РП Мастерская "Фантазия" 5-6 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Тел/факс: (34355) 3-83-41
E-mail: school_10_irbit@mail.ru

Приложение 3.2
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 31.08.2023 № 82-ОД/2

Рабочая программа
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАСТЕРСКАЯ «ФАНТАЗИЯ»

для учащихся 5 - 6 классов
срок реализации 2 года

Программу составил: Дымов Сергей Николаевич
учитель технологии, в.к.к.

г. Ирбит
2023г.

Пояснительная записка.
Образовательная дополнительная программа Мастерская «Фантазия»
- художественно - эстетического направления, рассчитана на 2 года, которая
носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – углубленный уровень.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща
предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и
развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному
образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и
дополнительного образования.
Актуальность - данной программы заключается
в соединении
умственного и физического творческого труда, которое является одной из
основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа
содержит установку на познание многообразия живых существ на земле,
свойства и строение дерева – самого распространенного природного
материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои
возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций
русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из
древесины и реализации творческой индивидуальности каждого
обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии плетения
из лозы, мозаики, резьбы по дереву, начиная
с формирования
художественного образа прикладного изделия из природного материала и
заканчивая его представлением на выставках.
Цель данной программы – сформировать устойчивую мотивацию к
познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей
творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых,
распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а
также обеспечение всестороннего развития личности подростка,
удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых
по законам красоты.
Образовательная программа модифицирована, так как внесены
изменения в ранее существующую программу Министерства образования,
1983 года.
Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:
1. Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы
народного и декоративно- прикладного искусства 5-6 классы;
2. Технология для 5-6 классов.
3. Декоративно-прикладное
творчество
для
дополнительных
образовательных учреждений.
4. Программы «Живое дерево».
Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их
возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу,
включает в себя разнообразные разделы в декоративно-прикладном
творчестве.

Основные учебно – воспитательные задачи
образовательной программы «Мастерская Фантазия».

дополнительной

1-й год обучения
Обучающие
 Формировать пространственное представление, художественно –
образное восприятие действительности;
 Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для
создания художественных образов и предметов быта;
 Освоить основы технологии и технику безопасности ручной и
механической обработки древесины;
 Изучить технологию работы лобзиком;
 Изучить технологию работы выжигателем;
 Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
Развивающие:
 Развивать художественно – творческие способности учащихся;
 Развить способности работы с инструментом, объемное видение
предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с
окружающим миром;
 Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение
к предметам и явлениям действительности;
Воспитывающие:
 Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
 Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым,
современным
направлениям народного творчества;
 Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
 Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном
коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают
младшим.
2-й год обучения
Обучающие:
 Возрождать старинные виды декоративно – прикладного творчества;
 Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы,
способы хранения древесины;
 Изучить технологию геометрической резьбы;
 Изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву.
Развивающие:
 Формировать
творческую
индивидуальность
в
различных
направлениях декоративно – прикладного творчества;
 Овладеть различными специальными терминами в разговорной речи;
 Сформировать представление о народном мастере как творческой
личности;

 Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским
национальным традициям, проникнутое любовью к природе и
народной культуре.
Воспитывающие:
 Приобрести знания основ культуры и искусства наших предков.
 Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой
деятельности;
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы от других программ
работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение
работы с лозой, мозаикой из дерева. Обучающиеся могут в максимально
возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после
первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта
в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен.
Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным
организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические
образы
В реализации программы участвуют
Дети в возрасте 11-13 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима
как для учащихся среднего, так и для старшего звена.
Срок реализации программы
2 года.
Форма и режим занятий:
Первый год обучения рассчитан на детей 11-12 лет 35 часов в год (1 час в
неделю).
Второй год обучения рассчитан на детей 12-13 лет 35 часов в год (1 час в
неделю).
Форма занятий:
 Беседы.
 Объяснения
 Рассказы
 Практические работы
 Выставки
 Творческие отчеты

