсоответствиисихособенностям
и.
Тема32.Единство страны–залогбудущегоРоссии.
Россия – единая страна. Русский мир. Общая история, сходство
культурныхтрадиций,единыедуховно-нравственныеценностинародовРоссии.
6 КЛАСС
Тематическийблок1.«Культуракаксоциальность»
Тема1.Миркультуры:его структура.
Культуракакформасоциальноговзаимодействия.Связьмеждумиромматериаль
ной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и
образжизнилюдей.Научнотехническийпрогресскакодинизисточниковформированиясоциальногообликаобще
ства.
Тема2.КультураРоссии:многообразиерегионов.
ТерриторияРоссии.Народы,живущиевней.Проблемыкультурноговзаимодейст
вия
в
обществе
с
многообразием
культур.
Сохранение
и
поддержкапринциповтолерантности и уважения ковсем культурамнародовРоссии.
Тема3.Историябытакакисториякультуры.

Домашнеехозяйствоиеготипы.ХозяйственнаядеятельностьнародовРоссиив
разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как
результатисторическогоразвитиянародовРоссии.
Тема4.Прогресс:техническийи социальный.
Производительность труда. Разделение
труда.
Обслуживающийи
производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии
икаконивлияют накультуруиценностиобщества?
Тема5.Образованиевкультуренародов России.
Представлениеобосновныхэтапахвисторииобразования.
Ценностьзнания.Социальнаяобусловленностьразличныхвидовобразования.Ва
жностьобразованиядлясовременногомира.Образованиекактрансляциякультурныхс
мыслов,какспособпередачиценностей.
Тема6.Праваиобязанностичеловека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России.
Праваисвободычеловекаигражданина,обозначенныевКонституцииРоссийскойФед
ерации.
Тема7. Общество ирелигия:духовно-нравственноевзаимодействие.
Миррелигийвистории.РелигиинародовРоссиисегодня.Государствообразующи
еитрадиционныерелигиикакисточникдуховно-нравственныхценностей.
Тема8.Современныймир:самоеважное(практическоезанятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных
чертсовременногообществасточкизренияматериальнойидуховнойкультурынародо
вРоссии.
Тематическийблок2.«Человекиегоотражениевкультуре»
Тема9.Какимдолженбытьчеловек?Духовно-нравственныйобликиидеалчеловека.
Мораль,нравственность,этика,этикет в культурах народов России.Правои
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как еѐ ограничение.
Обществокакрегуляторсвободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России,
единствочеловеческихкачеств.Единстводуховнойжизни.
Тема10.Взрослениечеловека вкультуренародовРоссии.
Социальноеизмерениечеловека.Детство,взросление,зрелость,пожилойвозраст
.Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии
сдругимилюдьми.Самостоятельностькакценность.
Тема11.Религиякакисточникнравственности.
Религиякакисточникнравственностиигуманистическогомышления.Нравствен
ныйидеалчеловекавтрадиционныхрелигиях.Современноеобществоирелигиозныйи

деалчеловека.
Тема12.Наукакакисточникзнанияочеловекеичеловеческом.
Гуманитарноезнаниеиегоособенности.Культуракаксамопознание.Этика.
Эстетика.Правовконтекстедуховно-нравственныхценностей.
Тема13.Этикаинравственностькаккатегориидуховнойкультуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит
бытьнравственным.Почемунравственностьважна?
Тема14.Самопознание(практическоезанятие).
Автобиографияиавтопортрет:ктояичто ялюблю.Какустроенамояжизнь.
Выполнениепроекта.
Тематическийблок3.«Человеккакчленобщества»
Тема15. Трудделаетчеловекачеловеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость.
Безделье,лень, тунеядство. Трудолюбие, трудовой подвиг, ответственность.
Общественнаяоценкатруда.
Тема16.Подвиг:какузнать героя?
Чтотакоеподвиг.Героизмкаксамопожертвование.Героизмнавойне.Подвигвми
рноевремя.Милосердие,взаимопомощь.
Тема17. Людивобществе:духовно-нравственноевзаимовлияние.
Человеквсоциальномизмерении.Дружба,предательство.Коллектив.Личныегра
ницы.Этикапредпринимательства.Социальнаяпомощь.
Тема18.Проблемысовременногообществакакотражениеегодуховнонравственногосамосознания.
Бедность.Инвалидность.Асоциальнаясемья.Сиротство.О
тражениеэтихявлений вкультуреобщества.
Тема19.Духовно-нравственныеориентирысоциальныхотношений.
Милосердие.Взаимопомощь.Социальноеслужение.Благотворительность.
Волонтѐрство.Общественныеблага.
Тема20.ГуманизмкаксущностнаяхарактеристикадуховнонравственнойкультурынародовРоссии.
Гуманизм.Истокигуманистическогомышления.Философиягуманизма.
Проявлениягуманизмависторико-культурномнаследиинародовРоссии.
Тема21.Социальныепрофессии;ихважностьдлясохранениядуховнонравственногообликаобщества.
Социальные профессии: врач, учитель,
социальныйработник.
Духовно-нравственные

пожарный,
качества,

полицейский,
необходимые

представителямэтихпрофессий.
Тема22.Выдающиеся
благотворители
Благотворительностькакнравственныйдолг.

в

истории.

Меценаты,философы,религиозныелидеры,врачи,учѐные,педагоги.Важность
меценатства
для
духовно-нравственного
развития
личностисамогомеценатаиобществавцелом.
Тема23.
Выдающиеся
учёные
России.
Наука
как
источник
социальногоидуховногопрогрессаобщества.
УчѐныеРоссии.Почемуважнопомнитьисториюнауки.Вкладнаукивблагополуч
иестраны.Важностьморалиинравственностивнауке,вдеятельностиучѐных.
Тема24.Мояпрофессия(практическоезанятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей
будущейпрофессии.
Тематический блок4.«Родинаипатриотизм»
Тема25.Гражданин.
Родинаигражданство,ихвзаимосвязь.Чтоделаетчеловекагражданином.
Нравственныекачествагражданина.
Тема26.Патриотизм.
Патриотизм.Толерантность.Уважениекдругимнародамиихистории.
Важностьпатриотизма.
Тема27.ЗащитаРодины:подвигилидолг?
Войнаимир.РользнаниявзащитеРодины.Долггражданинапередобществом.Вое
нныеподвиги.Честь.Доблесть.
Тема28.Государство. Россия–нашаРодина.
Государство как
объединяющее
начало.
Социальная
сторона
праваигосударства.Чтотакоезакон.ЧтотакоеРодина?Чтотакоегосударство?Необход
имостьбытьгражданином. Российская гражданскаяидентичность.
Тема29.Гражданскаяидентичность(практическоезанятие).
Какимикачествамидолженобладатьчеловеккакгражданин.
Тема30.Мояшколаимойкласс(практическоезанятие).
Портретшколыиликлассачерездобрыедела.
Тема31.Человек:какойон?(практическоезанятие).
Человек.Егообразывкультуре.Духовностьинравственностькакважнейшиекаче
ствачеловека.
Тема31.Человекикультура(проект).

