АРП по предмету История 6 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Приложение 1.9
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 30.08.2024 г. № 88-OД/1
(с изменениями от 29.08.2025 г. пр. № 81-ОД/3)

Рабочая программа
по предмету «Мир истории»
для учащихся 6 классов
срок реализации 5 лет

Составитель:
Юдин И.В. учитель истории

2025
1

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
примерной адаптированной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной
отсталостью; авторской программы О.И.Бородина, В.М. Мозговой «История» сборника Программ
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 5-9 классов , авторской
программы И.М. Бгажноковой, Л.В.Смирновой «История» сборника Программ специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для 5-9 классов,- Москва, «Просвещение», 20014год.
Пропедевтический курс «Мир истории» предназначен для обучающихся 6 класса, изучающих
историю первый год.
В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип цивилизационного анализа
исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей
развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для
формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта,
коррекции и развития высших психических функций.
Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса
"История Отечества" в VII - XI классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
- формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на
различных исторических этапах его развития;
- формирование первоначальных исторических представлений о "историческом времени" и
"историческом пространстве";
- формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и некоторых других;
- формирование умения работать с "лентой времени";
- формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать
- простейшие выводы и обобщения;
- воспитание интереса к изучению истории.

2. Общая характеристика учебного предмета

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в
который заложено изучение исторического материала, коррекционное воздействие изучаемого
материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка
подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными
возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников,
способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное
воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
2

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности в
обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и
доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип
наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и
т.д.
При проведении уроков используются методы:
 Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой,
 Наглядные - наблюдение, демонстрация,
 Практические – упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.
 Проблемный;
 Частично-поисковый;
 Исследовательский;
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
 Комбинированный урок
 Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
 Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
 Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок);
При проведении урока применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов, мультимедиа,
музыкальные фрагменты.
Для контроля воспитанников применяются тестовые, самостоятельные работы.
Знания и умения, учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. При выставлении
итоговой оценки учитывается как уровень знаний учащихся. Основанием для выставления итоговой
оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса,
тестовых и самостоятельных работ.
На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.
С целью сохранения и укрепления здоровья, учащихся применяются элементы
здоровьесберегающей технологии.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир истории» относится к образовательной области «История России» и рассчитан
на 1 год обучения.
Программа предусматривает следующее количество часов в год:
6 класс – 2 часа – 34 учебных недели – всего 68 часов.
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень
- понимание доступных исторических фактов;
- использование некоторых усвоенных понятий
в активной речи;
- последовательные ответы на вопросы, выбор
правильного ответа из ряда предложенных
вариантов;
- использование помощи педагогического
работника при выполнении учебных задач,
самостоятельное исправление ошибок;
- усвоение элементов контроля учебной
деятельности (с помощью памяток, инструкций,

Достаточный уровень
- знание изученных понятий и наличие
представлений по всем разделам программы;
- использование усвоенных исторических
понятий в самостоятельных высказываниях;
участие в беседах по основным темам
программы;
- высказывание собственных суждений и
личностное отношение к изученным фактам;
- понимание содержания учебных заданий, их
выполнение самостоятельно или с помощью
педагогического работника;
3

опорных схем);
- владение элементами самоконтроля при
- адекватное реагирование на оценку учебных выполнении заданий;
действий
- владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.
5. Содержание учебного предмета
Представление о себе и окружающем мире.
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени
человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки,
потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село и другие),
кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей образовательной
организации.
Местность, где мы живем. Происхождение названия местности. Край (область, республика), в
котором мы живем; главный город края, области, республики; национальный состав, основные
занятия жителей.
Россия - страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав. Республики в
составе Российской Федерации. Государственные символы Российской Федерации. Руководитель
страны (Президент Российской Федерации).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории.
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра.
Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее
представление). "Лента времени". Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский
календарь, русский земледельческий календарь). Части века: начало века, середина века, конец века,
граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные
события XX века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории.
История - наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических
знаний для людей. Историческая память России.
4

Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика,
нумизматика (элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества,
строительства и архитектуры; живопись), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные
книги, надписи и рисунки). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от современных
людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный век.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда и
занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины зарождения
религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за
климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Приручение
диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных климатических
условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление
новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей:
семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города. Создание человеком искусственной среды
обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.

История вещей и дел человека (от древности до наших дней):
История освоения человеком огня, энергии. Источники огня в природе. Способы добычи
огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня.
Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов,
приготовление пищи.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн.
5

Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления).
Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения
большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от
сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для
жизни человечества.
История использования человеком воды.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение
человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие
представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия в
истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция.
Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш,
земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья
у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты). История совершенствования жилища. Влияние
климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные
памятники в строительстве, их значение для изучения истории.
История появления мебели.
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на
изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей,
связанные с изготовлением мебели.
История питания человека.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище
человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания:
собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение
человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
6

Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление
пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
История появления посуды.
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная
посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства
глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества
деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви.
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и
обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды
одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование
видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для
изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды.
Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде
и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви.
Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов,
открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии
для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география. Изменение среды и общества в ходе
развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История
возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо.
Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности.
7

Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды
государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Политика государства, гражданские
свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Государства
богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.