Характеристика ожидаемых результатов 1-го года обучения
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:















принципы организации рабочего места и основные правила техники
безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертѐж, эскиз,
технический рисунок);
физико-механические,
технологические,
энергетические,
экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду
деятельности, по свойствам материалов;
назначение
и
устройство
станков
и
электрооборудования
(электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке
древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска,
лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на
территории родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по
художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления
плоскости;
основные приѐмы выжигания, типовые композиции и их выполнение
на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их
выжиганием;

Должны уметь:











рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила
Техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по еѐ внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его
наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления
изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учѐтом дизайна;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и
выполнять их;
экономно расходовать материалы и электроэнергию.

Характеристика ожидаемых результатов 2-го года обучения
Должны знать:








основы композиции: основные принципы декоративного оформления
плоскости;
основные приѐмы выжигания, типовые композиции и их выполнение
на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их
выжиганием;
разные виды резьбы и их особенности;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии,
бережного обращения с инструментами, оборудованием и
приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной
безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Должны уметь:








выполнять контурную, плоскорельефную резьбу по дереву;
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
выполнять простейшие расчѐты стоимости изделия;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания,
различных видов резьбы;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и
изготавливать их;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и
инструментами.

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие Навыки:







владения основными ручными инструментами по обработке, точению,
выжиганию, резьбе по дереву;
выполнения операции точения, сверления, выпиливания и резьбы;
владения основными элементами графической грамотности;
выполнения плоскостной разметки;
разработки и составление композиции для выжигания, различных
видов резьбы;
выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными
видами резьбы.

Формы организации учебной деятельности:



индивидуальная;
коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:








теоретический уровень знаний;
степень овладения рабочими приѐмами при работе с инструментами и
приспособлениями;
применение полученных знаний на практике;
соблюдение технических и технологических требований;
качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
изготовление изделия в установленные нормы времени;
соблюдение
правил
техники
безопасности,
пожарной
и
электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:






экономия материалов;
желание трудиться;
познавательная активность и творческий подход;
самостоятельность;
партнѐрские отношения при совместной работе.

Методы обучения
1.
2.
3.
4.
5.

Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
Практические: практические занятия;
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
Эвристический: продумывание будущей работы.

Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы.
1. Выставки детского творчества
2. Участие детей в районных, областных выставках декоративноприкладного творчества, конкурсах различного уровня.
3. Итоговая аттестация.

Учебно-тематический план
1-й год обучения
№
п/п.

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8

Темы
Выпиливание лобзиком
Охрана труда, электро- и пожарная
безопасность при производстве
художественных изделий.
Выпиливание лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Материалы, инструменты и приспособления.
Технические приѐмы выпиливания
орнамента.
Сборочные и отделочные работы.
Отделка изделия.
Изготовление изделия.
Художественное выжигание
Декорирование изделий выжиганием.
Инструменты и приспособления для
выполнения работ по выжиганию.
Основы композиции.
Мини творческий проект
Технология декорирования художественных
изделий выжиганием.
Техника выполнения приѐмов выжигания
Отделка изделия.
Изготовление изделий и декорирование их
выжиганием.
Итого:

Количество часов
Теория Практика Всего
7
10
17
1
1

1
1

1

2
1

1

2

3

1
1
1
8
1

2
2
3
10
1

3
3
4
18
2

1

1

1
1

1
2

2
3

1

1

2

1
1

1
1

2
2

1

3

4

15

20

35

Содержание программы
Раздел I. Выпиливание лобзиком (17 часов).
Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве
художественных изделий.
Теория. Введение (1 час). ТБ, электро и пожарная безопасность при
производстве художественных изделий. Начальная диагностика.
Тема 1.2. Выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.
Теория (1 час). Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия. Особенности работы лобзиком
Практическая работа: изготовление подвижной игрушки (1 час).
Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления

Теория (1 час). Материалы, инструменты и приспособления. Основные
свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений;
Струбцина. Лобзик. Пилки.
Тема 1.4. Технические приѐмы выпиливания орнамента.
Теория (1 час). Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента
применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия.
Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.
Практическая работа: Подготовка материалов. Приѐмы выпиливания.
Способы соединения деталей (2 часа).
Тема 1.5. Сборочные и отделочные работы.
Теория (1час). Технология сборочных и отделочных работ. Способы
соединения деталей. Форма и конструкция деталей.
Практическая работа: сборка и отделка изделий (2 часов).
Тема 1.6. Отделка изделия.
Теория (1 час). Отделочные материалы. Нетрадиционные материалы.
Облицовывание шпоном. Устранение дефектов. Прозрачная отделка.
Практическая работа: отделка изделия. (2 часов)
Тема 1.7. Изготовление изделия.
Теория (1 час). Технология выпиливания лобзиком (закрепление материала).
Практическая работа: изготовление изделия (3 часа).
Раздел II. Художественное выжигание (18 часов)
Тема 2.1. Декорирование изделий выжиганием.
Теория (1 час). Подготовка материалов. Перевод рисунка. Приѐмы
выжигания.
Практическая работа: Подготовка материалов. Приѐмы выжигания (1 часа).
Тема 2.2. Инструменты и приспособления для выполнения работ по
выжиганию.
Теория (1 час). Инструменты и приспособления для выжигания.
Тема 2.3. Основы композиции.
Теория (1 час).
Технология создания композиции с использованием
отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы
композиции. Основные принципы композиции. Форма и конструкция
изделия.
Практическая работа: Построение композиции. Разработка формы (1 часа).
Тема 2.4. Подготовка заготовок к работе.
Теория (1 час). Основные требования к инструменту и уход за инструментом.

Практическая работа: подготовка древесины
контурного рисунка на древесине (2 часа).

к работе, выполнение

Тема 2.5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
Теория (1 час). Подготовка материалов. Перевод рисунка. Способы
соединения деталей. Сборка изделия. Устранение дефектов. Прозрачная
отделка.
Практическая работа: Подготовка материалов. Приѐмы выжигания.
Способы соединения деталей. Сборка и отделка изделий (1 часа).
Тема 2.6. Техника выполнения приѐмов выжигания
Теория (1 час). Приѐмы выжигания.
Практическая работа: совершенствование приѐмов выжигания. Освоение
приѐмов выжигания. Выполнение настенного панно (1 часа).
Тема 2.7. Отделка изделия.
Теория (1 час). Отделочные материалы. Нетрадиционные материалы.
Устранение дефектов. Прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение настенного панно (1 часа).
Тема 2.8. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Теория (1 час). Технология выпиливания лобзиком (закрепление материала).
Практическая работа: Изготовление изделия. Форма и конструкция
изделия. Назначение и виды орнамента. Симметрия. Изделия со сложным
орнаментом (3 часа).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
по разделам и темам
№
Запла- Основные вопросы
Формы и методы
п/п. Тема раздела
нирова рассматриваемые на
работы, виды контроля
но
занятии
часов
Выпиливание лобзиком 17 часов
Вводное
Правила:
Инструктирование.
занятие
- поведения и техники
Беседа.
Охрана труда
безопасности;
1.1 при
- пожарной и
производстве
электробезопасности;
1
художественых
- пром. санитарии и
изделий.
личной гигиены;
- задачи на год.
Выпиливание
- Особенности работы
Беседа.
лобзиком –
лобзиком;
Демонстрации.
1.2 разновидность
- источники и осбенности Практическая работа.
2
оформления
узоров для выпиливания.
изделия.

1.3

1.4

1.5

Материалы,
инструменты
и
приспособления.
Технические
приѐмы
выпиливания
орнамнета.

1

3

Сборочные и
отделочные
работы.
3

1.6

Отделка изделия
3

- Основные свойства
материалов;
- характеристики
инструмента и
приспособлений.
- Подготовка материалов,
рисунков;
- перевод рисунка на
заготовку;
- приѐмы выпиливания;
- способы соединения
деталей.
-Облицовывание шпоном;
- циклевание и
шливование;
- устранение дефектов;
- сборка изделия;
- прозрачная отделка.
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные
материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклевание и
шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.

