Основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» начальное общее образование осуществляется через реализацию основной
образовательной программы и характеризует первый этап школьного обучения.
Образовательная программа понимается в Законе «Об образовании в Российской
Федерации» как комплекс основных характеристик образования (объём, содержание,
планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, реализация
которых обеспечивает успешность выполнения ФГОС начального уровня образования.
Целями реализации программы начального общего образования являются:
обеспечение успешной
реализации конституционного права каждого гражданина РФ, достигшего возраста 6,5 - 7
лет, на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и
воспитание каждого обучающегося;
развитие единого образовательного
пространства Российской Федерации на основе общих принципов формирования
содержания обучения и воспитания организации образовательного процесса;
организация учебного
процесса с учётом
целей, содержания и планируемых результатов начального
общего образования, отражённых в ФГОС НОО;
создание условий для свободного развития
каждого младшего школьника с учётом его
потребностей, возможностей и стремления к самореализации;
организация деятельности педагогического
коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых,
успешных обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом
внимании и поддержке педагогов.
Достижение поставленных целей
реализации ООП начального уровня образования
предусматривает решение следующих
основных задач:
_формирование общей культуры,
гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное
развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
_ обеспечение планируемых результатов
по освоению учащимися целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
_становление
и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
_обеспечение
преемственности начального общего и основного общего образования;
_достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования всеми
обучающимися,
в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ);
_ обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
_ выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц,
проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков,
организацию
общественно полезной деятельности;
_организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
_участие обучающихся, их родителей (законных представителей) педагогических работников и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
_использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
В
основе реализации ООП НОО лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает:
_воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального
состава;
_переход
к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки
содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения
социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
обучающихся;
_ориентацию
на достижение цели и основного результата образования — развитие личности
обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира;
_признание
решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и
социального развития обучающихся;
_учет
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
_обеспечение
преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего и профессионального образования;
_разнообразие
индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого
обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с
ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов,
обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
ООП
начального уровня образования МАОУ «Школа № 10» учитывает следующие принципы:
_принцип
учета ФГОС НОО и ФОП НОО, базирующихся на требованиях, предъявляемых к
целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения в начальной
школе;
_принцип
учета языка обучения: ООП характеризует право получения образования на
родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает этот
принцип в учебных планах и планах внеурочной деятельности;
_принцип
учета ведущей деятельности обучающегося: программа предусматривает
механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные
операции, контроль и самоконтроль);
_принцип
индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения
детей с особыми образовательными потребностями и интересами с учетом мнения
родителей (законных представителей) обучающихся;
_принцип
преемственности и перспективности: программа
обеспечивает связь и динамику в формировании знаний, умений и способов
деятельности между этапами начального и основного общего образования, единые
подходы к обучению и развитию учащихся в начальной и основной школе;
_принцип
интеграции обучения и воспитания: программа
предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку
мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и
познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения к
действительности;
_ принцип
здоровьесбережения: при организации образовательного процесса соблюдать
приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий.
Объем учебной нагрузки, организация
внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям СанПиН 2.4.2. 3648-20
(«Санитарно-эпидемиологические требования к
организации обучения и воспитания»,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»), утверждены
Постановлением Главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН
1.2.3.3 685-21 («Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания, утверждены
Постановлением Главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 п.6.6.
Программа начального общего образования
является стратегическим документом образовательной организации, выполнение
которого обеспечивает успешность организации образовательной деятельности, т.
е. гарантию реализации статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации». В соответствии с законодательными актами образовательная
организация самостоятельно определяет технологии обучения, формы его
организации (включая модульные курсы), а также систему оценивания с соблюдением
принципа здоровьесберегающего обучения.
ООП начального уровня образования МАОУ «Школа № 10»
учитывает возрастные и психологические особенности учащихся, что гарантирует создание комфортных
условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и
эмоционального благополучия каждого ребёнка. Срок
освоения ООП НОО - четыре года. Общий
объем аудиторной работы учащихся за четыре учебных года не может составлять
менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии
с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при
5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения
образовательных потребностей и интересов учащихся ООП НОО МАОУ «Школа № 10»
предусмотрена разработка индивидуальных
учебных планов, в том числе для ускоренного обучения, поддержки одаренных детей
или детей, входящих в особые социальные группы
(дети мигрантов, дети с особым состоянием здоровья, с девиантным поведением
и др.). При формировании индивидуальных учебных планов, в
том числе для ускоренного обучения, объём дневной и недельной учебной нагрузки,
организация учебных и внеурочных мероприятий, расписание занятий, объем
домашних заданий должны соответствовать требованиям, предусмотренным Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
В
программе начального уровня образования МАОУ «Школа № 10» определяются основные
механизмы её реализации, наиболее целесообразные с учётом традиций коллектива
образовательной организации, потенциала педагогических кадров и контингента
обучающихся. Среди механизмов, которые возможно использовать в начальной школе,
следует отметить: организацию внеурочной деятельности с разработкой учебных курсов,
факультативов, различных форм совместной познавательной деятельности (конкурсы,
диспуты, интеллектуальные марафоны и т. п.). Положительные результаты даёт
привлечение к образовательной деятельности школы организаций культуры (к
примеру, музеев, библиотек, стадионов), художественных и театральных студий.
Эффективным
механизмом реализации программ является использование индивидуальных программ и
учебных планов для отдельных обучающихся или небольших групп. Обязательным требованием при разработке
Программы является учёт запросов родителей (законных представителей)
обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности, факультативные
занятия, индивидуальные консультации и
др.