"Трудные вопросы ОГЭ по географии"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 1.32
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Трудные вопросы географии для 9–х классов»
срок реализации 1 год

Составитель: Валёва Т.Р., учитель географии

2025

Пояснительная записка
Одним из важнейших требований к географическому образованию в
современных условиях является овладение обучающимися практическими
умениями и навыками.
Предлагаемый курс внеурочной деятельности направлен на более
глубокое усвоение теоретических знаний по «Начальному курсу географии»,
«Географии материков и океанов», «География России» через отработку
заданий, где обучающиеся применяют полученные знания на практике.
Данный курс даёт возможность расширить географический кругозор. Задания,
рассматриваемые в ходе изучения курса, могут быть использованы в ходе
подготовки учащихся к олимпиадам по географии и сдаче ОГЭ по данному
предмету в 9 классе.
Программа

курса

реализуется

в

рамках

общеинтеллектуального

направления. Предназначена для учащихся 9 класса. Рассчитана на 34 часа в
год (1 час в неделю).
Деятельность учителя с учетом Программы воспитания
МАОУ «Школа №10»
Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через
воспитательный потенциал внеурочной деятельности по географии:
- установление доверительных отношений между учителем и его
учениками,

способствующих

позитивному

восприятию

учащимися

требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных

игр,

стимулирующих

познавательную

мотивацию

школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию

детей

межличностных

к

получению

отношений

в

знаний,

налаживанию

классе,

помогают

позитивных
установлению

доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык

самостоятельного

решения

теоретической

проблемы,

навык

генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Планируемые результаты
Личностные результаты:


формирование

всесторонне

образованной,

инициативной

и

успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих

взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов и норм поведения;


локальном

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
уровнях

(житель

планеты

Земля,

гражданин

Российской

Федерации, житель конкретного региона);


осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли,

материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте
мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;


осознание единства географического пространства России как

единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей
общность их исторических судеб;


осознание

значимости

и

общности

глобальных

проблем

человечества.
Метапредметные результаты:


формирование и развитие посредством географического знания

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;


умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;


способности к самостоятельному приобретению новых знаний и

практических

умений,

умения

управлять

своей

познавательной

деятельностью;


самостоятельно

обнаруживать

и

формулировать

учебную

проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;


выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный

результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;


составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

(выполнения проекта);



работая по плану, сверять свои действия с целью и, при

необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;


в

диалоге

с

учителем

совершенствовать

самостоятельно

выработанные критерии оценки;


самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.).


отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая

их фактами;


уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль

(владение механизмом эквивалентных замен);


уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с

людьми иных позиций.
Предметные результаты:
Ученик научится:


давать определения географическим понятиям и терминам;



оценивать географические особенности природы материков и

океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном
освоении разных территорий и акваторий;


выделять (узнавать) существенные признаки географических

объектов и явлений;


использовать

систему

географических

знаний

о

природе,

населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых
формируется географическое мышление учащихся;


анализировать,

оценивать,

прогнозировать

современные

социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;


использовать карты

как информационные образно-знаковые

модели действительности;


давать определение понятиям, строить логические рассуждения,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

реализовывать

исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать
модели для решения задач.
Ученик получит возможность научиться:


задавать вопросы, необходимые для организации собственной

деятельности,

осуществлять

рефлексию,

формулировать

свое

мнение,

аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками;


учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия

достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели,
самостоятельно

контролировать

свое

время,

оценивать

правильность

выполнения действий, вносить коррективы;


повторять

устанавливать

ранее

изученный

материал

в

новом,

активно

внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по

способам деятельности;


анализировать пройденный материал и обсуждать полученные

сведения.
Содержание курса
План и карта (6 часов)
Работа с топографической картой. Повторение условных знаков,
масштаба, азимута, способов изображения рельефа, чтение карты. Чтение
топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний,
географических координат. Комплексный анализ географических условий по
топографической

карте.

Построение

профиля

рельефа

местности.

Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и
анализ длин меридианов и параллелей.
Практические задания:
1. Ориентирование по плану и карте.
2. Решение задач на определение географических координат.
3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте.
4. Определение расстояний на плане и карте.

Характеристика основных видов деятельности учащихся: овладение
основами картографической грамотности и использование географической
карты как одного из «языков» международного общения; организовывать
сотрудничество,

работать

индивидуально

и

в

группе;

свободно

ориентироваться по физической, экономической и политической картам;
работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и
карте.
Путешествия и географические открытия (2 часа)
Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли.
Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах
Клавдия Птолемея.
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора,
1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В.
Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко
Поло.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX
веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф.
П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А.
Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И.
Арсеньев).
Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий.
Имена путешественников на карте.
Характеристика основных видов деятельности учащихся: осознавать
роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении
планеты человеком, о географических знаниях.
Природа Земли (6 часов)
Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры,
сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и

эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний
географической номенклатуры водных объектов.
Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы.
Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
Практические задания:
1.