Итоговыйпроект:«Чтозначитбытьчеловеком?»

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯПРОГРАММЫ
ПООДНКНРНАУРОВНЕОСНОВНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ
Изучение
ОДНКНРнауровне
основного
общегообразованиянаправленонадостижениеобучающимисяличностных,метапред
метныхипредметныхрезультатовосвоениясодержанияучебногопредмета.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностныерезультатыимеютнаправленностьнарешениезадачвоспитания,раз
вития и социализации обучающихся средствамиучебногокурса.
Планируемые личностные результаты освоения курса представляют
собойсистему
ведущихцелевыхустановокиожидаемыхрезультатовосвоениявсехкомпонентов,
составляющих содержательную основу образовательной программыпоОДНКНР.
Личностныерезультатыосвоениякурсадостигаютсявединствеучебнойивоспит
ательнойдеятельности.
Личностныерезультатыосвоениякурсавключают:
осознаниероссийскойгражданскойидентичности;
готовностьобучающихсяксаморазвитию,самостоятельностииличностномусамо
определению;
ценностьсамостоятельностииинициативы;
наличие
мотивации
к
целенаправленной
социально
значимой
деятельности;сформированностьвнутреннейпозицииличностикакособогоценн
остного
отношенияксебе,окружающимлюдям ижизнивцелом.
ВрезультатеизучениякурсаОДНКНРнауровнеосновногообщегообразованияуо
бучающегосябудутсформированыследующиеличностныерезультатыв части:
1) патриотическоговоспитания:
самоопределение(личностное,профессиональное,жизненное):сформированно
стьроссийскойгражданскойидентичности:патриотизма,уважениякОтечеству,прош
ломуинастоящемумногонациональногонародаРоссиичерезпредставленияобистори
ческойроликультурнародовРоссии,традиционныхрелигий,духовно-

нравственныхценностейвстановлениироссийскойгосударственности;
2) гражданскоговоспитания:
осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка,культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
Россииичеловечестваизнаниеосновныхнормморали,нравственныхидуховныхидеал
ов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на
ихосновексознательномусамоограничениювпоступках,поведении,расточительном
потребительстве;
сформированностьпониманияипринятиягуманистических,демократическихит
радиционныхценностеймногонациональногороссийскогообществаспомощьювоспи
танияспособностикдуховномуразвитию,нравственномусамосовершенствованию;
воспитаниеверотерпимости,уважительногоотношениякрелигиознымчувствам
,взглядамлюдейилиихотсутствию;
3) ценностипознавательнойдеятельности:
сформированностьцелостногомировоззрения,соответствующегосовременном
у
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
учитывающегосоциальное,культурное,языковое,духовноемногообразиесовременн
огомира;
смыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению,готовностииспособностиобучающихсяксаморазвитиюисамообразованиюн
аосновемотивациикобучениюипознаниючерезразвитиеспособностейкдуховномура
звитию,нравственномусамосовершенствованию;
воспитаниеверотерпимости,уважительногоотношениякрелигиознымчувствам
,взглядамлюдейилиихотсутствию;
4) духовно-нравственноговоспитания:
сформированностьосознанного,уважительногоидоброжелательногоотношени
я к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,вере,
гражданской
позиции,
к
истории,
культуре,
религии,традициям,
языкам,ценностямнародовродногокрая,Россииинародовмира;
освоение
социальных
норм,правил
поведения,ролейиформсоциальнойжизнивгруппахисообществах,
включаявзрослыеисоциальныесообщества;
сформированностьнравственнойрефлексииикомпетентностиврешениимораль
ных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувстви
нравственного
поведения,
осознанного
и
ответственного
отношенияксобственнымпоступкам,осознаниезначениясемьивжизничеловекаиоб
щества,принятиеценности
семейнойжизни,
уважительноеи
заботливоеотношениекчленамсвоейсемьичереззнаниеосновныхнормморали,нравс
твенных,духовныхидеалов,хранимыхвкультурныхтрадицияхнародовРоссии,готов
ностьнаихосновексознательномусамоограничениювпоступках,поведении,расточи
тельномпотреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

МетапредметныерезультатыосвоенияпрограммыпоОДНКНРвключаютосвоен
ие
обучающимися
межпредметных
понятий
(используются
в
несколькихпредметныхобластях)иуниверсальныеучебныедействия(познавательны
е,коммуникативные,регулятивные),способностьихиспользоватьвучебной,познават
ельнойисоциальнойпрактике,готовностьксамостоятельномупланированиюиосуще
ствлениюучебнойдеятельностииорганизацииучебного
сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в
построениииндивидуальной
образовательной
траектории,
овладение
навыками
работысинформацией:восприятиеисозданиеинформационных
текстоввразличныхформатах,втомчислецифровых,сучѐтомназначенияинформации
иеѐаудитории.
Врезультате изученияОДНКНРнауровне основного общего образованияу
обучающегося
будут
сформированы
познавательныеуниверсальныеучебныедействия,коммуникативныеуниверсальные
учебныедействия,регулятивныеуниверсальныеучебныедействия.
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,классифицировать, самостоятельно
выбирать
основания
и
критериидляклассификации,устанавливатьпричинноследственныесвязи,строитьлогическоерассуждение,умозаключение(индуктивное,д
едуктивное,поаналогии)и
проводить
выводы(логическиеуниверсальныеучебныедействия);
умение
создавать,применять
ипреобразовыватьзнакиисимволы,моделиисхемыдлярешенияучебныхипознавател
ьныхзадач(знаково-символические/моделирование);
смысловоечтение;
развитиемотивацииковладениюкультуройактивногоиспользованиясловарейи
другихпоисковыхсистем.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
умение
организовыватьучебное
сотрудничество
и
совместную
деятельностьсучителемисверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешатьконфликтынаосновесогласованияпозицийиучѐтаинтересов;
формулировать,аргументироватьиотстаиватьсвоѐмнение(учебноесотрудничес
тво);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачейкоммуникации для выражения
своих
чувств,
мыслей
и
потребностейдляпланированияирегуляциисвоейдеятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью(коммуникация);

