Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Приложение 1.19
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «Школа № 10»
Приказ от 30.08.2024 г. № 88-OД/1
(с изменениями от 29.08.2025 г. пр. № 81-ОД/3)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8102930)
учебного предмета «Краеведение»
для обучающихся 5 – 6 классов
Ирбит 2025
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
туристско-краеведческой
направленности «Краеведение» имеет ознакомительный уровень и рассчитана на
учащихся 5-9 классов. Срок обучения - 3 года.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время многие школы
занимаются краеведческой работой и организацией школьных музеев. В нашем регионе
большое внимание уделяется также развитию туризма.
Занятия по этой программе помогают учащимся познакомиться с основными видами
музейной деятельности, спецификой различных музейных профессий, приобщиться к
поисково-собирательской работе, изучению и описанию музейных предметов, созданию
коллекций музеев, проведению экскурсий.
В ходе музейно-краеведческой деятельности учащиеся знакомятся с основами
вспомогательных дисциплин, не предусмотренных школьной программой: нумизматикой,
этнографией, геральдикой, археологией и т.д.
Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников,
расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая
Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные
места региона, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия , это
и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей 5-9 классов, главной задачей работы по изучению
родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного
отношения к краеведческому материалу.
Овладение практическими знаниями и умениями в области музеологии и краеведения,
даёт учащимся возможность лучше узнать родную историю и культуру, способствует
воспитанию чувства патриотизма, уважению к прошлому.
Основной концептуальной идеей данной программы является организация
интересной, содержательной, общественно значимой практической туристскокраеведческой деятельности с позиции познания и изучения родного края с учётом
развития личности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет
широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает формирование навыков
правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику в качестве
экскурсовода.
Цели и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой
деятельности в процессе изучения родного края.
Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих
взаимосвязанных задач:
1. Обучающие: ознакомление учащихся основами музеологии, вспомогательными
историческими дисциплинами, методами исследования и описания предметов
материальной культуры, с основами экскурсионной и поисковой деятельности.
2. Развивающие: формирование практических навыков комплексной работы с разными
видами исторических источников; самостоятельных исследований; коммуникативноречевых умений; использование приобретённых знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни.
3. Воспитательные: развитие интереса к исследованиям, творческому труду, навыков
общения, привитие любви и уважения к истории и культуре своей страны, воспитание
патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Формирование представлений о различных сторонах жизни своего
края и населения, показ его сложный структуры.
2. повышение уровня знаний учащихся об истории своей малой родины
и своего рода.
3. Освоение основ русской культуры, быта родного края.
Воспитательные:
1. Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России
и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему
родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.
2. Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в
детском коллективе и социуме.
3. Способствование укреплению семейных связей: заинтересованность
содержанием предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых
возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы
родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в
семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы.
4. Формирование экологической культуры, способности самостоятельно
оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности.
5. Воспитание навыков позитивно-сберегающего отношения к
окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
6. Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.
7. Создание
в
детском
коллективе
обстановки
доброжелательности психологического комфорта, удовлетворения потребностей
детей в общении.
8. Воспитание позиции
исследователя и хранителя духовных и
материальных богатств своего народа, бережного и уважительного отношения к
культурному наследию.
9. Воспитание личной ответственности в отношении к прошлому,
настоящему и будущему.
Развивающие:
1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае,
интереса учащихся к краеведению через тематические акции центра, детской
библиотеки, конкурсы и т.д.
2. Развитие навыков общения, оформления творческих работ.
3. Формирование способности и готовности к использованию
краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в
решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед
ними в будущем.
4. Развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности,
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
5. Ориентирование при решении вопросов дальнейшего образования,
выбора профессии и места работы.
Программа обучения рассчитана на школьников 5-9 классов.
Форма проведения занятий: групповые, малыми группами, индивидуально.
Методы и формы познавательной деятельности обучающихся
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы,
диспуты, викторины; презентации; проектно-исследовательская деятельность;
коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии,
походы; трудовые дела; групповые тренинги.
Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов
самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной,
мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок,
интернет-ресурсами.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1. теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2. практические (экскурсии, встречи, практикумы в музее, работа с документами, СМИ,
работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность,
субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность,
результативность, партнерство, творчество и успех.
Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
общеразвивающей программы «Краеведение»:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
учащихся основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной
картины.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
Количество часов
Название темы
Все
го
Теор Пр Ин
ия
ак д.
