РП "Азбука безопасности" 1-4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 3.8
к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Программа курса внеурочной деятельности
«Азбука безопасности»
1 - 4 класс

Составители:
Спирина С.А., учитель начальных классов
Стецюк Н.В., учитель начальных классов
Молодых Н.М., учитель начальных классов

2023 г.

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе
авторской программы Рыбальченко Н. В. «Азбука безопасности»
Цель: создание условий для воспитания у учащихся ответственного
отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них
опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи курса:
 обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности
окружающей среды;
 раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения,
мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
 прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и
взаимопомощи
в ситуациях,
опасных для их физического,
психологического здоровья и жизни;
 формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
 воспитывать культуру безопасности, ответственности за личную
безопасность; ответственного отношения к личному здоровью как
индивидуальной и общественной ценности;
 развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное
поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности.
В плане внеурочной деятельности «Азбука безопасности»» изучается с
1 по 4 класс по одному часу в неделю. Программа курса рассчитана на 33
часа в 1 классе, на 34 часа во 2-4 классах.
Деятельность учителя с учетом Программы воспитания
Рабочая программа воспитания МАОУ «Школа № 10» реализуется в том
числе и через использование воспитательного потенциала занятий. Эта
работа осуществляется в следующих формах:
 побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими
работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации.
 инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки
своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам.
 включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных

межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.
 Применение на занятиях интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
 Применение групповой работы или работы в парах, которые
способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с
другими обучающимися.
 Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений
между учителем и учениками, создание на уроках эмоциональнокомфортной среды.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
 развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от
внешних и внутренних угроз;
 формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни,
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
 воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей
природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и
общественной ценности.
Метапредметные результаты
 овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных
ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных
ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их
влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
 овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных
целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной
безопасности;
 формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к
обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в
чрезвычайных ситуациях;
 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации
в
области
безопасности
жизнедеятельности
с
использованием различных источников и новых информационных
технологий;
 развитие умения выражать свои мысли и способности слушать
собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого

человека на иное мнение;
 освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты
В познавательной сфере:
 знания об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий
на безопасность личности, общества и государства;
знания о государственной системе обеспечения защиты населения от
чрезвычайных ситуаций;
 знания об организации подготовки населения к действиям в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций;
 знания о здоровом образе жизни;
 знания об оказании первой медицинской помощи при неотложных
состояниях;
 знания о правах и обязанностях граждан в области безопасности
жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
 умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их появления, а также на основе анализа специальной
информации, получаемой из различных источников;
 умения применять полученные теоретические знания на практике —
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в
конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей;
 умения анализировать явления и события природного, техногенного и
социального характера, выявлять причины их возникновения и
возможные последствия, проектировать модели личного безопасного
поведения.
В коммуникативной сфере:
 умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в
дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное
решение в различных ситуациях.
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
 общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на
производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
 основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня,
необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление
здоровья. Как ухаживать за своим телом;

 основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь (на
примере ожога). Как уберечься от порезов и ожогов;
 общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах,
ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
 источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут
возникнуть дома;
 опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с
незнакомыми людьми;
 наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги.
Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
 правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где
нельзя играть;
 правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
 влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и
погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону,
правила поведения;
 чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения
воздуха;
 правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об
ориентировке на местности;
 опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры
защиты.