Рекомендуемые виды практических заданий:
- заполнение анкет;
- рисование по темам: "Моя семья", "Мой дом", "Моя улица";
- составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях;
- составление автобиографии и биографий членов семьи (под руководством педагогического
работника);
- составление генеалогического древа (рисунок);
- рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;
- изображение схем сменяемости времен года;
- составление календаря на неделю, месяц: изображение "ленты времени" одного столетия, одного
- тысячелетия, ориентировка на "ленте времени";
- объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и времени.
- чтение и пересказ адаптированных текстов по изучаемым темам;
- рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических
находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам;
- экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
- ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями;
- просмотр фильмов о культурных памятниках;
- викторины на темы: "С чего начинается Родина?", "Моя семья", "Мой род", "Я и мои друзья",
"Страна, в которой я живу", "События прошлого", "Время, в котором мы живем", "История одного
памятника", "История в рассказах очевидцев", "Исторические памятники нашего города".
8

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование
разделов и тем
учебного
предмета

Количество
часов на
изучение
раздела

Введение
Представление 7 часов
о
себе
и
окружающем
мире

Представления 4 часа
о времени в
истории

Содержание тем учебного предмета

Практическая
часть

Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и
значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение
фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения,
предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о
биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома
(регион, город, поселок, село), кто и когда его построил. Твои
соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица
твоего дома, твоей школы.
Местность, где мы живем (город, село). Происхождение
названия местности. Край (область, республика), в котором мы
живем; главный город края, национальный состав, основные
занятия жителей края, города.
Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население,
национальный состав. Республики в составе Российской
Федерации. Государственные символы РФ.
Руководитель
страны (президент РФ).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на
которой мы живем.
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. 2Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение самостоятельн
времени. Календарь (происхождение, виды).
ые
Представление об историческом времени: век, (столетие),
тысячелетие, историческая эпоха (общее представление).
9

Реализация РК

РК.
Составление
собственной
родословной
и
автобиографии
РК. Рисунок «Мой
дом».
Составление
рассказа «Мои соседи»
РК. Рисунок «Моя
улица»
РК.
Составление
рассказа « Мой край»

РК.
Распределение
основных событий из
жизни
на
«ленте
времени»

«Лента времени». Краткие исторические сведения о названии
месяцев (римский календарь, русский земледельческий
календарь). Части века: начало века, середина века, конец века,
граница двух веков (конец одного века и начало другого);
текущий век, тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно,
с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные
представления
об истории

5 часов

11 часов
История
Древнего мира

История
наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в 1- тест
прошлом). Значение исторических знаний для людей.
Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения:
археология, этнография, геральдика, нумизматика и др.
(элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта;
памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись и
т.д.), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные
книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев).
Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). 1- тест
Отличие человека от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда
обитания, отличие от современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия
труда. Каменный века.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи.
Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от
опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины
зарождения религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа
жизни древних людей из-за климатических условий: борьба за
выживание. Способы охоты на диких животных. Приручение
диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру.
Влияние различных климатических условий на изменения во
10

РК. Школьный Музей

РК. История появления
г. Ирбита

внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства.
Появление новых орудий труда. Начало бронзового века.
Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья,
община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства,
выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание
человеком искусственной среды обитания. Возникновение
древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
История
5 часов
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним
освоения
человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком,
человеком огня,
культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита
энергии
от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды,
орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого
изобретения в истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая,
атомная (общие представления). Изобретение электричества как
новый этап в жизни людей. Современные способы получения
большого количества энергии. Экологические последствия при
получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых
(угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли
для жизни человечества.
История
4 часа
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана
использования
водных угодий.
человеком воды
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер,
морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде.
Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель
(общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его
возникновения. Роль поливного земледелия, в истории
человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное
11

РК. Использование
огня.
РК. Способы получения
энергии.

РК
Использование
воды на р. Ница и р.
Ирбитка

История
жилища
человека

3часа

История
появления
мебели

3часа

История
питания
человека

5часов

История
появления
посуды

5 часов

колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче
полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных
ресурсов.
Понятие о жилище. История появления жилища человека.
Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборноразборные
жилища.
Материалы,
используемые
для
строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы,
юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние
климата и национальных традиций на строительство жилья и
других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их
значение для изучения истории.
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и
национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление
мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей,
связанные с изготовлением мебели.
Питание как главное условие жизни любого живого организма.
Уточнение представлений о пище человека в разные периоды
развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его
выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество,
рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение
человеком животных. Значение домашних животных в жизни
человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у
разных народов. Употребление пищи как необходимое условие
сохранения здоровья и жизни человека.
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. 1-тест.
История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное
ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для
развития производства глиняной посуды. Народные традиции в
12

РК.
Строительство
первых жилищ.

.

РК.
Земледелие
скотоводство
Ирбитском районе.

и
в

РК.
Ирбитский
хлебозавод. Ирбитский
молокозавод
.
РК. Животноводство и
полеводство Урала
Блюда народов Урала
Декоративно
прикладное творчество
Ирбита

изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования
деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной по суды
для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как
искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История
появления
одежды
обуви

История
человеческого
общества

5 часов
и

11 часов

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях.
Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в
мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от
неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего
человека. Способы изготовления, материалы, инструменты.
Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и
скотоводства,
совершенствование
инструментов
для
изготовления одежды. Влияние природных и климатических
условий на изготовление одежды. Народные традиции
изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство.
Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов.
Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на
возникновение разных видов обуви. Обувь в разные
исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение
человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение
представлений о мире.
Истоки
возникновения
мировых
религий:
иудаизм,
христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной
жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география и др.
Изменение среды и общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды,
13

РК. Одежда и обувь
народов Урала

1- тест

РК. Церкови г. Ирбита
РК. Культурные центры
г. Ирбита

песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма.
Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое
письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и
книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как
особая сфера человеческой деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право,
суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура,
демократическая
республика.
Политика
государства,
гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства.
История денег, торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки
войн.