Определение средней температуры при подъеме и спуске.

2.

Решение задач на определение атмосферного давления.

3.

Определение типов климата по климатическим диаграммам.

Характеристика

основных

видов

деятельности

учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам;
овладение системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых
установок социально-ответственного поведения в географической среде –
среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Материки, океаны, народы и страны (7 часов)
Уникальные

особенности

природы

материков,

океанов

Земли.

Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы
Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира.
Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами
атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Практические задания:
1.Описание страны по плану.
2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической
номенклатуры объектов.
Характеристика

основных

видов

деятельности

учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам;
анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы
и заключения на основе анализа географических карт и статистических
данных; характеризовать по картам климата различных и природных зон
различных материков; осваивать системы географических знаний о природе,
населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых

формируется

географическое

мышление

учащихся;

знать

и

уметь

характеризовать уникальные объекты мира.
География России (12 часов)
Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и
животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей
страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия,
география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в
России. Особенности и специализация экономических районов России.
Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение
факторов размещения отдельных предприятий по территории страны.
Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России.
Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому
описанию.
Практические задания:
1. Решение географических задач на определение поясного времени.
2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.
3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.
4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической
номенклатуры объектов.
5. Решение географических задач на определение плотности населения,
анализ таблиц, графиков
6. Определение причинно-следственных связей между объектами.
Характеристика основных видов деятельности учащихся: свободно
ориентироваться по физической, экономической и политической картам;
решать задач на определение поясного времени; оценивать степень
комфортности или природных условий любой точки мира по наличию
климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять
кругозор учащихся в области географии.
Итоговое занятие (1 час)

Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных
заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по
географии.
Характеристика

основных

видов

деятельности

учащихся:

анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы
и заключения на основе анализа географических карт и статистических
данных; овладеть системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего
уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и
навыков

использования

разнообразных

географических

знаний

в

повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей
среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер
безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф.
Тематическое планирование
Наименование тем и разделов
План и карта
Источники географической информации. Условные знаки.
Ориентирование на местности.
Горизонтали. Профиль местности.
Координатная сетка. Широта. Долгота.
Решение задач на определение географических координат
Определение расстояний на плане.
Путешествия и географические открытия
7 География в древности. Эпоха Великих географических
открытий. Путешественники, географы, которые внесли
вклад в изучение России.
8 Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена
путешественников на карте.
Природа Земли
9 Развитие земной коры. Земная кора на карте.
10 Атмосфера. Температура воздуха.
11 Атмосферное давление.
12 Климатические пояса Земли.
1
2
3
4
5
6

Количество
часов
6
1
1
1
1
1
1
2
1

1
6
1
1
1
1

13 Определение типов климата по климатическим диаграммам
14 Гидросфера: состав, свойства, происхождение.
Материки, океаны, народы и страны
15 Особенности природы Африки.
16 Особенности природы Южной Америки.
17 Особенности природы Австралии и Антарктиды.
18 Особенности природы Евразии.
19 Особенности природы Северной Америки.
20 Страны мира. Классификация стран.
21 Работа с картами атласа по отработке знаний
географической номенклатуры объектов.
География России
22 Географическое положение России.
23 Административно-территориальное устройство РФ.
24 Экономические районы России.
25 Часовые пояса. Поясное время.
26 Общая характеристика природы России.
27 Работа с картами атласа по отработке знаний
географической номенклатуры объектов
28 Народы, населяющие Россию, их география.
29 Демографическая ситуация в России.
30 Решение географических задач на определение плотности
населения, анализ таблиц, графиков
31 Регионы России. Хозяйство Европейской части России.
32 Регионы России. Хозяйство Азиатской части России.
33 Природопользование и экология.
Итоговое занятие
34 Обобщение материала по программе курса
Итого

1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Учебно-методическое обеспечение и электронные образовательные
ресурсы
1. Е.М. Курашаева. География России в схемах и таблицах 8-9
классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН», 2009.
2. Учебные пособия с 5 по 9 класс, издательство Дрофа, под
авторством О.А.Климановой и других.
3. РЕШУ:ОГЭ

по

географии

–

2023-2024.

URL:

https://geo-

oge.sdamgia.ru/?r
4. Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)
http://www.fipi.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».