Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru
Приложение 3.11
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Сложные вопросы информатики»
для учащихся 9 классов
срок реализации 1 год
Составители:
Курочкина А.В., учитель информатики
2023
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Выпускник научится:
оценивать количественные параметры информационных объектов;
определять значение логического выражения;
анализировать формальные описания реальных объектов и процессов;
исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;
исполнять линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке;
исполнять простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием;
следовать
требованиям
техники
безопасности,
гигиены,
эргономики
и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий.
-
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками,
деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи
информации.
-
-
-
-
-
-
Раздел 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Выпускник научится:
кодировать и декодировать информацию;
представлять формульную зависимость в графическом виде;
создавать информационные объекты, структурировать текст, используя нумерацию
страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать
в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах); переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в
частности в процессе проектирования с использованием основных операций
графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.
Выпускник получит возможность научиться:
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс:
открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать
информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать
меры антивирусной безопасности;
создавать записи в базе данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах
данных,
компьютерных
сетях,
некомпьютерных
источниках
информации
(справочниках и словарях, каталогах, библиотеках);
-
проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и
процессов;
передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной
переписке, использовать информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Тема 1. Представление информации
Изучается информация. Формализация описания реальных объектов и процессов,
моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации.
Единицы измерения количества информации. Задачи на измерение информации.
Тема 2. Передача информации
Изучаются методы кодирования и декодирования информации. Процесс передачи
информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи
информации. Решаются задачи на кодирование информации. Решение задач на перевод
единиц информации.
Тема 3. Обработка информации
Изучаются алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блоксхемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции.
Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи,
вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа,
списки, деревья. Решение задач по данной теме.
Тема 4. Компьютер как универсальное устройство обработки
информации
Основные компоненты компьютера и их функции. Командное взаимодействие
пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное
обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Решение
задач на тему взаимодействия пользователя с компьютером.
Раздел 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Тема 1. Основные устройства, используемые в ИКТ.
Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Оценка
количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый
для хранения объектов Оценка количественных параметров информационных процессов.
Скорость передачи и обработки объектов. Решение задач на скорость передачи
информации, на понятие файловой системы.
Тема 2. Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах
окружающего мира
Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Запись
текстовой информации с использованием различных устройств. Запись музыки с
использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с
использованием различных устройств. Решение задач на объем изображений, музыки.
Тема 3. Создание и обработка информационных объектов
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Решение логических задач по поиску в базе данных.
Тема 4. Проектирование и моделирование
Диаграммы, планы, карты. Решение задач с использованием диаграмм.
Тема 5. Математические инструменты, динамические (электронные)
таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение
данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и
вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.
Тема 6. Организация информационной среды
Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них
для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Решение задач на поиск
информации в Интернете.
Информационные процессы.
Представление информации
Передача информации
Обработка информации
Компьютер как универсальное
устройство обработки информации
Информационные и
коммуникационные технологии.
Основные устройства, используемые в
ИКТ
Запись средствами ИКТ информации об
объектах и о процессах окружающего
мира
Создание и обработка информационных
объектов
Проектирование и моделирование
Математические инструменты,
динамические (электронные) таблицы
Организация информационной среды
Повторение
Итого
Раздел 2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
25
8
6
6
14
4
3
3
10
4
3
3
5
4
35
17
17
7
3
4
5
2
3
5
3
2
3
2
1
10
3
6
1
5
8
68
4
1
32
1
6
33
1
3
Самостоятельная,
ч.
Раздел 1
1.1
1.2
1.3
1.4
Практическая
работа, ч.
Наименование разделов и тем
Теоретическое
обучение, ч.
№ п/п
Максимальная
нагрузка
обучающегося, ч.
Из них
1
1
1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Информационные процессы.
Представление информации
Язык как способ представления и передачи информации.
Естественные и формальныеязыки
Формализация описания реальных объектов и процессов.
Моделирование объектов и процессов
Дискретная форма представления информации.
Единицы измерения количества информации.
Передача информации
Процесс передачи информации, источник и приемник информации.
Скорость передачи информации
Кодирование и декодирование информации
Обработка информации
Алгоритм, свойства алгоритмов.
Способы записи алгоритмов.
Логические значения, операции, выражения.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Основные компоненты компьютера и их функции.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером.
Графический интерфейс пользователя.
Программное обеспечение, его структура.
Программное обеспечение общего назначения.
25
8
6
6
5
14
4
1
1
1
10
4
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
Самостоятельная,ч.
Практическая
работа, ч.
Раздел 1
1.1
1-2.
3.
4.
5.
6.
7-8.
1.2
9-10.
11-12.
13-14.
1.3
15.
16.
17-18.
19-20.
1.4
21.
22.
23.
24.
25.
Наименование разделов и тем
Теоретическое
обучение, ч.
№ п/п
Максимальная
нагрузка
обучающегося, ч.
Из них
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
1
1
Раздел 2
2.1
26.
27.
28-29.
30.
31-32.
2.2
33.
34-35.
36-37.
2.3
38.
39-40.
41-42.
2.4
43.
44-45.
2.5
46-47.
48.
49.
50-51.
52-53.
54-55.
2.6
56.
57.
58.
59-60.
61-68.
Информационные и коммуникационные технологии.
Основные устройства, используемые в ИКТ
Файлы и файловая система.
Архивирование и разархивирование файлов.
Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для
хранения объектов.
Оценка количественных параметров информационных процессов.
Скорость передачи и обработки объектов.
Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах окружающего мира
Запись изображений и звука с использованиемразличных устройств
Запись текстовой информации с использованиемразличных устройств.
Запись таблиц результатов измерений и опросов сиспользованием различных устройств
Создание и обработка информационных объектов
Базы данных.
Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора,
сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов.
Проектирование и моделирование
Диаграммы, планы, карты
Простейшие управляемые компьютерные модели.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования.
Ввод данных в готовую таблицу.
Изменение данных, переход к графическому представлению.
Ввод математических формул и вычисления по ним.
Представление формульной зависимости в графическом виде.
Анализ информации в готовой таблице.
Организация информационной среды
Электронная почта как средство связи.
Правила переписки по электронной почте, приложения к письмам, отправка и получение
сообщения.
Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для
индивидуального использования (в том числе изИнтернета)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Повторение
Итого
18
7
7
3
1
10
4
1
1
1
5
5
3
10
1
2
1
1
3
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
1
5
1
4
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
34
1
1
16
1
6
15
1
3
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)