14

6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями.
Оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на
определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:
 соответствие достигнутых предметных, личностных результатов, обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной
общеобразовательной программы;
 динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Устный ответ:
Оценка «5»
- обнаруживает
понимание материала;
-самостоятельно
формулирует ответы;
-допускает единичные
ошибки и сам
исправляет

Оценка «4»
-обнаруживает понимание
материала;
-самостоятельно
формулирует ответы;
-допускает ошибки в
подтверждении ответов
примерами и исправляет их с
помощью учителя (1-2
ошибки);
-допускает ошибки в речи (12 ошибки);

Оценка «3»
-обнаруживает знание и
понимание основных
положений темы;
-излагает материал
недостаточно полно и
последовательно;
-допускает ряд ошибок в речи;
-затрудняется самостоятельно
подтвердить пример;
-нуждается в постоянной
помощи учителя;

15

Оценка «2»
-обнаруживает незнание
большей или наиболее
существенной части
изученного материала;
-допускает ошибки в
формулировке ответа,
искажает его смысл;
-делает грубые ошибки;
-не использует помощь
учителя;

7. Учебно-методический комплекс
Список учебно-методической литературы:
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сборник 1 5 – 9 классы под редакцией В.В.
Воронковой. - Москва, «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 год.
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сборник 1 5 – 9 классы под редакцией А.К.
Аксеновой, И.М. Бгажноковой. - Москва, «Просвещение», 2005 год.
Учебники:
1. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина «История России» 7 класс, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008г
2. И. М Бгажнокова, Л. В. Смирнова Учебник для 6 класса,- Москва «Просвещение»,2014 год.
Литература для учителя:
1. Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика обучения русскому языку в
коррекционной школе VIII вида».
2. Учебно – методическое пособие под редакцией Б.П.Пузанова, О.И.Бородиной, «Уроки истории в 7классе специальной
(коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида», М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г.
Дидактический материал:
Таблицы, схемы; Словарные слова.
Карточки с индивидуальными заданиями;
Тестовые задания;
Репродукции исторических событий, портреты
Контурные карты.
Перечень интернет ресурсов и электронных источников:
1. Региональная коллекция ЦОР.
2. Единая коллекция ЦОР «1С».
1.
2.
3.
4.
5.

16

Календарно-тематическое планирование уроков по предмету «Мир истории» 6 класс (68 часов; 2 урока в неделю)
№

Тема урока

Основные
понятия.

Кол-во
часов/
дата

Практическая
работа

Планируемый
предметный
результат

Оборудован
ие

Записывают ответы на
вопрос: «Почему надо
изучать историю?»
Составление рассказа по
данному плану.
Участвуют в беседа по
теме, выполняют
исследовательскую
работу на тему:
«Значение моего имени».
Образование полных и
неполных имён.
Просмотр
видеофрагмента.
Участвуют в беседе с
опорой на презентацию
по теме, записывают в
тетрадь значение своей
фамилии. Заполнение
анкеты.

Реализация основных
Иллюстративн
понятий, использование ый материал.
их в самостоятельной
речи.

дата

1 четверть – 16 часов.
Раздел 1.Представление о себе и окружающем мире
1
Введение.
Наука, история,
1
Почему надо
Конфуций.
изучать
историю?
2

История имени.

Имя, значение имени,
полное и неполное
имя, святцы, обычай,
священник.

1

3

Отчества и
фамилии
человека.

Отчество. Прозвище.
Фамилия. Царь Пётр
Первый. Отчизна,
отечество.

1

4

Семья.

Семья,
близкие и дальние
р6дственники. Торг,
тулуп, гостинцы.

1

Составление устного
рассказа на тему: «Моя
семья», толкование
пословиц о семье.
17

5.09.23

Иметь представление о
возникновении имен, о
значении своего имени.
Уметь образовывать
наиболее
распространённые
неполные имена от
полных и наоборот.

Карточки со
7.09.23
значением
имён учащихся.
Видеофрагмент
«Происхожден
ие имён и
фамилий».

Иметь представление о
происхождении отчеств
и фамилий. Знать имена
и отчества родителей,
бабушек, дедушек,
знать понятие
«отчизна».
Иметь представление о
семье, родственниках.
Уметь составлять
устный рассказ о своей

Карточки с
именами и
фамилиями.
Анкета.

12.09.23

Пословицы и
песни о семье.

14.09.23

5

Биография.

Дата рождения,
биография, инженер,
талант, раб, сплетни,
дуэль.

Родственники,
поколение, предки,
потомки,
родословная,
родословное дерево
семьи.
Раздел 2. Отчий дом. Наша родина – Россия

1

6

Поколения
людей.

7

Дом – жилище
человека.

Дом, хозяин, климат,
кочует, дом памятник.

1

8

Изба – памятник
русского
домостроения

Отчий дом, малая
родина, помочь.

1

9

Названия

Основатель,

1

1

Разгадывание ребуса о
семье. Слушание песен о
семье.
Чтение биографии А.С.
Пушкина, составление
устных ответов на
вопросы. Составление
биографии писателя.
Участвуют в беседе по
теме, находят в учебнике
значение слов.
Написание своей
биографии по данному
плану.
Объяснение понятий.
Знакомятся с
родословной известных
людей. Составление
родословного древа.

семье.

Участвуют в беседе по
теме с опорой на
презентацию.
Объяснение пословиц о
доме, хозяйстве, соседях.
Выполняют рисунок в
тетради на тему «Моя
школа»
Пересказ текста.
Рисование своего дома
(либо будущего своего
дома).
Участвуют в беседе по
18

Уметь составлять
биографию по данному
тексту и плану.

Презентация
19.09.23
«Писатель
Пушкин». План
для написания
биографии.

Уметь объяснять
понятия: поколение,
предки, потомки,
родословная.

Схематический
рисунок
родословного
древа.