К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
составить распорядок дня. Ухаживать за полостью рта, руками, ногами
оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых,
первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по
телефону;
выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно
переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и
регулировщика;
правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства.
Принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;
самостоятельно одеться по сезону;
самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках,
скверах, в лесу;
оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:
 чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует
принять при движении по льду водоемов;
 правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и













необорудованных местах;
правила безопасного поведения в лесу, в поле;
возможные опасные ситуации при движении по открытой местности;
ориентирование на местности;
правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
ядовитые растения, грибы, ягоды;
правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Что такое
инфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Причины и
опасность избыточного веса.
травмы, порезы, ссадины и царапины.
отравления. Их причины и признаки;
какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации
природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;
как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо
сделать по сигналу «Внимание всем!».
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
 правильно перейти водоем по льду;
 правильно вести себя на пляже;
 ориентироваться в лесу;
 правильно вести себя при встрече с опасными животными и
насекомыми, защищаться от них;
 распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении
грибами;
 оказать первую помощь при царапинах, ссадинах, порезах, при
небольшом ожоге или обморожении;
 действовать по сигналу «Внимание всем!».
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
 правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и
левостороннее движение;
 виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями
транспортных средств. Скорость движения городского транспорта,
тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
 правила движения пешеходов по загородной дороге;
 обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и
высадки из него;
 правила поведения при возникновении пожара в общественных местах,
в общественном транспорте;
 меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой
химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
 признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
 правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности
поведения с незнакомыми людьми;

 как оповещают население о чрезвычайных ситуациях;
 о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного
происхождения:
- ураган, буря, смерч (примеры, последствия);
- лесной пожар. Действия по его предупреждению.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
 переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и
регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных
средств;
 оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и
тормозной путь;
 правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
 двигаться по загородной дороге, в том числе группой.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
 правила перехода дороги;
 правила движения на велосипедах;
 правила безопасного поведения при следовании железнодорожным
транспортом, обязанности пассажира;
 основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды,
катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные
спасательные средства;
 как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную
переправу через водную преграду;
 меры пожарной безопасности при разведении костра;
 когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова;
 основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы,
отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь,
токсикомания).
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
 правильно переходить дорогу, перекресток;
 ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по
компасу и местным предметам.
 определять расстояние по карте и местности.
 организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву.
 завязать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер;
 вызвать «скорую помощь»;
 оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе,
небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос,
при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа;
 оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного
аппарата (кистей рук, бедра, колена).

Содержание Программы
1 класс (33 ч)
1. Опасные ситуации природного характера. (5 ч)
1. Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза,
гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во
время опасных природных явлений.
2.Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года.
Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.
2. Опасные ситуации техногенного характера. (5 ч)
1.Основные правила пожарной безопасности.
Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность,
основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность
при пожаре.
2.Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в
повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту.
Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами
бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами
и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и
спортом.
3. Опасные ситуации социального характера. (11 ч)
1.Правила безопасного поведения в школе и дома.
2.Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при
общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения
криминальной ситуации.
3.Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики
криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире.
Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.
4.Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение
предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать
безопасный маршрут движения. Умение соблюдать правила безопасности в
общественных местах, в толпе, в школе.
4. Дорожно-транспортная безопасность. (9 ч)
1.Дорога и участники дорожного движения
2.Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История
появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного
транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль.
Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного

движения. Основные правила безопасного поведения при пользовании
транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их
возникновения и возможные последствия.
5. Подготовка к активному отдыху на природе. (3 ч)
1.Природа и человек. Общение с живой природой – естественная
потребность человека для развития своих духовных и физических качеств.
Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.
2.Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта.
Определение своего места нахождения и направления движения на
местности.
2 класс (34 ч)
1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила
поведения учащихся. (25 ч)
1. Безопасное поведение на воде.
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду
водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах правила
поведения на пляже.
Простейшие способы оказания помощи терпящему бедствие на воде.
2. Безопасное поведение на природе.
Правила безопасного поведения в лесу, поле, у водоема. Как ориентироваться
в лесу. Как вести себя на реке зимой. В лес за грибами и ягодами.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование.
Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности Опасные животные и
насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и
насекомыми, меры защиты от них
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
(4 ч)
1. Хронические неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом
жизни.
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Близорукость и
дальнозоркость. Слух и глухота. Осанка. Избыточный вес.
Травмы, порезы, ссадины и царапины.
2.Первая медицинская помощь при отравлениях пищевыми продуктами.
Отравления. Причина отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при
отравлении грибами.
3. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской
помощи.