ти зан
ка яти
я
ДАТА
пла фа
н
кт
Формы
аттестац
ии
(контрол
я)
РАЗДЕЛ I «Край, в котором мы живём» (6 часов)
Вводное занятие. Организационные
вопросы. Ознакомление с фондами
школьного музея.
Географическое положение Свердловской
области
Символика области и района
Растительный и животный мир
Свердловской области
1
1
анкетиров
ание
1
1
тест
1
1
1
1
5
Сбор материала по теме «Наш край богат
талантами»
1
6.
Систематизация и обработка собранного
1
1
материала
РАЗДЕЛ II «Город, в котором я живу» (6 часов)
История г. Ирбит
1
1
18.
11
Улицы города
1
1
25.
11
Систематизация и обработка собранного
1
1
02.
материала по истории улиц города
12
1.
2.
3.
4.
7.
8.
9.
10.
Памятники и мемориалы города
1
11.
Систематизация и обработка собранного
материала по теме «Памятники города»
Предприятия села. Значение
1
12.
1
самостоят
ельная
работа
1
1
1
1
09.
12
16.
12
23.
12
творческа
я работа
викторина
оформлен
ие
альбома
Сам.
работа
подготовк
а проекта
РАЗДЕЛ III « Подготовка экскурсионной группы» (8 часов)
13.
Подготовка экскурсии «История города».
1
1
14.
Подготовка экскурсии «История школы»
1
1
30.
12
06.
01.
202
Сам.
работа
0
21.
Подготовка экскурсии «Ветераны
1
1
педагогического труда»
Подготовка экскурсии «Ветераны Великой 1
1
Отечественной войны- наши земляки»
Подготовка экскурсии «Ветераны Великой 1
1
Отечественной войны МАОУ «Школа
№10»
Оформление альбома «Ветераны Великой 1
1
Отечественной войны МАОУ «Школа
№10»
Подготовка экскурсии «Быт жителей
1
1
нашего города в прошлом»
Подготовка экскурсии «В тылу как на
1
1
фронте»
РАЗДЕЛ IV «История нашей школы» (4 часа)
Возникновение школы в нашем городе.
1
1
22.
Бывшие директора и учителя школы.
1
23.
Сбор и систематизация материалов о
выпускниках школы разных лет.
1
1
24
Учителями славится Россия
1
1
16.
03
25.
РАЗДЕЛ V « Музейная работа» ( 11 часов)
Приём экспонатов. Инвентарная книга.
1
1
23.
03
30.
03
06.
10
13.
04
15.
16.
17.
18.
19.
20.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
1
Работа с материалами основного
музейного фонда.
Сбор новых материалов для обновления
музейной экспозиции «Мы ими гордимся».
Сбор материалов для оформление
экспозиции «Наши горожане - участники
сражений в «горячих» точках».
«Урок Победы в музее»
1
1
1
1
1
1
1
1
Беседа, посвящённая 75 годовщине
Победы советского народа в Великой
Отечественной войне
Проведение экскурсий в школьном музее
«Моя малая родина» для учащихся 5-9
классов
Сбор материалов для оформления новой
музейной экспозиции «Славные люди
труда»
Организация выставки «Мой город в годы
войны»
Проведение экскурсий в школьном музее
«Моя малая родина»
1
1
13.
01
20.
01
27.
01
Сам.
работа
03.
02
оформлен
ие
альбома
10.
02
17.
02
24.
02
02.
03
09.
03
тест
оформлен
ие
альбома
подготовк
а проекта
Сам.
работа
20.
04
27.
04
викторина
тест
1
1
04.
05
Сам.
работа
1
1
11.
05
кроссворд
1
1
тест
1
1
18.
05
25.
05
35.
Итоговое занятие.
1
1
ВСЕГО:
35
13
№
01.
06
22
Количество часов
Название темы
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
тест
ДАТА
Формы
аттестац
ии
(контрол
я)
Все
го
Теор Пр Ин
ия
ак д.
ти зан
ка яти
я
пла фа
н
кт
РАЗДЕЛ I «Край, в котором мы живём» (6 часов)
1.
2.
3.
4.
5
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Вводное занятие. Организационные
вопросы. Ознакомление с фондами
школьного музея.