21.09.23

Знать отличия
городского дома и
дома в поселке или
деревне. Уметь
составлять устный
рассказ о своём доме
(истории его
появления).
Иметь представление
об особенностях
русской избы.

Пословицы о
доме,
хозяйстве,
соседях.

26.09.23

Иметь представление о

Иллюстративн 28.09.23
ый материал.
Презентация
«Русская изба».
Административ 3.10.23

городов и улиц.

увековечить, слобода.

10

Родник
«Двенадцать
ключей»

11

Истоки. Малая
родина.

Чужеземный, истоки,
манят. Свердловская
область, районный
центр - город Ирбит,
герб Ирбита.

1

12

Край где мы
живем.

Свердловская область,
районный центр город Ирбит, герб
Ирбита.

1

1

теме с опорой на
презентацию.
«выполняют рисунок в
тетради на тему: «Моя
улица». Объяснение
происхождения названий
улиц, где расположен
дом и школа.
Письменный рассказ «Я
знаю свой город
(посёлок, деревню)»
Участвуют в беседе по
теме с опорой на
презентацию.
Записывают в тетрадь
новые слова.
Участвуют в беседе по
теме с опорой на
презентацию.
Записывают в тетрадь
новые слова. Работа с
картой и атласом
Свердловской области.
Запись адреса малой
родины. Работа со
схемой «Национальный
состав жителей края»,
таблицей «Основные
занятия жителей нашего
края». Работа с гербом
области и района.
Слушают
подготовленные
сообщения учащихся о г.
Ирбите. Отвечают на
19

происхождении
названий улиц,
поселков, городов.
Уметь объяснять
понятия: основатель,
увековечить.

ная карта
Свердловской
обл. и г.
Ирбита.

5.10.23

Уметь называть адрес
малой родины,
показывать на карте
область, областной
центр, район, районный
центр, свою малую
родину.

Карта
10.10.23
Свердловской
области.
Презентация
«Моя малая
родина».
Изображение
герба области и
города Ирбита.

Иметь представление о
национальном составе
и основных занятиях
жителей края.

Карта
Свердловской
области.
Презентация

12.10.23

вопросы.

13

Наша Родина –
Россия.

Гражданин, патриот,
территория,
живопись, раздоры.
Россия, Российская
Федерация, народы
России.

1

14

Как устроено
государство.

1

15

Герб, флаг, гимн
России.

Президент,
Государственная
дума, министр,
правительство –
Кабинет министров,
премьер – министр,
суд, полиция, армия,
Конституция.
Герб, стяг, гимн,
держава.

16

Повторение и обобщение изученного.

1

1

Работа с
административной
картой. Объяснение
пословиц. Работа с
иллюстрациями «Народы
России». Разгадывают
ребусы, знакомятся с
пословицами о Родине.
Отгадывают слова
интерактивного
кроссворда о Родине.
Просматривают
видеоролик по теме,
участвуют в беседе,
записывают в тетрадь
новые слова. Аукцион
«Государства мира».
Словарная работа.
Разбор ситуаций.
Рисование флага РФ.
Слушание и
выразительное чтение
гимна РФ, объяснение
смысла частей.
Сравнение гербов РФ и
Свердловской области.

Работа с понятиями.
20

Уметь показывать на
карте границы РФ,
называть и показывать
столицу. Иметь
представление о
национальном составе
жителей РФ.

«Моя малая
родина».
Изображение
герба области и
города Ирбита
Административ 17.10.23
ная карта РФ.
Видеофрагмент
«Широка
страна моя
родная».

Уметь называть 3-4
государства мира.
Иметь представление
об устройстве РФ,
главе, основном законе,
органах верховной
власти.

Портрет
президента РФ.
Конституция
РФ.

19.10.23

Знать и уметь называть
государственные
символы РФ. Уметь
словесно описать герб и
гимн.

Аудиозапись
гимна РФ.
Иллюстрации
герба
Свердловской
области.
Видеофрагмент
«История
флага».

24.10.23

26.10.23

Уметь отвечать на вопросы по основным темам.

2 четверть- 16 часов
17

Москва–
столица России.

Столица. Летопись.
Кремль – сердце
Москвы.

1

18

Мы жители
планеты Земля.

Планета, космос,
атмосфера, Луна –
спутник Земли,
Вселенная.

1

Раздел 3. О том, что такое время и как его изучают
19 Что такое время. Время, прошлое,
1
настоящее, будущее,
вчера, сегодня,
завтра,меры времени:
секунда, минута, час,
сутки, месяц, год.
Хронология, эра.
Рождение Иисуса
Христа.

20

История

Календарь.

1

Объяснение смысла
выражений. Обзор
достопримечательностей
Москвы. Слушание
песен и стихов о Москве.
Пересказ текста по
плану.
Работа со схемой
«Планеты Солнечной
системы».

Иметь представление о
Москве как о главном
городе РФ. Уметь
называть 2-3
достопримечательности
Москвы.

Презентация
«Москва –
столица
России». Песни
и стихи о
столице.

7. 11.23

Иметь представление
об устройстве
Солнечной системы.
Уметь называть нашу
планету,
2-3 другие планеты
нашей системы.

Схема
«Планеты
Солнечной
системы».

9.11.23

Участвуют в беседе с
опорой на презентацию.
Составление цепочки
единиц времени. Работа
с часами. Понятие
(ориентировка): давно,
недавно, вчера-прошлое;
сегодня, сейчас настоящее; завтра, через
день, через месяц, через
год-будущее. Описание
своего обычного дня с
использованием
названий времени суток.
Объяснение смысла
пословиц.
Объяснение названий

Знать, какое время
называется прошлым,
настоящим, будущим;
ориентироваться в
понятиях сегодня,
завтра, вчера. Уметь
называть основные
единицы счёта
времени.

Карточки с
14.11.23
названиями
единиц
времени. Макет
часов.