Оказание первой помощи при царапинах, ссадинах, порезах Оказание первой
помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой помощи при
отравлениях.
3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях. (5 ч)
1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Какими бывают
чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного
происхождения. Наводнения, причины наводнений Мероприятия по защите
от наводнений.
2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание
всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
3. Подготовка учащихся к действиям в ЧС мирного и военного времени.
Изучение средств индивидуальной защиты. Основные средства
индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы и респираторы),
краткая их характеристика и правила пользования.
4. Подготовка учащихся к проведению Дня защиты детей (практические
занятия).
Практические занятия, проводимые по плану учебного заведения.
Основная цель — закрепить знания, умения и навыки, полученные
учащимися в течение года при изучении программы «Культура безопасности
жизнедеятельности».
3 класс (34 ч)
1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила
поведения учащихся. (22 ч)
1.Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее
движение. Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды
транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы,
подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения
городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля.
Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
2. Мы - пассажиры
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в
транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время
аварии. Безопасная поза.
3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре.

Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров.
Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.
Страх, навыки безопасного поведения. Возникновение пожара в
общественном транспорте, правила поведения.
4. Безопасное поведение дома.
Лифт - наш домашний транспорт. Меры безопасности при пользовании
предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. Соблюдение мер
безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и
печным отоплением.
5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.
Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от
воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
(6 ч)
1. Первая медицинская помощь при отравлении газами.
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми
токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления
угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях. (6 ч)
1. Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации природного происхождения - стихийные бедствия.
Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи,
снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.
Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры
содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.
3.Подготовка учащихся к проведению «Дня защиты детей» (практическое
занятие по плану образовательного учреждения).
4 класс (34 ч)
1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила
поведения учащихся. (23 ч)
1. Предупреждение бытового травматизма
Правила поведения в помещениях. Правила пользования электробытовыми
приборами. Пожарная безопасность.
2. Безопасность на воде

Водоёмы нашей местности. Правила купания в открытых водоёмах.
Основные и подручные средства спасения на воде.
3. Безопасность пешеходов
Виды транспортных средств. Интенсивность и скорость движения
городского транспорта. Тормозной путь (тормозное расстояние).
4. Когда вы становитесь водителями
Езда на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Основные правила езды и меры
безопасности. Соблюдение Правил дорожного движения велосипедистами.
5. Знаем ли мы правила дорожного движения?
Причины дорожно – транспортного травматизма пешеходов. Причины
дорожно – транспортного травматизма пешеходов. Знаем ли мы Правила
дорожного движения?
6. Железнодорожный транспорт
Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и
переезда через них. Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия
безопасности при пользовании электропоездами.
7. Пожарная безопасность
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров.
Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.
Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.
2. Основы здорового образа жизни. (6 ч)
1. Основы здорового образа жизни и безопасность человека.
Понятие о здоровье и факторы, на него влияющие. Влияние окружающей
среды на здоровье человека. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Личная и
общественная гигиена. Инфекционные заболевания и их профилактика.
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Ориентирование на
местности. Экскурсия на природу.
3. Основы медицинских знаний. (5 ч)
1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской
помощи.
Первая медицинская помощь при травмах. Выработка умения оказывать
первую медицинскую помощь при травмах. Лекарственные и ядовитые
растения. Порядок сбора и применение лекарственных растений. Заноза,
кровотечение, укус, ушиб. Практическая работа «Оказание первой помощи
при занозе, кровотечении, укусе, ушибе». Травмы, порезы, ссадины и
царапины. Практическая работа «Оказание первой помощи».
Ожоги.
Обморожения. Практическая работа «Оказание первой мед. помощи при
ожогах, обморожениях». Кожа. Обморожение. Ожог. Столбняк.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся
1 класс
Название раздела рабочей
программы
Опасные ситуации природного
характера.