формированиеиразвитиекомпетентностивобластииспользованияинформацио
нно-коммуникационных
технологий
(информационнокоммуникационнаякомпетентность).
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулироватьдлясебяновыезадачивучѐбеипознавательнойдеятельности,развиват
ьмотивыи интересысвоейпознавательнойдеятельности(целеполагание);
умение
самостоятельно
планировать пути
достижения
целей,в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способырешенияучебныхипознавательныхзадач(планирование);
умениесоотноситьсвоидействияспланируемымирезультатами,осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата,определятьспособыдействийв
рамках
предложенныхусловийитребований,корректироватьсвоидействиявсоответствииси
зменяющейсяситуацией(контрольикоррекция);
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственныевозможностиеѐрешения(оценка);
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решенийиосуществленияосознанноговыборавучебнойипознавательной(познавате
льнаярефлексия,саморегуляция)деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных
знаний,умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметнойобласти,предпосылкинаучноготипамышления,видыдеятельностипопо
лучениюнового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различныхучебныхситуациях,втомчислеприсозданиипроектов.
К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие
предметныерезультатыпоотдельнымтемампрограммыпоОДНКНР:
Тематическийблок1.«Россия– нашобщийдом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народовРоссии»?
Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной
культурынародов
России»,
понимать
важность
изучения
культуры
игражданствообразующихрелигийдляформированияличностиграждан
инаРоссии;иметьпредставлениеосодержанииданногокурса,втомчислеопонятиях
«моральинравственность»,«семья»,«традиционныеценности»,обугрозахдуховнонравственномуединствустраны;

пониматьвзаимосвязьмежду
языкомикультурой,духовнонравственнымразвитиемличностиисоциальнымповедением.
Тема2.Нашдом–Россия.
Иметьпредставлениеобисторическомпутиформированиямногонационального
составанаселенияРоссийскойФедерации,егомирномхарактереипричинахегоформи
рования;
знать о современном состоянии культурного и религиозного
разнообразиянародовРоссийскойФедерации,причинахкультурныхразличий;
пониматьнеобходимостьмежнациональногоимежрелигиозногосотрудничеств
аивзаимодействия,важность
сотрудничества
и
дружбымеждународамиинациями,обосновыватьихнеобходимость.
Тема3.Язык иистория.
Знатьипонимать,чтотакоеязык,каковыважностьегоизученияивлияниенамироп
ониманиеличности;
иметь базовые представления о формировании языка как
носителядуховно-нравственныхсмысловкультуры;
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том
числеворганизациимежкультурногодиалогаивзаимодействия;
обосновыватьсвоѐпониманиенеобходимостинравственнойчистотыязыка,важно
стилингвистическойгигиены,речевогоэтикета.
Тема4.Русскийязык–языкобщенияиязыквозможностей.
Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского
языка,еговзаимосвязисязыкамидругихнародовРоссии;
знать
и
уметь
обосновать
важность
русского
языка
как
культурообразующегоязыканародовРоссии,важностьегодлясуществованиягосудар
стваиобщества;
понимать, что русский язык – не только важнейший элемент
национальнойкультуры,ноиисторикокультурноенаследие,достояниероссийскогогосударства,уметьприводитьпримеры;
иметь представление о нравственных категориях русского языкаиих
происхождении.
Тема5.Истокироднойкультуры.
Иметьсформированноепредставление опонятие«культура»;
осознаватьиуметьдоказыватьвзаимосвязькультурыиприроды,знатьосновные
формырепрезентациикультуры,
уметьихразличатьисоотноситьсреальнымипроявлениямикультурногомногообрази
я;
уметьвыделятьобщие
черты
в
культуре
различных
народов,обосновыватьихзначениеипричины.

Тема6.Материальнаякультура.
Иметьпредставлениеобартефактахкультуры;
иметьбазовоепредставлениеотрадиционныхукладаххозяйства:земледелии,ско
товодстве,охоте,рыболовстве;
пониматьвзаимосвязьмеждухозяйственнымукладомипроявлениямидуховнойк
ультуры;
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов
народовРоссии от географии их массового расселения, природных
условийивзаимодействиясдругимиэтносами.
Тема7.Духовнаякультура.
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство»,
«наука»,«религия»;
знатьидаватьопределениятерминам«мораль»,«нравственность»,«духовныецен
ности»,«духовность»надоступномдляобучающихсяуровнеосмысления;
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с
формамиихрепрезентациивкультуре;
осознаватьзначениекультурныхсимволов,нравственныйидуховныйсмыслкульт
урныхартефактов;
знать,чтотакоезнакиисимволы,уметьсоотноситьихскультурнымиявлениями,ск
оторымионисвязаны.
Тема8.Культураирелигия.
Иметьпредставлениеопонятии«религия»,уметьпояснитьеѐрольвжизниобществ
аиосновныесоциально-культурныефункции;
осознаватьсвязьрелигиииморали;
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов
России;уметь
характеризовать
государствообразующие
конфессии
России
иихкартинымира.
Тема9.Культураиобразование.
Характеризоватьтермин«образование»иуметьобосноватьеговажностьдляличн
остииобщества;
иметь представление
об
основных
ступенях
образования
в
Россиииихнеобходимости;
пониматьвзаимосвязькультурыиобразованностичеловека;
приводитьпримерывзаимосвязимеждузнанием,образованиемиличностнымипр
офессиональнымростомчеловека;
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным
развитиемобщества,осознаватьценностьзнания,истины,востребованностьпроцесса
познаниякакполученияновыхсведенийомире.
Тема10. Многообразиекультур России(практическоезанятие).