Символы малой Родины
Как жили наши предки. Наш край в
древности
Русские полководцы
Сбор материала по теме «Наш край богат
талантами»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Систематизация и обработка собранного
1
1
материала
РАЗДЕЛ II «Город, в котором я живу» (6 часов)
Как возник наш город
1
1
Наша улица. Названия улиц рассказывает. 1
1
Обновление альбома «Окна моего
1
1
родного города»
Памятники и мемориалы города Ирбит
Систематизация и обработка собранного
материала по теме «Памятники города
Ирбит»
Творческая работа «Ветераны
педагогического труда МАОУ «Школа
№10»
1
1
1
14.
15.
16.
17.
Подготовка и проведение экскурсии
«История города».
Подготовка и проведение экскурсии
«История школы»
Подготовка экскурсии «Ветераны
педагогического труда»
Подготовка экскурсии «Ветераны
Великой Отечественной войныс- наши
земляки»
Подготовка и проведение экскурсии
«Ветераны Великой Отечественной войны
МАОУ «Школа №10»
оформлен
ие
альбома
1
1
подготовк
а проекта
1
творческа
я работа
РАЗДЕЛ III « Подготовка экскурсионной группы» (8 часов)
13.
творческа
я работа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24
Оформление альбома «Ветераны Великой 1
1
Отечественной войны МАОУ «Школа
№10»
Подготовка экскурсии «Быт жителей
1
1
нашего города в прошлом»
Подготовка экскурсии «В тылу как на
1
1
фронте»
РАЗДЕЛ IV «История нашей школы» (4 часа)
Обновление экспозиции «История школы 1
1
в нашем городе».
Сбор новых материалов о бывших
1
1
директорах и учителях школы.
Сбор и систематизация материалов о
1
1
выпускниках школы разных лет.
Ими гордится наша школа
1
1
РАЗДЕЛ V « Музейная работа» ( 11 часов)
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Приём экспонатов. Инвентарная книга.
Работа с материалами основного
музейного фонда.
Сбор новых материалов для обновления
музейной экспозиции «Мы ими
гордимся».
1
1
1
1
1
1
Обновление экспозиции «Наши горожане
- участники сражений в «горячих»
точках».
Работа с материалами о ветеранах тыла.
Беседа, посвящённая 80 годовщине
Победы советского народа в Великой
Отечественной войне
Проведение экскурсий в школьном музее
«Дети войны. Труженики тыла» для
учащихся 5-9 классов
Обновление экспозиции «Славные люди
труда»
Организация выставки «Мой город в годы
войны»
Проведение экскурсий в школьном музее
«Моя малая родина»
Итоговое занятие.
ВСЕГО:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
1
12
23
оформлен
ие
альбома
подготовк
а проекта
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
РАЗДЕЛ I «Край, в котором мы живём» (6 часов)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА 1. Ознакомление с направлением деятельности кружка, его целями и задачами на
текущий учебный год. Избрание совета и актива музея.
ТЕМА 2. Географическое положение Свердловской области. Беседа. Сформировать
представление о территории Свердловской области, Ирбитского района , и города Ирбит в
частности.
ТЕМА 3. Символика области и района. Определение географического положения
области и района. Площадь территории, конфигурация, границы, протяженность с севера
на юг, с запада на восток. Составление аппликации и рисунков «Символика края».
Организация выставки рисунков.
ТЕМА 4. Растительный и животный мир края. Знакомство с растительным и животным
миром нашего края. Беседа на тему: «Лекарственные травы», «Красная книга и растения
края», «Охрана природы родного края», «Заказники», «Природные
достопримечательности». Экскурсия в лес.
ТЕМА 5. Сбор материала по теме «Наш край богат талантами»
Фронтальная беседа: дать первичные сведения об известных людях, связанных с нашим
краем.
ТЕМА 6. Систематизация и обработка собранного материала. Подготовка творческой
работы.
РАЗДЕЛ II «Город, в котором я живу» (6 часов)
ТЕМА 7. История г. Ирбит. Изучение материалов музейного фонда, раскрывающих эту
тему. Обновление музейного стенда «Как возникло наше село».
ТЕМА 8. Улицы города. Знакомство с музейными материалами, посвященными истории
улиц города и людям, проживающих на них.
ТЕМА 9. Систематизация и обработка собранного материала по истории улиц города.
Занятие, посвящённое оформлению альбома «Окна моего родного города».
ТЕМА 10. Памятники и мемориалы города. Изучение памятников города.