Опасные ситуации техногенного
характера.

Опасные ситуации социального
характера.

Дорожно-транспортная
безопасность.

Подготовка к активному отдыху
на природе.

Основные виды учебной деятельности учащихся
Называть и описывать чрезвычайные ситуации
природного происхождения, их проявления и причины.
Работая в группе, составлять памятки «Правила
поведения в условиях наводнения», «Правила поведения
в условиях землетрясения».
Описывать, комментировать свои действия по сигналу
«Внимание всем!»
Выделять
причины
возникновения
пожара
в
общественных местах, в общественном транспорте.
Описывать эмоциональное состояние человека в условиях
возникновения пожара.
Моделировать (разыгрывать) ситуацию «Пожар в школе
(в кинотеатре, в общественном транспорте)» (в группе).
Работая в группе, моделировать (разыгрывать) ситуации
«Один дома».
Выделять и описывать опасные ситуации, возникающие в
повседневной жизни.
Работая в группе, составлять памятки «Правила
поведения на пляже», «Правила безопасного поведения в
лесу (в поле, у водоема)».
Имитировать безопасное движение пешеходов по
дорогам, сигналы регулировщика.
Работая в группе, изображать на бумаге элементы дорог,
сигналы светофора.
Разыгрывать ситуации на тему «Где можно и где нельзя
играть» (в группе).
Различать и определять съедобные и ядовитые грибы и
ягоды (на примере своей местности).
Моделировать ситуации ориентирования на местности.
Участвовать
в
диспуте,
посвященном
выбору
оптимальных
форм
поведения,
способствующих
сохранению природы.
2-й класс

Название раздела рабочей
программы
Опасные ситуации,
возникающие в повседневной
жизни, правила поведения

Основные виды учебной деятельности учащихся
Выделять и описывать опасные ситуации, возникающие в
повседневной жизни.
Работая в группе, составлять памятки «Правила

учащихся.

Основы медицинских знаний
и оказание первой
медицинской помощи.

Защита человека в
чрезвычайных ситуациях.

поведения на пляже», «Правила безопасного поведения в
лесу (в поле, у водоема)» и др. (по теме).
Различать и определять съедобные и ядовитые грибы и
ягоды (на примере своей местности)
Участвовать
в
диспуте,
посвященном
выбору
оптимальных
форм
поведения,
способствующих
сохранению природы.
Моделировать ситуации ориентирования на местности.
Имитировать безопасное движение пешеходов по
дорогам, сигналы регулировщика.
Работая в группе, изображать на бумаге элементы дорог,
сигналы светофора.
Разыгрывать ситуации на тему «Где можно и где нельзя
играть» (в группе).
Извлекать (по заданию
учителя) необходимую
информацию из дополнительных источников знаний
(словари, энциклопедии, справочники) об особенностях
строения и жизнедеятельности организма человека,
готовить сообщения и обсуждать полученные сведения.
Называть пути передачи инфекционных заболеваний.
Перечислять признаки отравлений.
Оказывать первую помощь при отравлении пищевыми
продуктами, грибами (моделирование ситуаций).
Объяснять
понятия
«чрезвычайные
ситуации»,
«гражданская оборона».
Называть и описывать чрезвычайные ситуации
природного происхождения, их проявления и причины.
Работая в группе, составлять памятки «Правила
поведения в условиях наводнения», «Правила поведения
в условиях землетрясения».
Описывать, комментировать свои действия по сигналу
«Внимание всем!»
Устанавливать причинно-следственные связи между
болезнями и образом жизни.
Называть возможные причины заболеваний.
Извлекать (по заданию
учителя) необходимую
информацию из дополнительных источников знаний
(словари, энциклопедии, справочники) об особенностях
строения и жизнедеятельности организма человека,
готовить сообщения и обсуждать полученные сведения.
Называть пути передачи инфекционных заболеваний.
Перечислять признаки отравлений.
Оказывать первую помощь при отравлении пищевыми
продуктами, грибами.
3-й класс

Название раздела рабочей
программы
Опасные ситуации,
возникающие в повседневной

Основные виды учебной деятельности учащихся
Выполнять дорожную разметку,
результаты работы (в группе).