Иметьсформированныепредставленияозакономерностяхразвитиякультурыии
сториинародов,ихкультурныхособенностях;
выделятьобщееиединичноевкультуренаосновепредметныхзнанийокультуресв
оегонарода;
предполагать
и
доказывать
наличие
взаимосвязи
между
культуройидуховно-нравственнымиценностяминаосновеместнойкультурноисторическойспецифики;
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как
источникадуховнонравственныхценностей,моралиинравственностисовременногообщества.
Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности»
Тема11.Семья–хранительдуховныхценностей.
Знатьипонимать смыслтермина«семья»;
иметьпредставлениеовзаимосвязяхмеждутипомкультурыиособенностямисем
ейногобытаиотношенийвсемье;
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с
культурнымиособенностямисвоеговремени;
уметь
составить
рассказ
о
своей
семье
в
соответствиискультурно-историческимиусловиямиеѐсуществования;
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья»,
«семейноесчастье»;
осознаватьи
уметьдоказыватьважностьсемьикакхранителятрадицийиеѐвоспитательнуюроль;
пониматьсмыслтерминов«сиротство»,«социальноесиротство»,обосновывать
нравственную
важность
заботы
о
сиротах,
знать
о
формах
помощисиротамсостороны государства.
Тема12.Родинаначинаетсяссемьи.
Знатьиуметьобъяснитьпонятие«Родина»;
осознавать взаимосвязь и различия между концептами
«Отечество»и«Родина»;
понимать, что такое история семьи, каковы формы еѐ
выраженияисохранения;
обосновыватьидоказыватьвзаимосвязьисториисемьииисториинарода,государс
тва,человечества.
Тема13. Традиции семейного воспитаниявРоссии.
Иметьпредставлениеосемейныхтрадицияхиобосновыватьихважностькакключе
выхэлементахсемейныхотношений;
знатьипониматьвзаимосвязьсемейныхтрадицийикультурысобственногоэтноса;
уметьрассказыватьосемейныхтрадицияхсвоегонародаинародовРоссии,собстве
ннойсемьи;
осознавать роль семейных традиций вкультуре общества,

трансляцииценностей,духовно-нравственныхидеалов.
Тема14.ОбразсемьивкультуренародовРоссии.
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о
семье,семейныхобязанностях;
уметь
обосновывать
своѐпониманиесемейныхценностей,
выраженныхвфольклорныхсюжетах;
знатьипонимать
морально-нравственноезначениесемьив
литературныхпроизведениях,иметь
представлениеоключевыхсюжетахсучастиемсемьивпроизведенияххудожественно
йкультуры;
понимать
и
обосновывать
важность
семейных
ценностей
с
использованиемразличногоиллюстративногоматериала.
Тема15.Труд висториисемьи.
Знатьипонимать,чтотакоесемейноехозяйствои домашний труд;
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального
института,характеризовать
роль
домашнего
труда
и
распределение
экономических функцийвсемье;
осознавать
и
оценивать
семейный
уклад
и
взаимосвязьссоциальноэкономическойструктуройобществавформебольшойималойсемей;характеризовать
распределениесемейноготрудаиосознаватьеговажность
дляукрепленияцелостностисемьи.
Тема16.Семьявсовременном мире(практическоезанятие).
Иметьсформированныепредставленияо
закономерностяхразвитиясемьивкультуреиисториинародовРоссии,уметьобосновы
ватьданныезакономерностинарегиональныхматериалахипримерахизжизнисобстве
ннойсемьи;
выделятьособенностидуховнойкультурысемьивфольклореикультуреразличны
хнародовнаосновепредметныхзнанийокультуресвоегонарода;
предполагать
и
доказывать
наличие
взаимосвязи
между
культуройидуховно-нравственнымиценностямисемьи;
обосновыватьважностьсемьиисемейныхтрадицийдлятрансляциидуховнонравственныхценностей,моралиинравственностикакфакторакультурнойпреемстве
нности.
Тематическийблок3.«Духовно-нравственноебогатстволичности»
Тема17.Личность–общество–культура.
Знать

и понимать значение термина «человек» в
контекстедуховно-нравственнойкультуры;
уметьобосноватьвзаимосвязьивзаимообусловленностьчеловекаиобщества,чело
векаикультуры;

пониматьиобъяснятьразличиямежду
обоснованиемтермина«личность»вбыту,вконтекстекультуры итворчества;
знать,чтотакоегуманизм, иметьпредставлениеоегоисточникахвкультуре.
Тема18.Духовныймирчеловека.Человек–творецкультуры.
Знатьзначениетермина«творчество»внесколькихаспектахипониматьграницыих
применимости;
осознаватьидоказыватьважностьморальнонравственныхограниченийвтворчестве;
обосновыватьважностьтворчествакакреализациюдуховнонравственныхценностейчеловека;
доказыватьдетерминированностьтворчествакультуройсвоегоэтноса;зна
ть иуметь объяснитьвзаимосвязьтрудаи творчества.
Тема19. Личностьи духовно-нравственныеценности.
Знатьиуметьобъяснитьзначениеирольморалиинравственностивжизничеловека;
обосновыватьпроисхождениедуховныхценностей,пониманиеидеаловдобраиз
ла;
пониматьиуметьпоказыватьнапримерахзначениетакихценностей,как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба»,
«коллективизм»,«патриотизм»,«любовькблизким».
Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии»
Тема20. Историческаяпамятькакдуховно-нравственнаяценность.
Пониматьиуметьобъяснятьсутьтермина«история»,знатьосновныеисторически
епериодыиуметьвыделятьихсущностныечерты;
иметьпредставлениеозначенииифункцияхизученияистории;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового
историческогопроцесса.
Знать
о
существовании
связи
между
историческими
событиямиикультурой.Обосновыватьважностьизученияисториикакдуховнонравственногодолгагражданинаипатриота.
Тема21.Литературакакязыккультуры.
Знатьипониматьотличиялитературыотдругихвидовхудожественноготворчеств
а;
рассказывать об особенностях литературного повествования,
выделятьпростыевыразительныесредствалитературногоязыка;
обосновыватьидоказыватьважностьлитературыкаккультурногоявления,какфо
рмы трансляциикультурныхценностей;
находитьиобозначатьсредствавыраженияморальногоинравственногосмыславл
итературныхпроизведениях.
Тема22.Взаимовлияниекультур.