Знать и уметь называть

Различные

21

16.11.23

календаря.

Юлианский
календарь.

21

Русский
земледельческий
календарь.

Земледельцы,
земледельческий
календарь.

1

22

Счёт лет в
истории..

Дата, исторические
даты и события,
десятилетие, столетие
(век), тысячелетие.
Лента времени.

1

2324

Историческое
время

Дата, исторические
даты и события,
десятилетие, столетие
(век), тысячелетие.
Лента времени.

2

месяцев. Письменный
рассказ «Моё любимое
время года».

последовательно
месяцы года.

Сравнение названий
месяцев юлианского и
русского
земледельческого
календарей. Объяснение
смысла пословиц.
Словарная работа.
Делают записи месяцев,
примет в тетради
Знакомятся с лентой
времени. Записывают в
тетрадь века римскими
цифрами, отрабатывают
их значение. Указывают
века на ленте
времени.Словарная
работа. Сравнение
арабских и римских
цифр.
Работа с лентой времени.
Чтение и запись
различных дат.
Определение века по
году. Решение
хронологических задач.

Уметь объяснять на
основе личных
наблюдений народные
поговорки о сезонных
изменениях в природе.

22

виды
календарей.
Карточки с
названиями
месяцев.
Иллюстративн
ый материал.
Сравнительная
таблица с
названиями
месяцев.

21.11.23

Иметь представление
об историческом
времени. Уметь
различать арабские и
римские цифры.

Карточки с
арабскими и
римскими
цифрами (110). Карточки с
датами. Лента
времени

23.11.23

Уметь читать даты.
Иметь представление о
ленте времени.
Знать сколько лет в
веке, тысячелетии, в
каком веке мы живем.
Уметь определять век
по году. Уметь
определять по дате
какое событие
произошло раньше или

.

28.11.23
30.11.23

позже. Уметь решать
простые
хронологические
задачи.
Раздел 4. Что изучает наука история
25 Что такое
История, историки,
история.
факты, пирамида.

26

Какие науки
помогают
истории.

27

Как работают
археологи.

28

Исторические
памятники.

1

Историческая
география,
археология,
геральдика,
нумизматика.
Археолог, разведка,
полевые работы, карта
местности, раскопки,
научный институт,
Генрих Шлиман.

1

Памятник. Виды
исторических
памятников –
вещественные и
невещественные.

1

1

Чтение текста,
составление ответов на
вопросы с поиском
примеров. Слушают
рассказ учителя по теме
в виде игры
«Путешествие в страну
Историю», составляют
коллективный кроссворд
по теме.
Составление таблицысхемы «Науки –
помощницы истории».

Объяснять, что такое
история, для чего
нужно её изучать.

Иллюстративн
ый материал.

5.12.23

Иметь представление о
науках, помогающих
изучать историю.

7.12.23

Просматривают
презентацию по теме,
записывают в тетрадь
новые слова.
Составление устного
рассказа о работе
археолога.
Слушают рассказ
учителя с опорой на
презентацию по теме,
совершают виртуальную
экскурсию в
краеведческий музей.
Работа со схемой «Виды
исторических

Иметь представление,
что изучает археология,
как работают
археологи.

Изображения
различных
гербов.
Толковый
словарь.
Презентация
«Находки
археологов».

Иллюстративн
ый материал.

14.12.23

23

Иметь представление
об историческом
памятнике, видах
исторических
памятников.

12.12.23

памятников». Подбор
примеров на основе
личного опыта.
Письменный рассказ
«Что мы видели в
музее».
Сравнение
географических карт и
исторических.
Формулирование правил
работы с исторической
картой. Зарисовывают в
тетрадь условные
обозначения, играют по
карте в игру молчанка.
Участвуют в беседе с
опорой на презентацию.
Работают со словарными
словами и
иллюстрациями.
Просмотр
видеофрагментов.

29

Историческая
карта.

Историческое
пространство,
условные обозначения
и условные цвета
исторической карты.

1

Уметь находить
сходства и различия
исторической и
географической карт.
Понимать основные
правила работы с
исторической картой.

Географическа
яи
исторические
карты.

19.12.23

30
-31

Земля и космос.

Религия. Фантастика.

2

Иметь представление о
версиях появлении
человека на Земле.

Видеофрагмент
«Родина
человечества.
Как появился
человек».

21.12.23
26.12.23

32

Повторение и обобщение изученного.
Диагностическая работа. Коррекционная
работа.
Контрольный срез за 1 полугодие

1

Словарная работа. Работа с лентой времени.
Уметь отвечать на вопросы по основным темам.
Лента времени. Хронологические задачи.

1

Участвуют в беседе с
опорой на презентацию.
Составление устного
описания внешнего вида
человекообразных

28.12.23

3 четверть – 21 час
Раздел 5. История Древнего мира –7 ч.
33 От кого
Первобытный период,
произошёл
первобытное
человек.
общество.

24

Иметь представление о
внешнем виде
древнейшего человека,
его среде обитания,
образе жизни, отличии

Презентация
«Древнейшие
люди».
Иллюстративн
ый материал.

9.01.24

существ. Составляют
рассказ «Верования
древних людей»

от животных.

34

Человек умелый. Человек умелый.
Кремень. Каменные
орудия труда.
Каменный век.

1

Участвуют в беседе.
Дополнение
предложений. Рисование
орудий труда и охоты
человека умелого,
составляют рассказ
«Древние люди»,
записывают ответы на
вопросы.

Иметь представление
об открытиях умелого
человека. Уметь
объяснять отличия
человека умелого от
первобытного.

Презентация
«Человек
умелый».

11.01.24

35

Человек
прямоходящий.

Человек
прямоходящий.
Коллективный образ
жизни. Речь.
Общение.

1

Составление
письменного описания
человека
прямоходящего.