ТЕМА 11. Систематизация и обработка собранного материала по теме «Памятники
города». Подготовка и защита проекта по теме «Памятники г. Ирбит».
ТЕМА 12. Предприятия города. Значение. Изучение и анализ фондов школьного музея.
Знакомство с соответствующей литературой. Экскурсии на объекты.
РАЗДЕЛ III «Подготовка экскурсионной группы» (8 часов)
ТЕМА 13. Подготовка экскурсии «История города». Изучение и анализ фондов
школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе
нового текста экскурсий.
ТЕМА 14. Подготовка экскурсии «История школы». Изучение и анализ фондов
школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе
нового текста экскурсий.
ТЕМА 15. Подготовка экскурсии «Ветераны педагогического труда» Изучение и анализ
фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на
этой основе нового текста экскурсий.
ТЕМА 16. Подготовка экскурсии «Ветераны Великой Отечественной войны - наши
земляки». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей
литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.
ТЕМА 17. Подготовка экскурсии «Ветераны Великой Отечественной войны МАОУ
«Школа №10». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с
соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.
ТЕМА 18. Оформление альбома «Ветераны Великой Отечественной войны МАОУ
«Школа №10». Занятие, посвящённое оформлению альбома «Ветераны Великой
Отечественной войны МАОУ «Школа №10».
ТЕМА 19. Подготовка экскурсии «Быт жителей нашего города в прошлом».
Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой.
Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.
ТЕМА 20. Подготовка экскурсии «В тылу как на фронте». Изучение и анализ фондов
школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе
нового текста экскурсий.
РАЗДЕЛ IV «История нашей школы» (4 часа)
ТЕМА 21. Возникновение школы в нашем городе.
Изучение возникновения первых общеобразовательных учреждений города.
ТЕМА 22. Бывшие директора и учителя школы.
Интервьюирование учителей, преподающих в школе в настоящее время с целью
получения новых сведений для музейного архива.
ТЕМА 23. Сбор и систематизация материалов о выпускниках школы разных лет.
ТЕМА 24. Учителями славится Россия. Подготовка и защита проекта «Учителями
славится Россия»
РАЗДЕЛ V «Музейная работа» (11 часов)
ТЕМА 25. Приём экспонатов. Инвентарная книга.
ТЕМА 26. Работа с материалами основного музейного фонда.
ТЕМА 27. Сбор новых материалов для обновления музейной экспозиции «Мы ими
гордимся». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей
литературой
ТЕМА 28. Сбор материалов для оформление экспозиции «Наши горожане - участники
сражений в «горячих» точках». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с
соответствующей литературой
ТЕМА 29. «Урок Победы в музее». Изучение и анализ фондов школьного музея.
Знакомство с соответствующей литературой
ТЕМА 30. Беседа, посвящённая 80 годовщине Победы советского народа в Великой
Отечественной войне. Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с
соответствующей литературой
ТЕМА 31. Проведение экскурсий в школьном музее «Моя малая родина» для учащихся
5-9 классов Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей
литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.
ТЕМА 32. Сбор материалов для оформления новой музейной экспозиции «Славные
люди труда». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей
литературой.
ТЕМА 33. Организация выставки «Мой город в годы войны». Изучение и анализ фондов
школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой.
ТЕМА 34. Проведение экскурсий в школьном музее «Моя малая родина». Изучение и
анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой.
Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.
ТЕМА 35. Итоговое занятие.
Обобщение изученного за год, викторина на знание теоретических вопросов «Знай и люби
свой край». Выставка рисунков на тему «Мой край».
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
РАЗДЕЛ I «Край, в котором мы живём» (6 часов)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА 1. Ознакомление с направлением деятельности кружка, его целями и задачами на
текущий учебный год. Избрание совета и актива музея.
ТЕМА 2. Географическое положение Свердловской области. Беседа. Сформировать
представление о территории Свердловской области, Ирбитского района , и города Ирбит в
частности.
ТЕМА 3. Символика области и района. Определение географического положения
области и района. Площадь территории, конфигурация, границы, протяженность с севера
на юг, с запада на восток. Составление аппликации и рисунков «Символика края».
Организация выставки рисунков.
ТЕМА 4. Растительный и животный мир края. Знакомство с растительным и животным
миром нашего края. Беседа на тему: «Лекарственные травы», «Красная книга и растения
края», «Охрана природы родного края», «Заказники», «Природные
достопримечательности». Экскурсия в лес.