Иметьпредставлениеозначениитерминов«взаимодействиекультур»,
«культурныйобмен»какформахраспространенияиобогащениядуховнонравственныхидеаловобщества;
пониматьиобосновыватьважностьсохранениякультурногонаследия;
знать,что
такоеглобализация,уметьприводитьпримерымежкультурнойкоммуникациикакспо
собаформированияобщихдуховно-нравственныхценностей.
Тема23.Духовно-нравственныеценностироссийскогонарода.
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовнонравственныхценностей:жизнь,достоинство,праваисвободычеловека,патриотизм,г
ражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокиенравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовногонадматериальным,гуманизм,милосердие,справедливость,коллективизм,
взаимопомощь,историческаяпамятьипреемственностьпоколений,единствонародовР
оссии;
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве
базовыхобщегражданскихценностейроссийскогообществаиуме
тьдоказыватьэто.
Тема24.РегионыРоссии:культурноемногообразие.
Понимать принципы федеративного устройства России и концепт
«полиэтничность»;
называтьосновныеэтносыРоссийскойФедерацииирегионы,гдеонитрадиционно
проживают;
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный
народРоссийскойФедерации»,«государствообразующийнарод»,«титу
льныйэтнос»;
пониматьценностьмногообразиякультурныхукладовнародовРоссийскойФеде
рации;
демонстрировать
готовность
к
сохранению
межнациональногоимежрелигиозногосогласиявРоссии;
уметьвыделятьобщиечертывкультуреразличныхнародов,
обосновыватьихзначениеипричины.
Тема25.Праздники вкультуренародовРоссии.
Иметьпредставлениеоприродепраздниковиобосновыватьихважностькакэлеме
нтовкультуры;
устанавливатьвзаимосвязьпраздниковикультурногоуклада;различатьос
новныетипы праздников;
уметьрассказыватьопраздничныхтрадицияхнародовРоссииисобственнойсемь
и;
анализироватьсвязьпраздниковиистории,культурынародовРоссии;пониматьос
новнойсмыслсемейныхпраздников;

определятьнравственныйсмыслпраздниковнародовРоссии;
осознаватьзначениепраздниковкакэлементовкультурнойпамятинародовРоссии
,каквоплощениедуховно-нравственныхидеалов.
Тема26.ПамятникиархитектурынародовРоссии.
Знать,чтотакоеархитектура,уметьохарактеризоватьосновныетипыпамятников
архитектурыипроследитьсвязьмеждуихструктуройиособенностямикультурыиэтап
амиисторическогоразвития;
пониматьвзаимосвязьмеждутипомжилищитипомхозяйственнойдеятельности;
осознаватьиуметьохарактеризоватьсвязьмеждууровнемнаучнотехническогоразвитияитипамижилищ;
осознаватьиуметьобъяснятьвзаимосвязьмеждуособенностямиархитектурыиду
ховно-нравственнымиценностяминародовРоссии;
устанавливатьсвязьмеждуисториейпамятникаиисториейкрая,характеризовать
памятникиисторииикультуры;
иметьпредставлениеонравственноминаучномсмыслекраеведческойработы.
Тема27.МузыкальнаякультуранародовРоссии.
Знатьипониматьотличиямузыкиотдругихвидовхудожественноготворчества,
рассказывать
об
особенностях
музыкального
повествования,
выделятьпростыевыразительныесредствамузыкальногоязыка;
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления,
какформытрансляциикультурныхценностей;
находитьиобозначатьсредствавыраженияморальногоинравственногосмыслам
узыкальныхпроизведений;
знать основные темы музыкального творчества народов России,
народныеинструменты.
Тема28.ИзобразительноеискусствонародовРоссии.
Знатьипониматьотличияизобразительногоискусстваотдругихвидовхудожеств
енноготворчества,рассказыватьобособенностяхивыразительныхсредствахизобрази
тельногоискусства;
уметьобъяснить,что
такоескульптура,живопись,графика,фольклорныеорнаменты;
обосновыватьидоказыватьважностьизобразительногоискусствакаккультурног
оявления,какформытрансляциикультурныхценностей;
находитьиобозначатьсредствавыраженияморальногоинравственногосмыслаи
зобразительногоискусства;
знатьосновныетемыизобразительногоискусстванародовРоссии.
Тема29.ФольклорилитературанародовРоссии.
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать
важностьинужностьэтихязыковыхвыразительныхсредств;
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина,

песня;восприниматьиобъяснятьнапримерахважностьпониманияфольклоракак
отраженияисториинародаиегоценностей,моралиинравственности;
знать,чтотакоенациональнаялитератураикаковыеѐвыразительныесредства;
оцениватьморально-нравственныйпотенциалнациональнойлитературы.
Тема30.Бытовыетрадициинародов России:пища,одежда,дом.
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными
условиямипроживания народанапримерахизисториии культурысвоегорегиона;
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития
культурных,духовнонравственных,семейныхиэтническихтрадиций,многообразиякультур;
уметьоцениватьиустанавливатьграницыиприоритетывзаимодействиямеждул
юдьмиразнойэтнической,религиознойигражданскойидентичностинадоступномдля
шестиклассниковуровне(сучѐтомихвозрастныхособенностей);
пониматьиуметьпоказыватьнапримерахзначениетакихценностей,каквзаимопо
мощь,сострадание,милосердие,любовь,дружба,коллективизм,патриотизм, любовь
кблизким черезбытовыетрадициинародовсвоегокрая.
Тема31. КультурнаякартаРоссии (практическоезанятие).
Знатьиуметь
отличиякультурнойгеографииотфизическойиполитическойгеографии;
понимать,чтотакоекультурнаякартанародовРоссии;
описывать отдельные области культурной карты в
соответствиисихособенностями.
Тема32.Единство страны–залогбудущегоРоссии.