Презентация
«Человек
прямоходящий
».

16.01.24

36

Человек
разумный.

Человек разумный.
Племена. Общины.
Стоянки древних
охотников.

1

Заполнение таблицы,
составление устного
рассказа по таблице.
Работа с лентой времени.

Иметь представление о
внешнем виде человека
прямоходящего, среде
обитания, образе
жизни,
совершенствовании
умений, особенностях
отношений в
коллективе, истории
появления речи.
Иметь представление о
жизни человека
разумного, уметь
объяснять отличия
человека разумного от
других видов
человекообразных
существ.
Уметьвысказывать
суждения
по вопросу расселения

Иллюстративн
ый материал.
Физическая
карта России.

18.01.24

25

37

Следующие
поколения
людей
каменного века

Человек
прямоходящий.
Коллективный образ
жизни. Речь.
Общение.

1

Составление
письменного описания
человека
прямоходящего.
Заполнение таблицы,
составление устного
рассказа по таблице.

38

Наступление
ледников.

Ледниковый период.

1

39

Как жили
древние
охотники,
кочевники и
собиратели.

Кочевать. Кочевой
образ жизни.
Собирательство.
Кочевники.
Собиратели. Тетива
лука. Каркас и настил
кровати. Болас.

1

40

Новые занятия
людей.

Цивилизация.
Приручение
животных.
Скотоводство.

1

Дополнение
предложений.
Составление устного
рассказа (ответы на
вопросы с помощью
учебника) по
иллюстрации.
Формулирование
выводов.
Участвуют в беседе,
работают по учебнику,
выписывают в тетрадь
новые слова. Составляют
схему «Коллективы
древних людей».
Словарная работа.
Составление устного
описания по
иллюстрациям.
Объяснение выражений.
Словарная работа.
Готовят ответы на
вопросы. Работа с
26

человека разумного по
земному шару.
Иметь представление о
внешнем виде человека
прямоходящего, среде
обитания, образе
жизни,
совершенствовании
умений, особенностях
отношений в
коллективе, истории
появления речи.
Иметь представление о
ледниковом периоде и
об особенностях образа
жизни людей в
условиях изменения
климата.
Уметь высказывать
собственные суждения
по данной теме.
Иметь представление о
занятиях древних
людей. Уметь
высказывать
собственные суждения
по данной теме.

Иметь представление о
возникновении
земледелия и
скотоводства. Уметь

Презентация
«Человек
прямоходящий
».
Иллюстративн
ый материал.
Физическая
карта России.

23.01.24

Иллюстративн
ый материал.

25.01.24

Иллюстративн
ый материал.

30.01.24

Иллюстративн
ый материал.

1.02.24

Упряжь. Плуг.
Земледелие.
Раздел 6. История вещей. Занятия человека на Земле
41 Огонь в жизни
Природные источники
1
древнего
огня, способы добычи
человека.
огня: высекание
искры, трение. Очаг,
«семейный очаг».

42

Огонь, глина,
гончар.

Гончарное дело.
Гончар. Гончарный
круг. Керамика.

43

Огонь открывает Металлы. Медь.
новую эпоху в
Бронза. Сплав. Олово.
жизни людей.
Кузнечное дело.
Кузнец. Бронзовый
век.

1

44

Вода, её
значение в
жизни человека.

1

Дамбы. Плотины.
Рыболовство. Канал.
Снасти. Плот. Лодка.
Папирус. Парус. Чёлн.
Каяк. Суда.
Судоходство.

1

лентой времени.

называть отличия
жизни скотоводов от
жизни земледельцев.

Просматривают
презентацию по теме,
составляют вопросы,
задают друг другу,
отвечают. Составляют
схему «Способы
получения энергии»
Составление
письменных ответов на
вопросы.
Формулирование
выводов. Работа с лентой
времени. Рисование или
лепка из пластилина.

Иметь представление о
значении огня в жизни
древнего человека.
Уметь высказывать
собственные суждения
по данной теме.

Иллюстративн
ый материал.

6.02.24

Иметь представление о
работе древних
гончаров. Уметь
описывать работу
гончара, называть 3-5
наименований изделий
современной керамики.

Презентация
«Труд
гончара».
Иллюстрации
(раскраски) и
(или)
пластилин.

8.02.24

Словарная работа.
Составляют письменные
ответы на вопросы с
помощью учебника.
Работают с лентой
времени. Письменное
оформление выводов по
теме.
Работа с пословицами.
Оформление газеты
«Значение воды».
Словарная работа.
Аукцион знаний о
водных видах
транспорта. Работа с
лентой времени.

Уметь участвовать в
диалогах по данной
теме, применять новые
понятия в устной и
письменной речи.

Иллюстративн
ый материал.

13.02.24

Уметь объяснять
значение воды в жизни
человека, участвовать
в диалогах по данной
теме, применять новые
понятия.

Материал для
оформления
газеты.
Иллюстративн
ый материал.
Лента времени.

20.02.24

27

Письменное оформление
выводов по теме.
Словарная работа.
Дополнение
предложений.
Приведение примеров.
Работа с контурной
картой. Составляют
полные ответы на
вопросы с помощью
текста, выписывают в
тетрадь новые слова.
Просматривают
видеоролик о водяной
мельнице, отвечают на
вопросы. Записывают
план ответа в тетрадь.

45

Вода и
земледелие.

Поливное земледелие,
орошение, ил,
служащий,
нумерация, налоги,
закон, культура.

1

46

Вода как
источник
энергии.

Жернова.
Гидротурбина.

1

47

Какие дома
строили древние
люди.

Пещеры, гроты,
шалаши, землянки.
Искусственные
материалы.
Архитектура.

1

Участвуют в беседе,
составляют таблицу
«Жилье древних людей»
рассказ по ней. Рисуют
разные виды жилья.