Изготовление
4
изделия.
Художественное выжигание 18 часов
Декорирование
- Подготовка материалов;
2.1 художественных
- перевод рисунка;
2
изделий
- приѐмы выжигания.
выжиганием.
Инструменты,
- Инструменты и
2.2 приспособления
приспособления для
1
для выполнения
выжигания.
работ.
Основы
- Основные принципы
2.3 композиции.
композиции;
2
- форма и конструкция
изделия.
1.7

2.4

Подготовка
инструмента к
работе.
Технология

3
2

- Основные требования к
инструменту;
- уход за инструментом.
- Подготовка материалов;

Беседа.
Практическая работа
«Знакомство с видами
материалов и
инструментом».
Практическая работа
«Подготовка
материалов. Приѐмы
выпиливания. Способы
соединения деталей».
Практическая работа
«Сборка и отделка
изделий».

Практическая работа:
«Отделка изделия».

Практическая работа:
Практическая работа:
«Подготовка
материалов. Приѐмы
выжигания».
Практическая работа:
«Подготовка
инструмента».
Беседа
Практическая работа:
«Построение
композиции.
Разработка формы».
Практическая работа.
Практическая работа:

2.5

2.6

2.7

декорирования
художественных
изделий
выжиганием.

Техника
выполнения
выжигания
различных
изделий.
Отделка
изделия.

«Подготовка
материалов. Приѐмы
выжигания.
Способы соединения
деталей.
Сборка и отделка
изделий».
Практическая работа.

- Отделочные материалы;
- нетрадиционные
материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
- Форма и конструкция
изделия;
- назначение и виды
орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным
орнаметом.

Практическая работа:
«Отделка изделий».

2

2

2.8

- первеод рисунка;
- приѐмы выжигания;
- способы соединения
деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
- Совершенствование
приѐмов выжигания.

Изготовление
художественног
о изделия и
декорирование
его выжиганием.

4

Практическая работа:
«Изготовление
изделия».

Оснащение каждого занятия
Каждый ребенок должен иметь:
Карандаш
Линейка
Ластик

Тетрадь
Ручка
циркуль

Пилки для лобзика
Электровыжигатель

Копирка
Кисти

№
п/п.

Темы

Учебно-тематический план
2-й год обучения
Количество часов

Резьба по дереву
1.1 Вводное занятие.
Охрана труда, производственная санитария,
электро и пожарная безопасность при
1.2
производстве художественных изделий из
дерева.
Основы материаловедения для
художественных работ из дерева. Ручная
1.3
обработка дерева в процессе изготовления
художественных изделий.
1.4 Точение фасонных поверхностей
Столярные соединения в художественных
изделиях. Технология изготовления
1.5 художественных изделий столярным
способом. Виды художественной резьбы по
дереву.
Геометрическая резьба по дереву. Освоение
1.6 приемов выполнения геометрической
резьбы.
1.7 Отделка изделия.
Нанесение элементов геометрического
рисунка на заготовку. Составление и
1.8 нанесение на заготовку более сложных
элементов резьбы. Способы резания. Резание
рисунка.
Изготовление разделочной доски и
1.9
декорирование ее геометрической резьбой.
1.10 Итоговое занятие.