объяснить

ЗнатьиуметьобъяснитьзначениеирольобщихэлементоввкультуренародовРосси
и
для
обоснования
еѐ
территориального,
политического
и
экономическогоединства;
пониматьи
доказывать
важность
и
преимущества
этого
единствапередтребованиями национальногосамоопределения отдельныхэтносов.
Кконцуобученияв6классеобучающийсяполучитследующиепредметныерезуль
татыпоотдельнымтемампрограммыпоОДНКНР.
Тематическийблок1.«Культуракаксоциальность»
Тема1.Миркультуры:его структура.
Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального
явления;пониматьспецификусоциальныхявлений,ихключевыеотличия
отприродныхявлений;
уметьдоказыватьсвязьмеждуэтапомразвитияматериальнойкультурыисоциаль
нойструктуройобщества,ихвзаимосвязьсдуховнонравственнымсостояниемобщества;
пониматьзависимостьсоциальныхпроцессовоткультурно-

историческихпроцессов;
уметь объяснить
взаимосвязь
между
прогрессомиэтапамиразвитиясоциума.
Тема2.КультураРоссии:многообразиерегионов.

научно-техническим

Характеризоватьадминистративно-территориальноеделениеРоссии;
знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа,
уметьпоказатьихнаадминистративнойкартеРоссии;
пониматьиуметь
объяснить
необходимость
федеративного
устройствавполиэтничномгосударстве,важностьсохраненияисторическойпамятио
тдельныхэтносов;
объяснятьпринциправенстваправкаждогочеловека,внезависимостиот
егопринадлежностиктомуилииномународу;
понимать ценность многообразия культурных
укладов
народов
РоссийскойФедерации;
демонстрировать
готовность
к
сохранению
межнациональногоимежрелигиозногосогласиявРоссии;
характеризоватьдуховнуюкультурувсехнародовРоссиикакобщеедостояниеиб
огатствонашеймногонациональнойРодины.
Тема3.Историябытакакисториякультуры.
Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его
типы;пониматьвзаимосвязьмеждухозяйственнойдеятельностьюнародовРосси
и
иособенностямиисторическогопериода;
находитьиобъяснять зависимостьценностных ориентировнародов Россииот
их
локализации
в
конкретных
климатических,
географическихикультурно-историческихусловиях.
Тема4. Прогресс:техническийисоциальный.
Знать,чтотакоетруд,производительностьтрудаиразделениетруда,характеризов
ать ихрольи значениевистории и современномобществе;
осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членовобщества,
рольсозидательного и добросовестного труда для создания социально и
экономическиблагоприятнойсреды;
демонстрироватьпониманиеролиобслуживающего
труда,его
социальнойидуховно-нравственнойважности;
понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и
изменениямисоциальныхвзаимосвязейвобществе;
осознаватьиобосновыватьвлияниетехнологийнакультуруиценностиобщества.
Тема5.Образованиевкультуренародов России.
Иметьпредставлениеобисторииобразованияиегороливобщественаразличныхэ
тапахегоразвития;

пониматьиобосновыватьрольценностейвобществе,ихзависимостьот
процессапознания;
пониматьспецифику
каждогоуровняобразования,еѐрольв
современныхобщественныхпроцессах;
обосновывать важность образования в современном мире и ценность
знания;характеризовать
образование как
часть
процесса
формирования
духовно-нравственныхориентировчеловека.
Тема6.Праваиобязанностичеловека.
Знатьтермины«правачеловека»,«естественныеправачеловека»,«правоваякульт
ура»;
характеризовать историю формирования комплекса понятий,
связанныхсправами;
понимать и обосновывать важность прав человека как
привилегиииобязанностичеловека;
пониматьнеобходимостьсоблюденияправчеловека;
понимать и уметь объяснить необходимость сохранения
паритетамеждуправамииобязанностямичеловекавобществе;
приводитьпримерыформированияправовойкультурыизисториинародовРоссии.
Тема7.Общество ирелигия:духовно-нравственноевзаимодействие.
Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм»,
«свободомыслие»;
характеризоватьосновныекультурообразующиеконфессии;
знатьиуметьобъяснятьрольрелигиивисторииинасовременномэтапеобщественн
огоразвития;
пониматьиобосновыватьрольрелигийкакисточникакультурногоразвитияобщес
тва.
Тема8. Современный мир:самоеважное(практическоезанятие).
Характеризоватьосновныепроцессы,протекающиевсовременномобществе,его
духовно-нравственныеориентиры;
пониматьиуметьдоказатьважностьдуховнонравственногоразвитиячеловекаиобществавцеломдлясохранениясоциальноэкономическогоблагополучия;
называтьихарактеризоватьосновныеисточникиэтогопроцесса,уметьдоказыват
ь теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из историиикультуры
России.
Тематическийблок2. «Человек иегоотражениевкультуре»
Тема9.Духовно-нравственныйобликиидеалчеловека.
Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание
личныхкачествчеловека;

осознавать,какиеличностныекачествасоотносятсястемиилиинымиморальным
иинравственнымиценностями;
пониматьразличиямеждуэтикойиэтикетомиихвзаимосвязь;
обосновыватьидоказыватьценностьсвободыкакзалогаблагополучияобщества,
уважениякправамчеловека,егоместуироливобщественныхпроцессах;
характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода»,
«ответственность»,«право»и«долг»;
понимать
важность
коллективизма
как
ценности
современной
Россиииегоприоритет передидеологиейиндивидуализма;
приводить
примеры
идеалов
человека
в
историко-культурном
пространствесовременнойРоссии.
Тема10.Взрослениечеловека вкультуренародовРоссии.
Пониматьразличиемеждупроцессамиантропогенезаиантропосоциогенеза;
характеризовать процесс взросления человека и его основные
этапы,атакжепотребности
человека
для
гармоничного
развития
существованиянакаждомизэтапов;
обосновыватьважностьвзаимодействиячеловекаиобщества,характеризоватьне
гативныеэффектысоциальнойизоляции;
знать иуметь демонстрироватьсвоѐ понимание самостоятельности, еѐ
роливразвитииличности,вовзаимодействиисдругимилюдьми.
Тема11.Религиякакисточникнравственности.
Характеризоватьнравственныйпотенциалрелигии;
знатьиуметьизлагатьнравственныепринципыгосударствообразующихконфесси
йРоссии;
знать основные требования к нравственному идеалу
человекавгосударствообразующихрелигияхсовременнойРоссии;
уметь обосновывать важность религиозныхморальных и
нравственныхценностейдлясовременногообщества.
Тема12.Наукакакисточникзнанияочеловеке.
Понимать
и
характеризовать
смысл
понятия
«гуманитарное
знание»;определять
нравственный
смысл
гуманитарного
знания,
егосистемообразующуюрольвсовременнойкультуре;
характеризоватьпонятие«культура»какпроцесссамопознанияобщества,какего
внутреннюю самоактуализацию;
осознаватьидоказыватьвзаимосвязьразличныхобластейгуманитарногознания.
Тема13.Этикаинравственностькаккатегориидуховнойкультуры.
Характеризоватьмногосторонностьпонятия«этика»;п
онимать особенностиэтикикакнауки;
объяснять понятия «добро»и «зло»спомощью

