РП по предмету "Физика" - 9 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 1.10
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
по предмету «Физика»
для учащихся 9 классов
(ФГОС - 2010)

срок реализации 1 год

Составители:
Лесунов В.Л., учитель физики

2023 год

Планируемые результаты изучения курса физики основной школы.
Личностными результатами обучения физике являются:
- сформированность познавательных интересов на основе развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убеждѐнность в возможности познании природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами
и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих
действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение УУД на примерах гипотез
для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез,
разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию
в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нѐм ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа, отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
- освоение приѐмов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,
вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике являются:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и
понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы,
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты
измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул,
обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные
результаты и делать выводы , оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать задачи на
применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной

жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и
охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений
природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии
материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать
гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из
экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования,
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную
литературу и другие источники информации.

Частными предметными
основной школе являются:

результатами

обучения

физике

в

- понимание и способность объяснять физические явления, как свободное падение,
колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел,
диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твѐрдых тел,
процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении,
изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил,
электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная
индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого
спектра излучения;
- умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу,
силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, температуру, количество
теплоты, удельную теплоѐмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества,
влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический
заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы,
оптическую силу линзы;
- владение экспериментальными методами исследования в процессе
самостоятельного
изучения
зависимости
пройденного
пути
от
времени,
удлиненияпружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения
скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы
Архимеда от объѐма вытесненной волы, периода колебаний маятника от его длины,
объѐма газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от
электрического напряжения , электрического сопротивления проводника от его длины,
площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий
его возбуждения, угла отражения от угла падения;
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на
практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и
Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения
электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца;
- понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с
которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов
обеспечения безопасности при их использовании;
- овладение разнообразными способами выполнения расчѐтов для нахождения
неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании
использования законов физики;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни
(быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности)

Предметные результаты обучения физике по разделам.
Механические явления:
Выпускник научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное
прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по
окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твѐрдыми телами,
жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твѐрдых тел,
колебательное движение, резонанс, волновое движение;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила,
давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая
работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда,
период и частота колебаний, длина волны и скорость еѐ распространения; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с
другими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя
физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения,
равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон
Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона
и его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная
точка, инерциальная система отсчѐта;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, первый, второй, третий законы
Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и
формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела,
плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная
энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила
трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость еѐ
распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и
формулы, необходимые для еѐ решения, и проводить расчѐты.

Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о
механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников
энергии; экологических последствий исследования космического пространства;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон
сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования
частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
• приѐмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического
аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Тепловые явления.
Выпускник научится:
• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объѐма
тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость
жидкостей и твѐрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические
величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоѐмкость
вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон
сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;
• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твѐрдых тел;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах,
формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия,
температура, удельная теплоѐмкость вещества, удельная теплота плавления и
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия
теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и
формулы, необходимые для еѐ решения, и проводить расчѐты.

Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС),
тепловых и гидроэлектростанций;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых
явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых
процессах) и ограниченность использования частных законов;
• приѐмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием
математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической
величины.

Электрические и магнитные явления.
Выпускник научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов,
электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током,
прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя
физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность

тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения
света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света,
закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы,
формулы расчѐта электрического сопротивления при последовательном и параллельном
соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические
величины и формулы, необходимые для еѐ решения, и проводить расчѐты.

Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о
электромагнитных явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и
ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля—Ленца и др.);
• приѐмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств
выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных
фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием
математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической
величины.

Квантовые явления.
Выпускник научится:
• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная
радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;
• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины:
скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты:
закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения
массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;
• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели
атомного ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.

Выпускник получит возможность научиться:
• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с
приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы;
понимать принцип действия дозиметра;
• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого
термоядерного синтеза.

Элементы астрономии
Выпускник научится:
• различать основные признаки суточного вращения звѐздного неба, движения
Луны, Солнца и планет относительно звѐзд;
• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.

Выпускник получит возможность научиться:
• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов;
малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звѐздного неба при
наблюдениях звѐздного неба;
• различать основные характеристики звѐзд (размер, цвет, температура), соотносить
цвет звезды с еѐ температурой;
• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Методы и формы оценки результатов освоения программы.
Методы контроля:
- устный опрос. - самостоятельная работа.
- контрольная работа. - лабораторная работа. - нетрадиционные виды контроля:
кроссворды, синквейны, кластеры, загадки, викторины, художественные тексты.Формы
контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

2. Содержание предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных
предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии,
биологии, географии и астрономии.
Изучение физики является необходимым не только для овладения основами одной из
естественных наук, являющейся компонентой современной культуры. Без знания физики в
ее историческом развитии человек не поймет историю формирования других
составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для
формирования миропонимания, для развития научного способа мышления.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе
изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний,
а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем,
требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Ценностные ориентиры курса физики рассматриваются как формирование
уважительного отношения к созидательной и творческой деятельности, понимания
необходимости эффективного и безопасного использования различных технических
устройств, сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностью для формирования коммуникативных
ценностей, основу которых составляют процесс общения , грамотная речь, а ценностные
ориентиры направлены на воспитание у обучающихся правильного использования
физической терминологии, потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонентов,
участвовать в дискуссии, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать
свою точку зрения

Целями изучения физики в основной школе являются:
- формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования,
значимость физического знания для каждого человека, независимо от его
профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки. Сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с
определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную
позицию;
- формирование у обучающихся целостного представления о роли физики в создании
современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы
окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической
среды, используя для этого физические знания;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и
самопознания; ключевых навыков ( ключевых компетенций), имеющих универсальное
значение для различных видов деятельности,- навыков решения проблем, принятия
решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков
измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования
различных технических устройств;
- овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об
основных физических законах и о способах их использования в повседневной жизни.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующихзадач:
знакомство
учащихся
с методом
научного
познания и методами
исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления ивыполнять опыты,
лабораторные
работы
и экспериментальные
исследования с
использованием
измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное
явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат
экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации,
ценности науки удовлетворения бытовых, производных и культурных потребностей
человека

Тематическое планирование
9 класс
Учебно-тематический план.
(3 часа в неделю, всего – 102 урока).
Количество
Количество
часов
лабораторных
работ
Основы кинематики прямолинейного
15
1
движения материальной точки.
Основы динамики материальной точки.
11
Элементы статики.
3
Основы кинематики криволинейного
5
движения материальной точки.
Законы сохранения в механике.
7
Механические колебания и волны. Звук.
13
1
Электромагнитное поле.
16
1
Электромагнитные волны.
9
Строение атома и атомного ядра.
16
1
Строение и эволюция Вселенной.
4
Резерв
3
Всего
102
4
Тема

Количество
контрольных
работ
1
1
1
1
1
1
1
1
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».