комментировать

жизни, правила поведения
учащихся.

Разыгрывать ситуации «Переходим дорогу, перекресток»
(в группе)
Устанавливать причинно-следственные связи (время
года – состояние дороги – скорость движения
транспортного средства - тормозной путь транспортного
средства – действия пешеходов).
Моделировать ситуацию «Мы – пассажиры».
Описывать и принимать безопасную позу при аварийной
ситуации в транспорте.
Выделять
причины
возникновения
пожара
в
общественных местах, в общественном транспорте.
Описывать эмоциональное состояние человека в
условиях возникновения пожара.
Моделировать (разыгрывать) ситуацию «Пожар в школе
(в кинотеатре, в общественном транспорте)» (в группе).
Работая в группе, моделировать (разыгрывать) ситуации
«Один дома».
Основы медицинских знаний и Объяснять понятие «токсические вещества».
оказание первой медицинской Выделять причины и признаки отравления токсическими
помощи.
веществами, меры профилактики.
Оказывать первую помощь при отравлении
газообразными или вдыхаемыми токсическими
веществами, угарным газом.
Защита человека в
Приводить примеры стихийных бедствий, анализировать их
чрезвычайных ситуациях.
проявления и последствия, выделять сходства и отличия.
Работая в группе, разрабатывать памятку «Правила
поведения в лесу».
Воспроизводить содержание речевой информации о
чрезвычайных ситуациях.
4-й класс
Название раздела рабочей
программы
Опасные ситуации, возникающие в
повседневной жизни, правила
поведения учащихся.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Работая в группе, разрабатывать памятку «Правила
безопасного поведения в быту».
Выполнять дорожную разметку, комментировать
результаты работы.
Разыгрывать
ситуации
«Переходим
дорогу,
перекресток».
Анализируя жизненные ситуации, определять причины
дорожно-транспортного травматизма.
Ролевая игра «Мы – велосипедисты».
Работая в группе, разрабатывать памятку «Правила
пользования железнодорожным транспортом».
Определять стороны горизонта по компасу, солнцу,
часам и местным признакам (моделирование ситуаций).
Организовать безопасные переправы через небольшой
ручей или каналы (моделирование ситуаций).
Соблюдать меры пожарной безопасности при
разведении костра (моделирование ситуаций).

Основы здорового образа жизни.

Основы медицинских знаний.

Оказывать
первую
помощи
утопающему
(моделирование ситуаций).
Устанавливать причинно-следственные связи между
состоянием здоровья и образом жизни.
Воспроизводить правила закаливания организма.
Составлять режим дня.
Разрабатывать и защищать проекты на тему «Человек есть
то, что он ест».
Извлекать (по заданию учителя) необходимую
информацию из дополнительных источников знаний
(словари, энциклопедии, справочники, ресурсы сети
Интернет) о влиянии вредных привычек на здоровье
человека.
Готовить и представлять сообщения по темам раздела,
использовать при этом презентации, иллюстрации,
самостоятельно выполненные рисунки, схемы и т.п.
Выделять основные виды травм у детей младшего
школьного,
классифицировать
их
по
разным
основаниям.
В ходе практической работы осваивать алгоритм
оказания первой помощи при разного рода травмах,
кровотечениях, отравлениях некачественной пищей.
В ходе практической работы осваивать правила
обработки и перевязки ран.
Работая в группе, разрабатывать памятку «Как избежать
травм».

Поурочно-тематическое планирование
1 класс
№ п\п

Тема занятия

Количество
часов

1.

Безопасный маршрут «Школа – дом».

1

2.

Знакомство с опасными ситуациями в современных условиях
жизнедеятельности.

1

3.

