Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа «город Ирбит» Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 10» Тел/факс: (34355) 3-83-41 E-mail: school_10_irbit@mail.ru Приложение 3.11 к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Школа № 10» Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Сложные вопросы информатики» для учащихся 9 классов срок реализации 1 год Составители: Курочкина А.В., учитель информатики 2023 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. Выпускник научится: оценивать количественные параметры информационных объектов; определять значение логического выражения; анализировать формальные описания реальных объектов и процессов; исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд; исполнять линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке; исполнять простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке; пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий. - Выпускник получит возможность научиться: выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы; оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации. - - - - - - Раздел 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Выпускник научится: кодировать и декодировать информацию; представлять формульную зависимость в графическом виде; создавать информационные объекты, структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах); переходить от одного представления данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений. Выпускник получит возможность научиться: оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; создавать записи в базе данных; искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках); - проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов; передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. Тема 1. Представление информации Изучается информация. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Задачи на измерение информации. Тема 2. Передача информации Изучаются методы кодирования и декодирования информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации. Решаются задачи на кодирование информации. Решение задач на перевод единиц информации. Тема 3. Обработка информации Изучаются алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блоксхемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья. Решение задач по данной теме. Тема 4. Компьютер как универсальное устройство обработки информации Основные компоненты компьютера и их функции. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Решение задач на тему взаимодействия пользователя с компьютером. Раздел 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Тема 1. Основные устройства, используемые в ИКТ. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов. Решение задач на скорость передачи информации, на понятие файловой системы. Тема 2. Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах окружающего мира Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Запись текстовой информации с использованием различных устройств. Запись музыки с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств. Решение задач на объем изображений, музыки. Тема 3. Создание и обработка информационных объектов Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Решение логических задач по поиску в базе данных. Тема 4. Проектирование и моделирование Диаграммы, планы, карты. Решение задач с использованием диаграмм. Тема 5. Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде. Тема 6. Организация информационной среды Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Решение задач на поиск информации в Интернете. Информационные процессы. Представление информации Передача информации Обработка информации Компьютер как универсальное устройство обработки информации Информационные и коммуникационные технологии. Основные устройства, используемые в ИКТ Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах окружающего мира Создание и обработка информационных объектов Проектирование и моделирование Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы Организация информационной среды Повторение Итого Раздел 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 25 8 6 6 14 4 3 3 10 4 3 3 5 4 35 17 17 7 3 4 5 2 3 5 3 2 3 2 1 10 3 6 1 5 8 68 4 1 32 1 6 33 1 3 Самостоятельная, ч. Раздел 1 1.1 1.2 1.3 1.4 Практическая работа, ч. Наименование разделов и тем Теоретическое обучение, ч. № п/п Максимальная нагрузка обучающегося, ч. Из них 1 1 1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Информационные процессы. Представление информации Язык как способ представления и передачи информации. Естественные и формальныеязыки Формализация описания реальных объектов и процессов. Моделирование объектов и процессов Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Передача информации Процесс передачи информации, источник и приемник информации. Скорость передачи информации Кодирование и декодирование информации Обработка информации Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Логические значения, операции, выражения. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья. Компьютер как универсальное устройство обработки информации Основные компоненты компьютера и их функции. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. 25 8 6 6 5 14 4 1 1 1 10 4 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 Самостоятельная,ч. Практическая работа, ч. Раздел 1 1.1 1-2. 3. 4. 5. 6. 7-8. 1.2 9-10. 11-12. 13-14. 1.3 15. 16. 17-18. 19-20. 1.4 21. 22. 23. 24. 25. Наименование разделов и тем Теоретическое обучение, ч. № п/п Максимальная нагрузка обучающегося, ч. Из них 1 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 1 1 Раздел 2 2.1 26. 27. 28-29. 30. 31-32. 2.2 33. 34-35. 36-37. 2.3 38. 39-40. 41-42. 2.4 43. 44-45. 2.5 46-47. 48. 49. 50-51. 52-53. 54-55. 2.6 56. 57. 58. 59-60. 61-68. Информационные и коммуникационные технологии. Основные устройства, используемые в ИКТ Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование файлов. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов. Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах окружающего мира Запись изображений и звука с использованиемразличных устройств Запись текстовой информации с использованиемразличных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов сиспользованием различных устройств Создание и обработка информационных объектов Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Проектирование и моделирование Диаграммы, планы, карты Простейшие управляемые компьютерные модели. Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу. Изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде. Анализ информации в готовой таблице. Организация информационной среды Электронная почта как средство связи. Правила переписки по электронной почте, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе изИнтернета) Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Повторение Итого 18 7 7 3 1 10 4 1 1 1 5 5 3 10 1 2 1 1 3 1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 1 5 1 4 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 34 1 1 16 1 6 15 1 3 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)