примероввисторииикультуренародовРоссииисоотноситьихсличн
ымопытом;
обосновыватьважностьинеобходимостьнравственностидлясоциальногоблагоп
олучияобществаиличности.
Тема14.Самопознание(практическоезанятие).
Характеризоватьпонятия«самопознание»,«автобиография»,«автопортрет»,
«рефлексия»;
уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность»,
«ценности»ссамопознаниемирефлексией
надоступномдляобучающихсяуровне;
доказыватьиобосновыватьсвоинравственныеубеждения.
Тематическийблок3.«Человеккакчленобщества»
Тема15. Трудделаетчеловекачеловеком.
Характеризоватьважностьтрудаиегорольвсовременномобществе;
соотносить
понятия
«добросовестный
труд»
и
«экономическоеблагополучие»;
объяснятьпонятия«безделье»,«лень»,«тунеядство»;
пониматьважностьиуметьобосноватьнеобходимостьихпреодолениядлясамого
себя;
оценивать общественные процессы в области общественной оценки
труда;осознаватьидемонстрироватьзначимостьтрудолюбия,трудовыхподвигов,
социальнойответственностизасвойтруд;
объяснятьважностьтрудаиегоэкономическойстоимости;
знатьиобъяснятьпонятия«безделье»,«лень»,«тунеядство»,соднойстороны,и«т
рудолюбие»,
«подвиг
труда»,
«ответственность»,
с
другой
стороны,атакже«общественнаяоценкатруда».
Тема16.Подвиг:какузнать героя?
Характеризоватьпонятия«подвиг»,«героизм»,«самопожертвование»;понимать
отличияподвиганавойнеивмирноевремя;
уметь доказывать важность героических примеров для жизни
общества;знатьиназыватьгероевсовременногообществаиисторическихличнос
тей;
обосновывать разграничение понятий «героизм» и
«псевдогероизм»череззначимостьдляобществаипониманиепо
следствий.
Тема17. Людивобществе:духовно-нравственноевзаимовлияние.
Характеризоватьпонятие«социальныеотношения»;
пониматьсмыслпонятия«человеккаксубъектсоциальныхотношений»вприлож
ениикегонравственномуидуховномуразвитию;

осознавать роль малыхи большихсоциальныхгрупп
внравственномсостоянииличности;
обосновыватьпонятия«дружба»,«предательство»,«честь»,«коллективизм»ипр
иводитьпримерыизистории,культурыилитературы;
обосновыватьважностьинаходитьнравственныеоснованиясоциальнойвзаимопо
мощи,втомчислеблаготворительности;
понимать и характеризовать понятие «этика
предпринимательства»всоциальномаспекте.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственногосамосознания.
Характеризовать
понятие
«социальные
проблемы
современного
общества»какмногостороннееявление,втомчислеобусловленноенесовершенствомд
уховно-нравственныхидеаловиценностей;
приводитьпримерытакихпонятийкак«бедность»,«асоциальнаясемья»,
«сиротство»,знатьиуметьобосновыватьпутипреодоленияихпоследствийнадоступн
омдляпониманияуровне;
обосновыватьважностьпониманияролигосударствавпреодоленииэтихпроблем
,атакженеобходимостьпомощивпреодоленииэтихсостоянийсостороныобщества.
Тема19.Духовно-нравственныеориентирысоциальныхотношений.
Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство»,
«милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и
социальнаяответственность»,
«общественныеблага»,
«коллективизм»вихвзаимосвязи;
анализироватьивыявлятьобщиечертытрадицийблаготворительности,милосер
дия,добровольнойпомощи,взаимовыручкиупредставителейразныхэтносовирелиги
й;
уметьсамостоятельнонаходитьинформациюоблаготворительных,волонтѐрски
хисоциальныхпроектахврегионесвоегопроживания.
Тема20.ГуманизмкаксущностнаяхарактеристикадуховнонравственнойкультурынародовРоссии.
Характеризоватьпонятие«гуманизм»какисточникдуховнонравственныхценностейроссийскогонарода;
находитьиобосновыватьпроявлениягуманизмависторикокультурномнаследиинародовРоссии;
знатьипониматьважностьгуманизмадляформированиявысоконравственнойлич
ности,государственной политики,взаимоотношений вобществе;
находитьиобъяснятьгуманистическиепроявлениявсовременнойкультуре.
Тема 21. Социальные профессии, их важность для сохранения
духовно-нравственногообликаобщества.
Характеризовать