Теория
15
1

Практика
20

1

Всего
35
1
1

2

4

6

1

3

4

2

2

4

2

2

4

1

1

2

1

4

5

2

4

6

2

2

Содержание программы
Раздел I. Резьба по дереву.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория: Правила поведения в мастерских. Основные направления работы.
Задачи на год (1 час).
Тема 1.2. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная
безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Теория: Требования ОТ и ТБ при работе. Причины травматизма.
Производственная санитария. Причины пожаров. Правила пользования
первичными средствами пожаротушения. (1 час)
Тема 1.3. Основы материаловедения для художественных работ из дерева.
Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий.
Теория: Декоративные свойства дерева. Клеи, склеивание, облицовывание
художественных изделий. Отделочные материалы и отделка. Способы
предупреждения и устранения дефектов. (2 часа)
Практическая работа: Знакомство с породами и свойствами древесины,
отделочными материалами, инструментами. (4 часа)
Тема 1.4. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к
работе.
Теория: Описание конструкции и технология изготовления (1час).
Практическая работа: Выполнение Изготовление ножа-косяка;
подготовка к работе. (3 часа)
Тема 1.5. Столярные соединения в художественных изделиях. Технология
изготовления художественных изделий столярным способом. Виды
художественной резьбы по дереву.
Теория: Виды столярных соединений. Технологическая карта. Способы
раскроя материала по заданным размерам. Сборка изделия. Подготовка
поверхности изделия для резьбы. Виды резьбы по дереву и их характерные
особенности и разновидности. Правила безопасности труда при работе
режущими инструментами. (2 часа)
Практическая работа: Знакомство с видами столярных соединений.
Технологическая последовательность выполнения резьбы. (2 часа)
Тема 1.6. Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения
геометрической резьбы.
Теория: Технико-технологические сведения (2 часа).
Практическая работа: Знакомство с элементами, орнаментами резьбы (2
часа).
Тема 1.7. Отделка изделия.
Теория: Отделочные материалы. Нетрадиционные материалы. Устранение
дефектов. Прозрачная отделка. (1 час)
Практическая работа: Отделка изделий. (1 час).
Тема 1.8. Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку.
Составление и нанесение на заготовку более сложных элементов резьбы.
Способы резания. Резание рисунка.
Теория: Нанесение элементов резьбы. Составление сложных элементов.
Способы вычерчивания. Материалы и инструменты. Способы выполнения
резьбы. Безопасность труда при резьбе (1 час).

Практическая работа: Составление и нанесение элементов: лесенка,
витейка, бусинки, змейка, сияние, сколышки (4 часов)
Тема 1.9. Изготовление разделочной доски и декорирование ее
геометрической резьбой.
Теория: Подбор материала. Составление резной композиции. Перенос ее
назаготовку. Способы выполнения резьбы. Отделка изделия. Безопасность
труда при резьбе. ( 2 часа)
Практическая работа: Изготовление разделочной доски (4 часа).
Тема 1.15. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов, обсуждение о проделанной работе. Выставка
работ.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
по разделам и темам
№
п/п. Тема раздела

Запл Основные вопросы
аниро рассматриваемые на занятии
-вано
часов
Резьба по дереву 35 часов.
Технико-технологические
Вводное
сведения:
1. занятие.
- правила поведения в
1
мастерских;
- основные направления работы;
- задачи на год.
2. Охрана труда,
Технико-технологические
производственна
сведения:
я санитария,
- требования ОТ и ТБ при
электро и
работе;
пожарная
- причины травматизма;
1
безопасность при
- производственная санитария;
производстве
- причины пожаров;
художественных
- правила пользования
изделий из
первичными средствами
дерева.
пожаротушения.
3. Основы
Технико-технологические
материаловедени
сведения:
я. Ручная
- декоративные свойства дерева;
обработка
- клеи, сколеивание,
6
дерева.
облицовывание художественных
изделий;
- отделочные материалы и
отделка;

Формы и методы
работы, виды
контроля
Инструктирование.
Беседа.

Инструктирование.
Беседа.

Беседа.
Практическая
работа:
«Знакомство с
породами и
свойствами
древесины,
отделочными

4.

5.

Изготовление
инструмента для
резьбы по дереву
и подготовка его
к работе.

4

Столярные
соединения.
Технология
изготовления
изделий. Виды
художественной
резьбы.
4

6.

Геометрическая
резьба. Освоение
приемов
выполнения
геометрической
резьбы.
4

7.

Отделка изделия.
2

- способы предупреждения и
устранения дефектов.
Технико-технологические
сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.