48

Как появилась
мебель.

Ларь, бархат,
Оружейная палата.
Сундук, трон, коник.

1

Отгадывают загадки и
выполняют к ним
рисунки- ответы.
Составляют кроссворд
по теме.Составление
описательного устного
рассказа по
иллюстрациям и
28

Называть причины
возникновения
поливного земледелия
и его
значение в истории
человечества. Иметь
представление о
первых признаках
перехода общества
людей к государству.
Знать и называть
инструменты,
которыми пользовались
в древности для
получения муки из
зёрен. Уметь приводить
примеры по
обсуждаемой теме.
Иметь представление о
причинах
возникновения жилья у
людей, первых
жилищах человека.
Знать 2-3 вида
первобытных жилищ.
Иметь представление о
первой мебели людей.
Уметь называть
отличия домов богатых
и простых людей.

Контурные
карты.

22.02.24

Иллюстративн
ый материал.

27.02.24

Презентация
«Первые
жилища
человека».

29.02.24

Иллюстративн
ый материал.

5.03.24

49

Как появились
каша и хлеб.

Бактерии, дрожжи.

50

История об
обыкновенной
картошке.

51

О керамике,
фарфоре и
деревянной
посуде.

Глазурь, береста.

1

52

История
появления
одежды.

Мода.
Хлопчатобумажная
ткань, шёлк.

1

53

Повторение и обобщение изученного.

1

1

1

опорным словам.
Объяснение пословиц.
Составляют рассказ «Еда
древнего человека»
обьясняют смысл
пословиц и поговорок о
хлебе.

Иметь представление о Иллюстративн
влиянии климата на
ый материал.
традиции в питании
людей. Знать, какое
открытие положило
начало хлебопечению.
Уметь объяснять
пословицы о хлебе.
Аукцион названий
Знать названия овощей Лента времени.
фруктов и овощей.
и фруктов. Иметь
Составление
представление об
письменных ответов на
истории выращивания
вопросы. Работа с лентой картофеля в России.
времени.
Просматривают
Знать и называть
Иллюстративн
презентацию по теме,
материалы, из которых ый материал.
составляют рассказ
изготавливали посуду.
Раздаточный
«Изготовление глиняной Уметь называть виды
материал.
посуды», выполняют
деревянной посуды и
рисунки к рассказуе.
домашней утвари.
Составление
письменных ответов на
вопросы.
Объясняют смысл
Иметь представление о Иллюстративн
пословиц и поговорок об развитии одежды.
ый материал.
одежде составляют
Знать и уметь называть
ответы на вопросы с
материалы для
помощью учебника,
создания одежды в
работают с Лентой
прошлом.
времени. Составляют
рассказ «Мода древнего
мира»
Работа с понятиями. Выполнение диагностической работы.
Уметь отвечать на вопросы по основным темам, выбирать
29

7.03.24

12.03.24

14.03.24

19.03.24

21.03.24

правильный ответ из ряда предложенных вариантов.

4 четверть- 16 часов
54

Одежда и
положение
человека в
обществе.

Знать, простолюдины.

1

55

Как люди
украшали себя.

Свита.

1

56

О далёких
предках –
славянах и
родовом строе.

Община, вече,
частокол.

1

57

Как люди
понимали мир
природы в
древности.

Первозданная
природа, обряды,
обычаи,
жертвоприношения.

1

5859

Современные
религии, как они
появились.

Буддизм,
христианство, ислам.
Будда, Иисус
Христос, пророк
Мухаммед, благая

2

Словарная работа.
Письменные ответы на
вопросы. Составление
устного описания
одежды славян.
Рисование одежды,
головных уборов, обуви.
Толкование пословиц.
Подбор примеров из
сказок. Формулирование
выводов.

Иметь представление о
различии одежды
богатых и бедных
людей.

Дополнительна
я литература.

2.04.24

Иметь представление о
средствах украшения
себя.

4..04.24

Состовляют ответы на
вопросы с помощью
учебника (словарная
работа). Составление
письменного рассказа
«Жизнь славянской
общины», рисование по
представлению
«Поселение родовой
общи
Поиск необходимой
информации в тексте.
Составление
письменных ответов на
вопросы.
Составление таблицы,
устный рассказ по
таблице. Работа с лентой
времени.

Знать предков русского
народа. Иметь
представление о жизни
славянской общины, о
занятиях восточных
славян.

Тематические
пословицы.
Презентация
«Красота у
разных
народов».
Иллюстративн
ый материал.
Видеофрагмент
«Жизнь наших
предков».

Иметь представление о
верованиях восточных
славян.

Иллюстративн
ый материал.

11.04.24

Знать названия
современных религий.
Уметь участвовать в
диалогах по данной
теме, применять новые

Презентация
«Христианские
иконы».
Иллюстративн
ый материал.

16.04.24
18.04.24

30

9.04.24

весть, пророк, золотое
правило, дух.
Искусство, бизон.

понятия.
1

1

60

Искусство и
культура.

61

Искусство и
культура.

Искусство, бизон.

62

Письмо и
первые книги.

Пиктография,
иероглифы,
просветители,
медвяный, апостол.

1

63

От изобретения
колеса – к
новым
открытиям.

Катки, ось.

1

64

История денег

1

Объяснение значения
слов. Формулирование
устных ответов на
вопросы. Подбор
примеров.

Просматривают
презентацию по теме:
«Виды искусства,
записывают новые слова
в тетрадь, составляют по
одному предложению с
каждым словом.
Составление
письменных ответов на
вопросы. Читают и
пересказывают тексты по
изученным темам.
Отгадывают загадки и
выполняют по ним
рисунки-ответы
Подбор примеров.
Словесное рисование.
Работают с текстом
учебника, выписывают в
тетрадь новые открытия.
Просматривают
31

Иметь представление
об искусстве, истории
его возникновения.
Уметь приводить
примеры видов
творчества человека,
относящихся к
искусству.