Опасная ситуация в школе.

1

4.

История происхождения «Правил дорожного движения».

1

5.

Чрезвычайная ситуация: авария, катастрофа, стихийное
бедствие.
Участники дорожного движения.

1

Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний
период. Осторожно, тонкий лёд!
Правила пожарной безопасности.

1

6.
7.
8.

1

1

9.

Наш город (посёлок). Экскурсия к перекрестку.

1

10.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

1

11.

Один дома.

1

12.

Дорога, ее элементы. Пешеходные переходы.

1

13.

Безопасный Новый год. Правила поведения на горке.

1

14.

Правила и меры безопасного поведения при использовании
пиротехники.

1

15.

Опасность у тебя дома.

1

16.

Нерегулируемые перекрестки.

1

17.

Причины пожара.

1

18.

Добрый огонь. Злой огонь.

1

19.

Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходного,
транспортного светофоров.

1

20.

Чрезвычайные ситуации природного происхождения.

1

21.

Правила пожарные знай - себя и других из пожара спасай.

1

22.

Чем быстрее потушить пожар.

1

23.

Первая помощь.

1

24.

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.

1

25.

Правила и меры безопасности на воде в весенний период.

1

26.

Опасные растения и грибы.

1

27.

Дорожные знаки.

1

28.

СИЗ (противогаз).

1

29.

Когда четвероногие друзья опасны.

1

30.

Места для игр.

1

31.

В гостях у лешего. Опасные животные и насекомые.

1

32.

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний
период. Основные спасательные средства.

1

33.

Здравствуй, безопасное лето!

1

Итого:

33 часа

2 класс
№
п\п

Тема занятия

Количество
часов

1.

Безопасный маршрут «Школа – дом».

1

2.

Практическое занятие. «Отработка действий учащихся по
предупредительному сигналу «Внимание всем!»
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

1

4.

Современное жилище. Чем оно опасно для человека.
Электричество и газ как источники возможной опасности.

1

5.

Землетрясение. Правила поведения при землетрясении.

1

6.

1

7.

Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний
период. Осторожно, тонкий лёд!
Пешеходные переходы.

8.

Наш город. Экскурсия к перекрестку.

1

9.

Пожар. Причины.

1

10.

Средства тушения пожара в доме.

1

11.

Огонь – друг или огонь – враг.

1

12.

Безопасный Новый год. Опасные горки.

1

13.

Правила и меры безопасного поведения при использовании
пиротехники.

1

14.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

1

15.

Один дома.

1

16.

Нерегулируемые перекрестки. Регулировщик и его сигналы.

1

17.

1

18.

Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при
пожаре.
Алгоритм вызова служб.

19.

Опасные природные явления.

1

20.

Регулируемые перекрестки. Светофор.

1

21.

Способы защиты от опасных природных явлений.

1

3.

1

1

1

22.

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад.

1

23.

Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности.

1

24.

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.

1

25.

Пожар в общественном месте. Огнетушители. Строение.

1

26.

Правила и меры безопасности на воде в весенний период.

1

27.

Опасные животные и насекомые. Правила поведения при
встрече с ними. Меры предосторожности.
Дорожные знаки.

1

29.

Наводнения. Причины наводнений. Мероприятия по защите
от наводнений.

1

30.

Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Практическая работа
«Оказание первой помощи при занозе, кровотечении, укусе,
ушибе».

1

31.

Травмы, порезы, ссадины и царапины. Практическая работа
«Оказание первой помощи».

1

32.

Места для игр.

1

33.

Отравления. Причины, признаки отравлений. Первая помощи
при отравлении.

1

34.

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний
период. Основные спасательные средства.

1

28.

Итого:

1

34 часа

3 класс
№
п\п

Тема занятия

Количество
часов

1.

Безопасный маршрут «Школа – дом»

1

2.

Землетрясение. Правила поведения при землетрясении.

1

3.

Проезжая часть и ее элементы.

1

4.

Наш город. Экскурсия к перекрестку.