материалами,
инструментами».
Практическая
работа:
«Изготовление
ножа-косяка;
- одностороннего
прокола;
- двухстороннего
прокола;
- подготовка к
работе.
Технико-технологические
Беседа.
сведения:
Практическая
- виды столярных соединений; работа:
- технологическая карта;
«Знакомство с
- способы раскроя материала по видами столярных
заданным размерам;
соединений.
- сборка изделия;
Технологическая
- подготовка поверхности
последовательност
изделия для резьбы;
ь выполнения
- виды резьбы по дереву;
резьбы.
- их характерные особенности и Требования к
разновидности;
качеству
- правила безопасности труда
выполнения
при работе режущими
резьбы».
инструментами.
Технико-технологические
Беседа.
сведения:
Практическая
- история возникновения и
работа:
развития;
«Знакомство с
- особенности;
элементами,
- элементы геометрической
орнаментами
резьбы;
резьбы. Способы
- сочетание различных
вычерчинания
элементов;
орнамента по
- способы вычерчивания
поверхности
орнамента;
изделия.
- материалы, инструменты;
Выполнение
- способы выполнения резьбы; резьбы.
- безопасность труда при резьбе. Безопасность
труда.
Технико-технологические
Практическая
сведения:
работа:
- отделочные материалы;
«Отделка
- нетрадиционные материалы;
изделий».

8.

9.

Нанесение
элементов
рисунка не
заготовку.
Составление
более сложных
элементов
резьбы. Способы
резания.

5

Изготовление
доски
разделочной.
6

10. Итоговое
занятие.

2

- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Технико-технологические
сведения:
- нанесение элементов резьбы;
- составление сложных
элементов;
- способы вычерчивания;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.

Технико-технологические
сведения:
- подбор материала;
- составление резной
композиции;
- перенос ее назаготовку;
- способы выполнения резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе.

Практическая
работа:
«Составление и
нанесение
элементов:
лесенка, витейка,
бусинки, змейка,
сияние,
сколышки».
Способы резания.
Выполнение
резьбы.
Безопасность
труда.
Практическая
работа:
«Изготовление
разделочной
доски».

Обсуждение
проделанной
работы за год.
Летнее задание.

Ожидаемые результаты:
Итогом каждого года обучения является выставка поделок и
изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в
различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Условия реализации программы.
Направление работы кружка в большой степени зависит от
материальной базы школы.
В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и
противопожарной безопасности.
Для воплощения творческих идей учащимся, занимающимся в кружке
декоративно-прикладного творчества, требуется большое количество разных
материалов, которые приобретаются по договоренности за счет родителей:
древесина, лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с
древесиной, наждачная бумага, лак для древесины.

Список литературы:
для преподавателя:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная
резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978
2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.:
Просвещение, 1988.
5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.:
Просвещение, 1981.
6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко
В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.
7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа,
1986.
9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом
орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.
10. Логачѐва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). М.: Народное творчество, 2001.
11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа,
1993.
Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная
литература, 1999.
12. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ
Гамма - СА, 1998.
13. Резьба по дереву. /Сост.Березнѐв А.В., Березнѐва Т.С./.- Минск.:
Пардокс, 2000.
14. Резьба по дереву. /Сост. Лихонин А.С./. - Нижний Новгород.:
Времена, 2000.
15. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам маркетинг, 1997.
16. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы
домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.
17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово,
1998.
18. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). Минск.: Современное слово, 2000.
19. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово,
2003.
20. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
21. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург,
1995.

Список литературы:
для учащихся:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс,1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.:
Просвещение, 1995.
4 Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис
Пресс. Рольф, 1999.
5. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис
Пресс. Рольф, 1999.
6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
7. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. М.: Клѐн, 1993.
8. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.:
Клѐн, 1993.
9. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
10. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
11. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова
И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
12. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
13. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф,
1997.
14. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф,
1997.
15. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф,
1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».