Учебный текст.
Иллюстративн
ый материал.

23.04.24

Иметь представление
об искусстве, истории
его возникновения.
Уметь приводить
примеры видов
творчества человека,
относящихся к
искусству.
Иметь представление о
различных видах
письма, истории
появления книги и
книгопечатания. Знать
имена первых
славянских
просветителей.
Уметь приводить
примеры изобретений
человека в древние
времена.

Учебный текст.
Иллюстративн
ый материал.

25.04.24

Выставка книг.

30.04.24

Энциклопедия
«1000
изобретений
человека».
Иллюстративн
ый материал.

2.05.24

7.05.24

6566

Человечество
стремится к
миру.

67

Повторение и обобщение изученного.
Выполнение диагностической работы за
2 полугодие
Повторение за год по курсу «Мир
истории»

68

Конфликт, надел,
Александр Невский,
Суворов, Кутузов,
Багратион, Жуков,
фашисты, Сталинград,
Ленинград.

2

1

1

презентацию по теме.
Записывают новые слова
Объяснение значения
слов и выражений.
Приведение примеров.
Формулирование
вывода.
Работают с настенной
картой. Пишут рассказ
«Моя мечта о будущем»

Иметь представление о
причинах войн в
истории человечества.
Уметь участвовать в
диалогах по данной
теме, приводить
доступные примеры,
применять новые
понятия.
Викторина «Знатоки истории».

Портреты
полководцев.

Выполняют работу на рабочих листах для каждого учащегося.
Разгадывают кроссворды. Участвуют в играх.

32

14.05.24
16.05.24

21.05.24

23.05.24

Контрольно-измерительные материалы по предмету «Мир истории»
6 класс 1 полугодие
1 .
Запишите, как называется наука, изучающая прошлое людей
и общества………………….
2. Соедините стрелками части пословиц о семье
Семья вместе .
Лад и согласье
Не нужен клад

если в семье лад .
душа на месте
первое счастье

3. Решите ребус
Р 1 а …………………
100 лица______________________
4. Вставить вместо точек буквы. Народы России:
Р . . . . . е,
т . . . . ы,
ч . . . и,

ч . . . . . ы.

5. Подчеркнуть правильный ответ.
Описание жизни какого-то человека с момента его рождения -это..................................... имя,
фамилия, отчество, биография.
6. Кто это?
Любит свою страну, знает её историю, язык, культуру и всегда готов защищать интересы своей
Родины.
герой, патриот, житель, военный.
7. Символы государства. Зачеркните лишнее. Герб, флаг, конституция, гимн.
8. Запишите римские цифры на «ленте времени» (внизу)
_1____2____3____4____5____6___ 7____8____9____10____11___12___
9. Запишите даты по порядку: 2010, 1242, 1380, 1147.
_____________________________________________________________
10. Какой это век?
408 год __________
727 год___________
1125 год_________

33

Контрольно-измерительные материалы по предмету «Мир истории» 6
класс 2 полугодие
1. Запишите, как называется вера в существование Бога ………………………...
2.
Вставьте вместо точек буквы. В настоящее время существует много разных религий:
х . . . . . . . . . . о,
б . . . . . м,
и . . . м
3. Подчеркните правильный ответ. Мастер по изготовлению изделий из глины…………
кузнец, гончар, плотник, столяр
4. Разгадать анаграммы. Виды водного транспорта:
КАЛОД __________
ПАХОДРО_____________
ТЕХОДПЛО______________
6. Разгадать кроссворд с ключевым словом
Ж
И
Л
И
Щ
Е
- То же, что и жилище. (стр. 138 учебника)
- Ею мазали жилище.
- Из неё делали кровлю, крышу
- Строительный материал.
- Жилища древних людей.
- Старинная жилая постройка, наполовину или целиком находившаяся в земле.
6. Завершите пословицы и поговорки о хлебе:
Хлеб.
будет и песня
Будет хлеб
всему голова
Не красна изба углами
много хлеба
Много снега.
а красна пирогами
7. Отметьте на «Ленте времени» первую попытку вырастить картофель в России при Петре 1 в
1700 году. Запишите век римскими цифрами.
__1__2__3__4__5__6__7__8__9__10__11__12__13__14___15__16___17___18___19___20___21_

34

8. Какой это век?
1945 год ___________ 2019 год___________ 2000 год __________
Промежуточная аттестация. Тест по предмету «Мир истории»
6 класс
Фамилия, имя_______________________________________________________________
1. Запишите, как называется наука, изучающая прошлое людей и
общества………………….
2. Соедините стрелками части пословиц о семье
Семья вместе
если в семье лад
Лад и согласье
душа на месте
Не нужен клад
первое счастье
3. Решите ребус
Р 1 а …………………
100 лица ………………
4. Вставить вместо точек буквы. Народы России:
Р . . . . . е,
т . . . . ы,
ч . . . и,
ч . . . . . ы.
5. Кто это?
Любит свою страну, знает её историю, язык, культуру и всегда готов защищать интересы своей
Родины.
герой, патриот, житель, военный.
6.Символы государства. Зачеркните лишнее. Герб, флаг, конституция, гимн.
7.Запишите даты по порядку: 2010, 1242, 1380, 1147.
_____________________________________________________________
8.Какой это век?
408 год __________ 727 год___________ 1125 __________
9. Запишите, как называется вера в существование Бога ………………………...
10. Вставьте вместо точек буквы. В настоящее время существует много разных религий:
х . . . . . . . . . . о,
б . . . . . м,
и . . . м
11. Подчеркните правильный ответ. Мастер по изготовлению изделий из глины…………
кузнец, гончар, плотник, столяр

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».