1

5.

Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина
пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в
общественных местах.

1

6.

Возникновение пожара в общественном транспорте, правила
поведения.

1

7.

СИЗ органов дыхания. Надевание в/м повязки, противогаз.
Знакомство с респиратором

1

8.

Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний
период. Осторожно, тонкий лёд!

1

9.

Пешеходные переходы.

1

10.

Приспособление для тушения пожара. Строение. Пожарный
щит.

1

11.

Безопасный Новый год. Опасные горки.

1

12.

Правила и меры безопасного поведения при использовании
пиротехники.

1

13.

Нерегулируемые перекрестки.

1

14.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

1

15.

Один дома.

1

16.

Правила пользования электроприборами.

1

17.

1

18.

Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его
сигналы.
Викторина по ПБ. Алгоритм вызова служб.

19.

Электротравма. Первая помощь

1

20.

Правила пользования газовыми приборами.

1

21.

Отравление газом. Помощь при отравлении.

1

22.

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.

1

23.

Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита
квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок
(беседа) по телефону.

1

24.

Чрезвычайные ситуации природного происхождения стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны,
ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели,
наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.

1

25.

Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

1

26.

Дорожные знаки и дорожная разметка.

1

1

27.

Правила и меры безопасности на воде в весенний период.

1

28.

Виды утопления. Первая помощь при утоплении.

1

29.

В гостях у Айболита. Ожоги. Виды.

1

30.

Помощь при термических ожогах.

1

31.

Места для игр.

1

32.

Виды травм.

1

33.

Организация оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях. Примеры содержания речевой информации о
чрезвычайных ситуациях.

1

34.

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний
период. Основные спасательные средства.

1

Итого:

34 часа

4 класс
№
п\п

Тема занятия

Количество
часов

1.

Безопасный маршрут «Школа – дом»

1

2.

Землетрясение. Правила поведения при землетрясении.

1

3.

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

1

4.

Наш город. Экскурсия к перекрестку.

1

5.

Влияние окружающей среды на здоровье человека.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

1

6.

Пожар. Причины.

1

7.

Правила безопасного пользования печным отоплением.

1

8.

Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний
период. Осторожно, тонкий лёд!

1

9.

Остановочный путь и скорость движения автомобиля.

1

10.

Поведение школьников вблизи железнодорожных путей.
Правила перехода и переезда через них.

1

11.

Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия безопасности

1

при пользовании электропоездами.
12.

Безопасный Новый год. Опасные горки. Правила и меры
безопасного поведения при использовании пиротехники.

1

13.

Личная и общественная гигиена. Инфекционные заболевания и
их профилактика.

1

14.

Пешеходные переходы.

1

15.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

1

16.

Правила пользования газовыми приборами.

1

17.

Отравление газом. Помощь при отравлении

1

18.

Нерегулируемые перекрестки.

1

19.

Терроризм. Действия, если тебя захватили в заложники.

1

20.

В гостях у Айболита. Кровотечения. Виды.

1

21.

Способы остановки кровотечений. ПМП.

1

22.

Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его
сигналы.
Способы эвакуации пострадавших на случай ЧС.

1

24.

Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Практическая работа
«Оказание первой помощи при занозе, кровотечении, укусе,
ушибе».

1

25.

Травмы, порезы, ссадины и царапины. Практическая работа
«Оказание первой помощи».

1

26.

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.

1

27.

Ожоги. Обморожения. Практическая работа «Оказание первой
мед. помощи при ожогах, обморожениях.

1

28.

1

29.

Езда на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Основные правила
езды и меры безопасности.
Правила и меры безопасности на воде в весенний период.

30.

Поездка за город. Ориентирование на местности.

1

31.

Лекарственные и ядовитые растения.

1

32.

Порядок сбора и применение лекарственных растений.

1

33.

Площадки для игр. Где можно и где нельзя играть.

1

34.

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний

1

23.

1

1

период. Основные спасательные средства.
Итого:

34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».