понятия

«социальные

профессии»,

«помогающиепрофессии»;
иметь представление о духовно-нравственных качествах,
необходимыхпредставителямсоциальныхпрофессий;
осознаватьиобосновыватьответственностьличностипривыборесоциальныхпро
фессий;
приводить примеры из литературы и истории, современной
жизни,подтверждающиеданную точкузрения.
Тема22.Выдающиесяблаготворителивистории.Благотворительностькакнравс
твенныйдолг.
Характеризоватьпонятие«благотворительность»иегоэволюциювисторииРосси
и;
доказыватьважностьмеценатствавсовременномобществедляобществавцеломи
для духовно-нравственногоразвития личности самогомецената;
характеризоватьпонятие«социальныйдолг»,обосновыватьеговажнуюрольвжи
зниобщества;
приводитьпримерывыдающихсяблаготворителейвисторииисовременнойРосси
и;
понимать смысл внеэкономической благотворительности:
волонтѐрскойдеятельности,аргументированнообъяснятьеѐважност
ь.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник
социальногоидуховногопрогрессаобщества.
Характеризоватьпонятие«наука»;
уметь аргументированно обосновывать важность науки в
современномобществе,прослеживатьеѐсвязьснаучнотехническимисоциальнымпрогрессом;
называтьименавыдающихсяучѐныхРоссии;
обосновыватьважностьпониманияисториинауки,полученияи
обоснованиянаучногознания;
характеризоватьидоказыватьважностьнаукидляблагополучияобщества,страны
игосударства;
обосновыватьважностьморалиинравственностивнауке,еѐрольивкладвдоказате
льствоэтихпонятий.
Тема24.Мояпрофессия(практическоезанятие).
Характеризоватьпонятие«профессия»,предполагатьхарактерицельтрудавопре
делѐннойпрофессии;
обосновыватьпреимуществавыбраннойпрофессии,характеризоватьеѐвкладв
общество, называть духовно-нравственные качества человека, необходимые
вэтомвидетруда.
Тематический блок4.«Родинаипатриотизм»
Тема25.Гражданин.

Характеризовать

понятия «Родина» и «гражданство»,
объяснятьихвзаимосвязь;
понимать духовно-нравственный характер патриотизма,
ценностейгражданскогосамосознания;
пониматьиуметьобосновыватьнравственныекачествагражданина.
Тема26.Патриотизм.
Характеризоватьпонятие«патриотизм»;
приводить
примеры
патриотизма
в
истории
и
современном
обществе;различать
истинный
и
ложный
патриотизм
через
ориентированность
наценноститолерантности,уважениякдругимнародам,ихисторииикультуре;уметьоб
основыватьважностьпатриотизма.
Тема27.ЗащитаРодины:подвигилидолг?
Характеризоватьпонятия«война»и«мир»;
доказыватьважностьсохранениямираисогласия;
обосновыватьрользащитыОтечества,еѐважностьдлягражданина;понимать
особенности
защиты
чести
Отечества
в
спорте,
науке,
культуре;характеризовать
понятия
«военный подвиг», «честь»,
«доблесть»,
обосновыватьихважность,приводитьпримерыихпроявлений.
Тема28.Государство. Россия–нашародина.
Характеризоватьпонятие«государство»;
уметьвыделятьиформулироватьосновныеособенностиРоссийскогогосударств
асиспользованиемисторическихфактовидуховно-нравственныеценностей;
характеризоватьпонятие«закон»каксущественнуючастьгражданскойидентичн
остичеловека;
характеризовать
понятие
«гражданская
идентичность»,
соотноситьэтопонятиеснеобходимыми нравственнымикачествамичеловека.
Тема29.Гражданскаяидентичность(практическоезанятие).
Охарактеризоватьсвоюгражданскуюидентичность,еѐсоставляющие:этническу
ю,религиозную,гендернуюидентичности;
обосновыватьважностьдуховнонравственныхкачествгражданина,указыватьихисточники.
Тема30.Мояшколаимойкласс(практическоезанятие).
Характеризоватьпонятие
«добрые
дела»
в
оценкисобственныхдействий,ихнравственногохарактера;
находить
примеры
добрых
дел
в
реальности
адаптироватьихкпотребностямкласса.
Тема31.Человек:какойон? (практическоезанятие).

контексте
и

уметь

Характеризовать
понятие
«человек»
как
духовно-нравственный
идеал;приводить
примеры
духовно-нравственного
идеала
в
культуре;формулироватьсвойидеалчеловекаинравственныекачества,которые
емуприсущи.
Тема32.Человекикультура(проект).
Характеризоватьгранивзаимодействиячеловекаикультуры;
уметь описать в выбранном направлении с помощью известных
примеровобразчеловека,создаваемыйпроизведениямикультуры;
показатьвзаимосвязьчеловекаикультурычерезихвзаимовлияние;
характеризоватьосновныепризнакипонятия«человек»сиспользованиемистори
ческих
и
культурных
примеров,
их
осмысление
и
оценку,каксположительной,такисотрицательнойстороны.
СИСТЕМАОЦЕНКИРЕЗУЛЬТАТОВОБУЧЕНИЯ
Оценкарезультатовобучениядолжнабытьосновананапонятных,прозрачныхист
руктурированныхпринципах,обеспечивающихоцениваниеразличныхкомпетенций
обучающихся.Принципыоценкиследующие.
Личностныекомпетенцииобучающихсянеподлежатнепосредственнойоценке,н
еявляютсянепосредственнымоснованиемоценки
как
итогового,такипромежуточногоуровнядуховнонравственногоразвитиядетей,неявляютсянепосредственнымоснованиемприоценке
качестваобразования.
Системаоценкиобразовательныхдостиженийосновананаметоденаблюденияив
ключает:педагогическиенаблюдения,педагогическуюдиагностику,
связанную
соценкой
эффективности
педагогическихдействийсцельюихдальнейшейоптимизации,проектныеработыобуч
ающихся,фиксирующие
их
достижения
в
ходе
образовательной
деятельностии
взаимодействия
в
социуме
(классе),
мониторинги
сформированности
духовнонравственныхценностейличности,включающиетрадиционныеценностикакопорны
еэлементыценностныхориентацийобучающихся.
Приэтомнепосредственноеоцениваниеостаѐтсяпрерогативнойобразовательно
й
организации
с
учѐтом
обозначенных
в
программе
по
ОДНКНРпредметных,личностныхиметапредметныхрезультатов.

5 класс
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Россия – наш общий дом

1

Семья и духовно-нравственные
ценности

2

Духовно-нравственное богатство
личности
Культурное единство России

3
4

Обобщение и повторение

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

10

1

9

РЕШ

6

1

5

РЕШ

3

0

3

РЕШ

13

0

13

РЕШ

2

1

1

РЕШ

34

3

31

6 класс

Количество часов
№
п/п

1
2
3

Наименование разделов и тем
программы

Культура как социальность
Человек и его отражение в
культуре
Человек как член общества

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

8

1

7

РЕШ

6

1

5

РЕШ

10

0

10

РЕШ

8

0

8

РЕШ

2

1

1

РЕШ

34

3

31

Родина и патриотизм
4
5

Обобщение и повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».