ТЕМА 5. Сбор материала по теме «Наш край богат талантами»
Фронтальная беседа: дать первичные сведения об известных людях, связанных с нашим
краем.
ТЕМА 6. Систематизация и обработка собранного материала. Подготовка творческой
работы.
РАЗДЕЛ II «Город, в котором я живу» (6 часов)
ТЕМА 7. История г. Ирбит. Изучение материалов музейного фонда, раскрывающих эту
тему. Обновление музейного стенда «Как возникло наше село».
ТЕМА 8. Улицы города. Знакомство с музейными материалами, посвященными истории
улиц города и людям, проживающих на них.
ТЕМА 9. Систематизация и обработка собранного материала по истории улиц города.
Занятие, посвящённое оформлению альбома «Окна моего родного города».
ТЕМА 10. Памятники и мемориалы города. Изучение памятников города.
ТЕМА 11. Систематизация и обработка собранного материала по теме «Памятники
города». Подготовка и защита проекта по теме «Памятники г. Ирбит».
ТЕМА 12. Предприятия города. Значение. Изучение и анализ фондов школьного музея.
Знакомство с соответствующей литературой. Экскурсии на объекты.
РАЗДЕЛ III «Подготовка экскурсионной группы» (8 часов)
ТЕМА 13. Подготовка экскурсии «История города». Изучение и анализ фондов
школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе
нового текста экскурсий.
ТЕМА 14. Подготовка экскурсии «История школы». Изучение и анализ фондов
школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе
нового текста экскурсий.
ТЕМА 15. Подготовка экскурсии «Ветераны педагогического труда» Изучение и анализ
фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на
этой основе нового текста экскурсий.
ТЕМА 16. Подготовка экскурсии «Ветераны Великой Отечественной войны - наши
земляки». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей
литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.
ТЕМА 17. Подготовка экскурсии «Ветераны Великой Отечественной войны МАОУ
«Школа №10». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с
соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.
ТЕМА 18. Оформление альбома «Ветераны Великой Отечественной войны МАОУ
«Школа №10». Занятие, посвящённое оформлению альбома «Ветераны Великой
Отечественной войны МАОУ «Школа №10».
ТЕМА 19. Подготовка экскурсии «Быт жителей нашего города в прошлом».
Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой.
Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.
ТЕМА 20. Подготовка экскурсии «В тылу как на фронте». Изучение и анализ фондов
школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе
нового текста экскурсий.
РАЗДЕЛ IV «История нашей школы» (4 часа)
ТЕМА 21. Возникновение школы в нашем городе.
Изучение возникновения первых общеобразовательных учреждений города.
ТЕМА 22. Бывшие директора и учителя школы.
Интервьюирование учителей, преподающих в школе в настоящее время с целью
получения новых сведений для музейного архива.
ТЕМА 23. Сбор и систематизация материалов о выпускниках школы разных лет.
ТЕМА 24. Учителями славится Россия. Подготовка и защита проекта «Учителями
славится Россия»
РАЗДЕЛ V «Музейная работа» (11 часов)
ТЕМА 25. Приём экспонатов. Инвентарная книга.
ТЕМА 26. Работа с материалами основного музейного фонда.
ТЕМА 27. Сбор новых материалов для обновления музейной экспозиции «Мы ими
гордимся». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей
литературой
ТЕМА 28. Сбор материалов для оформление экспозиции «Наши горожане - участники
сражений в «горячих» точках». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с
соответствующей литературой
ТЕМА 29. «Урок Победы в музее». Изучение и анализ фондов школьного музея.
Знакомство с соответствующей литературой
ТЕМА 30. Беседа, посвящённая 80 годовщине Победы советского народа в Великой
Отечественной войне. Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с
соответствующей литературой
ТЕМА 31. Проведение экскурсий в школьном музее «Моя малая родина» для учащихся
5-9 классов Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей
литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.
ТЕМА 32. Сбор материалов для оформления новой музейной экспозиции «Славные
люди труда». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей
литературой.
ТЕМА 33. Организация выставки «Мой город в годы войны». Изучение и анализ фондов
школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой.
ТЕМА 34. Проведение экскурсий в школьном музее «Моя малая родина». Изучение и
анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой.
Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.
ТЕМА 35. Итоговое занятие.
Обобщение изученного за год, викторина на знание теоретических вопросов «Знай и люби
свой край». Выставка рисунков на тему «Мой край».